Проектная работа на тему: «ИНТЕГРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ»
Оценка 5

Проектная работа на тему: «ИНТЕГРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ»

Оценка 5
Исследовательские работы +1
docx
география +1
Взрослым
19.12.2018
Проектная работа на тему: «ИНТЕГРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ»
Проектная работа включает: Введение. Глава 1 «Проблема одаренности детей в современных условиях развития общества». Глава 2 «Реализация организационно-педагогических условий обучения одаренных школьников на основе интегрированного подхода». Заключение. В работе представлен материал из личного опыта работы с одарёнными обучающимися в МОБУ СОШ с.Нижнеулу-Елга.
проект.docx
Институт развития образования Республики Башкортостан Курсы «Развитие одарённости обучающихся в условиях реализации ФГОС»   Проектная работа на тему: «ИНТЕГРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ»  Проект подготовлен учителем химии и географии МОБУ СОШ с.Нижнеулу­Елга   Ильиной Мариной Станиславовной 2018 год Проектная работа Проектная работа на тему: «ИНТЕГРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ»  Проект подготовлен учителем химии и географии МОБУ СОШ с.Нижнеулу­Елга   Ильиной Мариной Станиславовной Содержание Введение Глава  1 «Проблема одаренности детей в современных условиях развития общества» Глава   2  «Реализация  организационно­педагогических  условий   обучения   одаренных  школьников   на основе интегрированного подхода» Заключение ВВЕДЕНИЕ Поступательное   развитие   детской   одаренности   не   обеспечивается   только   изменениями содержания   учебной   деятельности   (Д.Б.   Богоявленская,   Н.С.   Лейтес,   А.М.   Матюшкин,   А.И. Савенков, D. Sisk, L. Hollingworth). Большое воздействие на развитие интеллектуально­творческого потенциала личности ребенка оказывают и так называемые «неинтеллектуальные факторы» ­ факторы среды и особенности развития личности (R.J. Stemberg, A.J. Tannenbaum и др.).  Сложность   решения   данных   задач   определяется   наличием   широкого   спектра   подчас противоречащих друг другу подходов к указанной проблеме. Противоречия   обусловили проблему исследования,   которая   заключается   в   поиске современных путей организации процесса обучения одаренных школьников. Актуальность исследования, ее социальная значимость и недостаточная разработанность определили темуисследования: «Интегрированный подход в процессе обучения одаренных детей в современной школе». Объект исследования – процесс обучения одаренных детей в современной школе. Предмет   исследования – организационно­педагогические   условия   обучения   одаренных детей в образовательном процессе, реализуемые на основе интегрированного подхода в современной школе. Цель   исследования –   теоретическое   обоснование   и   реализация   организационно­ педагогических условий обучения одаренных детей в образовательном процессе школы на основе интегрированного подхода. Гипотеза исследования: обучение одаренных детей в образовательном процессе на основе интегрированного   подхода   будет   успешным   при   реализации   следующих   организационно­ педагогических условий В соответствии с объектом, предметом и гипотезой определены задачи исследования: 1 обобщить   отечественную   и   зарубежную   психолого­педагогическую   литературу   с   целью уточнения   содержания   понятия   «одаренность»   и   определения   основных   концептуальных составляющих «одаренности»; 1 определить комплекс методик по выявлению и идентификации одаренности школьников, а также   составить   монографические   характеристики   одаренных   школьников   с   учетом разработанных критериев и показателей оценки реализованности детской одаренности; 1 разработать   модель   развития   и   поддержки   одаренных   детей   на   основе   интегрированного подхода;               Методологической основой исследования являются фундаментальные принципы учения о человеке как целостном природном и социальном явлении;  Для   решения   поставленных   задач   и   проверки   гипотезы   были   использованы следующие методы исследования: ­   теоретические:   теоретический   анализ   и   синтез;   абстрагирование   и   конкретизация; прогнозирование, теоретическое моделирование и педагогическое проектирование;   опрос,   анкетирование, тестирование; изучение продуктов деятельности; опытно­эксперимен­тальная работа; математические методы обработки результатов диагностики. ­   эмпирические:   психолого­педагогическое   наблюдение, Цель, задачи и гипотеза исследования определили логику его построения ­ от изучения специфики обучения и развития одаренных школьников и возможностей учебного процесса по их обучению   и   развитию   к   опытно­экспери­ментальной,   преобразующей   деятельности   по   реализации организационно­педагогических   условий   в   обучении   и   развитии   одаренных   школьников   на  основе интегрированного подхода.      