Проектная и исследовательская деятельность младших школьников, как одно из условий успешной реализации ФГОС второго поколения.
Оценка 4.7
Исследовательские работы +2
doc
окружающий мир +1
1 кл—4 кл
27.05.2018
С введением в школах ФГОС второго поколения важное место в обучении и воспитании заняла проектная и исследовательская деятельность школьников.
Первый опыт исследователя ребята получают, участвуя в проекте «Семена Дружбы». Цель этого проекта — дать возможность детям получить первые навыки практической и исследовательской деятельности, почувствовать свою связь с землей, привить уважение к земле и к труду людей на земле, развивать творческие способности учащихся.Первый опыт исследователя ребята получают, участвуя в проекте «Семена Дружбы». Цель этого проекта — дать возможность детям получить первые навыки практической и исследовательской деятельности, почувствовать свою связь с землей, привить уважение к земле и к труду людей на земле, развивать творческие способности учащихся.
Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в лицее 24.01.17 год.doc
Проектная и исследовательская деятельность младших
школьников, как одно из условий успешной реализации ФГОС
второго поколения.
Учитель начальных классов: Яруллина Ольга Николаевна
С введением в школах ФГОС второго поколения важное место в
обучении и воспитании заняла проектная и исследовательская деятельность
школьников.
Но у нас в лицее такая работа проводится уже очень давно, а проводить
исследования, обучающиеся начинают уже с первого класса.
Первый опыт исследователя ребята получают, участвуя в проекте
«Семена Дружбы». Цель этого проекта — дать возможность детям получить
первые навыки практической и исследовательской деятельности,
почувствовать свою связь с землей, привить уважение к земле и к труду людей
на земле, развивать творческие способности учащихся.
Весной дети получают пакетики с семенами растений. Это могут быть и
цветы, и овощи. Выращивают растения они на своих садовых и огородных
участках. А если нет ни того, ни другого, но очень хочется участвовать в
проекте – подойдет и балкон. Но задача ребят не только получить урожай,
но и провести наблюдения за растениями, и оформить результаты своих
наблюдений.
Организаторами проекта был разработан специальный «Огородный
дневник», который дети заполняют в процессе выращивания садовых и
огородных культур. Дневник включает в себя несколько разделов:
Заметки по собственному экологически чистому огороду
(пришкольному участку): где расположен участок, характер
местности, тип почвы.
Экологическая характеристика района, где находится участок:
описание местности, состояния водоема, леса, соседство
промышленных объектов.
Внесение удобрений: каких, сколько, когда и как.
Полив: как часто, какой водой.
Уход за грядками: прополка, прореживание, рыхление и т.д.
Наблюдения за погодой
История урожая: когда появились первые всходы, цветы, плоды.
Таблица урожая
Отзыв о проделанной работе (заполняется родителями или
педагогом).
Оценка хозяйства.
Впечатления от выращивания растений. Заполняя дневник, дети учатся быть наблюдательными, планировать и
фиксировать свои действия, анализировать успехи и неудачи. Календарь
работы способствует развитию у ребят умения вести дневник наблюдений с
помощью условных знаков, обозначающих вид деятельности или погодные
явления. Знаки дети придумывают самим.
В «истории урожая» можно отразить свои наблюдения, поделиться
впечатлениями: кто самый – самый, какие растения «принесли радость»,
«удивили», «огорчили».
Необычным для традиционных дневников наблюдения является раздел
«Таблица урожая», в котором ребятам предлагается оценить результаты
своего труда: рассчитать площадь посева, валовый сбор (в килограммах,
штуках, объеме), урожайность. А подсчитав затраты на удобрения, семена,
аренду земли и сравнив их со стоимостью полученного урожая, можно
оценить собственную прибыль от проделанной работы. Такая оценка
развивает у ребенка уважение к труду людей на земле, чувство собственной
значимости, помогает детям адаптироваться в непростых «рыночных»
отношениях.
