Проектная методика на уроках немецкого языка.

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 20.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить любую проблему в результате самостоятельных действий учащегося с обязательной презентацией этих результатов. Проектная работа и обучение в сотрудничестве находит все большее распространение и признание в образовательных системах разных стран мира.
Иконка файла материала Проектная методика на уроках немецкого языка1.doc
УДК                                                                           Е.В.Войт­Лонгус, учитель                                                                                                                                немецкого и английского языков                                                                                                   1 категории                                                                                       МОУ «РРСОШ№3»                                                                           г.Рыбница, Приднестровье                                    Использование метода проектов                           в обучении школьников немецкому языку.                                   Use of a method of projects                           in learning of school students in German. В статье рассмотрены основные концепции использования проектной методики при  обучении   учащихся   немецкому  языку   с   целью   повышения   мотивации   в   процессе обучения, использование современных информационных технологий. Ключевые   слова:  проектный   метод,   коммуникация   учащихся,   личностно­ орентированный   подход,   современные   информационные   технологии,   языковая компетенция, социокультурное поле.       In article the main concepts of use of a design technique when training pupils in German for  the purpose of increase in motivation in the course of tutoring are considered, use of the modern informational technologies.         Key words: design method, communication of pupils, the approach focused on the  personality, language competence, modern information technologies, sociocultural field. Необходимость   постоянного   совершенствования   системы   и   практики образования   обусловлена   социальными   переменами,   происходящими   в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности учащегося  остаются  приоритетными в современной методике преподавания иностранного языка. Реформа   школьного   образования     и   внедрение   новых   педагогических технологий   в   практику   обучения   является   важнейшим   условием интеллектуального,     творческого   и   нравственного   развития   обучающегося. Именно   развитие   становится   ключевым   словом   процесса   обучения, сущностным, глубинным понятием. Иностранный   язык   (ИЯ),   как   учебный   предмет,   обладает   огромными возможностями   для   создания     условий   культурного   и   личностного становления   школьников.   Современные   потребности   общества   в   области обучения   ИЯ выдвигает задачу развития личности обучающегося, усиления гуманистического   содержания   обучения,   более   полной   реализации воспитательного,   образовательного,   и   развивающего   потенциала   предмета, которые     подходили   бы     к   индивидуальности   каждого   обучающегося.Поэтому,   основной   целью   обучения   ИЯ   на   современном   этапе   развития образования   является   личность   обучающегося,   способная   и   желающая участвовать   в   межкультурной   коммуникации   на   изучаемом   языке   и самостоятельно   совершенствоваться     в   изучаемой   им   иноязычной   речевой деятельности.  Исходя   из   вышеизложенных   приоритетных   задач   современного образовательного   процесса ,при обучении иностранному языку я использую личностно­ориентированный   подход,   в   основе   которого   лежит   обучение   в сотрудничестве   и     метод   проектов,   который   предполагает   активное использование   современных   информационных   технологий.   Это   позволяет решить   проблему   мотивации,   создать   положительный   настрой   к   изучению немецкого языка, дать возможность учиться с интересом и раскрыть скрытые потенциальные возможности каждого ребенка. Применяя данную методику в обучении,   я   руководствуюсь   методическими   рекомендациями   доктора педагогических   наук,   исследователя   в   области   современных   технологий обучения учащихся С.Е. Полат.  