Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Я - исследователь» для обучающихся 1-4 классов
Оценка 4.9

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Я - исследователь» для обучающихся 1-4 классов

Оценка 4.9
Разработки курсов
doc
окружающий мир
1 кл—4 кл
11.03.2019
Рабочая  программа внеурочной деятельности курса   «Я - исследователь» для обучающихся 1-4 классов
Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, учебного плана МБОУ «Ярцевская средняя школа № 1», авторской программы исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова. Данная программа предназначена для интеллектуального направления развития личности младшего школьника. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова. Программа реализуется в форме кружка.
Я- исследователь.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯРЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1» ЯРЦЕВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Согласовано Заместитель директора_________Е.А. Якуничева «30» августа 2018 года Утверждено Директор школы _________И.Л. Саленкова Приказ  № 136 от «31» августа 2018 года РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности курса   «Я ­ исследователь» для обучающихся 1­4 классов Учитель:  Иваненкова  Людмила  Ивановна Квалификационная категория:  первая Программа рассмотрена на заседании школьного МО учителей начальных классов Протокол №  1  от «29» августа 2018 г.  Руководитель школьного МО Богданова М.В. ( ___________) 2018/2019 учебный год   Содержание: 1.Пояснительная записка, содержащая результаты освоения курса………3­6 стр. 2.Содержание программы, содержащее формы организации и виды  деятельности…………………………………………………………………..7­14 стр. 3.Календарно­тематическое планирование…………………………………15­18 стр. 2 1.Пояснительная записка        Рабочая программа разработана на основе федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования, учебного плана  МБОУ «Ярцевская средняя школа № 1», авторской программы  исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.        Данная программа предназначена для интеллектуального направления развития  личности младшего школьника. Она является продолжением урочной  деятельности, опирается на методику и программу исследовательского обучения  младших школьников автора А.И.Савенкова. Программа реализуется в форме  кружка.  Ценность   программы  заключается   в   том,   что   учащиеся       получают             возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.          Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей.   В   программе   удачно   сочетаются   взаимодействие   школы   с   семьей, творчество   и   развитие,   эмоциональное   благополучие   детей   и   взрослых.   Она способствует   ознакомлению   с   организацией   коллективного   и   индивидуального исследования,   побуждает   к   наблюдениям   и экспериментированию,   опирается   на   собственный   жизненный   опыт,   позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.   обучению   в   действии, Актуальность  проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного   типа,   методы   проектно­исследовательской   деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.  Актуальность  программы   также   обусловлена   ее   методологической значимостью.   Знания   и   умения,   необходимые   для   организации   проектной   и исследовательской   деятельности,   в   будущем   станут   основой   для   организации научно­исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. 3 Программа   позволяет   реализовать   актуальные   в   настоящее   время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы.              Основные принципы реализации программы – научность, доступность,  добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы,  преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.       Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками  основ исследовательской деятельности.                   Задачи программы: ­формировать представление об исследовательском обучении как ведущем  способе учебной деятельности; ­ обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных  исследований; ­формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска; ­развивать познавательные потребности и способности, креативность.        Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Я – исследователь» Личностные результаты ­формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.   умений   самостоятельно ­развитие   познавательных   навыков   учащихся, конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метапредметные результаты регулятивные ­учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; ­планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане ­осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; познавательные ­добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. ­осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; ­основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; 4 ­осуществлять   анализ   объектов   с   выделением   существенных   и   несущественных признаков; коммуникативные ­учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); ­умение координировать свои усилия с усилиями других. ­формулировать собственное мнение и позицию; ­договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; ­задавать