Проектная и исследовательская деятельность учащихся как одно из приоритетных направлений современного математического образования

  • Научно-исследовательская работа
  • doc
  • 25.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной статье рассмотрена исследовательская деятельность учащихся в современном математическом образовании на примере работы школьного НОУ. Раскрыта роль педагога - новатора С. Т. Шацкого как основоположника метода проектов. Освещены основные этапы работы над исследовательским проектом - цель и задачи исследования, объект, предмет, методы исследования, гипотеза .
Иконка файла материала Статья Забашта Краснодар.doc
Проектная и исследовательская деятельность учащихся как одно из приоритетных направлений современного математического образования Е.Г. Забашта МБОУ СОШ № 74, МБОУ ДО ДМЦ,  г. Краснодар Человек в современном обществе – это человек, не столько вооруженный знаниями, сколько умеющий добывать знания, применять их на практике и делать это целесообразно. В наши дни умение учащихся добывать знания самостоятельно и совершенствовать их, умение работать   с   информацией   в   различных   областях,   приобретая,   если   это   необходимо,   новые навыки,  выходит  на первые  позиции. «В современном обществе образование должно быть наполнено знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ребенка   с   тем,   чтобы   он   мог   осуществлять   продуктивную   и   осознанную   деятельность   по отношению   к   объектам   реальной   действительности,   и   стать   функционально   грамотным, компетентным учеником, а в будущем – успешным и востребованным специалистом» [1]. Новые   возможности   для   этого   дает   исследовательская   деятельность   учащихся, поскольку характеризуется высокой степенью самостоятельности, формирует умения работы с информацией, помогает выстроить структуру своей работы, учит обобщать и делать выводы. А самое главное помогает учиться не только ученику, но и учителю.  Одним   из   основоположников   метода   проектов   в   полной   мере   можно   считать Станислава   Теофиловича   Шацкого,   вошедшего   в   историю   мировой   педагогики   и отечественного образования как выдающегося педагога­новатора. Он считал, что «важнейшей задачей воспитания является подготовка личности к жизни в условиях внешней свободы, к овладению своей внутренней свободой, к направлению мыслей, чувств, воли на творчество, созидание,   сотрудничество»   [2].  Шацкий   определил   опыт   работы   в   этом   направлении   в афоризме   «изучение   жизни   и   участие   в   ней»,   который   стал   лозунгом   обновления педагогического процесса в школе 20­х годов прошлого века. Сделать жизнь школьника более здоровой, содержательной, культурной и интересной – вот главный девиз всей педагогической деятельности Шацкого. Ведь школа будущего, по его мнению, должна вырастать из самой окружающей жизни, работая в ней, постоянно улучшаясь и совершенствуясь. Еще в 1903 г. Шацкий записал в своем студенческом дневнике мысль о том, что «новый уклад жизни, новых людей   должна   дать   новая   школа»   и   что   настоящее   «воспитание   человека   должно   быть воспитанием его самодеятельности» [3].  Первые десятилетия советской школы были связаны с обостренным вниманием ученых и   педагогов­практиков   к   исследовательскому   подходу   в   обучении,   заимствованному   из американской педагогики, и, в частности, к студийной системе, вариантами которой являлись "Дальтон­план" и "Метод проектов". Однако в начале 30­х годов прошлого столетия эти методики   были   осуждены   и   до   недавнего   времени   в   российской   школе   практически   не использовались.   Претерпев   серьезные   эволюционные   изменения,   в   наши   дни   метод   проектов   стал неотъемлемой частью содержания образования. Заинтересованность каждого ребенка, и как следствие   его   успешность,   должна   строиться   в   школьном   пространстве   по   следующим принципам:   уроки   не   должны   быть   скучными   и   однообразными;   необходимо   показывать многогранность   каждого   изучаемого   предмета   и   его   практическое   применение   в   разных сферах человеческой деятельности; учитывать возможности и желания каждого ученика. Какписал   Шацкий   С.Т.:   «…Серость   жизни   для   детского   возраста,   для   подростка   и   юноши является настоящим ядом, вызывающим огромную жажду ярких, острых переживаний…» [2]. Обращаясь к трудам выдающегося педагога, была найдена теоретическая база, которая помогла создать программу работы школьного научного общества, организовать проектную деятельность   на   уроках   и   во   внеурочное   время   таким   образом,   чтобы   она   вызывала   у учащихся интерес, давала  хороший результат, имела преемственность.   Более   подробно   остановлюсь   на   организации   работы   научного   общества   учащихся «Через тернии к звездам», руководителем которого являюсь более пяти лет.  С.Т.   