Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций

  • Образовательные программы
  • doc
  • 08.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Современное общество требует от выпускника способности адаптироваться к изменяющимся условиям, свободно ориентироваться в информационном поле, строить систему в любой сфере знания, проектировать собственное развитие. В Концепции модернизации российского образования подчеркивается необходимость "формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования". Компетенция - общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности. Компетенция - это знание в действии, способность человека использовать на практике полученные знания и навыки, принимать решения в условиях неопределенности и реализовывать их.
Иконка файла материала Проектная деятельность учащихся как средство.doc
Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций Современное общество требует от выпускника способности адаптироваться к изменяющимся условиям, свободно  ориентироваться в информационном поле, строить систему в любой сфере знания, проектировать собственное развитие. В  Концепции модернизации российского образования подчеркивается необходимость "формировать целостную систему  универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования". Компетенция ­ общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные  в процессе обучения, в реальной деятельности. Компетенция ­ это знание в действии, способность человека использовать  на практике полученные знания и навыки, принимать решения в условиях неопределенности и реализовывать их. Современные требования ставят новые задачи и перед учителем: не пассивное прочтение художественного текста, а  формирование умения самостоятельно работать с текстом, развитие творческого мышления, способности прогнозировать  свою деятельность. "Одна из важнейших задач учителя ­ включение учащихся в творческую деятельность, увеличение доли их самостоятельности" . Умения самостоятельного ориентирования в информационном пространстве важны также в связи с переходом к  профильной школе, так как они становятся для ученика основанием для самообразования и самореализации,  способствуют его успешному личностному росту. Практика показывает, что использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование  ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной. Проектная деятельность на уроке  литературы направлена на формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов  деятельности. Метод проектов (от греческого слова "путь исследования") ориентирован на творческую самореализацию личности в  процессе самостоятельной работы учащихся под руководством учителя над проектом от его идеи до ее воплощения. Проектная деятельность учащихся ­ это учебно­познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом  которой становится решение какой­либо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта). Проект ­ это детально описанный прообраз будущего объекта или способа деятельности. Учебно­познавательный проект ­ это ограниченное во времени, целенаправленное изучение определенной системы знаний  на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения  проблемы учащимся. Целью проектной технологии обучения является создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают  знания из различных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных задач;  развивают коммуникативные и исследовательские умения; развивают системное мышление. Изучение опыта проектной деятельности позволило определить, что в основе метода проектов лежит развитие  познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания; умений ориентироваться в  информационном пространстве; развитие критического мышления. Выполняется проект по определенному плану, включает следующие этапы: № Название этапа Деятельность учащихся и учителя 1. Планирование работы ­изучение текста художественного произведения, исторических  документов; ­выбор темы для проектной деятельности (тема должна быть  интересной, значимой для учащихся, они должны быть заинтересованы  в развитии проекта); ­обсуждение возникших идей; ­планирование объема работы. Содержание проекта ­ это материал учебной темы, представленный в виде поисковой задачи,которая представляет интерес для школьников. Результат деятельности учащихся может  быть спланирован в виде какого­либо конкретного представления. Так, при завершении изучения  комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума" группа девятиклассников представила проектную работу  "Афоризмы в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума", основанную на внимательном изучении текста,  работе с различными словарями и справочниками. 