вопросы; ­допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; ­учитывать   разные   мнения   и   стремиться   к   координации   различных   позиций   в сотрудничестве. По   окончании   курса   проводится   публичная   защита   проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике,   выступление,   демонстрация   уровня   психологической   готовности учащихся к представлению результатов работы (доклад, выставка, презентация, мини­конференция, научно­исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ, в планируемых школьных делах и мероприятиях, выход в Интернет и т. д.) Возможные   результаты   («выходы»)   проектной   деятельности   младших школьников:   альбом,   газета,   гербарий,   журнал,   книжка­раскладушка,   коллаж, коллекция,   костюм,   макет,   модель,   музыкальная   подборка,  наглядные   пособия, паспарту,   плакат,   план,   серия   иллюстраций,   сказка,   справочник,   стенгазета, сувенир­поделка, сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом, экскурсия Обучающиеся должны научиться ­видеть проблемы; ­ ставить вопросы; ­выдвигать гипотезы; ­ давать определение понятиям; ­ классифицировать; ­ наблюдать; ­ проводить эксперименты; ­ делать умозаключения и выводы; ­ структурировать материал; ­ готовить тексты собственных докладов; ­ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. 5 В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут  быть сформированы следующие способности: ­Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему  получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); ­Целеполагать (ставить и удерживать цели); ­Планировать (составлять план своей деятельности); ­Моделировать (представлять способ действия в виде модели­схемы, выделяя все  существенное и главное); ­Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; ­Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать  свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). 1 класс  ­слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;  ­осваивать материал на основе внутреннего плана действий;  ­вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;  ­вести рассказ от начала до конца;  ­творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;  ­работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой.  2 класс  ­наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;  ­пересказывать подробно и выборочно;  ­выделять главную мысль на основе анализа текста;  ­делать выводы из фактов, совокупности фактов;  ­выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части  ­выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;  ­делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе  выводов. 3 ­ 4 класс  ­переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;  ­отбирать необходимые знания из большого объёма информации;  ­конструировать знания, положив в основу принцип созидания;  ­систематизировать учебный план;  ­пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего  характера;  6 ­высказывать содержательно свою мысль, идею;  ­формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов;  ­решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;  ­свободно владеть операционными способами усвоения знаний;  ­переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.  Курс предназначен для учащихся 1­4 классов. Программа 1 класса рассчитана на 33 занятия, 2 класс­34 занятия, 3 класс­34 занятия, 4 класс­34 занятия. Изменения  в авторскую программу не внесены.  Режим работы: 1 час в неделю. 2.Содержание программы Первый год обучения. 1 класс (33часа в год) Тема 1. Что такое исследование? ­ 1ч  Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске. Знать исследовательские способности, пути их развития. Уметь находить значимые личностные качества исследователя. Тема 2­3. Как задавать вопросы? – 2 ч Задания на развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.  Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования. Тема 4­5. Как выбрать тему исследования? Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического  мышления. Игра на развитие наблюдательности. Тема 6. Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку).  – 1ч. Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему. Тема 7­8. Библиотечное занятие «Знакомство с информационными  справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную  литературу»)­ 2ч. Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему. Тема 9­10. Наблюдение как способ выявления проблем – 2ч. Способствовать развитию наблюдательности через игру «Поиск».  Развивать умение находить предметы по их описанию, назначению, др. 7 Тема 11­12. Совместное или самостоятельное планирование выполнения  практического задания ­ 2 ч. Учить составлять план для выполнения задания (алгоритм).  Развивать речь учащихся. Формировать умение работать самостоятельно и в  коллективе. Тема 13­14. Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть  проблемы ­ 2ч. Знакомство с понятием «проблема». Развивать речь, умение видеть проблему.  Тема   15­16.   Постановка   вопроса   (поиск   гипотезы).   Формулировка предположения (гипотезы. – 2ч. Учить в игровой форме выявлять причину и следствие. Развивать умение правильно задавать вопросы.  Тема 17­18. Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений  задавать вопросы ­ 2ч. Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы.  Тема 19. Экскурсия как средство стимулирования исследовательской   деятельности детей.­ 1ч. Заочная экскурсия в прошлое.  Тема 20­21. Обоснованный выбор способа выполнения задания.­ 2ч. Уметь   мотивировать   свой   выбор.   Учиться   отстаивать   свою   точку   зрения. Аргументы. Тема 22­23. Составление аннотации к прочитанной книге, картотек.­ 2ч. Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Составление карточек по  прочитанной книге. Тема 24­25. Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать  схемы?­ 2ч. Учиться строить схемы «Дерево Паук».  Тема 26­27. Методика проведения самостоятельных исследований. – 2ч. Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово». Тема 28. Коллективная игра­исследование.­ 1ч. Игра­исследование «Построим дом, чтоб жить в нём». Тема 29­30. Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной  тематике. – 2ч. Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки  творческих работ. Тема 31­32. Выставки творческих работ –  средство стимулирования  проектной деятельности детей.­ 2ч. 8 Выставка творческих работ. Презентации проектов учащимися. Тема 33. Анализ исследовательской деятельности.­ 1ч. Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся.  Работа над  умением анализировать и делать выводы. Второй год обучения. 2 класс (34 часа в год) Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы ­ 1 ч. Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие  формулирования темы. Тема 2­3. Как задавать вопросы? Банк идей ­ 2ч. Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».  Тема 4­5. Тема, предмет, объект исследования – 2ч   Характеристика   понятий:   тема,   предмет,   объект   исследования.   Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.  Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования, Уметь:   выбирать   тему,   предмет,   объект   исследования,   обосновывать актуальность темы. Тема 6­7. Цели и задачи исследования – 2ч. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование? Уметь: ставить цели и задачи исследования. Тема 8­9. Учимся выдвигать гипотезы ­ 2 ч Понятия: гипотеза, провокационная идея. Вопросы   для   рассмотрения:   Что   такое   гипотеза.   Как   создаются   гипотезы.  Что такое   провокационная   идея   и   чем   она   отличается   от   гипотезы.   Как   строить гипотезы.   Гипотезы   могут   начинаться   со   слов:   может   быть…,   предположим…, допустим…, возможно…, что, если… Практические задания: “Давайте вместе подумаем”,  “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др.  Знать: как создаются гипотезы.  Уметь:  создавать   и   строить   гипотезы,   различать   провокационную   идею   от гипотезы. Тема 10­13. Организация исследования (практическое занятие) –  4ч. 9 Наблюдение   как   способ  Наблюдение   и   наблюдательность.   Метод   исследования   как   путь   решения   задач   исследователя.   Знакомство   с основными доступными детям методами исследования:подумать самостоятельно; посмотреть   книги   о   том,   что   исследуешь;     спросить   у   других   людей; познакомиться с кино­ и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент. Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.). Знать:­ методы исследования, Уметь:  использовать   методы   исследования   при   решении   задач   исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию. Тема   14­17.  выявления проблем – 4ч.   Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков   (показать   наиболее   распространенные   зрительные   иллюзии) наблюдения.   Сфера   наблюдения   в   научных   исследованиях.   Информация   об открытиях,   сделанных   на   основе   наблюдений.   Знакомство   с   приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.). Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”. Знать: ­ метод исследования – наблюдение Уметь:­ проводить наблюдения над объектом и т.д. Тема 18­19.  Коллекционирование  ­ 2ч. Понятия:    Что   такое коллекционирование.   Кто   такой   коллекционер.   Что   можно   коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию. Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала. Знать:­ понятия ­ коллекционирование, коллекционер, коллекция Уметь:­ выбирать тему для коллекционирования,  собирать материал. Тема 20. Экспресс­исследование «Какие коллекции собирают люди» ­1ч. Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди». Тема 21­22. Сообщение о своих коллекциях – 2ч. Выступления учащихся о своих коллекциях. Тема 23. Что такое эксперимент ­ 1ч. Понятия: эксперимент, экспериментирование.   Самый   главный   способ   получения   информации.   Что   знаем   об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента. коллекционирование,   коллекционер,   коллекция. 10 Практическая работа. Знать:­ понятия  ­ эксперимент и экспериментирование Уметь: планировать эксперимент,  находить новое с помощью эксперимента. Тема 24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях – 1ч. Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия». Тема 25­27. Сбор материала для исследования  ­ 3 ч. Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы  исследования.  Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений  (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и  др.). Знать: правила и способы сбора материала Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться  способами фиксации материала. Тема 28­29. Обобщение полученных данных  ­ 2 ч.   