Проектная работа «Экскурсия по Комнате Боевой славы липецкой гимназии № 12»
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Проектная работа «Экскурсия по Комнате Боевой славы липецкой гимназии № 12»

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Исследовательские работы
docx
естествознание +1
Взрослым
06.08.2018
Проектная работа   «Экскурсия  по Комнате Боевой славы липецкой гимназии № 12»
Комната Боевой славы.docx
МБОУ  Гимназия № 12  город Липецк                                                         «Экскурсия  по Комнате Боевой славы» Выполнили: учащиеся 7В класса Попова Елизавета,  Зубарева Полина, Черкасова Анна Руководитель: Водопьянова Т.М.                                                                   2016 Цели экскурсии:  Способствование  сохранению традиций – военно – патриотической работы в Гимназии Проведение экскурсий после обновления выставочных экспозиций и дополнительного  исследования документов Комнаты Боевой славы Задачи экскурсии: Создать новый вариант экскурсионных материалов Совершенствовать методику проведения экскурсий Провести дополнительное исследование документов музея Ход подготовки экскурсии        Первый этап: Подготовительный 1. Формулирование основополагающих вопросов.  2.Создание рабочей группы.  3.Знакомство участников с темами исследований.         Второй этап:  1.Обсуждение плана проекта, проблемных вопросов . 2.Распределение обязанностей. 3.   Рекомендация   списка   ресурсов   по   теме   проекта   :как   найти   источники   достоверной информации по теме исследования и использовать их       Третий этап: 1.Сбор материала и его анализ 2.Тестирование, опрос  пятиклассников  3. Исследования в виде текста экскурсий.    Заключительный этап: 1.Подведение итогов. 2. Работа над созданием презентации. 3. Оформление результатов.   Результаты проведенной экскурсии: Провели музейный урок для 5 классов в День снятия блокады 27.01 2015 Создали новые тексты экскурсий Участвовали в городском смотре музеев Провели новые исследования и оформление  документов Возраст участников: ученики 4­5 классов Время экскурсии: 40 минут Маршрутный лист: Вступление Раздел I.    У стенда «История клуба «Подвиг»…………………………..3 Раздел II. У музейной витрины «Будни блокадного Ленинграда»……5 Раздел III.Защитникам города на Неве…………………………………….7 Раздел IV. Стенд «Морякам Балтики»……………………………………...9 Раздел V.Музейная витрина «Подарки и сувениры от ветеранов»……...11 Раздел VI. Документы музея…………………………………………………12 Заключительная часть………………………………………………………..17 Литература и источники………………………………………………………18                      Экскурсия в Комнате Боевой славы Вступление В нашей школе в ноябре 1984 года был создан городской поисковый клуб  «Подвиг». По инициативе ветерана войны, бывшего морского офицера Василия  Васильевича Мигалкина  старшеклассники разыскали и объединили в нем липчан –  блокадников, тех участвовал в обороне, освобождении Ленинграда, а также его жителей.  На одну из первых встреч пришли 218участников войны. С тех пор в нашей школе 27  января, День снятия блокады – был отмечен в31 раз как один из самых важных.   Вместе со школьниками бывшие участники войны проводили встречи, уроки мужества,  активно участвовали в жизни школы. Обычно старшеклассники торжественно передают  эмблему клуба младшим ребятам. В ноябре 2012 года эстафету приняли ученики  нынешних  9 классов. В 1985 году на базе школы была создана Комната Боевой славы и музей, в котором  собраны документы, фотографии, письма ветеранов. Они передали нам книги, картины,  личные вещи. На подлинных документах музея гимназии школьный театр поставил  в 2009  году спектакль « Дети блокады». Старшеклассники успели снять несколько  документальных фильмов о своих старших друзьях. Некоторые из них выложены в сети  Интернет. На Всероссийском портале BlokadeNet на сайте Народная книга памяти также  выложена информация об участниках блокады из нашего клуба  «Подвиг». В историю войны вошли героические сражения  у стен Брестской крепости, под Москвой и  Сталинградом, на Курской дуге. Но  нечеловеческие  испытания выпали на долю  блокадного Ленинграда, которая длилась 900 дней и унесла около полутора миллионов жизней мирных людей: детей, женщин, стариков. Осада города началась в августе 1941  года. Фашисты планировали захватить Ленинград, а после этого развернуть наступление войск на Москву. Тогда люди встали плечом к плечу на защиту родного  города. Взрослые ушли в ополчение. Подростки заменили их в цехах, у станка. Потерпев  неудачу у стен Ленинграда, фашисты решили задушить город голодом. К концу августа  фашистам удалось перерезать железную дорогу Москва­Ленинград.8 сентября 1941 года  