Современное общество требует от выпускника способности адаптироваться к изменяющимся условиям, свободно ориентироваться в информационном поле, строить систему в любой сфере знания, проектировать собственное развитие. В Концепции модернизации российского образования подчеркивается необходимость "формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования".
Компетенция - общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности. Компетенция - это знание в действии, способность человека использовать на практике полученные знания и навыки, принимать решения в условиях неопределенности и реализовывать их.
Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых
компетенций
Современное общество требует от выпускника способности адаптироваться к изменяющимся условиям, свободно
ориентироваться в информационном поле, строить систему в любой сфере знания, проектировать собственное развитие. В
Концепции модернизации российского образования подчеркивается необходимость "формировать целостную систему
универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся,
т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования".
Компетенция общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные
в процессе обучения, в реальной деятельности. Компетенция это знание в действии, способность человека использовать
на практике полученные знания и навыки, принимать решения в условиях неопределенности и реализовывать их.
Современные требования ставят новые задачи и перед учителем: не пассивное прочтение художественного текста, а
формирование умения самостоятельно работать с текстом, развитие творческого мышления, способности прогнозировать
свою деятельность. "Одна из важнейших задач учителя включение учащихся в творческую деятельность, увеличение доли
их самостоятельности" .
Умения самостоятельного ориентирования в информационном пространстве важны также в связи с переходом к
профильной школе, так как они становятся для ученика основанием для самообразования и самореализации,
способствуют его успешному личностному росту.
Практика показывает, что использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование
ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной. Проектная деятельность на уроке
литературы направлена на формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности.
Метод проектов (от греческого слова "путь исследования") ориентирован на творческую самореализацию личности в
процессе самостоятельной работы учащихся под руководством учителя над проектом от его идеи до ее воплощения.
Проектная деятельность учащихся это учебнопознавательная, творческая или игровая деятельность, результатом
которой становится решение какойлибо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта).
Проект это детально описанный прообраз будущего объекта или способа деятельности.
Учебнопознавательный проект это ограниченное во времени, целенаправленное изучение определенной системы знаний
на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения
проблемы учащимся.
Целью проектной технологии обучения является создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают
знания из различных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных задач;
развивают коммуникативные и исследовательские умения; развивают системное мышление.
Изучение опыта проектной деятельности позволило определить, что в основе метода проектов лежит развитие
познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания; умений ориентироваться в
информационном пространстве; развитие критического мышления.
Выполняется проект по определенному плану, включает следующие этапы:
№
Название этапа
Деятельность учащихся и учителя
1. Планирование работы изучение текста художественного произведения, исторических
документов;
выбор темы для проектной деятельности (тема должна быть
интересной, значимой для учащихся, они должны быть заинтересованы
в развитии проекта);
обсуждение возникших идей;
планирование объема работы.
Содержание проекта это материал учебной темы, представленный в виде поисковой задачи,которая представляет интерес для школьников. Результат деятельности учащихся может
быть спланирован в виде какоголибо конкретного представления. Так, при завершении изучения
комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума" группа девятиклассников представила проектную работу
"Афоризмы в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума", основанную на внимательном изучении текста,
работе с различными словарями и справочниками.
2. Аналитический этап
3. Этап обобщения
формирование представления о результате проектной работы
(презентация, буклет, сценарий, газета, другой вид творческой
деятельности);
собирание информации, работа с различными источниками (словари,
справочники, исторические документы, критическая литература,
Интернетресурсы);
обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями,
родителями, консультантами).
аналитическая работа с полученными материалами (обработка
материала, отбор необходимых сведений, редактирование текста,
подбор аргументов, формулирование выводов);
подбор возможного зрительного ряда (иллюстрации, портреты героев,
произведения живописи) к презентации или буклету;
оформление полученного материала в определенном виде (буклет,
презентация, газета, другие виды творческих работ).
