Проектная деятельность учащихся на уроках географии
Оценка 4.6
Повышение квалификации +1
docx
география
7 кл
19.12.2017
Уроки географии…Пожалуй, нет такого человека, который, перешагнув школьный порог и отправившись в самостоятельное путешествие по жизни, не вспоминал бы по-доброму те увлекательные открытия и встречи, которые довелось пережить в школе на уроке географии.
Этот школьный предмет стоит особняком среди других дисциплин, значащихся в учебном плане. С одной стороны - точная наука, в которой все подчиняется строгим законам, а каждое предположение проверяется на практике путем опыты и исследования. С другой стороны, география- предмет мечтателей и путешественников, позволяющий раздвинуть привычные рамки и границы и обладающий широчайшими воспитательными возможностями.
Современное общество предъявляет к образованию серьезные и важные требования: школа должна не только давать учащимся прочные знания, вооружать необходимыми в жизни умениями и навыками, но и воспитывать в каждом ребенке человека, гражданина,патриота.
Как это сделать на уроке географии? У каждого педагога, разумеется, свои средства и приемы. Каждый учитель изо дня в день совершенствует урок, находит нестандартные решения стандартных задач. Организация различных видов деятельности учащихся на уроке также позволяет учителю добиться эффективных результатов процесса обучения.
Принципиальная особенность современного образовательного процесса состоит в том, что в качестве непосредственной основы развития школьников в процессе обучения рассматривается их учебная деятельность, которая понимается как особая форма активности ребенка, направленная на изменение их самого себя как субъекта учения.
К числу образовательных технологий, отражающих современное видение образовательного процесса, относится метод проектов, который обеспечивает формирование исследовательской деятельности учащихся через активные формы и методы преподавания, позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Проект- это буквально «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого- либо объекта, вида деятельности. Учебная деятельность преобразуется в проектную. Активность учащихся школы в создании тех или иных проектов дает возможность освоить новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Формами учебной деятельности школьников в данном обучении выступают групповая работа, учебная дискуссия, ролевая игра.
Термин «проектирование» определяется как деятельность, промысливание того, что должно быть. Учебный проект- это задание учащимся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта. Метод учебных проектов реализует деятельностный подход в обучении, поскольку обучение происходит в деятельности, точнее- обучение через деятельность. Организуя групповую работу детей над проектом, следует учитывать, что личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность. Сам проект, таким образом, предусматривает личностный подход в обеспечении проектной деятельности, поэтому его можно характеризовать как личностно ориентированный. Методу проектов присущи все особенности проблемного обучения, т.е. он построен на принципах проблемного обучения.
Расширение способов работы с источниками информации, повышение самостоятельной роли учащихся в проектной деятельности формирует ключевые, базовые компетентности: создание, поиск, сбор, анализ,представление, передачу информации, моделирование ( в том числе компьютерное), проектирование, совместную деятельность, рефлексию, самообучение. Проектная деятельность позволяет педагогу организовать работу с различными группами учащихся, что в определенной степени обозначает пути продвижения каждого ученика от более низкого к более высокому уровню обучения- от репродуктивного к творческому. Проектирование позволяет формировать личностные качества учащихся, и в первую очередь- умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов, анализировать результаты деятельности. Использование исследовательских проектов в обучении расширяет возможности реализации образовательно- воспитательного потенциала учебных предметов.
При этом неизбежно происходит формирование критического мышления, у учащихся вырабатывается свой аналитический взгляд на информацию. Таким образом, метод учебного проекта характеризуется как:
- личностно- ориентированный;
- деятельностный;
- построенный на принципах проблемного обучения;
- формирующий навыки самостоятельной работы, развивающий умения самопроявления, самопрезентации;
- воспитывающий ответственность, творческое отношение к делу, толерантность;
- здоровьесберегающий.
Работа по каждому проекту предусматривает несколько этапов.
1этап. Подготовительный, погружение в проект. На этом этапе очень важным является погружение в проект: мотивация деятельности учащихся, определение темы, проблемы и целей.
2этап.Планирование и организация деятельности. На этом этапе организуется деятельность школьников: определяются группы по направлениям деятельности, выделяются цели и задачи каждой группы, определяются роли каждого участника.