Шацкий   отмечает:   «…Начатки   творческой   силы   существуют   почти   у   всех,   у маленьких и у больших людей – надо лишь создать для проявления ее подходящие условия» [3]. В соответствии с этим работа НОУ построена следующим образом. В структуру общества входит три кафедры:  естественнонаучная, гуманитарная и                                                   социально­ экономическая. Каждая из кафедр курирует соответствующие направления, охватывающие интересы   учащихся.   Направления   имеют   своих   руководителей   из   числа   работающих педагогов. Ребята разделены по группам согласно возрастным категориям. Таким образом, созданы максимально благоприятные условия для исследовательской деятельности учащихся нашей   школы.   Деятельность   НОУ   связана   с   возможностью   комплексно   охватить   каждого учащегося в соответствии с его талантами и желаниями. Только при таком условии можно адекватно отслеживать и корректировать личностный рост каждого ученика, направленность интересов и будущий профессиональный выбор. С чего же начинается работа над учебным или исследовательским проектом? Ученик сам определяет объектную область, объект и предмет исследования, выбирает тему и ставит проблему,   над   которой   будет   работать.   По   этому   поводу   выдающийся   педагог   писал: «Недаром   все   современные   психологи,   изучающие   детство,   придают   огромное   значение интересам ребенка, могущим побудить его к усилию для овладевания любой, доступной его силам проблемой…» [2].  Следующий этап – изучение научной литературы, определение гипотезы,     постановка цели  и  задач  исследования,  уточняющих  направления,  по  которым   пойдет  доказательство гипотезы, определение методов исследования. После   соответствующей   подготовки   ребята   приступают   к   проведению   научного исследования. Для этого составляется рабочий план, включающий действия по подготовке и проведению экспериментов. Здесь же присутствует первичная обработка и анализ результатов практических действий, этапы их проверки.  Основная   ценность   работы   –   выводы   по   практической   части,   предложения   по использованию   результатов,   перспективы   дальнейших   исследований.   Очень   ярко   об   этом высказался Шацкий С.Т.: «То своеобразное и поэтому, разумеется, и ценное, что мы видим в деятельности и эмоциях детей, есть не что иное, как своеобразная обработка всего того же знакомого нам всем жизненного материала» [2].  Наступает самый ответственный момент – защита работы. Искусно подготовленный доклад, качественно выполненная презентация, отражающая основные моменты проведенного исследования,     ­   кульминация   работы   над   проектом.   Все   это   воспитывает   чувство ответственности, целеустремленности, организованности. Эффективность   проекта   во   многом   зависит   от   того,   насколько   сложились взаимоотношения   наставника,   научного   руководителя   с   участниками   проекта,   насколькоучитель   уважает   выбор,  сделанный   учениками  в   определении  темы,   организации   рабочего процесса и выполнения самой работы. У ребят, занятых исследовательской деятельностью, нет времени на так называемые «вредные привычки» и «дурные поступки». Ведь как подметил Шацкий в своей книге «Бодрая жизнь»:   «Со   словом   «дети»   всегда   связывается   представление   о   чем­то   неугомонном, шумном,   неустойчивом».   Энергия   ребенка   должна   быть   направлена   в   правильное   русло. Каждый ученик должен в полной мере реализовать себя, раскрыть свои способности, таланты, возможности.   Хочу отметить, что быть руководителем проекта непросто, так как необходимо быть педагогом – профессионалом, систематически заниматься самообразованием, читать много дополнительной   литературы,   быть   всегда   в   поиске   нового,   достаточно   много   уметь.   Но очевидно,   что   исследовательская   деятельность   учащихся   –   одна   из   прогрессивных   форм образования   в   современной   школе.  Метод   проектов   развивает   у   обучающихся   высокую мотивацию   к   учебно­познавательной   деятельности,   стимулирует   ученика   на   рефлексивное восприятие   материала,   формирует   умение   ставить   перед   собой   проблему,   сравнивать   и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении   различных   предметов,   на   метапредметный   уровень.   Это   отражается   на   качестве знаний   и   способствует   формированию   тех   качеств   личности,   которые   востребованы   в современном обществе.  В Национальной образовательной инициативе “Наша новая школа” отмечено: “Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном   конкурентном   мире”.   Применение   проектной   и   исследовательской деятельности в образовании направлено на реализацию этих идей.  Список использованной литературы 1.    Арцев М.Н. Проектная деятельность учащихся. Учитель, Волгоград, 2015 2.    Шацкий С.Т. «Бодрая жизнь». Пед. соч. в 4­х томах. М:,  1964 3.    Шацкий С.Т. «Годы исканий». Пед. соч. в 4­х томах. М:, 1964