Метод   проектов   предполагает   определенную   совокупность   учебно­ познавательных   приемов,   которые   позволяют   решить   любую   проблему   в результате самостоятельных действий учащегося с обязательной презентацией этих результатов. Проектная работа и обучение в сотрудничестве находит все большее распространение и признание в образовательных системах   разных стран мира. Проектная работа обусловлена следующими причинами: ­   необходимостью   не   столько   передавать   учащимся   набор   определенных знаний,   но   и   научить   приобретать   эти   знания   самостоятельно,   уметь пользоваться  полученными  знаниями для решения  новых  познавательных   и практических задач; ­ актуальностью приобретения коммуникативных навыков и умений, то есть умений   работать   в   разнотипных   группах,   исполняя   при   этом   различные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника); ­   актуальностью   коммуникативного   процесса,   знакомства   с   разными культурами, нравами, обычаями, разными точками зрения на одну проблему; ­   значимостью     умения   использовать   исследовательские   методы:   собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, делать выводы и заключения. Содержание   метода   проекта   раскрывается   через   его   принципы.   К важнейшим из них относятся: связь идеи проекта с реальной жизнью; 1) интерес к выполнению проекта со стороны всех его участников; 2) 3) ведущая преподавателя; 4) 5) самоорганизация  участников проекта; умение ставить цель на создание конкретного продукта; роль     консультативно­координирующей   функции6) 7) монопредметный и межпредметный характер проектов; временная и структурная завершенность проекта. Для успешной работы необходимо соблюдать не только принципы, но и   выдвижение   ими   своих   идей, этапы работы над проектом. I. Подготовительный, который включает в себя следующие шаги: 1. Планирование учителем проекта в рамках тем. 2. Выдвижение идеи учителем на уроке. 3.   Обсуждение   идеи   учащимися, аргументирование своего мнения. II. Организация работы: 1. Формирование разноструктурных рабочих групп. 2. Распределение заданий в рабочих группах. 3. Практическая самостоятельная  деятельность  учащихся в рамках проекта. III. Завершающий этап: 1. Промежуточный контроль (при длительном проекте). 2. Обсуждение способов оформления проекта. 3. Презентация результатов проекта всей группы. 4.   Подведение   итогов   выполнения   проекта:   обсуждение   результатов, комментирование   и     выставление   оценок.   Оценку   следует   выставлять   за проект в целом: ­ за лингвистическую (языковую) правильность; ­ за многоплановость характера проекта; ­ за уровень творчества; ­ за стиль и чёткость презентации.   для   внеклассной   работы   в   Изложу   свой   опыт   использования   проектного   метода   в   обучении   на уроках   немецкого   языка.   Проект  «Die   Märchenbrüder   Jacob   und   Wilhelm Grimm».  Проект   предназначен     старших классах(10­11классы) при прохождении темы «Великие люди Германии», о жизни и творчестве немецких филологов – братьев Гримм, известных во всем мире  великих сказочников, с привлечением учащихся 5 классов в постановке «Золотой гусь». Цели проекта: 1.   Ознакомить   учащихся   с   творчеством   братьев   Гримм,   с   их   вкладом   в национальную культуру Германии и в мировую культуру, приобретение новых знаний. 2. Формирование умений и навыков: а) использовать  монологическую речь; b)использовать   справочную   литературу   на   бумажных   и   электронных носителях; c) представить собранную информацию в виде реферата, таблицы, плаката, рисунка и т.д.; d) развить познавательную и творческую активность учащегося.Составьте   викторину(подготовьте   тест­вопросы)   по   имеющейся Тип проекта: информационно­поисковый, лингвострановедческий.  Класс: 10, 11, 5. Уровень: базовый и базовый продвинутый. Продолжительность: 4 урока, презентация 60 мнут. Проектное задание: 1.Соберите и отформатируйте   информацию о жизни и творчестве братьев Гримм (в библиотеке, в Интернет сети и в периодической печати. 2. Напишите доклады о жизни и творчестве братьев Гримм. 3. Оформите  стенд «Важные вехи в жизни и творчестве братьев Гримм». 4. Нарисуйте (иллюстрируйте)  схему «Die Deutsche Märchenstraße». 5. информации. 6.   Подготовьте   иллюстрации   к   отрывкам   из   сказок   братьев   Гримм   и организуйте выставку рисунков. 7. Подготовьте инсценировку к сказке «Золотой гусь». Ход проекта: I.  Подготовительный   этап. 1.   Вступительная   ознакомительная   беседа   с   учащимися   о   великих   людях Германии, о жизни и творчестве братьев Гримм с целью анализа уровня знаний о творчестве сказочников. Подача учителем идеи проекта, обсуждение хода подготовки проектной работы. 2. Выбор формы подачи результатов проекта (сообщение, доклады, письмо, стихотворения, эссе, рефераты, страница устного журнала, постановка сказки, рисунки) и формы презентации: литературная гостиная. II. Основной этап. 1. Обсуждение сроков и последовательности выполнения проекта. 2.   