фашистское кольцо вокруг Ленинграда по суше было сомкнуто. Началась блокада. На  начало блокады в городе оставалось около 2,5 млн. человек, из них  400 тыс. детей. Но с каждым днем их становилось все меньше и меньше. Осень 41­го. В  Ленинграде страшный голод. Сейчас мы не знаем, что это такое, а тогда каждый блокадник испытал это на себе. В нашем музее есть самый главный экспонат­это хлеб, испеченный по   блокадному рецепту. На его изготовление шло все: мякина, отруби, целлюлоза. Меньше  всего там было муки. И все же это был хлеб. Получая эти 125 грамм хлеба, дети  продолжали учиться в школах, чаще в бомбоубежищах.39 школ Ленинграда работали без  перерыва в самые тяжелые блокадные дни. Но голод и смерть сокращали количество людей с каждым днем. Город оставался без электричества, запасов продовольствия, но  ленинградцы продолжали сражаться и работать. Чтобы не терять силы духа и  поддерживать других, люди писали стихи, рисовали картины и сочиняли музыку.  С конца ноября 1941 года заработала ледовая Ладожская трасса – легендарная дорога  Жизни, по которой везли хлеб. Фашисты беспощадно ее бомбили. Для многих людей эта  дорога стала последней. Люди не падали духом. Блокада всех сплотила воедино. Позже в  своих воспоминаниях, командующий Ленинградского фронта генерал Жуков так писал о  ситуации в городе: «Обстановка для войск и жителей была настолько тяжелой, что, кроме  наших людей, никто бы ее, пожалуй, не выдержал».­  читать можно по книге Жукова Да, люди действительно выдержали, и город выстоял, выжил!27 января 1944  года советские войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокадное  кольцо. Закончилась самая длительная и чудовищная блокада в мировой истории. Но  память о ней жива. Среди наших земляков было немало участников боев за Ленинград и  жителей блокадного города. Долгие годы в нашей школе проходили встречи членов клуба « Подвиг». В музее гимназии хранится память о незабываемых встречах с ветеранами в школе и у них  дома. У нас остались воспоминания участников Великой Отечественной войны, которые  остались в архиве клуба.  Мы изучили и сберегли их. В основном ветераны рассказывали о себе: где родились, где учились, как попали на фронт, как сражались, как сложилась жизнь  после войны. Есть отдельный альбом воспоминаний о 9 мая 1945 года                 I.     У стенда «История клуба «Подвиг»             Василий  Васильевич Мигалкин.  Основатель клуба «Подвиг». В годы  Великой Отечественной войны служил на боевых кораблях балтийского и Северного  флота, участник обороны Ленинграда и Советского заполярья. В 1944году участвовал в  приёме военных кораблей от союзников, судов с грузами северным путём. Василий  Васильевич, постоянно встречаясь со школьниками, рассказывал им о войне , о прорыве  блокады Ленинграда. Его воспоминания о войне неоднократно печатались в газетах. У нас  сохранилась драгоценная красная папка, летопись музея ­ в нее Василий Васильевич  подшивал их. Бураков Леонид Митрофанович. До войны Леонид учился живописи у липецкого  художника Мелехова, занимался вместе с Михаилом Водопьяновым и Сергеем  Литавриным в аэроклубе. Но призван был на  Балтийский флот, на боевом корабле он  защищал блокадный Ленинград. Леонид Митрофанович  автор картины «Последний залп»,  подаренной клубу «Подвиг»  Герой Советского Союза Кованев Иван Фёдорович. Участник ­ обороны Ленинграда.  Сначала войны по октябрь 1944г­командир эскадрильи, за это время совершил 258 боевых  вылетов. В воздушных боях был сбит четыре раза, имел два тяжёлых ранения За отличие в боевых действиях отмечен тремя орденами Ленина и золотой звезды Героя  Советского Союза, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Суворова,  двумя орденами Отечественной войны 1ст, орденом Красной звезды и многими  медалями. Герой Советского Союза  Макаренков Иван Михайлович.  В прошлом он был механиком­ водителем танка. В начале войны он участвовал  в боевых действиях на  Юго – Западном  фронте. После лечения по ранению  направлен на Ленинградский фронт, участник прорыва блокады Ленинграда. Экипаж танка  «Малютка» И. М. Макаренкова за время боёв по прорыву блокады уничтожил до 500  солдат и офицеров противника, 11 орудий и 9 пулемётных точек. В числе последних защитников Таллинна уходил 27 августа в Кронштадт был и  Панюшкин Сергей Парфирьевич. Транспорт, на котором он шёл, был  потоплен. Взрывом он  был выброшен за борт, контужен. В блокадном  Ленинграде в боях за город был еще раз ранен. После излечения и окончания курсов  ускоренной подготовки командного состава Сергея Панюшкина, лейтенанта флота  направляют на ладожскую дорогу жизни. Был в составе отряда тендеров на трассе  Ладожской дороге жизни, снова ранен и контужен. Капитан 3­го ранга Сергей Панюшкин  писал стихи с детства, писал стихи и  в том числе на фронте, они есть в музее. Ученики гимназии №12 не только встречали гостей у себя в клубе, но и сами навещали их.  