Проектная деятельность учащихся
Оценка 4.7

Проектная деятельность учащихся

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
классное руководство
3 кл—4 кл
15.03.2018
Проектная деятельность учащихся
Можно с уверенностью сказать, что проектная деятельность органично вошла в гимназический образовательный процесс и стала его неотъемлемой частью. Она объединяет все предметные области и в зависимости от задач, поставленных перед конкретной проектной работой, занимает урочное, внеурочное, внеклассное и даже внегимназическое время обучающегося. По объему времени, которое отводится на выполнение проекта, в гимназической практике широко используются: – открытые проекты – работа над ними идет в течение нескольких лет и выполняется разными творческими коллективами (примером такого проекта может стать работа на кафедре второго иностранного языка «Русские в Париже»); – долгосрочные проекты – это основное количество работ, выполняемых в гимназии в течение учебного года;
Проектная деятельность учащихся.doc
Проектная деятельность учащихся Метод проектов, в модернизированной форме возвращенный в российское  образование из прошлого педагогического опыта, с каждым годом все более  распространяется и укрепляется в практике современной школы.  Достаточно успешно развивается проектная деятельность и в нашей  гимназии.  Уже можно говорить как об определенных этапах формирования этого процесса, через которые прошло образовательное учреждение, так и о  самой сложившейся  в эти годы системе проектной деятельности и ее  действенных результатах. Можно с уверенностью сказать, что проектная деятельность органично вошла в  гимназический образовательный процесс и стала его неотъемлемой частью. Она объединяет все предметные области и в зависимости от задач, поставленных перед конкретной  проектной работой, занимает урочное, внеурочное, внеклассное и даже внегимназическое  время обучающегося. По объему времени, которое отводится на выполнение проекта, в гимназической практике  широко используются:  – открытые проекты – работа над ними идет в течение нескольких лет и выполняется  разными творческими коллективами (примером такого проекта может стать работа на  кафедре второго иностранного языка «Русские в Париже»); – долгосрочные проекты – это основное количество работ, выполняемых в гимназии в  течение учебного года; – краткосрочные проекты – достаточное количество работ (от урока до нескольких  месяцев), выполняемое разными возрастными группами для самых разных образовательных целей. По своей форме проектные работы – это компьютерные программы, различные  мультимедийные пособия. Именно такая форма проектных работ обусловлена двумя  факторами: гимназия владеет отличной компьютерной базой и самой современной  мультимедийной техникой, к тому же это направление, как современное и активно  формирующее необходимые ключевые компетенции обучающихся, сознательно принято  педагогическим коллективом.  Среди компьютерных форм жанровая форма презентации освоена и широко используется  практически всем контингентом обучающихся. В меньшей степени совершенства наши  гимназисты владеют пока такими жанровыми формами, как фильм и сайт. Число вовлеченных в проектную работу растет с каждым годом. Сегодня это практически  85–90 % обучающихся и 90 % обучающих. Столь же стремительно растет и качественный  уровень этого процесса – творческая инициатива участников. Состав творческих групп разнообразен: в гимназии создаются индивидуальные проекты,  коллективные – среди которых есть работы и одновозрастных творческих групп (одного  классного коллектива или параллели, например), и разновозрастных групп; особо ценим мы семейные проекты – работы, созданные нашими учащимися под руководством своих  родителей. В течение последних нескольких лет сложились традиционные теперь уже для нашего  образовательного учреждения направления проектной деятельности. Приоритеты здесь  отданы работе по созданию электронных учебников, мультимедийных пособий  современного уровня. В этом направлении гимназия является городской  экспериментальной площадкой при НИИ ИСРОО (Научно­исследовательском институте  развития современных образовательных систем).  Работы, выполненные гимназистами в этой области, отмечены высокими наградами  окружных, городских и региональных конкурсов. Уже разрабатываются учебные пособия нового поколения – с межпредметными связями, например полилингвистического  характера.  Кроме основного направления, гимназия сосредоточила свое внимание на проектах  историко­краеведческой тематики (например, открытый проект по истории учебного  заведения или семейные проекты, посвященные истории московских родов, семей наших  учеников) и общественно значимых тем (например, проект создания Российского интернет­ клуба старшеклассников, с которым гимназия выступила на заключительном этапе  конкурса «Лучшая школа России – 2006»).  Серьезное внимание уделяется содержанию проектных работ. Глубина научного  исследования и объективного обобщения, самостоятельный взгляд на тему и свои  комментарии к ней, современная позиция и оригинальная трактовка обозначенной  проблемы, высокий уровень компьютерного оформления – этим отличаются лучшие  проектные работы гимназии, к этому результату ведут свои творческие группы учителя –  руководители проектной деятельности.  Выполненная в 2005/2006 учебном году в гимназии проектная работа «100­летию М.А.  