Для изучения учебного материала с использованием метода проектов учитель проводит большую
предварительную работу. Проектная работа на уроках литературы, истории, МХК это работа с
разнообразными источниками информации, с использованием проблемных, поисковых и
исследовательских методов, позволяющих выявить вариативные точки зрения на рассматриваемую
проблему, сформировать свою точку зрения, а также необходимость обобщить собранный материал и
предъявить его в наглядной, эстетически значимой форме. Результаты работы оформлены в виде
презентации и буклета, которые представлены на заключительном уроке по повести. Так, при изучении
повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" школьников заинтересовал вопрос: "Как изображен
Емельян Пугачев в исторических документах и в повести А.С.Пушкина?" Это стало основой
проектной работы. Учащиеся познакомились с большим количеством исторических документов,
сопоставили портреты Пугачева, данные писателем в разных текстах ("История пугачевского бунта" и
"Капитанская дочка"). Школьники выяснили, что под пером Пушкина образ Пугачева становится
привлекательным для читателя. В Интернетдокументах участники группы нашли сведения о
различных портретах бунтовщика, в частности, узнали о "Портрете царя на портрете царицы" и
"Пугачеве устрашенном". Внимательно работая на уроках литературы с текстом, были сделаны
выводы о жизненной философии Пугачева, о символических образах птиц: ворона и орла. Результаты
работы оформлены в виде презентации и буклета, которые представлены на заключительном уроке по
повести.
3. Презентация
полученных
результатов
осмысление полученных данных и способов достижения результата;
презентация проекта (представление итогов работы на уроке, на
заседании кружка, выступление в рамках внеклассных мероприятий,
выступление на конференции).
Презентация результатов различна. Это зависит от замысла учителя и возможностей школьников. В
средних классах это записи фольклорных текстов "Что поют донские казаки", сборники иллюстраций
к прочитанным сказкам, сборники творческих работ "Литературное творчество", "Пишем сказку
сами", стенгазета "Отечество нам Царское Село", гостиная "Пушкин, Онегин и другие". В 10 классе в
ходе реализации проекта "Мой Пушкин" каждый учащийся определил для себя основные вопросыбиографии поэта, которые потом представлены на уроках в форме презентации.
Проектная работа "А.С.Пушкин. Счастливая, невозвратимая пора детства".
Старшеклассники представляют итоги своей работы в виде буклетов, альманаха, выполненных на
компьютере, это может быть исторический комментарий к тексту художественного произведения,
публикация в школьной газете "Ступени". Очень важной в данном случае представляется
практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов.
4. Рефлексия
подведение итогов, создание ситуации успеха.
Проектная деятельность является личностно и практикоориентированной, что соответствует современной Концепции
образования. Метод проектов это способ познания мира, решение проблемных задач, это способ развития и становления
личности ребенка, его социализации, готовности на выходе из школы к освоению программ высшего профессионального
образования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское
сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я
знаю, где и как эти знания применить". При изучении романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" большой интерес
вызывает у школьников фигура Воланда. "За что Воланд наказывает человечество?" так был сформулирован основной
вопрос для групповой работы. Ученики провели большую поисковую работу по различным направлениям: текст,
критическая литература. В результате черновой работы получилась таблица с интересными результатами, которые
оформлены в виде презентации и буклета. Для эффективной организации проектной работы использую методические
рекомендации по выполнению проекта. Это различные памятки, например, "Как работать в группе над проектом", "Как
работать над проектом". Совместно с учащимися разрабатываем "Примерный план работы над проектом". После
окончания работы подводим итоги с целью рефлексии (Памятка "Мы подводим итоги проектной деятельности")
Классификация проектов.
Проектная технология ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся.