За чашкой чая ветераны войны рассказывали  о себе, о тяжёлой жизни ленинградцев. В  клубе «Подвиг» хранятся воспоминания  наших землячек, участвовавших в войне. Мария Лазарева дежурила 22 июня 1941 года в больнице. Можно зачитать: «День был  солнечным и тихим, ничто не предвещало беды. В 12 часов дня было сообщено о нападении фашистской Германии на Советский Союз. Начались слёзы, тревога, многие больные  уходили домой. Мне вручили повестку, в которой было сказано явиться 23 июня с вещами  в военкомат». Так начался первый день Великой Отечественной войны для Марии. Ей ещё  не было 19 лет, но в 1939 году она уже воевала с Белофиннами и поэтому знала, что такое  война. Нина Михайловна Пастухова вышла замуж 21 июня 1941. Собрались  родственники, гости. Утром разбудил шум во дворе. Потом все затихли ­ соседи слушали  радио­речь Молотова, о начале войны. С Витебской железной дороги перешла на работу в  госпиталь. Позднее пришлось научиться водить грузовик и отправиться в состав дороги  жизни на Ладожском озере. После эвакуации Нина Михайловна служила на других  фронтах, была ранена. Но её жизненной энергии, оптимизму могли позавидовать многие.  Мария Архиповна Коновалова была зачислена медсестрой медсанбата  батальонного ополчения. 13 сентября 1941 г. В госпитале Мария Архиповна получала 125  граммов сухариков, 150 граммов горохового пюре и 220 граммов пшённой каши. Когда  взвешивали сухарики, всегда (по словам Коноваловой), был довесок, который они сосали  целый день, запивая водой. На улице Киришской жил её брат с женой и двумя детьми. Всё,  что Мария Архиповна получала в госпитале она  старалась отдать им, складывала в  кастрюлю с кипящей водой, и получался «суп». В апреле 1942 года. Брат Марии  Коноваловой умер от дистрофии – истощения, ему было всего 30 лет.     Дружинина Мария Александровна вспоминала: Когда началась война, ей было 14 лет. Это известие она услышали по радио. В семье Мария была одна. На защиту Ленинграда брали мальчишек с 16 лет, а девчонок постарше. Девочка прибавила себе один год и ее вместе с мамой отправили на защиту Ленинграда. Дежурили в шахтах и рыли окопы в замерзшей земле, которую предварительно оттаивали кострами.  II. У музейной витрины «Будни блокадного Ленинграда» Кусочек блокадного хлеба был привезен из Ленинграда  бывшей блокадницей Марией Александровной Дружининой. Ежедневная порция отпуска хлеба по карточкам равнялась 125 граммов, работающие получали 250 граммов. Процент количества муки был очень незначительным. Но от этого кусочка хлеба завесила жизнь.  Вот из чего состоял блокадный хлеб: Пищевая целлюлоза –10% Хлопковый жмых­10% Обойная пыль – 2 Вытряски из мешков –2% Кукурузная мука –3% Ржаная мука – 73% Хлебные   карточки   жителя   блокадного   Ленинграда   были   самой   большой ценностью.   Когда   Мария   Александровна   привезла   в   школьный   музей   кусочек   хлеба, который   после   войны   был   испечен   по   блокадному   рецепту,   дети   в   школьном   музее изумленно спрашивали: «А где же хлеб?». Такой хлеб она получила по карточкам  на всю неделю.  Вот   перед   нами   реконструкция   радио   того   времени.   Из   такого динамика­«тарелки»   люди   услышали   сообщение   о   начале   войны,   узнавали   фронтовые сводки. Особую роль играло радио в блокадном Ленинграде. …Ленинградский метроном. Его транслировало радио Ленинграда, диктором на радио  была поэтесса Ольга Берггольц. Метроном извещал о начале бомбежки, но для жителей  был символом  того, что город живет, слушает знакомый пульс и стихи Берггольц… На этой же витрине мы храним грамоту, выданную зенитчику,  охранявшему небо города и обращение к жителям блокадного города III.Защитникам города на Неве Вместе   с   основателем   клуба   Василием   Васильевичем   Мигалкиным   группа   наших старшеклассников   побывала   на   месте   боев   под   Ленинградом.   С   Синявских   высот   они привезли капсулу с землей пропитанной кровью русских солдат. Из поисковой экспедиции на Синявских высотах участники клуба   привезли эту солдатскую каску с пулевыми ранениями. Солдат, носивший ее, скорее всего, был ранен или убит   Солдатская пилотка ­   головной убор солдата Советской Армии занимает почетное место в музее. Такие пилотки носили тысячи русских воинов в годы Великой Отечественной войны. Один из ветеранов, бывший лётчик подарил нам настоящую полевую сумку, которую он брал с собой в полёты. В ней хранились карты полетов, нужные документы. С высоты  171/  5    поисковым  отрядом  привезены     стрелковые  и  зенитный снаряды Здесь же можно увидеть орденские ленточки ветеранов IV. Стенд «Морякам Балтики»   Перед   вами   макет   линкора   «Октябрьская   революция»   Это   был   один   из самых мощных кораблей нашего флота. В дни блокады на нем сражались члены клуба «Подвиг» Мигалкин и Бураков С.