Шолохова посвящается…» получила Диплом первой степени Городского конкурса  проектных работ по МХК «Искусство ХХI века: между прошлым и будущим» с таким  уровнем аттестации: «за глубину освоения значительного пласта культуры ХХ века,  высокий исследовательский уровень, создание мультимедийного пособия и разработку  формы «проекта–эпопеи» «Личность – судьба – творчество». Сложившаяся в гимназии структура процесса проектной деятельности включает в себя  несколько этапов и подчиняется циклу учебного года.  1 этап – подготовительный (конец августа – сентябрь) состоит из следующих действий: 1) формирование основных направлений работы, формулирование целей и задач учебного  года, обсуждение их на августовском педсовете; утверждение плана мероприятий,  включенных в проектную деятельность текущего учебного года; 2) в первые недели сентября – обсуждение намеченного в ученических и – через Совет  родительской общественности – родительских коллективах; 3) в течение сентября – формирование творческих групп, уточнение и конкретизация темы  исследований, распределение заданий между членами проектной группы; 4) формирование и утверждение директором гимназии детско­взрослой экспертной  группы, в функции которой входят консультирование участников процесса и  предварительная экспертиза создаваемых проектов, – первая половина сентября; 5) сбор и систематизация информации о реализации предложенных тем исследования,  творческих инициативах в детско­взрослых проектных группах; утверждение директором  гимназии перечня начатых проектных работ – конец сентября. 2 этап – основной (сентябрь – январь):  1) в творческих группах идет работа над темой проекта, корректируются направления  поиска и исследования; подготовленный материал подвергается компьютерной обработке; 2) экспертная группа проводит еженедельные консультации, предварительные просмотры  собранного и обработанного материала; 3) руководители проектов периодически отчитываются в том, как идет работа над  выбранной темой; 4) проект готовится к сдаче в экспертную группу. 3 этап – кульминационный для проектной деятельности всего учебного года (2–3 дня  конца января – начала февраля). С 2006/2007 учебного года в практике проектной деятельности в образовательном  учреждении утверждена планируемая для ежегодного проведения общегимназическая  научно­практическая конференция­отчет по подготовленным проектам. На конференции проходит публичная презентация – защита проектов, получивших  предварительную положительную оценку экспертной группы. Проводимый в рамках  конференции конкурс проектных работ (по согласованным в начале учебного года  направлениям и номинациям) определяет лучшие и рекомендует их к участию во  внегимназических мероприятиях, связанных с проектными работами.  Уже несколько лет подряд гимназия – яркий участник окружного конкурса проектных  работ учащихся «На грант префекта Центрального округа Москвы» (в 2006 году  представлено 17 работ и получено 11 призовых мест, в 2007 году – представлено 22  работы). В 2007 году гимназия принимала участие в научно­практической конференции  старшеклассников «Шаги в науку ХХI века» (организованной гимназией № 56  Петроградского административного района г. Санкт­Петербурга) по теме  «Общечеловеческие ценности в современном мире», где с успехом представила пять своих  проектных работ в четырех творческих лабораториях. 4 этап – завершающий (февраль–июнь). Вторая половина учебного года связана с разными аспектами процесса проектной  деятельности и требует особого внимания и контроля: 1) подготовка проектов для участия во внегимназических конкурсах (оформление  демонстрационного варианта проекта и документов на него, создание демоверсии и  печатной сопроводительной информации, подготовка публичной защиты); 2) участие в конкурсных мероприятиях окружного, городского и регионального уровней;  3) подготовка проектных работ и их защиты к экзаменам по выборным предметам в  выпускных классах; 4) доработка проектов, не получивших пока положительной оценки на гимназической  конференции; 5) работа над открытыми проектами в гимназии; 6) оформление (в соответствии со сформированными в гимназии требованиями) проектов,  победивших на конкурсах учебного года, для включения их в фонды гимназической  медиатеки; разработка плана демонстрационной пропаганды и рекомендаций к  использованию их в гимназии и за ее пределами; 7) подведение итогов проектной деятельности в учебном году – подготовка материалов  аналитической справки, возможных публикаций, планирование работы на следующий  учебный год.  Как и любое новое дело, вначале проектная деятельность занимала незначительное место в  гимназическом образовательном процессе. Сказывалось незнание технологии и методик,  отсутствие профессиональных знаний в компьютерной области, пугал большой объем  времени, который занимала подготовка любого проекта, – все это не располагало к  активизации начатого в образовательном учреждении процесса. О настороженности,  недоверии, скептическом отношении к новому виду учебной деятельности говорят  результаты первых анкетирований по этим вопросам (анкетирования по разным проблемам  проводятся в гимназии постоянно). Сегодня мини­проект, презентация – норма в образовательной деятельности как  обучающихся любого возрастного уровня, так и их учителей.  