Но предлагаемая форма огородного дневника не является строго
обязательной. В него можно вносить свои изменения и дополнения в
зависимости от интересов и возраста ребенка. И если в первом классе
обучающиеся просто проводят наблюдения за ростом растений, то более
старшие дети проводят настоящие исследования: влияние на рост растений
сроков посадки, режима полива, вида удобрений, фаз луны – вот далеко не
весь перечень направлений исследований участников проекта. Очень
интересной и необычной оказалась работа моей ученицы Дубины Алисы,
которую она выполнила в 4 классе. Алиса вырастила огурец и тыкву в
бутылке.
Особую активность и личную заинтересованность в проведении и получении
результатов исследования дети проявляют, если исследование проводится по
проблемам, волнующим школьников, если проблемы выдвигали они сами. В
качестве примера хочу привести исследование, которое проводили ученики 1
класса Гуков Фёдор и Королёв Антон “Снег, как источник воды”. В
пластиковые стаканчики ребята собирали снег в течение двух недель и
оставляли их в классе на подоконнике, чтоб снег растаял. Снег,
превратившийся в воду ребята выливали на белую тарелку и внимательно
рассматривали, отмечая количество загрязнителей (пылинки, песок,
фрагменты растений). Ребята придумали свою шкалу (слабое загрязнение,
среднее и сильное). Все полученные результаты заносили в таблицу. И
конечно же, делали выводы.
И какие только вопросы не интересуют наших детей! Вот неполный
перечень тем исследовательских работ, которые выполнили мои ученики:
“Воздух, которым мы дышим”, “Снег, как источник воды”, “Овощи в
бутылке”, “Вода изпод крана: стоит ли её пить?”, “Пауки”, “Почему в горах
так трудно дышать?”, “Всё о шоколаде”, “Сравнение пшеничного и ржаного хлеба”, “Роль собаки в жизни человека”, “Роль дождевых червей в
почвообразовании”.
Особенностью работы над исследовательскими работами в начальной
школе является то, что без помощи родителей нам не обойтись. Поэтому в
работе над проектами я стараюсь как можно больше заинтересовать и
родителей учащихся. В этих целях провожу всеобучи, родительские собрания,
где уделяю особое внимание этапам работы над проектом. И такая работа
приносит свои результаты. Очень интересное и грамотное исследование
провела вместе с мамой моя ученица Яковлева Кристина. Доступными для ее
возраста средствами она исследовала водопроводную воду.
При проведении исследования очень важно, чтобы ребенок научился
проходить все его этапы: понимал актуальность исследования, его цели,
задачи, проблемы, умел выдвигать гипотезы, предполагать результат,
научился работать с литературными источниками, делать выводы.
Для того, чтобы выполнить исследование о роли дождевых червей в
почвообразовании, ученик 2 класса Гуков Фёдор познакомился с биологией
дождевых червей, выяснил, чем они питаются, как перемещаются и выяснил
роль дождевых червей в почвообразовании.
Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения,
оставляя у ребёнка ощущение гордости за полученный результат. Поэтому
результаты своих исследований дети обязательно показывают. Защита работ
проходит в присутствии своих одноклассников. А наиболее интересные
работы, обучающиеся успешно представляют на школьных, районных,
городских и всероссийских конкурсах и конференциях
Так, от урока к уроку, от проекта к проекту дети набираются опыта
публичных выступлений, развивается их речь, память, они учатся оценивать
себя и выступления одноклассников.
Проектная и исследовательская деятельность позволяет учащимся
выйти за рамки объёма школьных предметов, соединить имеющийся
жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную
позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности. У
школьников появляются навыки самостоятельной работы как
индивидуальной, так и в группах, развивается умение обобщать полученные
результаты и делать выводы.
В заключении хочу еще раз подчеркнуть, что исследовательская
деятельность позволяет раскрыть индивидуальные способности детей
младшего школьного возраста и даёт им возможность приложить свои знания,
принести пользу и публично показать достигнутый результат.
Спасибо за внимание!
Проектная и исследовательская деятельность младших школьников, как одно из условий успешной реализации ФГОС второго поколения.
Проектная и исследовательская деятельность младших школьников, как одно из условий успешной реализации ФГОС второго поколения.
Проектная и исследовательская деятельность младших школьников, как одно из условий успешной реализации ФГОС второго поколения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.