Виды проектов на уроке литературы и во внеурочной деятельности:
по участию в разработке
индивидуальные (рассчитаны на
сильного ученика)
парн
ые
групповые (дети учатся сообща решать сложные вопросы,
делить обязанности, учатся руководить и подчиняться)
по времени исполнения
минипроекты (укладываются в
рамки одного урока)
краткосрочн
ые
долгосрочные (выполняются во внеурочное время,
могут быть рассчитаны на несколько лет)
по комплексности
монопроекты (реализуются в рамках
одного учебного предмета
"Литература")
межпредметные (выполняются во внеурочное время под
руководством специалистов из разных областей знания:
"История", "Литература", "МХК")
по характеру координации проекта:
проекты со скрытой координацией (учитель
выступает как полноправный участник
проектной деятельности, это более сложный
вид проекта)
проекты с открытой явной координацией (учитель
выполняет свою собственную функцию, направляет
работу учащихся, организует отдельные этапы их
деятельности)
по доминирующей деятельности учащихся:исследовательские проекты (требуют продуманной структуры, чётко обозначенных целей,
обоснования актуальности, приближены к подлинно научному исследованию);
коммуникационные проекты
(при их реализации происходит сбор информации о какомлибо объекте, их анализ и собственные
выводы);
творческие проекты (не требуют строго продуманной структуры, их содержание зависит от
интересов и творческих способностей авторов, например, написание собственных литературных
произведений)
игровые проекты
(это игра, в результате которой создаётся новый продукт, например, заседание редакционной коллегии
журнала на уроке литературы с целью выпуска сборника стихотворений поэтов "серебряного" века)
практикоориентированные проекты
(их результат имеет конкретное общественнополезное значение: организация выставки творческих
работ, выпуск школьной газеты, сценарий школьного вечера)
Примеры межпредметных творческих проектов, реализованных в школе: "Россия Япония: диалог культур" (МХК,
география, литература), "Культура Древней Руси" (история, литература).
В своей работе большое внимание уделяю проектам, имеющим конкретное общественнополезное значение. Часто эти
проекты являются долгосрочными, ориентированными на создание системы: урок внеклассная деятельность. Руковожу
"Клубом юных журналистов". Результатом этого творческого практикоориентированного проекта стала школьная газета
"Ступени", освещающая вопросы, интересные для подростков. Газета выходит пять лет, три года в электронном
варианте.
Интересна для учащихся и такая форма проектной деятельности, как бал. Это погружение в 19 век, формирование основ
русской культуры на литературном, историческом, культуроведческом материале. Старшеклассники с удовольствием
примеряют на себя роли известных личностей, участвуют в инсценировании отрывков из произведений Н.В.Гоголя,
А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, поют романсы и танцуют.
Организационно метод проектов предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с работой в
сотрудничестве, в малых группах и в коллективе. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции
учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности
своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою
учебновоспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет
деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Обеспечение и сопровождение проектной
деятельности строится на принципах сотрудничества и включает:
помощь в определении школьником замысла проектной деятельности;
консультирование стадий проекта: поиска информации, решений проектных задач, поощрение практического
опыта непосредственной работы с текстом;
внимание к индивидуальным формам и способам аналитического и образного мышления, рассуждений и
интерпретации, инициирование навыков продумывания деятельности и прогнозирования ее продукта;
поощрение инициативы и творческого характера проектной деятельности;
участие в обеспечении презентации и общественной экспертизы результатов проектной деятельности детей.
В результате активного внедрения метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности у учащихся формируются
общие учебные умения, навыки и обобщенные способы деятельности. Обучающиеся более прочно усваивают знания,
полученные в ходе самостоятельного решения поставленных задач. Ученики приобретают опыт вдумчивой работы с
текстом художественного произведения, опыт работы с большим объемом информации из различных источников.
Школьники приобретают навыки учебного сотрудничества и коммуникации: учатся работать в коллективе, планировать
работу индивидуально и в группе, учатся оценивать ситуации и принимать решения.Проектная деятельность на уроке и во внеурочное время способствует формированию у школьников духовности и
культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации
на рынке труда.
Метод проектной деятельности актуален в связи с изменениями, происходящими в образовании. Компьютеры и
мультимедиа стали неотъемлемой частью образовательного пространства. В работе использую компьютер как
необходимое условие проведения современного урока. Сегодня техника позволяет представлять результаты своей
деятельности ярко, логично, подбирать систему доказательств, иллюстраций к основным вопросам темы.
В процессе работы над проектом с использованием средств ИКТ формируется человек, умеющий действовать не только
по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников,
умеющий ее анализировать и делать выводы.
Метод проектов востребован школой, так как он демонстрирует высокую эффективность, мотивированность обучения,
снижение перегрузки, повышение творческого потенциала учащихся.
Опыт может быть использован в массовой практике как форма индивидуальной, парной или групповой работы
школьников. В центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет свою активность. В проектном
обучении у него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать другим свою
компетентность. В процессе работы над проектом организуется и осуществляется широкое взаимодействие учащихся с
учителем на основе внимательного изучения произведений русской классической литературы.