Научная новизна исследования заключается в следующем: уточнено   содержание   понятия   «одаренность»   на   основе   выявления   взаимосвязей   понятий «одаренность» и «способности»; сформирован комплекс методик для выявления и идентификации одаренности школьников с учетом разработанных критериев и показателей оценки реализованности детской одаренности на   основе   реализации   индивидуальных   и   групповых   стратегий   обучения   в   условиях интегрированного подхода; Теоретическая значимость состоит в том, что: теоретически   обосновано   использование   возможностей   интегрированного   подхода   для проектирования процесса обучения одаренных школьников  Практическая значимость исследования заключается в том, что: разработаны   методические   рекомендации   по   работе   с   одаренными   детьми   для   учителей   и родителей. Глава 1 «Проблема одаренности детей в современных условиях развития общества» 1.Теоретический   анализ   основных   подходов   к   содержанию   понятия   «одаренность» Одаренность   –   это   системное,   развивающееся,   изменяющееся   в   течение   жизни   качество   психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов   в   одном   или   нескольких   видах   деятельности   по   сравнению   с   другими   людьми. Модифицированная   мультифакторная   модель   одаренности   представляется   в   виде   сочетания   трех характеристик:   интеллектуальных   способностей;   творческого   подхода   (креативности)   и   высокой мотивации,   представляющих   собой   взаимосвязанные   переменные,   а   также   учитывающая   влияние социальной   среды:   семьи   (образование   родителей,   их   здоровье,   традиции   в   семье,   стили   детско­ родительских   отношений,   жилищные   условия,   материальное   положение   и   др.),   школы   (обучение, воспитание,   развитие),   учреждений   дополнительного   образования   (круж­ки,   центры,   курсы, библиотеки и т.п.), сверстников (круг друзей), что в совокупности и составляет основу для развития одаренности. 2.Модель развития и поддержки одаренных детей на основе интегрированного подхода включает совокупность организационно­педагогических условий, обеспечивающих успешное обучение одаренных школьников:­ комплекс методик по выявлению и идентификации одаренности школьников при проектировании и реализации индивидуальных и групповых стратегий обучения; ­ монографические характеристики одаренных школьников, структура которых рассматривается как   включает   психолого­ индивидуально­личностная   карта   развития   одаренного   школьника, педагогическую   характеристику   (образовательную   характеристику,   которая   дополняется проявленным   интересом   к   определенным   темам;   уровень   развития   индивидуально­личностных   и эмоционально­волевых качеств; межличностные отношения со сверстниками и взрослыми; семейную обстановку;   состояние   психического   здоровья)   и   позволяет   определять   затруднения   одаренных школьников   в   обучении,   своевременно   корректировать   их   индивидуальную   стратегию   обучения;­ условия для формирования высокой степени мотивации одаренных школьников; ­  способы  учета  возможностей  интегрированного   подхода  при   проектировании  индивидуальных  и групповых   стратегий   обучения   под   учебно­познавательные   особенности   и   способности   каждого конкретного одаренного ученика. 3.Критериями   и   показателями   оценки   реализованности   детской  одаренности   и эффективности   предложенных   организационно­педагогических   условий,   реализуемых   в   процессе обучения   одаренных   школьников,   построенных   на   основе   интегрированного   подхода,   являются: характеристики познавательной сферы (способность к анализу, логика, индукция), индивидуально­ личностные характеристики (коммуникативность, мотивация, эмоциональное развитие (преобладание положительных   эмоций),   оценка,   воля,   самостоятельность,   любознательность,   широта   кругозора, рефлексивность, сферы (трансформация   речевых   единиц   (РЕ);   конструирование   РЕ;   комбинирование   РЕ   более   высокого уровня   из   единиц   более   низких   уровней;   выбор   выражений   адекватных   ситуаций;   вербализация; импровизация), (работоспособность, стрессоустойчивость), карта личных достижений и развития одаренных школьников   характеристики   деятельностно­преобразующей     критичность),   характеристики   сферы   психического   здоровья   4.