Проектная работа на тему: "Построение сложных графиков на основе свойства монотонности".
Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
математика
10 кл
11.01.2019
Умения строить графики функций и читать их, т. е. определять промежутки монотонности, экстремальные значения и другие характеристики функции по её графику, - важный элемент математической культуры. Эти умения необходимы будущему экономисту, программисту и даже врачу. Во многих задачах график является лишь вспомогательным элементом решения. Отсюда появляется необходимость познакомить учащихся с различными простыми приёмами построения графиков. Мы предлагаем простую и компактную схему построения графиков вида y=f(v(x)) без использования производной. Эта схема может быть использована на занятиях кружка, на факультативах или в работе с сильными учащимися на уроках. Рассмотрим примеры.
Построение графиков на основе свойства монотонности..docx
Методическая концепция на тему:
«Изучение свойств функций и построение графиков ».
План
Вступление.
I.
II. Изучение свойств функций.
1. Пропедевтика и дальнейшее развитие таких понятий: как области определения,
области значений функции, монотонности, чётности и нечётности, периодичности и
непрерывности.
2. Подробное изучение свойств периодичности и непериодичности функций.
Примеры 12 при изучении темы «Периодические функции. Задания 1 – 7 методы
доказательств.
●
●
●
●
III.
IV.
V.
VI.
Выводы по внеклассному уроку.
Блок упражнений и задач для подготовки к единому экзамену.
О построении графиков сложных функций на основе свойства монотонности.
Заключение.
О сумме периодических функций.
Период суммы функций с соизмеримыми периодами.
Примеры. Нахождение периодов функций.
Период суммы функций с несоизмеримыми периодами.
Актуальность
Необходимость восполнения в более подробном (и самостоятельном) изучении свойств
функций в школе и при подготовке к ЕГЭ именно сейчас, в свете задач проблемного
обучения и осуществления (ФГОС) единства обучения и воспитания и определило
актуальность темы исследования.
В первых, изучение этой темы отвечает практике;
вовторых, при подготовке к урокам полученные результаты помогут и пополнят
материалы, не включённые в основную школьную программу 711классов.
Цели и задачи
1) изучить свойства функций в учебное время и на внеклассных занятиях;
2) обобщить знания учащихся по теме “Изучение свойств функций”;
3) рассмотреть на примерах и формировать навыки применения свойств функций
4) научить читать и строить графики функций; выработать умения, необходимые для
успешного решения задач единого экзамена;
5) формировать УУД и содействовать повышению интереса к изучению математики.
Первоочерёдной задачей изучения курса математики (а также и свойств функции)
является качественное изучение предмета (конкретно темы), раскрытие принципов
действия, решение задач не только ради точного ответа, а ради способа его получения,
ради логических рассуждений на пути к нему.
Рассматривается часть проектной работы:
О построении графиков сложных функций на основе свойства монотонности. Умения строить графики функций и читать их, т. е. определять промежутки
монотонности, экстремальные значения и другие характеристики функции по её графику,
важный элемент математической культуры. Эти умения необходимы будущему
экономисту, программисту и даже врачу. Во многих задачах график является лишь
вспомогательным элементом решения. Отсюда появляется необходимость познакомить
учащихся с различными простыми приёмами построения графиков. Мы предлагаем
простую и компактную схему построения графиков вида y=f(v(x)) без использования
производной. Эта схема может быть использована на занятиях кружка, на факультативах
или в работе с сильными учащимися на уроках. Рассмотрим примеры.
1. Построить график функции y= arctg 2x.
Решение. Данная функция является композицией двух функций: v=2x и y= arctgv (рис. 1)
Функцию v=v(x) назовём внутренней, y=y(v) – внешней. Внутренняя функция является
строго возрастающей: при возрастании х от −∞ до + ∞ v(x) возрастает от 0 до +
∞ .
По графику внешней функции определим, что такому изменению v соответствует y
возрастает от 0 до π/2 . График такой монотонной функции легко начертить (рис. 2);
Контрольная точка: при х=0 и у = π /4. Предварительно следует напомнить ученикам о
существовании горизонтальных и вертикальных асимптот графиков некоторых функций,
например у = 1/х, у = arctgх, у = lgх.
2. Построить график функции у = 21\х. Решение. Строим графики внутренней и внешней функций (рис.3). Выделяем промежутки
монотонности внутренней функции: ( ∞;0¿ и (0; + ∞¿.
При возрастании х от −∞ до + 0 v(x) убывает от 0 до ∞ . Такому изменению v
соответствует убывание у от 1 до 0. В системе координат хОу для x ∈ ( ∞ ; 0) чертим
соответствующую кривую (рис. 4). Если х возрастает от 0 до + ∞ , то v(x) убывает от +
∞ до 0, а у убывает от + ∞ до 1.Теперь изобразим соответствующую кривую при x
∈ (0; + ∞¿.
рис.3 рис.4
Для более точного построения графика следует использовать контрольные точки, выбирая
те значения аргумента х, при которых легко вычислить точные значения у(х): у(1)=2,
у(0,5)=4, у(1)=0,5.
