Проектная деятельность учащихся

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 15.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Можно с уверенностью сказать, что проектная деятельность органично вошла в гимназический образовательный процесс и стала его неотъемлемой частью. Она объединяет все предметные области и в зависимости от задач, поставленных перед конкретной проектной работой, занимает урочное, внеурочное, внеклассное и даже внегимназическое время обучающегося. По объему времени, которое отводится на выполнение проекта, в гимназической практике широко используются: – открытые проекты – работа над ними идет в течение нескольких лет и выполняется разными творческими коллективами (примером такого проекта может стать работа на кафедре второго иностранного языка «Русские в Париже»); – долгосрочные проекты – это основное количество работ, выполняемых в гимназии в течение учебного года;
Иконка файла материала Проектная деятельность учащихся.doc
Проектная деятельность учащихся Метод проектов, в модернизированной форме возвращенный в российское  образование из прошлого педагогического опыта, с каждым годом все более  распространяется и укрепляется в практике современной школы.  Достаточно успешно развивается проектная деятельность и в нашей  гимназии.  Уже можно говорить как об определенных этапах формирования этого процесса, через которые прошло образовательное учреждение, так и о  самой сложившейся  в эти годы системе проектной деятельности и ее  действенных результатах. Можно с уверенностью сказать, что проектная деятельность органично вошла в  гимназический образовательный процесс и стала его неотъемлемой частью. Она объединяет все предметные области и в зависимости от задач, поставленных перед конкретной  проектной работой, занимает урочное, внеурочное, внеклассное и даже внегимназическое  время обучающегося. По объему времени, которое отводится на выполнение проекта, в гимназической практике  широко используются:  – открытые проекты – работа над ними идет в течение нескольких лет и выполняется  разными творческими коллективами (примером такого проекта может стать работа на  кафедре второго иностранного языка «Русские в Париже»); – долгосрочные проекты – это основное количество работ, выполняемых в гимназии в  течение учебного года; – краткосрочные проекты – достаточное количество работ (от урока до нескольких  месяцев), выполняемое разными возрастными группами для самых разных образовательных целей. По своей форме проектные работы – это компьютерные программы, различные  мультимедийные пособия. Именно такая форма проектных работ обусловлена двумя  факторами: гимназия владеет отличной компьютерной базой и самой современной  мультимедийной техникой, к тому же это направление, как современное и активно  формирующее необходимые ключевые компетенции обучающихся, сознательно принято  педагогическим коллективом.  Среди компьютерных форм жанровая форма презентации освоена и широко используется  практически всем контингентом обучающихся. В меньшей степени совершенства наши  гимназисты владеют пока такими жанровыми формами, как фильм и сайт. Число вовлеченных в проектную работу растет с каждым годом. Сегодня это практически  85–90 % обучающихся и 90 % обучающих. Столь же стремительно растет и качественный  уровень этого процесса – творческая инициатива участников. Состав творческих групп разнообразен: в гимназии создаются индивидуальные проекты,  коллективные – среди которых есть работы и одновозрастных творческих групп (одного  классного коллектива или параллели, например), и разновозрастных групп; особо ценим мы семейные проекты – работы, созданные нашими учащимися под руководством своих  родителей. В течение последних нескольких лет сложились традиционные теперь уже для нашего  образовательного учреждения направления проектной деятельности. Приоритеты здесь  отданы работе по созданию электронных учебников, мультимедийных пособий  современного уровня. В этом направлении гимназия является городской  экспериментальной площадкой при НИИ ИСРОО (Научно­исследовательском институте  развития современных образовательных систем).  Работы, выполненные гимназистами в этой области, отмечены высокими наградами  окружных, городских и региональных конкурсов. Уже разрабатываются учебные пособиянового поколения – с межпредметными связями, например полилингвистического  характера.  Кроме основного направления, гимназия сосредоточила свое внимание на проектах  историко­краеведческой тематики (например, открытый проект по истории учебного  заведения или семейные проекты, посвященные истории московских родов, семей наших  учеников) и общественно значимых тем (например, проект создания Российского интернет­ клуба старшеклассников, с которым гимназия выступила на заключительном этапе  конкурса «Лучшая школа России – 2006»).  Серьезное внимание уделяется содержанию проектных работ. Глубина научного  исследования и объективного обобщения, самостоятельный взгляд на тему и свои  комментарии к ней, современная позиция и оригинальная трактовка обозначенной  проблемы, высокий уровень компьютерного оформления – этим отличаются лучшие  проектные работы гимназии, к этому результату ведут свои творческие группы учителя –  руководители проектной деятельности.  