П. Панюшкин передал на хранение в музей Андреевский флаг, который развевался когда­ то был на кораблях боевого охранения.  Он же оставил нам корабельные часы. Они до сих пор ходят…    Участник   морских   сражений   на   Балтике   Леонид   Митрофанович   Бураков подарил   школьному   музею   свою   картину   «Последний   залп»,   на   которой   запечатлен осажденный город на Неве. Леонид Бураков     и Василий Мигалкин воевали на линкоре «Октябрьская революция», изображенном на переднем плане полотна. Мы видим на нем воздушный бой в Ленинградском небе, аэростаты, прикрывавшие исторические памятники города, передают атмосферу того времени. В 2010 на встрече с учениками нашей гимназии бывший участник войны,     художник   Панкратов,   оставил   нашему   музею   свою   картину   –   воспоминание.   На   ней запечатлен подвиг легендарной батареи капитана Флерова, которые подорвали себя вместе секретной зенитной установкой «Катюша», когда их пытались захватить немцы. V.Музейная витрина «Подарки и сувениры от ветеранов» Под стеклом хранятся дорогие нам предметы, которые несколько лет назад были подарены музею ветеранами – членами клуба «Подвиг»: сувениры, значки, памятные знаки . VI. Документы музея В музее находятся  личные документы ветеранов: личное дело  красноармейца, наградные листы, телеграммы, справки. Бумага за семь десятилетий  пожелтела, но, она хранит особенности того времени – документы краткие, четкие. Есть  характерные выражения, например, «молнируйте». В   школьном   музее   находятся   письма,   воспоминания   участников   Великой Отечественной войны. Мы постарались сохранить документы в их первоначальном виде. Читая эти пожелтевшие листы, мы узнавали  такие подробности, которых нет ни в одном учебнике   истории.   Во   время   исследования   документов     музея   мы   случайно   нашли несколько пожелтевших листочков, на некоторых остались следы крови. Оказалось, что все они являются справками для вынесения благодарности гвардии старшине стрелковой роты Митрофану Митрофановичу Синельникову. По этим справкам можно проследить боевой путь солдата от Смоленска и Ржева, обороны Ленинграда ­ до освобождения Будапешта, Вены, Брно. Последняя справка выдана 8 мая 1945 года в Чехословакии.Или, например, 20 апреля 1965 года учеником   9 В класса школы №12 пришло письмо от нашего земляка Героя Советского Союза И.П. Мазурика. Он писал:  «Я родился не в Липецке, а в Бресте, в Белоруссии. Но совсем маленьким меня привезли  в Липецк, и там рос, учился, работал, был пионером, комсомольцем из Липецка по комсомольской путёвке я был направлен в авиацию, в Ленинградскую школу лётчиков, которую окончил с отличием. Потом в средней Азии воевал с бандами басмачей, летал на Дальний Восток, на остров Сахалин, на камчатку. И вот уже более 26 лет летаю в Арктику и в Антарктиду. Мы с М. Водопьяновым первыми в истории посадили свои огромные самолёты на Северном полюсе (в 1937 году). А с тех пор я на полюсе был больше всех на свете – 254 раза».  Клуб «Подвиг» собирал информацию не только со слов очевидцев Великой Отечественной войны,   но   и   со   слов   их   родственников,   в   сердцах   которых   хранится   самое   дорогое   – память.  Донцова Анастасия Филипповна в результате долгих поисков собирала сведения о своём брате, Алексее Донцове, погибшем в 20 лет, так как кроме похоронки других документов не было. О  своем она брате написала в письме адресованному клубу «Подвиг». Письмо это читать   без   слёз   не   возможно.   Начала   она   своё   письмо   словам,   которые   можно   было услышать почти от каждого ребёнка в то время. «Мы росли сиротами. В 1929 году в возрасте 37 лет умерла наша мать. Мне, старшей, было 11 лет, а всего нас осталось 5 детей, младшему не было и двух лет, Алексею было 9 лет. Через год отец женился вторично. В1931 году отец привёз нас в город Липецк, куда его направили строить Новолипецкий завод. Нас, детей, было 7 человек, когда в 1933 году умер и отец в возрасте сорока лет. С мачехой жить было невозможно, и мы разделились. В возрасте пятнадцати лет, без средств, раздетые и голодные, я осталась с тремя братьями и сестрой. В 1933 году, как известно, в стране был голод, выдавали хлеб по 300 грамм на человека. Но даже этот хлеб мы не могли выкупить, так как пенсию