2. Аналитический этап 3. Этап обобщения ­формирование представления о результате проектной работы  (презентация, буклет, сценарий, газета, другой вид творческой  деятельности); ­собирание информации, работа с различными источниками (словари,  справочники, исторические документы, критическая литература,  Интернет­ресурсы); ­обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями,  родителями, консультантами). ­аналитическая работа с полученными материалами (обработка  материала, отбор необходимых сведений, редактирование текста,  подбор аргументов, формулирование выводов); ­ подбор возможного зрительного ряда (иллюстрации, портреты героев, произведения живописи) к презентации или буклету; ­оформление полученного материала в определенном виде (буклет,  презентация, газета, другие виды творческих работ). Для изучения учебного материала с использованием метода проектов учитель проводит большую  предварительную работу. Проектная работа на уроках литературы, истории, МХК ­ это работа с  разнообразными источниками информации, с использованием проблемных, поисковых и  исследовательских методов, позволяющих выявить вариативные точки зрения на рассматриваемую  проблему, сформировать свою точку зрения, а также необходимость обобщить собранный материал и  предъявить его в наглядной, эстетически значимой форме. Результаты работы оформлены в виде  презентации и буклета, которые представлены на заключительном уроке по повести. Так, при изучении повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" школьников заинтересовал вопрос: "Как изображен  Емельян Пугачев в исторических документах и в повести А.С.Пушкина?" Это стало основой  проектной работы. Учащиеся познакомились с большим количеством исторических документов,  сопоставили портреты Пугачева, данные писателем в разных текстах ("История пугачевского бунта" и  "Капитанская дочка"). Школьники выяснили, что под пером Пушкина образ Пугачева становится  привлекательным для читателя. В Интернет­документах участники группы нашли сведения о  различных портретах бунтовщика, в частности, узнали о "Портрете царя на портрете царицы" и  "Пугачеве устрашенном". Внимательно работая на уроках литературы с текстом, были сделаны  выводы о жизненной философии Пугачева, о символических образах птиц: ворона и орла. Результаты  работы оформлены в виде презентации и буклета, которые представлены на заключительном уроке по  повести. 3. Презентация  полученных  результатов ­осмысление полученных данных и способов достижения результата; ­презентация проекта (представление итогов работы на уроке, на  заседании кружка, выступление в рамках внеклассных мероприятий,  выступление на конференции). Презентация результатов различна. Это зависит от замысла учителя и возможностей школьников. В  средних классах это записи фольклорных текстов "Что поют донские казаки", сборники иллюстраций  к прочитанным сказкам, сборники творческих работ "Литературное творчество", "Пишем сказку  сами", стенгазета "Отечество нам Царское Село", гостиная "Пушкин, Онегин и другие". В 10 классе в  ходе реализации проекта "Мой Пушкин" каждый учащийся определил для себя основные вопросыбиографии поэта, которые потом представлены на уроках в форме презентации. Проектная работа "А.С.Пушкин. Счастливая, невозвратимая пора детства". Старшеклассники представляют итоги своей работы в виде буклетов, альманаха, выполненных на  компьютере, это может быть исторический комментарий к тексту художественного произведения,  публикация в школьной газете "Ступени". Очень важной в данном случае представляется  практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов. 4. Рефлексия ­подведение итогов, создание ситуации успеха. Проектная деятельность является личностно­ и практико­ориентированной, что соответствует современной Концепции  образования. Метод проектов ­ это способ познания мира, решение проблемных задач, это способ развития и становления  личности ребенка, его социализации, готовности на выходе из школы к освоению программ высшего профессионального  образования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское  сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я  знаю, где и как эти знания применить". При изучении романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" большой интерес  вызывает у школьников фигура Воланда. "За что Воланд наказывает человечество?" ­ так был сформулирован основной  вопрос для групповой работы. Ученики провели большую поисковую работу по различным направлениям: текст,  критическая литература. В результате черновой работы получилась таблица с интересными результатами, которые  оформлены в виде презентации и буклета. Для эффективной организации проектной работы использую методические  рекомендации по выполнению проекта. Это различные памятки, например, "Как работать в группе над проектом", "Как  работать над проектом". Совместно с учащимися разрабатываем "Примерный план работы над проектом". После  окончания работы подводим итоги с целью рефлексии (Памятка "Мы подводим итоги проектной деятельности") Классификация проектов. Проектная технология ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся. Виды проектов на уроке литературы и во внеурочной деятельности: по участию в разработке индивидуальные (рассчитаны на  сильного ученика) парн ые групповые (дети учатся сообща решать сложные вопросы,  делить обязанности, учатся руководить и подчиняться) по времени исполнения мини­проекты (укладываются в  рамки одного урока) краткосрочн ые долгосрочные (выполняются во внеурочное время,  могут быть рассчитаны на несколько лет) по комплексности монопроекты (реализуются в рамках  одного учебного предмета  "Литература") межпредметные (выполняются во внеурочное время под  руководством специалистов из разных областей знания:  "История", "Литература", "МХК")   по характеру координации проекта: ­проекты со скрытой координацией (учитель  выступает как полноправный участник  проектной деятельности, это более сложный  вид проекта) ­проекты с открытой явной