Теоретический   анализ   состояния   проблемы   одаренности  в   отечественной   и зарубежной   литературе   показал   значительное   внимание   ученых   к   проблеме   одаренности, многоаспектном   рассмотрении   самого   понятия   одаренности,   методиках   выявления   одаренности, наличии моделей одаренности, условиях обучения и развития одаренных детей и др. (Ф. Гальтон, Дж.Гилфорд, Г.Гарднер, и др.). 5.Основываясь   на  концептуальные   положения   теории   одаренности  Ф.Монкса   и Дж.Рензулли, мы модифицировали мультифакторную модель одаренности, в основу которой были положены   основания,   отражающие   общую   теоретическую   позицию   наиболее   авторитетных отечественных   ученых,   разрабатывающих   эту   проблему   (Д.Б.Богоявленской,   Н.С.   Лейтеса,   А.М. Матюшкина, М.А. Холодной, В.Д. Шадрикова и др.). Модифицированная мультифакторная модель одаренности отражает динамичное понимание явления одаренности, которая не является величиной, установленной   исключительно   наследственностью,   а   поддается   влиянию   окружающей   среды. Одаренность понимается как пересечение трех следующих компонентов личности: интеллектуальных способностей, креативности и мотивации выше среднего.        6.Методы выявления одаренных детей: различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, во внешкольной деятельности, на уроке и т.п.); специальные психодиагностические тренинги; экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями; проведение   «пробных»   уроков   по   специальным   программам,   а   также   включение   детей   в специальные игровые и предметно­ориентированные занятия; экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей; организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований и т.п.; проведение   психодиагностического   исследования   с   использованием   различных психологических тестов в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности. На основе систематического наблюдения за каждым ребенком, сбора информации о нем, результатов   их   деятельности   составляются   монографические   характеристики,   которые   мы рассматриваем как индивидуально­личностную карту развития одаренного школьника, позволяющие определять   затруднения   одаренных   школьников   в   обучении,   своевременно   корректировать   их индивидуальную стратегию обучения. Глава   2.«Реализация   организационно­педагогических   условий   обучения   одаренных школьников на основе интегрированного подхода»             Рассмотрены и апробированы возможности реализации интегрированного подхода в процессе обучения одаренных школьников через индивидуальные и групповые стратегии; определены критерии и показатели результативности обучения. В контексте нашего исследования рассматривается возможность интегрированного подхода в обучении одаренных школьников МОБУ СОШ с.Нижнеулу­Елга. Учитывая индивидуальные особенности одаренных учащихся, в классно­урочной системе одаренным   школьникам   предлагается   взаимное   обучение.   Учащиеся,   которые   уже   овладели основными аспектами материала, начинают объяснять некоторые моменты другим ученикам, и таким образом берут на себя часть преподавательских функций: самостоятельно разбирают новый материал и предъявляют его на уроке; учитель внимательно следит за ходом урока и в необходимых случаях может что­то уточнить, помочь: обучение через учение и др. В нашем исследовании горизонтальные связи проявляются по следующим направлениям:  Межпредметные связи важнейший принцип обучения в современной школе. Это высший уровень  обучения. Самая эффективная в наше время форма реализации межпредметных связей при изучении  комплексной проблемы в школе – интегрированные уроки. Инновационный поиск новых средств привёл меня к пониманию того, что для построения  образовательного процесса, опирающегося на потребности, способности и возможности всех его  субъектов, нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико­ориентированные,  проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Среди разнообразных направлений современных методик и технологий лучше подходит метод  проектов для интеграции предметов в работе с одарёнными. Интеграцию осуществляю на этапе подготовки продукта и презентаций: например,  компьютерная презентация «Нетрадиционных видов энергоресурсов которые мложно построить в  нашем селе» (география, физика). Разработан и проведен интегрированный урок по теме « Нефтяная  промышленность Башкирии» (география), «Получение полимеров г. Уфы» (химия). Такие проекты  проводились в рамках классно­урочной деятельности. Вместе с ребятами участвуем в интегрированных днях, которые проводятся в  школе ­  межпредметные проекты. Их проводим во внеурочное время и под руководством нескольких  специалистов в различных областях знания, так как они требуют глубокой содержательной  интеграции на этапе постановки проблемы. Интегрированные дни: «Менделеев его заслуги» по литературному произведению « Нарспи» К.  