нам не платили. В 1938 году, будучи студентом второго курса Липецкого металлургического техникума, окончил аэроклуб и был направлен на учёбу в Борисо ­ Глебское военное – лётное училище, которое окончил в 1940 в звании младшего лейтенанта. Для прохождения службы Алексей был направлен в Ленинградский военный округ. Когда началась Великая Отечественная война, Алексей был пилотом 158­го истребительного авиаполка. Но в 1941 году умерла сестра, которой было 17 лет. Ещё одно горе посетило эту семью. Жизнь продолжалась, народ встал на защиту нашей Родины. Алексей в составе этого авиаполка принял первый воздушный бой с врагом, и не раз потом защищал рубежи нашей родины, сражаясь под Ленинградом. В одном из таких боёв в 1941 году Донцов Алексей Филиппович погиб под Ленинградом. Было ему только 20 лет. Он был похоронен в Ленинградской области. В 1954­1956 годах останки погибших были перезахоронены в братские могилы. В 1978 году мы с братом Дмитрием впервые были на могиле Алексея, где стоит обелиск, серый гранит и вечную память о них он хранит». Память о брате Алексее Донцове теперь хранится не только в душе   его   родственников,   но   и   в   клубе   подвиг.   Кто   знает,   сколько   ещё   людей   смогут прочитать это письмо со слезами на глазах. Со многими ветеранами старшеклассники долгое время переписывались.  Письма пожилых людей наполнены теплом. «Пожалуй, трудно было в то время встретить юношу, который не мечтал бы о службе на фронте привлекали романтика, героические традиции русского военно­морского флота…» ­ так начал своё письмо Яков Егорович   Чалый,   участник   обороны   Ленинграда,   капитан­лейтенант   в   отставке.   Мечты Якова   Егоровича   сбылись.   Молодость   его   была   связанна   с   морем.   В   начале   учёба   в мореходке   Главсевморпути   на   штурмана   дальнего   плавания,   участие   в   экспедиции   по подводке   судов   во   льдах   Северного   Ледовитого   океана,   затем   8­ми   летняя   служба   на подводных лодках Балтийского флота. В своём письме он не собирался рассказывать о себе: «Таких как я, были миллионы. Поделюсь с молодым поколением воспоминаниями о нашем   времени,   о   том,   чем   жили   мы   в   свои   20   лет.   Родина   наша   осенью   1941   года переживала  трудное  время.  Огромные  территории  её  оказались  под пятой  фашистских полчищ.   Держались   Ленинград   и   Севастополь,   Одесса   и   Мурманск.   В   Ленинграде   и Кронштадте сосредоточился весь флот, ранее размещавшийся на Военно­морских базах Балтики. Немецко­фашистские захватчики заминировали основные фарватеры Финского залива и во всеуслышание объявили, что не один советский корабль не войдёт в Балтийское море. Можно ли представить недоумение врага, когда после освобождения залива ото льда три эшелона наших подводных лодок стали выходить на просторы Балтики и за летнюю кампанию   1942   года   потопили   44   вражеских   транспортных   корабля   с   войсками, боеприпасами и продовольствием?!В сентябре, в составе одного из эшелонов, вышла в поход   наша   подводная   лодка   на   второй   день   в   районе   острова   Гогланд   она   попала   в противолодочную сеть. Двое суток потребовалось, что бы оторваться от неё и исправить повреждение.   После   этого   подлодка   взяла   курс   на  юг   и   14  октября  в   районе   острова Броихольм   наш   экипаж   под   командованием   капитана   третьего   ранга   Р.В.   Линденберга потопил   немецкий   вооружённый   транспорт   «Якобус   Фришцен».   Через   5   дней   лодка, прорвав   сильное   охранение   конвоя   в   составе   вспомогательного   крейсера   и   пяти сторожевых кораблей атаковала железнодорожный паром «Дойгланд». Взрывом торпеды было уничтожено около 900 гитлеровцев. Эта неожиданная атака подводной лодки вызвала у гитлеровцев переполох. На 2 дня в южной Балтике было приостановлено движение судов. Я участвовал во многих боевых походах, и особо отложились 2 последних на завершающем этапе войны.  Был март 1945 года. Войска третьего Белорусского фронта вышли на побережье Балтики между   Кёнигсбергом   и   рекой   Флишинг,   прислали   к   морю   группировку   Немецко­ Фашистских   войск.   Продвижение   наших   подразделений   и   овладение   побережьем осложнялась   тем,   что   подводные   корабли   врага   подошли   к   этому   побережью   и   вели массированный   артиллерийский   огонь   по   нашим   наступающим   войскам.   Командованию подлодки   был   дан   приказ:   сорвать   эту   операцию   кораблей   противника.   