координацией (учитель  выполняет свою собственную функцию, направляет  работу учащихся, организует отдельные этапы их  деятельности) по доминирующей деятельности учащихся:­исследовательские проекты (требуют продуманной структуры, чётко обозначенных целей,  обоснования актуальности, приближены к подлинно научному исследованию); ­коммуникационные проекты (при их реализации происходит сбор информации о каком­либо объекте, их анализ и собственные  выводы); творческие проекты (не требуют строго продуманной структуры, их содержание зависит от  интересов и творческих способностей авторов, например, написание собственных литературных  произведений)     игровые проекты (это игра, в результате которой создаётся новый продукт, например, заседание редакционной коллегии журнала на уроке литературы с целью выпуска сборника стихотворений поэтов "серебряного" века)   практико­ориентированные проекты (их результат имеет конкретное общественно­полезное значение: организация выставки творческих  работ, выпуск школьной газеты, сценарий школьного вечера) Примеры межпредметных творческих проектов, реализованных в школе: "Россия­ Япония: диалог культур" (МХК,  география, литература), "Культура Древней Руси" (история, литература). В своей работе большое внимание уделяю проектам, имеющим конкретное общественно­полезное значение. Часто эти  проекты являются долгосрочными, ориентированными на создание системы: урок ­ внеклассная деятельность. Руковожу  "Клубом юных журналистов". Результатом этого творческого практико­ориентированного проекта стала школьная газета  "Ступени", освещающая вопросы, интересные для подростков. Газета выходит пять лет, три года ­ в электронном  варианте. Интересна для учащихся и такая форма проектной деятельности, как бал. Это погружение в 19 век, формирование основ  русской культуры на литературном, историческом, культуроведческом материале. Старшеклассники с удовольствием  примеряют на себя роли известных личностей, участвуют в инсценировании отрывков из произведений Н.В.Гоголя,  А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, поют романсы и танцуют. Организационно метод проектов предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с работой в  сотрудничестве, в малых группах и в коллективе. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции  учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности  своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою  учебно­воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет  деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Обеспечение и сопровождение проектной  деятельности строится на принципах сотрудничества и включает:      помощь в определении школьником замысла проектной деятельности; консультирование стадий проекта: поиска информации, решений проектных задач, поощрение практического  опыта непосредственной работы с текстом; внимание к индивидуальным формам и способам аналитического и образного мышления, рассуждений и  интерпретации, инициирование навыков продумывания деятельности и прогнозирования ее продукта; поощрение инициативы и творческого характера проектной деятельности; участие в обеспечении презентации и общественной экспертизы результатов проектной деятельности детей. В результате активного внедрения метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности у учащихся формируются  общие учебные умения, навыки и обобщенные способы деятельности. Обучающиеся более прочно усваивают знания,  полученные в ходе самостоятельного решения поставленных задач. Ученики приобретают опыт вдумчивой работы с  текстом художественного произведения, опыт работы с большим объемом информации из различных источников.  Школьники приобретают навыки учебного сотрудничества и коммуникации: учатся работать в коллективе, планировать  работу индивидуально и в группе, учатся оценивать ситуации и принимать решения.Проектная деятельность на уроке и во внеурочное время способствует формированию у школьников духовности и  культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации  на рынке труда. Метод проектной деятельности актуален в связи с изменениями, происходящими в образовании. Компьютеры и  мультимедиа стали неотъемлемой частью образовательного пространства. В работе использую компьютер как  необходимое условие проведения современного урока. Сегодня техника позволяет представлять результаты своей  деятельности ярко, логично, подбирать систему доказательств, иллюстраций к основным вопросам темы. В процессе работы над проектом с использованием средств ИКТ формируется человек, умеющий действовать не только  по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников,  умеющий ее анализировать и делать выводы. Метод проектов востребован школой, так как он демонстрирует высокую эффективность, мотивированность обучения,  снижение перегрузки, повышение творческого потенциала учащихся. Опыт может быть использован в массовой практике как форма индивидуальной, парной или групповой работы  школьников. В центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет свою активность. В проектном  обучении у него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать другим свою  компетентность. В процессе работы над проектом организуется и осуществляется широкое взаимодействие учащихся с  учителем на основе внимательного изучения произведений русской классической литературы.