3этап. Исследование( осуществление деятельности). На этом этапе происходит сбор информации, решение промежуточных задач
4этап.Представление результатов исследования, отчет. Этап презентации необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.
Выдающийся ученый 20 века Н.Н.Баранский писал: «Основным объектом изучения в географии является страна и район во всем их своеобразии- природном,хозяйственном, культурном, политическом. Характеристика стран и районов - главное содержание географической работы».
Тематика и выбор проектов тесно связаны с программой. Например, курс «Экономическая и социальная география мира» 10 класс завершает изучение школьной географии. При его преподавании возникают трудности разного характера, но их можно сгладить, если проводить уроки, в подготовке которых участвуют ученики. Вторая половина учебного года посвящена изучению раздела «Региональный обзор стран». Страноведение не является набором самых разнообразных знаний, оно использует материалы различных наук: истории, географии, демографии, экономики, социологии, политологии и даже литературы и искусства.
Далее представляю темы индивидуальных проектов (10 класс):
1.Нефтеперерабатывающие государства мира и их развитие.
2.Население мира и динамика его развития.
3.Основные религии мира и их распространение по территории Земли.
4.Мировой транспорт, проблемы и перспективы развития.
5.Альтернативные источники энергии и их будущее.
6.Европа.Огромная роль маленького континента.
Список литературы:
1.География 7-10 классы. Активизация познавательной деятельности учащихся: исследовательские работы, проекты. Автор- составитель: В.Н.Иванова,Е.А.Антнова, Волгоград,2009год.
2.География и экология в школе 21 века. №6 2004год.
3.География и экология в школе 21 века. №2 2008год.Проектная деятельность учащихся на уроках географии
Проектная деятельность.docx
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА
УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.
Учитель географии 1 категории
Чурикова Н.А.
МОБУ СОШ с.Тукан Белорецкий район
Респ.Башкортостан. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.
Уроки географии…Пожалуй, нет такого человека, который, перешагнув школьный порог
и отправившись в самостоятельное путешествие по жизни, не вспоминал бы подоброму те
увлекательные открытия и встречи, которые довелось пережить в школе на уроке
географии.
Этот школьный предмет стоит особняком среди других дисциплин, значащихся в
учебном плане. С одной стороны точная наука, в которой все подчиняется строгим
законам, а каждое предположение проверяется на практике путем опыты и исследования. С
другой стороны, география предмет мечтателей и путешественников, позволяющий
раздвинуть привычные рамки и границы и обладающий широчайшими воспитательными
возможностями.
Современное общество предъявляет к образованию серьезные и важные требования: школа
должна не только давать учащимся прочные знания, вооружать необходимыми в жизни
умениями и навыками, но и воспитывать в каждом ребенке человека, гражданина,патриота.
Как это сделать на уроке географии? У каждого педагога, разумеется, свои средства и
приемы. Каждый учитель изо дня в день совершенствует урок, находит нестандартные
решения стандартных задач. Организация различных видов деятельности учащихся на уроке
также позволяет учителю добиться эффективных результатов процесса обучения.
Принципиальная особенность современного образовательного процесса состоит в том, что
в качестве непосредственной основы развития школьников в процессе обучения
рассматривается их учебная деятельность, которая понимается как особая форма
активности ребенка, направленная на изменение их самого себя как субъекта учения.
К числу образовательных технологий, отражающих современное видение образовательного
процесса, относится метод проектов, который обеспечивает формирование исследовательской
деятельности учащихся через активные формы и методы преподавания, позволяет
индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить творческую
самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Проект это буквально «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого либо
объекта, вида деятельности. Учебная деятельность преобразуется в проектную. Активность
учащихся школы в создании тех или иных проектов дает возможность освоить новые
способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Формами учебной
деятельности школьников в данном обучении выступают групповая работа, учебная
дискуссия, ролевая игра.
