Проектная деятельность в 5 классе
Оценка 4.9

Проектная деятельность в 5 классе

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
5 кл
17.04.2018
Проектная деятельность в 5 классе
Материал для внеурочной деятельности на уроках истории по созданию проектов.Проект обязательно должен иметь письменную часть – отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы (начиная с определения проблемы проекта), все принимавшиеся решения с их обоснованием; все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта. Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретенную компетентность. Презентация – это витрина проекта. Все должно быть подчинено одной цели – наилучшим образом показать результат работы и компетентность ее автора, которую он приобрел в процессе этой работы. Регламент презентации, как правило, предоставляет не более 7–10 минут на выступление. За это короткое время необходимо рассказать о работе, которая осуществлялась на протяжении нескольких месяцев, была связана с обработкой большого массива информации, общением с различными людьми, сделанными автором открытиями. Вообще хочется рассказать о многом. По этой причине презентационные выступления часто не укладываются в регламент.проект
проект.docx
Проектная деятельность на уроках истории в 5 классе сельской школы в условиях реализации ФГОС Немного теории Проект – это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на  достижение заранее запланированного результата. Учебный проект –  совместная учебно­познавательная, творческая или игровая деятельность  учащихся­партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы,  направленная на достижение общего результата по решению какой­либо  проблемы, значимой для участников проекта. Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего  творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить  себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это  деятельность, направленная на решение интересной проблемы. Результат  этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит  практический характер и значим для самих открывателей. Для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство  развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и  развивать специфические умения и навыки проектирования:  проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск  информации, практическое применение академических знаний,  самообучение, исследовательская и творческая. Характерные особенности учебного проекта: 1. наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над  проектом, причем проблема должна иметь личностно значимый для  автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения. 2. ясная, реально достижимая цель. В самом общем смысле целью  проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом  конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое  воплощение. 3. проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и  также становится средством решения проблемы проекта. 4. предварительное планирование работы: путь от исходной проблемы  до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные  этапы со своими промежуточными задачами для каждого из них;  определить способы решения этих задач и найти ресурсы для этого;  разработать подробный график работы с указанием сроков  реализации каждого этапа. Проект обязательно должен иметь письменную часть – отчет о ходе  работы, в котором описываются все этапы работы (начиная с определения  проблемы проекта), все принимавшиеся решения с их обоснованием; все  возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся  результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы,  выясняются перспективы проекта. Непременным условием проекта является его публичная защита,  презентация результата работы. В ходе презентации автор не только  рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и  демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта,  приобретенную компетентность. Презентация – это витрина проекта. Все должно быть подчинено одной  цели – наилучшим образом показать результат работы и компетентность  ее автора, которую он приобрел в процессе