Иванова, «Уфа» «Встреча с Творцом Вечного и Прекрасного» (о Заслуженных  живописцах Башкирии изучение природы по их картинам) требовала присутствия одновременного географического,  исторического, литературного, физического, музыкального подходов. Каждая группа выполняла свой  проект ­ презентацию и как результат ­ выдавала свои продукты. Интегрированная экскурсия на молочный цех ИП Оганесян села. Ребята были разбиты на  группы, и каждая имела свое задание по географии, химии, экологии, краеведению. Интеграция позволяет сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объеме преподнести содержание дисциплин.   Эту работу традиционно провожу в рамках ученического научного общества «География и  краеведение» и кружка «Эколог». Весь годичный проект — от определения проблемы и темы до  презентации (защиты) выполняются во внеурочное время – это исследовательские работы учащихся. И все­таки наиболее глубокие и содержательные проекты выполняются, как правило, в ходе  внеклассной деятельности. Организацию проектного обучения во внеурочной деятельности  осуществляю в рамках: кружка, научного общества учащихся (НОУ). коллекция; мультимедийный продукт; оформление кабинета; прогноз; путеводитель; серия  иллюстраций; сравнительно­сопоставительный анализ; статья; сценарий; экскурсия; путешествие. Некоторые примеры удачно выбранных продуктов проектной деятельности на уроках географии и внеклассной работе:1) дневник путешествия по природно­культурным местам Башкортостана;2)  бортжурнал «путешествий» по родному краю;3) мультимедийные презентации « Мой край родной»;4)  инструкция «Правила поведения туриста на экотропе»;5) газета « Моя малая Родина»; 6) анализ  погоды с. Нижнеулу­Елга... Выбор формы презентации проекта на уроках географии и во внеклассной работе — задача не  менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Виды  презентационных проектов, которые применяю на уроках географии и внеклассной работе: деловая  игра, продукта, выполненного на основе информационных технологий, исследование на экотропе,  иллюстрированное сопоставление фактов, карт,научная конференция, научный доклад, отчет  исследовательской экспедиции,пресс­конференция, путешествие, реклама, ролевая игра, экскурсия… Примеры удачных презентаций интегрированных проектов на уроках и во внеклассных работах  носят интегрированный характер:1) сценарии «Памяти Ломоносова», «Экологическая тропа по  родному краю»; 2) пресс­конференция участников экспедиции на неизвестный материк; 3) путешествие по рекам  Башкирии и Ермекеевского района; 4) эссе «Глобальные проблемы  человечеств и я»; 5) ролевая игра «Путешествие из с. Нижнеулу –Елга в с.Зингереево»; 6) отчет  исследовательской экспедиции по экотропе по изучению биоразнообразия; 7) заочное путешествие  «Чудеса Башкортостана»; 8) проекты «День без географии», «Наш дом­Земля»; 9) экотропа  «Изучение медоносов Коровьего оврага с.Нижнеулу –Елга»;10) фотовыставка «Мир моими глазами»; Преимущества применения интегрирования 1.Стимулирует познавательную внутреннюю мотивацию и способствует повышению интереса к  предметам. 2. Повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям  учащихся. Наибольший эффект для развития личностных качеств она имеет у трех категорий  школьников. Первая ­ это проблемные учащиеся, которые учатся без интереса и с трудом. В школе они не  столько учатся, сколько просто вынужденно проводят время. Заинтересовавшись какой­то проблемой и выполнив проект, пусть даже на вторых ролях в группе, они часто повышают самооценку,  приобретают уверенность в своих силах. Пусть проект выполнен неблестяще, но для таких детей это  огромный личный скачок, конкретное индивидуальное продвижение и успех. Вторая группа ­ это те, которые чего­то добиваются за счет трудолюбия и старательного,  пошагово организованного получения знаний, под руководством учителя. Они не в состоянии  приобретать системное знание, их нужно направить, поддержать, помочь. Выполняя проекты, ребята в группе отводят им роль «исполнителя» ­ сбор информации, набор текста на компьютере, оформление  результатов. Но это тоже своеобразный результат их работы. Третья группа ­ это одаренные, очень успешные дети, работа с которыми для педагога является  совместным творчеством. Как правило, таким детям требуется помощь только в виде  консультирования. 3. Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала  учащихся различных уровней развития, возможностей и индивидуальных особенностей. Это  подтверждает анкетирование, проводимое как перед началом проектной деятельности, так и по  результатам. 4. У учащихся, выполняющих проекты, сформированы умения работать в автономном режиме:  самостоятельно выявлять проблемы;  самостоятельно ставить цели и задачи исследовательского типа;  конкретизировать тему проекта;  планировать самостоятельную работу;  выбирать рациональные и оптимальные способы достижения цели;  формулировать выводы, оценивать результаты свое деятельности, рефлексировать.  5. Повышается уровень активности школьников и качеств знаний в предметных областях. 6. Обучающиеся участвуют с интегрированными проектами на муниципальных этапах  олимпиады по экологии, где занимают призовые места и награждаются дипломами: 1) интегрированный проект «Мёд­настоящее чудо природы»  с химическим  анализом мёда с  различных пасек села, о его пользе, о методах и результатах определении его качества;  2) интегрированный проект «Мониторинг по исследованию почв с. Нижнеулу­Елга» с   химическим и физическим анализом  плодородия почв с разных участков села;  3) экологические проекты « Исследования экологического состояния пришкольного участка»; 4) интегрированный проект «Родник Султанка­источник жизни» с химико­физическим и  географическим анализом  питьевой воды села Нижнеулу­Елга; 5) «Овраг Пата кущ» с историческим,  химико­физическим и географическим анализом  оврага и святого источника в нём, результаты исследования отразились в статье энциклопедии Башкортостана, вследствии этот источник стал культурным наследием села, на месте него построили  часовню. 6)«Мониторинг реки Ря» с химико­физическим и географическим , биологическим анализом   воды в реке. Заключение 1.   Теоретический   анализ   литературы   по   проблеме   одаренности   позволил   уточнить   понятие «одаренность»   как   системное,   развивающееся,   изменяющееся   в   течение   жизни   качество   психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов   в   одном   или   нескольких   видах   деятельности   по   сравнению   с   другими   людьми; модифицировать   мультифакторную   модель   одаренности,   положенную   в   основу   проектирования процесса   обучения   одаренных   детей   в   современной   школе;   сформировать   комплекс   методик   для выявления   и   идентификации   одаренности   школьников   с   учетом   разработанных   критериев   и показателей оценки реализованности детской одаренности. 2. Системообразующим компонентом в процессе обучения одаренных школьников выступает  интегрированный подход, обеспечивающий целостность образовательного процесса. Перспективы  развития и использования опыта  в увеличение доли проектов исследовательского характера;  дальнейшее использование возможностей современных информационных технологий для создания  проектов; проведение семинаров­практикумов. Интеграция помогает мне: расширить «горизонты»  видения в преподавании «собственного» предмета и новых перспектив деятельности, стимулирует к  поиску новых форм взаимодействия с учеником, соответствующим принципам интегрированного  подхода; получить качественно новый результат; выявить недостатки изолированного преподавания  предмета

Проектная работа на тему: «ИНТЕГРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ»

Проектная работа на тему: «ИНТЕГРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ»

Проектная работа на тему: «ИНТЕГРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ»

Проектная работа на тему: «ИНТЕГРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ»

Проектная работа на тему: «ИНТЕГРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ»

Проектная работа на тему: «ИНТЕГРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ»

Проектная работа на тему: «ИНТЕГРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ»

Проектная работа на тему: «ИНТЕГРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ»

Проектная работа на тему: «ИНТЕГРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ»

Проектная работа на тему: «ИНТЕГРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ»

Проектная работа на тему: «ИНТЕГРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ»

Проектная работа на тему: «ИНТЕГРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ»

Проектная работа на тему: «ИНТЕГРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ»

Проектная работа на тему: «ИНТЕГРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2018