Несмотря   на небольшую   глубину   у   побережья   наша   подводная   лодка   подкралась   к   Немецко­ Фашистским   кораблям   на   расстоянии   торпедного   залпа,   выпустила   две   торпеды оставшиеся в торпедных аппаратах, утопила эсминец врага, вызвала замешательство среди экипажей   других   вражеских   кораблей.   Подразделения   третьего   Белорусского   фронта поднялись в атаку и овладели побережьем. Около двухсот глубинных бомб было сброшено на   лодку,   но   её   экипаж,   ведомый   капитаном   3­го   ранга   В.К.   Коноваловым,   сумел оторваться от противника и благополучно возвратиться на базу. Весь экипаж лодки был награждён орденами и медалью «3а взятие Кёнигсберга».  На счету гвардейской подводной лодки «Л­3» 28потопленных вражеских судов кораблей. Некоторые называют чудом тот факт, что подводная лодка за время войны, сотни Раз форсируя минные поля, подвергаясь вражеским атакам и бомбёжкам, не погибла. Но если это   чудо,   то   творили   такие   чудеса   обыкновенные   советские   люди».   Такими   словами заканчивает своё письмо Яков Егорович.  Много было таких героев, наших земляков, которые творили чудо. Но годы берут своё.25 ноября 1991 ушёл из жизни ещё один наш земляк, защищавший нашу Родину – Николай Иванович Плеханов. Он часто посещал клуб «Подвиг» и оставил в нём память о себе. В 1988 году он написал письмо в клуб, где сообщает свои биографические данные и пишет   о   сражениях,   в   которых   принимал   участие.   В   ноябре   1929   года   призван   в погранвойска Дальнего Востока. С первых дней начавшейся Великой Отечественной войны принимал непосредственное участие в боях против фашистских захватчиков. С октября 1941 года принимал участие в обороне города Ленинграда в должности комиссара 3­го погранотряда 27­ой отдельной погранбригады. В ноябре 1941 года из состава отряда и бригады сформирован ударно­добровольческий батальон пограничников в главе командира капитана Кабанова. Батальон включён в состав 3­го коммунистического полка. В течении 10­го и 11­го ноября подразделения батальона форсировали реку Нева в районе Невская Дубровка и с утра 12­го ноября совместно с танками атаковали противника  С   утра   13­го   ноября     введена   в   бой   рота   автоматчиков   батальона,   которой   удалось несколько расширить занятые позиции и углубиться в оборону противника. К сожалению, дальнейшее наступление батальона и полка было остановлено, остатки батальона выведены из боя. В этом бою Н.И. Плеханов был ранен и отправлен в госпиталь Ленинграда.  В январе­марте 1943 года принимал участие в боях по прорыву блокады Ленинграда в составе 67­ой армии в должности начальника политотдела. Части этой армии форсировали по льду реку Неву, прошли с боями от Шлиссельбурга до пота №6. В районе посёлка Липки соединились с войсками Волховского фронта. Блокада Ленинграда была прозвана! За   отличные   боевые   действия   против   фашистских   захватчиков   Н.И.   Плеханов правительством СССР отмечен орденами: Ленина, Красного Знамени, Красной Звездой, медалью "За Отвагу. Клуб «Подвиг» собирает информацию не только о наших земляках оборонявших и Ленинград, и другие города.   В архиве клуба хранится «Липецкая газета, « в которой написано о Михаиле Чуносове, который погиб под Новгородом. Статья начинается с письма жены к Михаилу. «Добрый день Миша! Получила от тебя письмо, которому мы все рады. Мы тебя просили о нас   не   беспокоиться.   Твоя   дочь   Римма   и   сын   Валера   здоровы…   Надеемся,   что   после разгрома фашистской гадины мы опять будем вместе счастливы. Без страха и сожаления иди в бой, не давай пощады фашистским людоедам в воздухе и на земле. Желаю успехов в бою» Такому письму был бы рад каждый боец. Письмо наполнено любовью и нежностью. Маруся хотела   поддержать   своего   мужа   в   тяжёлое   время.   Письмо   поступило   в   часть,   когда адресата уже не было в живых… 15 августа 1941 года немцы вступили в Новгород. Единственной переправой, по которой остатки отступающих войск могли покинуть город был мост через Волхов. На следующий день   с   раннего   утра   402­ой   авиаполк   всеми   имеющимися   силами   обеспечивал   его прикрытие от вражеских бомбардировщиках. В тот день старший лейтенант М. Чуносов сделал несколько вылетов на истребителе МИГ­3. Во время одного из них он атаковал бомбардировщика Ю­88, затем вступил в бой с «мессером». С очередного вылета лётчик не вернулся. Позже от наземных войск поступили сведенья, что Чуносов в районе деревни Беженка отвлёк на себя 3 истребителя МС­110. В неравном бою лётчик погиб, а самолёт упал рядом с деревней. В этот же день немцы полностью овладели древнейшем городом. Благодаря публикации очерка в липецкой газете о боевом пути полка, удалось выяснить, что Михаил Чуносов наш земляк, родом из села Большой Самовец   Грязинского района. Через его племянницу А. Томилину вышли на детей погибшего лётчика Римму и Валерия. И уже втроём они участвовали в первой после 1943 года встрече ветеранов прославленного полка на липецкой земле. Радость и волнение встречи открыли шлюзы памяти, заставили, как   бы   вновь   пережить   суровые   годы   войны   и   одновременно   обострили   чувства неоплатного   долга   перед   теми,   кто   проложил   дорогу   ныне   живущим.   