этой работы. Регламент  презентации, как правило, предоставляет не более 7–10 минут на  выступление. За это короткое время необходимо рассказать о работе,  которая осуществлялась на протяжении нескольких месяцев, была связана с обработкой большого массива информации, общением с различными  людьми, сделанными автором открытиями. Вообще хочется рассказать о  многом. По этой причине презентационные выступления часто не  укладываются в регламент. Работа над проектом предполагает очень тесное взаимодействие ученика  и учителя. В этой связи возникают две крайности – полностью  предоставить учащегося самому себе или, наоборот, значительно  ограничить его самостоятельность, постоянно вмешиваясь, направляя,  советуя – лишая, таким образом, ребенка инициативы в работе.  Педагогическая тонкость здесь заключается в том, что ученик должен  чувствовать, что проект – это его работа, его создание, его изобретение,  реализация его собственных идей и замыслов… Он должен видеть, что  2 учитель с уважением относится к его точке зрения, даже если она не  совпадает с точкой зрения педагога. Проект может быть двух типов: групповой или индивидуальный. Проектная деятельность на уроках истории в 5 классе С 2014­15 года обучение в 5 класс проходит в условиях реализации ФГОС, где одним из методов обучения является метод учебного проекта. С эти  методом учащиеся были незнакомы. Пришлось начинать с нуля. В 5 классе  нашей школы 6 учащихся. Это облегчило работу, т.к. каждому ученику я  могла уделить достаточно времени, направлять и контролировать работу  каждого. Основными принципами нашей проектной деятельности стали: 1. я могу, 2. я хочу (мне интересно), 3. я радуюсь за свои успехи и успехи моих товарищей. Начали мы с простых проектов, хотя для учеников они были  «наисложнейшими». 1. Проект по теме «Жизнь первобытных людей» Тип проекта: индивидуальный. Тему учащиеся выбирали для себя сами.  Были представлены проекты: «Охота на мамонта», «Возникновение  земледелия», «Способы охоты», «Занятия первобытных людей»,  «Синантроп». Структура проекта предполагала: 1. Название и автор. 2. Актуальность (почему выбрана именно эта тема). 3. Цель – что учащийся хочет достичь при создании проекта. 4. Задачи: что надо сделать, чтобы достичь цели (прочитать  определенную литературу, найти рисунки или фотографии, написать 3 свой проект (письменно, небольшой рассказ на данную тему, сделать выводы). 5. Основная часть – изложение темы. 6. Выводы: достигнута ли цель, что удалось, что не удалось, в чем были затруднения. 7. Литература (что использовалось для написания проекта). Проект писался от руки в специальной тетради для проектов по истории и  сдавался мне на проверку заранее. Моя цель – подредактировать текст,  исправить недочеты проекта, вселить уверенность в том, что все сделано  правильно. Для защиты проекта необходимо было подготовить презентацию. Это  стало при защите первого проекта самой трудной задачей, т.к. учащиеся  никогда не делали презентаций. Помогли родители: приходили на  консультацию вместе с детьми, советовались, готовили проект вместе с  детьми. Презентация содержала 5­6 слайдов: 1 слайд: название проекта, автор, школа, год. 2 слайд: цель и задачи. 3­5 слайды: иллюстрации к проекту. 6 слайд: выводы и литература. На защиту проекта отводилось 3­5 минут + вопросы. За урок все успевали  защититься. Этим хорош маленький класс. После сообщения о проекте и  работе над ним учащиеся отвечали на вопросы по теме проекта. Вопросы  задавала я и ученики. Важно было добиться того, чтобы вопрос не обидел, не поставил в тупик, а показал, что нам интересен проект и мы хотим  узнать о проблеме проекта больше. Критерии оценки проекта: 1. Структура (наличие составных частей проекта) – 5 баллов. 2. Раскрытие темы – 10 баллов. 3. Наличие презентации – 5 баллов. 4. Речь при защите (не читать, а рассказывать) – 5 баллов. 5. Ответ на вопросы ­ бонусы. 4 6. Творческий подход (выбор темы сверх учебника, оригинальность  раскрытия темы) – 10 баллов. Кодификатор: «три» с 14 баллов (40%), «четыре» с 24 баллов (70%),  «пять» с 32 баллов (90%). Бонусы повышают оценку. Перед первой защитой проекта волновались все: я, учащиеся и родители.  