Анализ, обобщение, главное, второстепенное.  Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор  главного. Последовательность изложения. Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”,  “Расположи материал в определенной последовательности”. Знать: способы обобщения материала Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить  главное.  Тема 30.  Как подготовить сообщение о результатах исследования и  подготовиться к защите ­ 1 ч. Составление плана подготовки к защите проекта. Тема 31. Как подготовить сообщение ­ 1 ч.  Сообщение, доклад.  Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании.  Как выделить главное и второстепенное. Знать: правила подготовки сообщения. Уметь: планировать свою работу «Что сначала, что потом», «Составление  рассказов по заданному алгоритму» и др. Тема 32.  Подготовка к защите ­ 1 ч.  Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: «Что  такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы». Тема 33. Индивидуальные консультации ­ 1 ч. 11 Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в  микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите. Тема 34.  Подведение итогов работы ­ 1 ч. Анализ своей проектной деятельности. Третий год обучения. 3 класс (34 часа в год) Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь ­1ч.  Беседа о роли научных исследований в нашей жизни.  Задание «Посмотри на мир чужими глазами». Тема 2­3. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования – 2ч. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему». Тема 4. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) – 1ч. Задания на выявление общих интересов. Групповая работа. Тема 5­6. Какими могут быть проекты? – 2ч. Знакомство с видами проектов. Работа в группах. Тема 7­8. Формулирование цели, задач исследования, гипотез – 2ч. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для  достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез. Тема 9­10. Планирование работы – 2ч. Составление плана работы над проектом. Игра «По местам». Тема 11­13. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии – 2ч. Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет  исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира. Тема   14­15. интервьюированию – 2ч. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. Тема 16­18. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования – 2ч. Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта. Тема 19­21.  Анализ прочитанной литературы – 2ч. Чтение   и   выбор   необходимых   частей   текста   для   проекта.   Учить   правильно записывать литературу, используемую в проекте. Тема 22­23. Исследование объектов – 2ч.   Обучение   анкетированию,   социальному   опросу, 12 Практическое занятие  направленное на исследование объектов в проектах  учащихся. Тема   24­25.   Основные   логические   операции.   Учимся   оценивать   идеи, выделять главное и второстепенное – 2ч. Мыслительный   эксперимент  «Что  можно  сделать  из  куска  бумаги?»  Составить рассказ по готовой концовке. Тема 26­27. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 2ч. Игра «Найди ошибки художника».  Практическое задание  направленное на развитие анализировать свои действия и  делать выводы. Тема 28. Как сделать сообщение о результатах исследования – 1ч. Составление плана работы. Требования к сообщению. Тема 29­30. Оформление работы – 1ч. Выполнение рисунков, поделок и т.п. Тема 31­32. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 2ч. Работа на компьютере – создание презентации Тема 33. Мини конференция по итогам собственных исследований – 1ч. Выступления учащихся с презентацией своих проектов. Тема 34. Анализ исследовательской деятельности – 1ч. Анализ своей проектной деятельности. Четвёртый год обучения. 4 класс (34 часа в год) Тема1.  Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами». Тема 2­3.  Культура мышления. Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ». Тема 4­5. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии. Тема6­7.  Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем.  Работа над актуальностью выбранной проблемы. Тема 8­9. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме  исследования. Тема 10­11. Предмет и объект исследования. Определение предмета и объекта исследования и их формулирование. 13 Тема 12. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме  исследования – 1ч. Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы. Тема 13­14. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ  материала ­2ч. Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для  работы. Тема15­16.  Наблюдение и экспериментирование ­2ч. Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой. Тема 17­18.  Техника экспериментирования ­2ч. Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем». Тема19­20.  Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники  экспериментирования – 2ч. Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента. Тема21­22.  Правильное мышление и логика – 2ч. Задания на развитие мышления и логики. Тема 23­24.   Обработка и анализ всех полученных данных ­ 2ч. Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта. Тема25­27.  