Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить любую проблему в результате самостоятельных действий учащегося с обязательной презентацией этих результатов. Проектная работа и обучение в сотрудничестве находит все большее распространение и признание в образовательных системах разных стран мира.
УДК Е.В.ВойтЛонгус,
учитель
немецкого и английского языков
1 категории
МОУ «РРСОШ№3»
г.Рыбница, Приднестровье
Использование метода проектов
в обучении школьников немецкому языку.
Use of a method of projects
in learning of school students in German.
В статье рассмотрены основные концепции использования проектной методики
при обучении учащихся немецкому языку с целью повышения мотивации в процессе
обучения, использование современных информационных технологий.
Ключевые слова: проектный метод, коммуникация учащихся, личностно
орентированный подход, современные информационные технологии, языковая
компетенция, социокультурное поле.
In article the main concepts of use of a design technique when training pupils in German for
the purpose of increase in motivation in the course of tutoring are considered, use of the modern
informational technologies.
Key words: design method, communication of pupils, the approach focused on the
personality, language competence, modern information technologies, sociocultural field.
Необходимость постоянного совершенствования системы и практики
образования обусловлена социальными переменами, происходящими в
обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности
учащегося остаются приоритетными в современной методике преподавания
иностранного языка.
Реформа школьного образования и внедрение новых педагогических
технологий в практику обучения является важнейшим условием
интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающегося.
Именно развитие становится ключевым словом процесса обучения,
сущностным, глубинным понятием.
Иностранный язык (ИЯ), как учебный предмет, обладает огромными
возможностями для создания
условий культурного и личностного
становления школьников. Современные потребности общества в области
обучения ИЯ выдвигает задачу развития личности обучающегося, усиления
гуманистического содержания обучения,
более полной реализации
воспитательного, образовательного, и развивающего потенциала предмета,
которые подходили бы к индивидуальности каждого обучающегося.Поэтому, основной целью обучения ИЯ на современном этапе развития
образования является личность обучающегося, способная и желающая
участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и
самостоятельно совершенствоваться в изучаемой им иноязычной речевой
деятельности.
Исходя из вышеизложенных приоритетных задач современного
образовательного процесса ,при обучении иностранному языку я использую
личностноориентированный подход, в основе которого лежит обучение в
сотрудничестве и
метод проектов, который предполагает активное
использование современных информационных технологий. Это позволяет
решить проблему мотивации, создать положительный настрой к изучению
немецкого языка, дать возможность учиться с интересом и раскрыть скрытые
потенциальные возможности каждого ребенка. Применяя данную методику в
обучении, я руководствуюсь методическими рекомендациями доктора
педагогических наук, исследователя в области современных технологий
обучения учащихся С.Е. Полат.
Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно
познавательных приемов, которые позволяют решить любую проблему в
результате самостоятельных действий учащегося с обязательной презентацией
этих результатов. Проектная работа и обучение в сотрудничестве находит все
большее распространение и признание в образовательных системах разных
стран мира. Проектная работа обусловлена следующими причинами:
необходимостью не столько передавать учащимся набор определенных
знаний, но и научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь
пользоваться полученными знаниями для решения новых познавательных и
практических задач;
актуальностью приобретения коммуникативных навыков и умений, то есть
умений работать в разнотипных группах, исполняя при этом различные
социальные роли (лидера, исполнителя, посредника);
актуальностью коммуникативного процесса, знакомства с разными
культурами, нравами, обычаями, разными точками зрения на одну проблему;
значимостью умения использовать исследовательские методы: собирать
необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек
зрения, делать выводы и заключения.
Содержание метода проекта раскрывается через его принципы. К
важнейшим из них относятся:
связь идеи проекта с реальной жизнью;
1)
интерес к выполнению проекта со стороны всех его участников;
2)
3)
ведущая
преподавателя;
4)
5)
самоорганизация участников проекта;
умение ставить цель на создание конкретного продукта;
роль
консультативнокоординирующей
функции6)
7)
монопредметный и межпредметный характер проектов;
временная и структурная завершенность проекта.
Для успешной работы необходимо соблюдать не только принципы, но и
выдвижение ими своих идей,
этапы работы над проектом.
I. Подготовительный, который включает в себя следующие шаги:
1. Планирование учителем проекта в рамках тем.
2. Выдвижение идеи учителем на уроке.
3.
Обсуждение идеи учащимися,
аргументирование своего мнения.
II. Организация работы:
1. Формирование разноструктурных рабочих групп.
2. Распределение заданий в рабочих группах.
3. Практическая самостоятельная деятельность учащихся в рамках проекта.
III. Завершающий этап:
1. Промежуточный контроль (при длительном проекте).
2. Обсуждение способов оформления проекта.
3. Презентация результатов проекта всей группы.
4. Подведение итогов выполнения проекта: обсуждение результатов,
комментирование и выставление оценок. Оценку следует выставлять за
проект в целом:
за лингвистическую (языковую) правильность;
за многоплановость характера проекта;
за уровень творчества;
за стиль и чёткость презентации.
для внеклассной работы в
Изложу свой опыт использования проектного метода в обучении на
уроках немецкого языка. Проект «Die Märchenbrüder Jacob und Wilhelm
Grimm». Проект предназначен
старших
классах(1011классы) при прохождении темы «Великие люди Германии», о
жизни и творчестве немецких филологов – братьев Гримм, известных во всем
мире великих сказочников, с привлечением учащихся 5 классов в постановке
«Золотой гусь».
Цели проекта:
1. Ознакомить учащихся с творчеством братьев Гримм, с их вкладом в
национальную культуру Германии и в мировую культуру, приобретение новых
знаний.