Результат оправдал все наши совместные усилия. Это была маленькая  научная конференция, где каждый понимал и чувствовал значимость  своего исследования. Вопросы пока задавались с опаской, но они были, и  задавались корректно. 2. Проект по теме «Древний Египет» Тип проекта: индивидуальный. Тему учащиеся опять выбирали  самостоятельно. Были представлены проекты: «Боги Древнего Египта»,  «Пирамида Хеопса», «Занятия египтян». Мы закрепили, полученные при  защите первого проекта компетенции. Но мне стало ясно, что мои дети  могут сделать более сложную, интересную и познавательную работу.  Поэтому следующие проекты стали другими, и тему уже выбирала я. 3. Проект по теме «Древнее Междуречье. Законы Хаммурапи» Тип проекта: коллективный (каждый разрабатывал часть общей темы).  Тема проекта была представлена в виде дорожной карты с единой целью  – охарактеризовать определенные статьи законов Хаммурапи: 1 вариант 1. Когда и кем были приняты законы Древнего Междуречья? Как они  называются? На чем были записаны? Стр.69­71 2. Я охарактеризовал(а) две статьи этих законов. Статья первая: «Если человек поленится укрепить плотину своего поля, и в его плотине  произойдет прорыв, а водой будет затоплена земля общины, то человек, в  плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он 5 погубил». К этой статье у меня возникли следующие вопросы, на которые я ответил(а). Мои вопросы Найденные мной ответы 1. Статья вторая: «Если строитель построит дом человеку и сделает  свою работу непрочно, так что построенный им дом обвалится и  причинит смерть хозяину дома, то этого строителя надо убить». А) я считаю эту статью справедливой (несправедливой), потому что … Б) обвал дома произошел по следующей причине: … В) я бы так наказал нерадивого строителя: … 1. Как ты считаешь, такие наказания как в двух статьях могли  предотвратить подобные преступления? Почему? 2 вариант 1. Когда и кем были приняты законы Древнего Междуречья? Как они  называются? На чем были записаны? Стр.69­71 2. Я охарактеризовал(а) две статьи этих законов. Статья первая: «Если человек купит из руки сына человека без свидетелей или договора,  или возьмет на хранение золото, серебро, раба, рабыню, вола, овцу, осла,  то этот человек вор и его надо убить». К этой статье у меня возникли  следующие вопросы, на которые я ответил(а). Мои вопросы Найденные мной ответы 1. Статья вторая: «Если строитель построит дом человеку и сделает  свою работу непрочно, так что построенный им дом обвалится и  6 причинит смерть сыну хозяину дома, то должно убить сына этого  строителя». А) я считаю эту статью справедливой (несправедливой), потому что … Б) в этой статье описан принцип талиона. Это ­ … В) я бы так наказал нерадивого строителя: … 1. Как ты считаешь, такие наказания как в двух статьях могли  предотвратить подобные преступления? Почему? Всего 6 вариантов, которые включали наиболее значимые статьи законов  Хаммурапи. Это был более высокий уровень проектной деятельности –  проблемный. Уже на стадии черновиков, стало ясно, что учащимся это  уровень нравится больше. Ответы на вопросы поразили даже меня,  настолько научными они были (по­детски, конечно). А какие вопросы они  задавали друг другу! Не на все интересующие вопросы мы смогли  ответить, но они стали предлагать свои версии, обсуждать их друг с  другом. Это было очень интересно. При защите презентация не использовалась. На экран выводились только  статьи законов, для лучшего восприятия темы. 4. Проект по теме «Древняя Индия. Касты» Тип проекта: коллективный. Мы его представили как мини­проект с единой целью – характеристика индийских каст и истории их появления. Его  особенность – поиск ответов на вопросы, которые поставили сами  учащиеся. Материал «Индийские касты» идет сверх программы и учащиеся недостаточно знают эту тему, поэтому работа шла от обратного: есть текст (литературу искали сами учащиеся), а к нему ставились вопросы. 1 вариант Бог Брахма. План ответа: 7 1. Как выглядел бог Брахма? 2. Как связан бог Брахма с появлением каст? (стр. 101) 3. Что называется кастами? (стр. 100) 4. Следующие вопросы вы ставите сами и сами на них отвечаете. Главная  цель: дать представление о боге Брахма. Можно подготовить презентацию. 