Что такое парадоксы ­3ч. Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах. Тема28­30.  Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 3ч. Выполнение презентации   к проекту. Подбор необходимых картинок.  Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок. Тема 31.  Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите  ­1ч. Составление плана выступления.   Тема32.   Защита исследования перед одноклассниками – 1ч. Выступление с проектами перед одноклассниками.  Тема33.   Выступление на школьной НПК – 1ч. Презентация проекта на школьной НПК. Тема34.  Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности – 1ч. Анализ исследовательской деятельности. Выводы. Формы организации и виды деятельности школьников.        Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах,   парах,   индивидуальная   работа,   работа   с   привлечением   родителей. Занятия проводятся в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность   включает проведение опытов, наблюдений,   экскурсий,   заседаний,   олимпиад,   викторин,   КВНов,   встреч   с 14 интересными   людьми,   соревнований,   реализации   проектов   и   т.д.   Проектная деятельность   предусматривает   поиск   необходимой   недостающей   информации   в энциклопедиях,  справочниках, книгах,  на  электронных  носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.  Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала. По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного   исследования   по   предметной   тематике,   выступление,   демонстрация уровня   психологической   готовности   учащихся   к   представлению   результатов работы.   исследования,           наблюдение,   экспресс­исследование, самостоятельная   Методы   проведения   занятий:  беседа,   игра,   практическая   работа,   и защита   эксперимент, индивидуальные исследовательских работ, мини­конференция, консультация.             Методы   контроля:  консультация,  доклад,   защита   исследовательских   работ, выступление,   научно­ исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.   мини­конференция,   коллективные   работа,     презентация,   выставка, 15 3.Календарно­тематическое планирование  1 класс (33 часа) № п/п Тема занятия Дата проведения Кол­ во часов 1 2­3 4­5 6 7­8 9­10 11­12 13­ 14 15­ 16 17­18 19 Что такое исследование? Как задавать вопросы? Как выбрать тему исследования? Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку)  Библиотечное занятие «Знакомство с  информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную  литературу») Наблюдение как способ выявления проблем.  Совместное или самостоятельное планирование  выполнения практического задания Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие  умения видеть проблемы. Постановка   вопроса   Формулировка предположения (гипотезы)  Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие  умений задавать вопросы.  Экскурсия как средство стимулирования  исследовательской  деятельности детей Обоснованный   выбор   способа   выполнения задания Составление   аннотации   к   прочитанной   книге, картотек Учимся   выделять   главное   и   второстепенное. Как делать схемы? 20­ 21 22­ 23 24­ 25 26­27 Методика проведения самостоятельных  (поиск   гипотезы). 1 2 2 1 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 1 исследований. Коллективная игра­исследование.  Индивидуальные творческие работы на уроке по  выбранной тематике  Выставки творческих работ –  средство  стимулирования проектной деятельности детей. Анализ исследовательской деятельности. 28­30 31­32 33 Итого 33 часа 16 2 класс (34 часа) Тема занятия № п/п 1 2­3 4­5 6­7 8­9 10­13 Организация   исследования. Что можно исследовать? Формулирование темы. Как задавать вопросы? Банк идей. Тема, предмет, объект исследования. Цели и задачи исследования. Учимся выделять гипотезы.   (практическое занятие.) 14­17 Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем. 18­19 Коллекционирование. 20 Экспресс­исследование   «Какие   коллекции собирают люди» 21­22 Сообщение о своих коллекциях. 23 24  Что такое эксперимент. Мысленные эксперименты и эксперименты на  моделях 25­27 Сбор материала для исследования. 28­29 Обобщение полученных данных. 30 31 32 33 34 Как подготовить результат исследования. Как подготовить сообщение. Подготовка к защите. (практическое занятие.) Индивидуальная консультация. Подведение итогов. Защита.  Кол­во часов Дата проведения 1 2 2 2 2 4 4 2 1 2 1 1 3 2 1 1 1 1 1 Итого  34 часа 17 № п/п 1 2­3 4 5­6 7­8 9­10 11­13 3 класс (34 часа) Тема занятия Проект?   Проект!   Научные   исследования   и   наша жизнь. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) Какими могут быть  проекты? Формулирование цели, задач исследования, гипотез. Планирование работы. Знакомство с методами и предметами исследования.  Эксперимент познания в действии. 14­15 Обучение анкетированию, социальному опросу,  16­18 интервьюированию. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и  составление списка литературы по теме  исследования. 19­21 Анализ прочитанной литературы. 22­23 Исследование объектов. 24­25 Основные   логические   операции.   Учимся   оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. 26­27 Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. 28 Как сделать сообщение о результатах исследования 29­30 Оформление работы.  