2. Формирование умений и навыков:
а) использовать монологическую речь;
b)использовать справочную литературу на бумажных и электронных
носителях;
c) представить собранную информацию в виде реферата, таблицы, плаката,
рисунка и т.д.;
d) развить познавательную и творческую активность учащегося.Составьте викторину(подготовьте тествопросы) по имеющейся
Тип проекта: информационнопоисковый, лингвострановедческий.
Класс: 10, 11, 5. Уровень: базовый и базовый продвинутый.
Продолжительность: 4 урока, презентация 60 мнут.
Проектное задание:
1.Соберите и отформатируйте информацию о жизни и творчестве братьев
Гримм (в библиотеке, в Интернет сети и в периодической печати.
2. Напишите доклады о жизни и творчестве братьев Гримм.
3. Оформите стенд «Важные вехи в жизни и творчестве братьев Гримм».
4. Нарисуйте (иллюстрируйте) схему «Die Deutsche Märchenstraße».
5.
информации.
6. Подготовьте иллюстрации к отрывкам из сказок братьев Гримм и
организуйте выставку рисунков.
7. Подготовьте инсценировку к сказке «Золотой гусь».
Ход проекта:
I. Подготовительный этап.
1. Вступительная ознакомительная беседа с учащимися о великих людях
Германии, о жизни и творчестве братьев Гримм с целью анализа уровня знаний
о творчестве сказочников. Подача учителем идеи проекта, обсуждение хода
подготовки проектной работы.
2. Выбор формы подачи результатов проекта (сообщение, доклады, письмо,
стихотворения, эссе, рефераты, страница устного журнала, постановка сказки,
рисунки) и формы презентации: литературная гостиная.
II. Основной этап.
1. Обсуждение сроков и последовательности выполнения проекта.
2. Распределение индивидуальных заданий и заданий между группами
учащихся.
3. Планирование самостоятельной работы учащихся над каждым заданием.
4. Координация со стороны учителя деятельности учащихся.
5. Совместное составление викторины (тестопроса) для гостей – учащихся
других классов.
III. Заключительный этап.
1. Презентация подготовленных учащимися материалов.
2. Пробное представление (репетиция) всего проекта.
3. Презентация проекта (выступление) в литературной гостиной.
4. Подведение итогов проекта и награждение лучших знатоков творчества
братьев Гримм из учащихся и из гостей.
В процессе сбора и подбора материала по тематике проекта учащимися
приходится сталкиваться с аутентичными материалами. В наши дни это стало
возможным не только благодаря наличию большого количества учебных
материалов, но и возможностью доступа к сети Интернет .Безусловно, такие
материалы содержат большой лингвострановедческий потенциал. Кроме того,работа при подготовке проектов обогащает знания школьников о культуре,
быте, нравах и обычаях, этике страны изучаемого языка. Таким образом,
происходит развитие лингвострановедческой компетенции. Работа над
проектами предусматривает не только сбор информации о стране изучаемого
языка. Вспомогательными компонентами являются также тестирование,
анкетирование, поиск и сбор необходимой информации, анализ и синтез
информации, опрос и исследование, проводимые в родной стране, с
возможностью последующего сравнения двух культур. Поэтому можно
положительно констатировать о развитии межкультурной компетенции
учащихся в процессе выполнения проектной работы.
При выполнении проектной работы школьникам приходится много
читать, пополняя свой пассивный лексический запас, часть которого затем
переходит в активный, так как некоторые новые слова и речевые структуры
учащиеся должны употреблять в процессе презентации работы. Таким
образом, происходит их изучение и закрепление. В ходе подготовки
презентации предусмотрены беседы и дискуссии по теме, дополнительные
вопросы. Тут можно говорить об использовании неподготовленной или
частично подготовленной диалогической и монологической речи. Это может
происходить благодаря тому, что, вопервых, проект делается в группе и
учащийся чувствует поддержку группы без вмешательства преподавателя; во
вторых,
что речевая деятельность школьника приобретает
мотивированный характер, так как общение происходит на актуальную и
интересную для него тему на основе собранной им информации, фактов и
дополнительных материалов. В группе с низким уровнем обучения не
предусмотрены дискуссии и устные обсуждения.
тем,
Проведенные ранее проектные работы с учащимися показали, что, если
в процессе обучения ИЯ использовать наряду с традиционными формами
так же и проектную работу, то, вопервых, повышается мотивация к изучению
ИЯ, вовторых, расширяется словарный запас учеников и повышается общий
уровень владения ИЯ, и, втретьих, развивается лингвострановедческая и
межкультурная компетенция учащихся.
На мой взгляд, в проектной методике заложен большой потенциал для
решения таких задач, как преодоление инертности, боязни публично
выступать и говорить на иностранном языке изза возможных ошибок в речи.
Проектная методика развивает у школьников самостоятельность, творчество,
активность, так необходимые им в процессе обучения. Использование этого
метода реально превращает учащегося из объекта обучения в субъект учебной
деятельности. Учитель же в свою очередь выступает в роли помощника.
Немаловажно также и то, что в работе над проектом дети учатся совместно
работать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные
ценности, как взаимопомощь, сопереживание, взаимовыручка, формируются
творческие способности, то есть идет неразрывный процесс обучения ивоспитания. Метод проектов формирует и совершенствует общую культуру
общения школьников и их социального поведения в целом.
Список литературы:
1.Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: Методическое
пособие. – 2е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 96 с.
2. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе.
– 2000. – № 23.
3.Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве// Иностранные языки в школе. – 2000. – № 1.
4.Прохорец Е.К., Плеханова М.В., Хмелидзе И.Н. Основы проектной работы на занятиях по
немецкому языку в техническом вузе: Учебное пособие. – Томск: Издво ТПУ, 2003. – 112
с.
5.Сидоренко А.С. Теория и практика организации учебного процесса// Журнал «Завуч». –
2003. – № 6.