Внук   погибшего лётчика Михаила Чуносова, М. Рыбин сначала связался с поисковиками Новгородчины, а потом и сам поехал на место гибели деда. Удалось найти очевидцев памятного воздушного боя   и   разыскать   место   падения   самолёта.   В   комнату   боевой   славы   полка   переданы обнаруженные при раскопке «кубари» и шевроны старшего лейтенанта, части подвесной системы  парашюта, детали  самолёта,  патроны и  снаряды  Одновременно  была  передана просьба родственников перезахоронить останки М. Чуносова, вернуть его родной липецкой земле. Жива ещё память не только у сыновей и дочерей, помнят и внуки о подвигах своих дедов. Мы решили рассказать в нашем музее и об истории поисковой работы в нашей   школе.   В   ней   участвовали   еще   родители,   старшие   братья   и   сестры   многих сегодняшних   гимназистов.   В   течение   многих   лет   они   собирали   сведения   не   только   об участниках блокады в нашем городе, но и обо всех ветеранах войны в нашем районе. К юбилеям   победы   для   них   готовили   встречи,   концерты   и   подарки.   Такие   маленькие конвертики, похожие на солдатские письма полевой почты делали сами школьники Ветераны передали нам дорогие для них книги о Великой Отечественной  войне, блокаде Ленинграда.     . Одна из них нам особенно дорога: это  автобиографический  роман Сергея Панюшкина   «Крах»,   писатель   30   лет   дружил   с   коллективом   гимназии.   В   книге   он   с потрясающей   достоверностью   описал   жизнь   блокадного   Ленинграда,   подробности героических сражений моряков балтийского флота, среди которых был и сам Панюшкин. Потрясают рисунки детей блокадного Ленинграда. На этих рисунках Красная армия бьет  фашистов, зенитки сбивают немецкие самолеты. Часто дети писали подписи под  рисунками …. В этой книге одна из девочек – блокадниц вспоминает, как однажды им  принесли баночки с клеем для поделок, но через несколько минут они были вылизаны –  клейстер варили на муке! Здесь же мы можем увидеть рисунки и макеты сегодняшних  гимназистов. Мы решили рассказать в нашем музее и об истории поисковой работы в нашей школе. В ней участвовали еще родители, старшие братья и сестры многих сегодняшних гимназистов. В течение многих лет они собирали сведения не только об участниках блокады в нашем городе,   но   и   обо   всех   ветеранах   войны   в   нашем   районе.   К   юбилеям   победы   для   них готовили   встречи,   концерты   и   подарки.   Такие   маленькие   конвертики,   похожие   на солдатские письма полевой почты делали сами школьники. Музей продолжает пополняться. Четыре года назад незадолго до смерти Сергей Панюшкин прислал свою ненапечатанную статью «Я тоже защищал город». На традиционную встречу 27 января  в этом году пришла правнучка писателя. Была на ней и дочь Героя Советского Союза Жанетта Ивановна Кованева. Она  также передала музею личные   фотографии   и   документы   Ивана   Федоровича,   они   сейчас   изучаются   и систематизируются. Заключительная часть: История Великой Отечественной войны – это история жизни наших прадедов. Каждая  русская семья хранит память о своем герое 70 лет. Наш школьный музей помогает  младшим школьникам представить себе, как жили люди в те трудные годы. Проводить  экскурсии трудно, но интересно. После каждой из них вы, ребята с интересом  рассматриваете экспонаты, задаете вопросы. И мы понимаем, что это действительно нужно сегодняшним школьникам. Литература Августынюк А. В огненном кольце. Л., 1948. 208 с. Баранов Н. В. Силуэты блокады. Л., 1982. 175 с. Без антракта: Актеры города Ленина в годы блокады. Л., 1970. 368 с. Беляев С., Кузнецов П. Народное ополчение Ленинграда. Л., 1959. 132 с. Буров А. В. Блокада день за днем: 22 июня 1941 г.—27 января 1944 г. Л., 1979. 478 с. Дети города­героя. Л., 1974. 424 с. Зубаков В. Е. Ленинград — город­герой. М., 1981. 214 с. Короткевич А. А музы не молчали...: Рассказывает актер. Л., 1965. 216 с. Крюков А. Н. Музыка в кольце блокады: Очерки. М., 1973. 158 с. Кулагин Г. А. Дневник и память: О пережитом в годы блокады. Л., 1978 317 с. Луговцов Н. Сражающаяся муза: Подвиг Ленинграда в творчестве советских поэтов. 1941 —1945. Л., 1973. 176 с. Солдатов В. А. Матросовы в битве за Ленинград. Л., 1966. 44 с. .