В последние годы проведение устных выборных экзаменов по многим предметам  постепенно и естественно переходит от форм традиционных к защите проектной работы. Популярность и востребованность проектов, созданных в гимназии, мы особенно ощутили в 2005–2007 учебных годах, например на Всероссийском конкурсе «Лучшая школа России –  2006», где не только жюри, но и участники (соперники) с огромным вниманием отнеслись к нашим подаркам, привезенным на конкурс, – гимназическим проектам. Несколько факторов оказали серьезное воздействие на процесс формирования системы  проектной деятельности в гимназии и определили его этапы. Продолжающийся и сегодня открытый проект по истории учебного заведения сумел  объединить коллектив в единое целое, а различные моменты его компьютерной  презентации убедили, что яркая, наглядная форма подачи сжатой, но зрелищной  информации привлекает к себе и лучше запоминается. Пока еще хаотичный, но результативный процесс подготовки проектных работ  (предыдущие годы были посвящены только работе над конкурсными проектами,  фактически ограничивались только внеурочной и внеклассной деятельностью) дал  осознание не только своих творческих сил, но прежде всего убедил, что проектное  творчество учащихся современно и актуально как новая форма приобретения и освоения  комплексных знаний и умений. Значительную роль в становлении системы проектной деятельности в гимназии сыграла  активная, увлеченная работа творческой группы педагогов­новаторов, опиравшихся  сначала на небольшой разновозрастный коллектив учащихся, обладавших высоким уровнем компьютерной грамотности. Именно деятельность этой группы и постоянный рост ее  сторонников постепенно поменяли психологию детско­взрослого коллектива, сломали  недоверие и боязнь, активизировали процесс освоения компьютерной грамотности,  проектной технологии, а также привлекли к соучастию в проектной работе родителей  учащихся, увидевших в этом роде деятельности новые возможности формирования  ключевых образовательных компетенций у своего ребенка, необходимых ему для будущей  социальной адаптации в современном обществе. Конечно, невозможно представить себе скорейшее решение всех проблем создания системы проектной деятельности без планомерного и мощного формирования мультимедийной базы гимназии – активного, действенного стимула к проектному творчеству. Важным этапом в процессе формирования этой системы стали также организация и  функционирование в гимназии ГЭП по теме «Организационные формы и образовательное  содержание деятельности детско­взрослых проектных объединений» (научные  руководители – НИИ ИСРОО г. Москвы), подвигнувшие педагогический коллектив к  осознанному определению основных направлений проектной деятельности, необходимых  самому гимназическому образовательному процессу, планированию этой деятельности и  прогнозированию ее результатов. Само руководство процессом проектной деятельности, ориентированное на четкий анализ  достижений и определение путей разрешения возникающих проблем, планирование  проектного творчества учащихся, определение его стратегической цели и конкретных  задач на каждый учебный год также способствовали становлению системы работы. Заключительным на сегодня моментом, фиксирующим факт реального существования  основ системы проектной работы в гимназии, является создание основного документа,  регламентирующего эту деятельность на основных ее этапах (см. «Положение о  проектной деятельности»). В заключение необходимо еще раз более четко обозначить уже имеющиеся в гимназии  результаты активного внедрения в образовательный процесс системы проектной  деятельности обучаемых. Система проектной деятельности, созданная в гимназии: 1) активизировала процесс формирования ключевых компетенций обучаемых – выполнение основной образовательной цели Программы развития нашего образовательного  учреждения, – это прежде всего результативное овладение гимназистов  – технологией и методами самообразования,  – методами общения с современным образовательным пространством, – технологией создания интеллектуальной продукции высокого качества и общественной  значимости; 2) открыла путь для формирования одной из важных составляющих личного портфолио  гимназиста, основанной на свидетельствах о персональных наградах за его успехи в  творческом интеллектуальном труде, а также для формирования современного  общественно значимого статуса образовательного учреждения, создающего для своих  обучающихся все условия к развитию их личностного потенциала и тем самым  воспитывающего человека инициативного, интеллектуального, творческого, способного  легко адаптироваться в социуме; 3) способствовала практической модернизации образовательного процесса, переставив  акценты с традиционных форм обучения и воспитания на активные формы сотрудничества  и партнерства обучающего и обучающегося, положившие начало их взаимообогащению и  саморазвитию; 4) стимулировала процесс образования детско­взрослых творческих объединений,  укрепляющих профессиональные и межличностные контакты, объединила в общую  современную образовательную среду учительский, ученический, родительский коллективы  и заинтересованную общественность.

Проектная деятельность учащихся

Проектная деятельность учащихся

Проектная деятельность учащихся

Проектная деятельность учащихся

Проектная деятельность учащихся

Проектная деятельность учащихся

Проектная деятельность учащихся

Проектная деятельность учащихся

Проектная деятельность учащихся

Проектная деятельность учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2018