Выполненная в 2005/2006 учебном году в гимназии проектная работа «100­летию М.А.  Шолохова посвящается…» получила Диплом первой степени Городского конкурса  проектных работ по МХК «Искусство ХХI века: между прошлым и будущим» с таким  уровнем аттестации: «за глубину освоения значительного пласта культуры ХХ века,  высокий исследовательский уровень, создание мультимедийного пособия и разработку  формы «проекта–эпопеи» «Личность – судьба – творчество». Сложившаяся в гимназии структура процесса проектной деятельности включает в себя  несколько этапов и подчиняется циклу учебного года.  1 этап – подготовительный (конец августа – сентябрь) состоит из следующих действий: 1) формирование основных направлений работы, формулирование целей и задач учебного  года, обсуждение их на августовском педсовете; утверждение плана мероприятий,  включенных в проектную деятельность текущего учебного года; 2) в первые недели сентября – обсуждение намеченного в ученических и – через Совет  родительской общественности – родительских коллективах; 3) в течение сентября – формирование творческих групп, уточнение и конкретизация темы  исследований, распределение заданий между членами проектной группы; 4) формирование и утверждение директором гимназии детско­взрослой экспертной  группы, в функции которой входят консультирование участников процесса и  предварительная экспертиза создаваемых проектов, – первая половина сентября; 5) сбор и систематизация информации о реализации предложенных тем исследования,  творческих инициативах в детско­взрослых проектных группах; утверждение директором  гимназии перечня начатых проектных работ – конец сентября. 2 этап – основной (сентябрь – январь):  1) в творческих группах идет работа над темой проекта, корректируются направления  поиска и исследования; подготовленный материал подвергается компьютерной обработке; 2) экспертная группа проводит еженедельные консультации, предварительные просмотры  собранного и обработанного материала; 3) руководители проектов периодически отчитываются в том, как идет работа над  выбранной темой; 4) проект готовится к сдаче в экспертную группу. 3 этап – кульминационный для проектной деятельности всего учебного года (2–3 дня  конца января – начала февраля). С 2006/2007 учебного года в практике проектной деятельности в образовательном  учреждении утверждена планируемая для ежегодного проведения общегимназическая  научно­практическая конференция­отчет по подготовленным проектам.На конференции проходит публичная презентация – защита проектов, получивших  предварительную положительную оценку экспертной группы. Проводимый в рамках  конференции конкурс проектных работ (по согласованным в начале учебного года  направлениям и номинациям) определяет лучшие и рекомендует их к участию во  внегимназических мероприятиях, связанных с проектными работами.  Уже несколько лет подряд гимназия – яркий участник окружного конкурса проектных  работ учащихся «На грант префекта Центрального округа Москвы» (в 2006 году  представлено 17 работ и получено 11 призовых мест, в 2007 году – представлено 22  работы). В 2007 году гимназия принимала участие в научно­практической конференции  старшеклассников «Шаги в науку ХХI века» (организованной гимназией № 56  Петроградского административного района г. Санкт­Петербурга) по теме  «Общечеловеческие ценности в современном мире», где с успехом представила пять своих  проектных работ в четырех творческих лабораториях. 4 этап – завершающий (февраль–июнь). Вторая половина учебного года связана с разными аспектами процесса проектной  деятельности и требует особого внимания и контроля: 1) подготовка проектов для участия во внегимназических конкурсах (оформление  демонстрационного варианта проекта и документов на него, создание демоверсии и  печатной сопроводительной информации, подготовка публичной защиты); 2) участие в конкурсных мероприятиях окружного, городского и регионального уровней;  3) подготовка проектных работ и их защиты к экзаменам по выборным предметам в  выпускных классах; 4) доработка проектов, не получивших пока положительной оценки на гимназической  конференции; 5) работа над открытыми проектами в гимназии; 6) оформление (в соответствии со сформированными в гимназии требованиями) проектов,  победивших на конкурсах учебного года, для включения их в фонды гимназической  медиатеки; разработка плана демонстрационной пропаганды и рекомендаций к  использованию их в гимназии и за ее пределами; 7) подведение итогов проектной деятельности в учебном году – подготовка материалов  аналитической справки, возможных публикаций, планирование работы на следующий  учебный год.  Как и любое новое дело, вначале проектная деятельность занимала незначительное место в  гимназическом образовательном процессе. Сказывалось незнание технологии и методик,  отсутствие профессиональных знаний в компьютерной области, пугал большой объем  времени, который занимала подготовка любого проекта, – все это не располагало к  активизации начатого в образовательном учреждении процесса. О настороженности,  недоверии, скептическом отношении к новому виду учебной деятельности говорят  результаты первых анкетирований по этим вопросам (анкетирования по разным проблемам  проводятся в гимназии постоянно). Сегодня мини­проект, презентация – норма в образовательной деятельности как  обучающихся любого возрастного уровня, так и их учителей.  