31­32 Кол­во часов Дата проведения 1 2 1 2 2 2 3 2 2 3 2 2 2 1 2 2 1 1 Работа в компьютерном классе. Оформление  презентации. Мини конференция по итогам собственных  исследований Анализ исследовательской деятельности. 33 34    Итого 34 часа 18 № п\п 1 2­3 4­5 6­7 8­9 10­ 11 12 13­ 14 15­ 16 17­ 18 19­ 20 21­ 22 23­ 24 25­ 27 28­ 30 31 32 33 34 4 класс (34 часа) Тема занятия Кол­во часов Дата проведения Знания,   умения   и   навыки,   необходимые   в исследовательской работе. Культура мышления. Умение   выявлять   проблемы. аналогии. Обсуждение   и   выбор   тем   исследования, актуализация проблемы. Целеполагание, выдвижение гипотез. Предмет и объект исследования.   Ассоциации   и актуализация     проблемы, Работа в библиотеке с каталогами. Отбор  литературы по теме исследования. Ознакомление с литературой по данной  проблематике, анализ материала. Наблюдение и экспериментирование. Техника экспериментирования Наблюдение наблюдательность. Совершенствование  техники экспериментирования. Правильное мышление и логика. Что такое парадоксы Обработка и анализ всех полученных данных. Работа   в   компьютерном   классе.   Оформление презентации. Подготовка публичного выступления. Как  подготовиться к защите. Защита исследования перед одноклассниками. Выступление на школьной НПК. Итоговое занятие. Анализ исследовательской  деятельности. 19 1 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 3 3 1 1 1 1 Итого 34 часа 20

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Я - исследователь» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая  программа внеурочной деятельности курса   «Я - исследователь» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Я - исследователь» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая  программа внеурочной деятельности курса   «Я - исследователь» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Я - исследователь» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая  программа внеурочной деятельности курса   «Я - исследователь» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Я - исследователь» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая  программа внеурочной деятельности курса   «Я - исследователь» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Я - исследователь» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая  программа внеурочной деятельности курса   «Я - исследователь» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Я - исследователь» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая  программа внеурочной деятельности курса   «Я - исследователь» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Я - исследователь» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая  программа внеурочной деятельности курса   «Я - исследователь» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Я - исследователь» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая  программа внеурочной деятельности курса   «Я - исследователь» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Я - исследователь» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая  программа внеурочной деятельности курса   «Я - исследователь» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Я - исследователь» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая  программа внеурочной деятельности курса   «Я - исследователь» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Я - исследователь» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая  программа внеурочной деятельности курса   «Я - исследователь» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Я - исследователь» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая  программа внеурочной деятельности курса   «Я - исследователь» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Я - исследователь» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая  программа внеурочной деятельности курса   «Я - исследователь» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Я - исследователь» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая  программа внеурочной деятельности курса   «Я - исследователь» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Я - исследователь» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая  программа внеурочной деятельности курса   «Я - исследователь» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Я - исследователь» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая  программа внеурочной деятельности курса   «Я - исследователь» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Я - исследователь» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая  программа внеурочной деятельности курса   «Я - исследователь» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Я - исследователь» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая  программа внеурочной деятельности курса   «Я - исследователь» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Я - исследователь» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая  программа внеурочной деятельности курса   «Я - исследователь» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Я - исследователь» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая  программа внеурочной деятельности курса   «Я - исследователь» для обучающихся 1-4 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2019