Проектная работа «Экскурсия по Комнате Боевой славы липецкой гимназии № 12»

Проектная работа   «Экскурсия  по Комнате Боевой славы липецкой гимназии № 12»

Проектная работа «Экскурсия по Комнате Боевой славы липецкой гимназии № 12»

Проектная работа   «Экскурсия  по Комнате Боевой славы липецкой гимназии № 12»

Проектная работа «Экскурсия по Комнате Боевой славы липецкой гимназии № 12»

Проектная работа   «Экскурсия  по Комнате Боевой славы липецкой гимназии № 12»

Проектная работа «Экскурсия по Комнате Боевой славы липецкой гимназии № 12»

Проектная работа   «Экскурсия  по Комнате Боевой славы липецкой гимназии № 12»

Проектная работа «Экскурсия по Комнате Боевой славы липецкой гимназии № 12»

Проектная работа   «Экскурсия  по Комнате Боевой славы липецкой гимназии № 12»

Проектная работа «Экскурсия по Комнате Боевой славы липецкой гимназии № 12»

Проектная работа   «Экскурсия  по Комнате Боевой славы липецкой гимназии № 12»

Проектная работа «Экскурсия по Комнате Боевой славы липецкой гимназии № 12»

Проектная работа   «Экскурсия  по Комнате Боевой славы липецкой гимназии № 12»

Проектная работа «Экскурсия по Комнате Боевой славы липецкой гимназии № 12»

Проектная работа   «Экскурсия  по Комнате Боевой славы липецкой гимназии № 12»

Проектная работа «Экскурсия по Комнате Боевой славы липецкой гимназии № 12»

Проектная работа   «Экскурсия  по Комнате Боевой славы липецкой гимназии № 12»

Проектная работа «Экскурсия по Комнате Боевой славы липецкой гимназии № 12»

Проектная работа   «Экскурсия  по Комнате Боевой славы липецкой гимназии № 12»

Проектная работа «Экскурсия по Комнате Боевой славы липецкой гимназии № 12»

Проектная работа   «Экскурсия  по Комнате Боевой славы липецкой гимназии № 12»

Проектная работа «Экскурсия по Комнате Боевой славы липецкой гимназии № 12»

Проектная работа   «Экскурсия  по Комнате Боевой славы липецкой гимназии № 12»

Проектная работа «Экскурсия по Комнате Боевой славы липецкой гимназии № 12»

Проектная работа   «Экскурсия  по Комнате Боевой славы липецкой гимназии № 12»

Проектная работа «Экскурсия по Комнате Боевой славы липецкой гимназии № 12»

Проектная работа   «Экскурсия  по Комнате Боевой славы липецкой гимназии № 12»

Проектная работа «Экскурсия по Комнате Боевой славы липецкой гимназии № 12»

Проектная работа   «Экскурсия  по Комнате Боевой славы липецкой гимназии № 12»

Проектная работа «Экскурсия по Комнате Боевой славы липецкой гимназии № 12»

Проектная работа   «Экскурсия  по Комнате Боевой славы липецкой гимназии № 12»

Проектная работа «Экскурсия по Комнате Боевой славы липецкой гимназии № 12»

Проектная работа   «Экскурсия  по Комнате Боевой славы липецкой гимназии № 12»

Проектная работа «Экскурсия по Комнате Боевой славы липецкой гимназии № 12»

Проектная работа   «Экскурсия  по Комнате Боевой славы липецкой гимназии № 12»

Проектная работа «Экскурсия по Комнате Боевой славы липецкой гимназии № 12»

Проектная работа   «Экскурсия  по Комнате Боевой славы липецкой гимназии № 12»

Проектная работа «Экскурсия по Комнате Боевой славы липецкой гимназии № 12»

Проектная работа   «Экскурсия  по Комнате Боевой славы липецкой гимназии № 12»
скачать по прямой ссылке
Приз 200 000 руб.
Свидетельство СМИ.
Плюс 10 документов.