В последние годы проведение устных выборных экзаменов по многим предметам  постепенно и естественно переходит от форм традиционных к защите проектной работы. Популярность и востребованность проектов, созданных в гимназии, мы особенно ощутили в 2005–2007 учебных годах, например на Всероссийском конкурсе «Лучшая школа России –  2006», где не только жюри, но и участники (соперники) с огромным вниманием отнеслись к нашим подаркам, привезенным на конкурс, – гимназическим проектам.Несколько факторов оказали серьезное воздействие на процесс формирования системы  проектной деятельности в гимназии и определили его этапы. Продолжающийся и сегодня открытый проект по истории учебного заведения сумел  объединить коллектив в единое целое, а различные моменты его компьютерной  презентации убедили, что яркая, наглядная форма подачи сжатой, но зрелищной  информации привлекает к себе и лучше запоминается. Пока еще хаотичный, но результативный процесс подготовки проектных работ  (предыдущие годы были посвящены только работе над конкурсными проектами,  фактически ограничивались только внеурочной и внеклассной деятельностью) дал  осознание не только своих творческих сил, но прежде всего убедил, что проектное  творчество учащихся современно и актуально как новая форма приобретения и освоения  комплексных знаний и умений. Значительную роль в становлении системы проектной деятельности в гимназии сыграла  активная, увлеченная работа творческой группы педагогов­новаторов, опиравшихся  сначала на небольшой разновозрастный коллектив учащихся, обладавших высоким уровнем компьютерной грамотности. Именно деятельность этой группы и постоянный рост ее  сторонников постепенно поменяли психологию детско­взрослого коллектива, сломали  недоверие и боязнь, активизировали процесс освоения компьютерной грамотности,  проектной технологии, а также привлекли к соучастию в проектной работе родителей  учащихся, увидевших в этом роде деятельности новые возможности формирования  ключевых образовательных компетенций у своего ребенка, необходимых ему для будущей  социальной адаптации в современном обществе. Конечно, невозможно представить себе скорейшее решение всех проблем создания системы проектной деятельности без планомерного и мощного формирования мультимедийной базы гимназии – активного, действенного стимула к проектному творчеству. Важным этапом в процессе формирования этой системы стали также организация и  функционирование в гимназии ГЭП по теме «Организационные формы и образовательное  содержание деятельности детско­взрослых проектных объединений» (научные  руководители – НИИ ИСРОО г. Москвы), подвигнувшие педагогический коллектив к  осознанному определению основных направлений проектной деятельности, необходимых  самому гимназическому образовательному процессу, планированию этой деятельности и  прогнозированию ее результатов. Само руководство процессом проектной деятельности, ориентированное на четкий анализ  достижений и определение путей разрешения возникающих проблем, планирование  проектного творчества учащихся, определение его стратегической цели и конкретных  задач на каждый учебный год также способствовали становлению системы работы. Заключительным на сегодня моментом, фиксирующим факт реального существования  основ системы проектной работы в гимназии, является создание основного документа,  регламентирующего эту деятельность на основных ее этапах (см. «Положение о  проектной деятельности»). В заключение необходимо еще раз более четко обозначить уже имеющиеся в гимназии  результаты активного внедрения в образовательный процесс системы проектной  деятельности обучаемых. Система проектной деятельности, созданная в гимназии: 1) активизировала процесс формирования ключевых компетенций обучаемых – выполнение основной образовательной цели Программы развития нашего образовательного  учреждения, – это прежде всего результативное овладение гимназистов  – технологией и методами самообразования,  – методами общения с современным образовательным пространством,– технологией создания интеллектуальной продукции высокого качества и общественной  значимости; 2) открыла путь для формирования одной из важных составляющих личного портфолио  гимназиста, основанной на свидетельствах о персональных наградах за его успехи в  творческом интеллектуальном труде, а также для формирования современного  общественно значимого статуса образовательного учреждения, создающего для своих  обучающихся все условия к развитию их личностного потенциала и тем самым  воспитывающего человека инициативного, интеллектуального, творческого, способного  легко адаптироваться в социуме; 3) способствовала практической модернизации образовательного процесса, переставив  акценты с традиционных форм обучения и воспитания на активные формы сотрудничества  и партнерства обучающего и обучающегося, положившие начало их взаимообогащению и  саморазвитию; 4) стимулировала процесс образования детско­взрослых творческих объединений,  укрепляющих профессиональные и межличностные контакты, объединила в общую  современную образовательную среду учительский, ученический, родительский коллективы  и заинтересованную общественность.