2­6 вариант Брахманы (кшатрии, вайшью, шудры, «неприкасаемые»). План ответа: 1. Что называется кастами? (стр. 100) 2. Как произошли касты? (стр. 101) 3. Откуда появились брахманы (кшатрии, вайшью, шудры,  «неприкасаемые»)? 4. Следующие вопросы вы ставите сами и сами на них отвечаете. Главная  цель: дать характеристику касте брахманы (кшатрии, вайшью, шудры,  «неприкасаемые»). Можно подготовить презентацию. Так как проект был мини­проектом, подготовка презентации была не  обязательной, но все учащиеся её сделали. Самым интересным моментом  стал поиск ошибок в изображении одежды представителей разных каст:  не всегда художники­иллюстраторы это делают правильно. 8 5. Проект по теме «Боги Древней Греции и Древнего Египта» Тип проекта: индивидуальный. К пятому проекту мы уже умели:  определять цели и задачи, искать литературу, задавать вопросы и искать  на них ответ. Пришло время сравнений. Проект: «Боги Солнца Египта и Греции». 1. Цель. 2. Задачи. 3. Основная часть. Сравнительная характеристика Богов Солнца в Египте  и Греции. Египетский Бог Солнца ­ Ра Греческий Бог Солнца ­ Гелиос Вопросы  для  сравнения 4. Выводы: В чем различие между этими Богами? 5. Литература. Сравнить – это значит найти сходство и отличие. Другие темы: «Египетский Бог Нила и греческий Бог Морей», «Египетский  Бог «царства мертвых» и греческий Бог подземного царства», «Египетский Бог и греческий Богиня Земли», «Египетская Богиня и греческий Бог  Неба», «Египетская и греческая Богини Красоты». Этот проект по времени был самым длительным по времени подготовки с  обязательной презентацией. Слушая детей, я ловила себя на мысли: как  далеко они продвинулись в изучении истории, сколькому уже научились.  Вопросы для сравнения были очень интересными и не поверхностными. В  классе развернулась целая дискуссия о божествах Греции и Египта, о  причинах сходства этих божеств в разных странах. 9 6. Проект по теме «Семь чудес света» Тип проекта: индивидуальный. Тема проекта была выбрана как  завершающая в 5 классе по желанию учащихся, но цель проекта  определила я. Почему Фаросский маяк (или другие чудеса, у каждого было свое чудо  света) считают одним из семи чудес света? Обязательно: 1. Цель. 2. Задачи. 3. Основная часть. 4. Выводы: я считаю, что Фаросский маяк является одним из семи чудес  света потому, что… 5. Литература. 6. Презентация. Проект может выполняться в виде текста, вопросов к тексту, таблицы. Этот проект еще не реализован, так как защита пройдёт в конце апреля. Некоторые итоги 1. Главный итог нашей совместной проектной деятельности – это  сотрудничество на уровне учитель­учащийся, учитель­родитель, ученик­ родители и ученик­ученик. 2. Развитие познавательной активности учащихся при подготовке проекта, любознательности, стремления найти что­то такое, что вызовет всеобщий  интерес. 3. Развитие определенных навыков и умений, необходимых для подготовки и защиты проекта: анализ литературы, подготовка презентаций,  выступление перед аудиторией, умение отвечать на вопросы и задавать  их, критически относится к своим недостаткам. 10 4. Радость от своей собственной деятельности и деятельности своих  одноклассников. Литература М.А. Ступницкая Что такое учебный проект? ­ Москва, Первое сентября, ­  2010 11

Проектная деятельность в 5 классе

Проектная деятельность в 5 классе

Проектная деятельность в 5 классе

Проектная деятельность в 5 классе

Проектная деятельность в 5 классе

Проектная деятельность в 5 классе

Проектная деятельность в 5 классе

Проектная деятельность в 5 классе

Проектная деятельность в 5 классе

Проектная деятельность в 5 классе

Проектная деятельность в 5 классе

Проектная деятельность в 5 классе

Проектная деятельность в 5 классе

Проектная деятельность в 5 классе

Проектная деятельность в 5 классе

Проектная деятельность в 5 классе

Проектная деятельность в 5 классе

Проектная деятельность в 5 классе

Проектная деятельность в 5 классе

Проектная деятельность в 5 классе

Проектная деятельность в 5 классе

Проектная деятельность в 5 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2018