Распределение   индивидуальных   заданий     и   заданий   между   группами учащихся. 3. Планирование самостоятельной работы учащихся над каждым заданием. 4. Координация со стороны учителя деятельности учащихся. 5. Совместное составление викторины (тест­опроса) для гостей – учащихся других классов. III. Заключительный этап. 1. Презентация подготовленных учащимися материалов. 2. Пробное представление (репетиция) всего проекта. 3. Презентация проекта (выступление) в литературной гостиной. 4.  Подведение   итогов   проекта   и  награждение   лучших   знатоков   творчества братьев Гримм из учащихся и из гостей. В процессе сбора и подбора материала по тематике проекта учащимися приходится сталкиваться с аутентичными материалами.  В наши дни это стало возможным     не   только   благодаря   наличию   большого   количества     учебных материалов, но и возможностью доступа к сети Интернет .Безусловно, такие материалы содержат большой лингвострановедческий потенциал. Кроме того,работа при подготовке проектов обогащает знания школьников   о культуре, быте,   нравах   и   обычаях,   этике   страны   изучаемого   языка.   Таким   образом, происходит   развитие   лингвострановедческой   компетенции.   Работа   над проектами предусматривает не только сбор информации о стране изучаемого языка.   Вспомогательными   компонентами   являются   также   тестирование, анкетирование,   поиск   и   сбор   необходимой   информации,   анализ   и   синтез информации,   опрос   и   исследование,   проводимые   в   родной   стране,   с возможностью   последующего   сравнения     двух   культур.   Поэтому   можно положительно   констатировать   о   развитии   межкультурной   компетенции учащихся в процессе выполнения проектной работы. При   выполнении   проектной   работы   школьникам   приходится   много читать, пополняя свой пассивный лексический запас, часть которого затем переходит в активный, так как некоторые новые слова и речевые структуры учащиеся   должны   употреблять   в   процессе     презентации   работы.     Таким образом,   происходит   их   изучение   и   закрепление.   В   ходе   подготовки презентации   предусмотрены беседы и дискуссии по теме, дополнительные вопросы.   Тут   можно   говорить   об   использовании   неподготовленной   или частично подготовленной диалогической и монологической речи. Это может происходить   благодаря   тому,   что,   во­первых,   проект   делается   в   группе   и учащийся чувствует поддержку группы без вмешательства преподавателя; во­ вторых,   что   речевая   деятельность   школьника   приобретает мотивированный   характер,   так   как   общение   происходит   на   актуальную   и интересную для него тему на основе собранной им информации, фактов и дополнительных   материалов.   В   группе   с   низким   уровнем   обучения   не предусмотрены дискуссии и устные обсуждения.    тем, Проведенные ранее проектные работы с учащимися показали, что, если в процессе обучения   ИЯ использовать наряду с традиционными   формами так же  и проектную работу, то, во­первых, повышается мотивация к изучению ИЯ, во­вторых, расширяется словарный запас учеников и повышается общий уровень   владения   ИЯ,   и,   в­третьих,   развивается   лингвострановедческая   и межкультурная компетенция учащихся. На мой взгляд, в проектной методике заложен большой потенциал для решения   таких   задач,   как   преодоление   инертности,   боязни   публично выступать и  говорить на иностранном языке из­за возможных ошибок в речи. Проектная методика развивает у школьников самостоятельность, творчество, активность, так необходимые им в процессе обучения. Использование этого метода реально превращает учащегося из объекта обучения в субъект учебной деятельности.   Учитель   же   в   свою   очередь   выступает   в   роли   помощника. Немаловажно также и то, что в работе над проектом дети учатся совместно работать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, сопереживание, взаимовыручка, формируются творческие   способности,   то   есть   идет   неразрывный   процесс   обучения   ивоспитания. Метод проектов формирует и совершенствует общую культуру общения школьников и их социального поведения в целом.  Список литературы: 1.Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: Методическое пособие. – 2­е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 96 с. 2. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе. – 2000. – № 2­3. 3.Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве// Иностранные языки в школе. – 2000. – № 1. 4.Прохорец Е.К., Плеханова М.В., Хмелидзе И.Н. Основы проектной работы на занятиях по немецкому языку в техническом вузе: Учебное пособие. – Томск: Изд­во ТПУ, 2003. – 112 с. 5.Сидоренко А.С. Теория и практика организации учебного процесса// Журнал «Завуч». – 2003. – № 6.