Термин «проектирование» определяется как деятельность, промысливание того, что
должно быть. Учебный проект это задание учащимся, сформулированное в виде проблемы,
и их целенаправленная деятельность, форма организации взаимодействия учащихся с
учителем и учащихся между собой и результат деятельности как найденный ими способ
решения проблемы проекта. Метод учебных проектов реализует деятельностный подход в
обучении, поскольку обучение происходит в деятельности, точнее обучение через
деятельность. Организуя групповую работу детей над проектом, следует учитывать, что
личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация
решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность. Сам проект, таким
образом, предусматривает личностный подход в обеспечении проектной деятельности,
поэтому его можно характеризовать как личностно ориентированный. Методу проектов присущи все особенности проблемного обучения, т.е. он построен на принципах проблемного
обучения.
Расширение способов работы с источниками информации, повышение самостоятельной
роли учащихся в проектной деятельности формирует ключевые, базовые компетентности:
создание, поиск, сбор, анализ,представление, передачу информации, моделирование ( в том
числе компьютерное), проектирование, совместную деятельность, рефлексию, самообучение.
Проектная деятельность позволяет педагогу организовать работу с различными группами
учащихся, что в определенной степени обозначает пути продвижения каждого ученика от
более низкого к более высокому уровню обучения от репродуктивного к творческому.
Проектирование позволяет формировать личностные качества учащихся, и в первую
очередь умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за
выбор, решение вопросов, анализировать результаты деятельности. Использование
исследовательских проектов в обучении расширяет возможности реализации образовательно
воспитательного потенциала учебных предметов.
При этом неизбежно происходит формирование критического мышления, у учащихся
вырабатывается свой аналитический взгляд на информацию. Таким образом, метод учебного
проекта характеризуется как:
личностно ориентированный;
деятельностный;
построенный на принципах проблемного обучения;
формирующий навыки самостоятельной работы, развивающий умения самопроявления,
самопрезентации;
воспитывающий ответственность, творческое отношение к делу, толерантность;
здоровьесберегающий.
Работа по каждому проекту предусматривает несколько этапов.
1этап. Подготовительный, погружение в проект. На этом этапе очень важным является
погружение в проект: мотивация деятельности учащихся, определение темы, проблемы и
целей.
2этап.Планирование и организация деятельности. На этом этапе организуется деятельность
школьников: определяются группы по направлениям деятельности, выделяются цели и задачи
каждой группы, определяются роли каждого участника.
3этап. Исследование( осуществление деятельности). На этом этапе происходит сбор
информации, решение промежуточных задач
4этап.Представление результатов исследования, отчет. Этап презентации необходим для
завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны,
демонстрации результатов.
Выдающийся ученый 20 века Н.Н.Баранский писал: «Основным объектом изучения в
географии является страна и район во всем их своеобразии природном,хозяйственном,
культурном, политическом. Характеристика стран и районов главное содержание
географической работы».
Тематика и выбор проектов тесно связаны с программой. Например, курс «Экономическая
и социальная география мира» 10 класс завершает изучение школьной географии. При его
преподавании возникают трудности разного характера, но их можно сгладить, если
проводить уроки, в подготовке которых участвуют ученики. Вторая половина учебного года
посвящена изучению раздела «Региональный обзор стран». Страноведение не является
набором самых разнообразных знаний, оно использует материалы различных наук: истории,
географии, демографии, экономики, социологии, политологии и даже литературы и
искусства.
Далее представляю темы индивидуальных проектов (10 класс): 1.Нефтеперерабатывающие государства мира и их развитие.
2.Население мира и динамика его развития.
3.Основные религии мира и их распространение по территории Земли.
4.Мировой транспорт, проблемы и перспективы развития.
5.Альтернативные источники энергии и их будущее.
6.Европа.Огромная роль маленького континента.
Список литературы:
1.География 710 классы. Активизация познавательной деятельности учащихся:
исследовательские работы, проекты. Автор составитель: В.Н.Иванова,Е.А.Антнова,
Волгоград,2009год.
2.География и экология в школе 21 века. №6 2004год.
3.География и экология в школе 21 века. №2 2008год.
Проектная деятельность учащихся на уроках географии
Проектная деятельность учащихся на уроках географии
Проектная деятельность учащихся на уроках географии
Проектная деятельность учащихся на уроках географии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.