Таким образом, построение графика сложной функции y=f(v(x)) в некоторых случаях
можно осуществить по следующему плану: 1. Начертить графики внутренней функции
v = v(x) и внешней y = f (v) функций в системе координат хОу.
2. Определить промежутки монотонности внутренней функции v = v(x) и отметить их на
оси Ох плоскости хОу.
3. На каждом промежутке определить границы изменения v = v(x) и выбрать те значения
v(x), которые попадают в область определения функции y = f (v).
4. По графику внешней функции y = f (v) найти характер изменения функции у.
5. В системе координат хОу начертить график у = у(х).
Работая по этой схеме, учащиеся постоянно обращаются к графикам основных
элементарных функций, учатся по графику следить за изменением функции при изменении
аргумента и наоборот по заданному изменению функции строить её график. При этом
график воспринимается не как статичный образ, а как отражения движения.
Это движение следует постоянно подчёркивать, показывая ученикам именно возрастание
или убывание переменной величины.
Такое представление особенно важно формировать при изучении пределов функции.
элементарными способами строить графики сложных функций, учащиеся получат большой
запас иллюстраций свойств непрерывности, различных видов разрывов, односторонних
пределов и т. п. Овладев этой методикой, наиболее подготовленные ученики, только глядя
на формулу, определяющую функцию, сразу же рисуют эскиз графика.
Используя схему построения графика функции у = у(х), ученики оаладевают также
умением представлять сложную функцию в виде композиции двух функций – внутренней и
внешней, навыком «видеть» эти две функции, без чего нельзя обойтись при изучении
дифференцирования сложных функций.
3. Построить график функции у =
1
х2+1 . Решение приведено на рис. 5. Если х возрастает от 0 до + ∞ , то v(x) возрастает от 1 до +
∞ .
Этому изменениюv соответствует убывание у от 1 до 0. Изображаем график функции
у = у (х) при х ≥ 0, а затем используем чётность данной функции.
При построении графиков следует иметь в виду, что область определения сложной
функции y = f (v(х)) может быть уже области определения внутренней функции.
4. Построить график функции y =
ln(x2–3x+2).
рис. 5.
На рисунке 6 приведён график внутренней и внешней функций.
рис.6
рис.7
Если х возрастает от ∞ до 1, то v(x) убывает от + ∞ до 0, а у при этом убывает
от + ∞ до ∞ . При х ∈[1;2]
(v(х)) не определена.
Если х возрастает от 2 до + ∞ , то v возрастает от 0 до + ∞ , а у при этом возрастает
от ∞ до + ∞ .
График данной сложной функции изображён на рисунке 7.
v(x) ≤ 0, и при этих значениях х функция y = f
. (Рис. 8)
5. Построить график функции y = 2sinх
Здесь (как всегда в случае рериодической функции) вначале достаточно построить график
на отрезке, длина которого равна периоду функции.
Предложенная схема применима и тогда, когда сложная функция является композиций не
двух, а большего числа функций, графики которых известны.
y = 2sin х
(рис 8а, б, в). Рис.
8а
Рис . 8в
рис 8б
6. Построить график функции y = 2
1
3−4x+x2
Данная функция является композицией трёх функций: у = х2 – 4х +3, v =
1
u , y = 2v
Отсюда последовательно получаем три графика (рис. 9 а, б, в). Здесь мы обошлись без
графиков функций: v = 1/u и y = 2v, свойства монотонности которых хорошо известны.
.
Рис. 9а рис. 9б рис. 9в
Конечно, при построении сложных функций надо использовать весь арсенал элементарных
средств: переносы, отражения, сложение графиков и т. д.
7. Построить график функции у =
1
1−2−х . Последовательные этапы построения показаны на рисунке 10. Для овладения указанной
1
х ,
методикой предлагаем построить с учащимися графики сложных функций: у = arctg
у = arctg(х2+4х+5), у = 2tgx и т. д.
Рис. 10а рис. 10б
рис. 10в
Для овладения указанной методикой предлагаем построить с учащимися графики сложных
1
х , у = arctg(х2+4х+5), у = 2tgx и т. д.
функций: у = arctg
V. Заключение.
Связь математики с окружающим миром позволяет «материализовать» знания
школьников по этой теме. Модель «Функции и графики» значительно расширяет
возможности изучения перечисленных свойств для проведения дальнейших различных
исследований (в физике, медицине, информатике…). Это помогает лучше понять
жизненную необходимость знаний, приобретаемых в школе.
Литература
1. Изучение свойств функций. Семинары для молодых учителей. А. Мордкович
2. О периодичности и непериодичности функций. Р. И. Смирнова 3. У. Терстон. Статья, «Какова польза от обучения математике». Ж. Математика/ февраль
2015г.
4. С. В. Дворянинов. Статья. Построение графиков сложных функций.
Кобаидзе Н. И.
2019 г.
Проектная работа на тему: "Построение сложных графиков на основе свойства монотонности".
Проектная работа на тему: "Построение сложных графиков на основе свойства монотонности".
Проектная работа на тему: "Построение сложных графиков на основе свойства монотонности".
Проектная работа на тему: "Построение сложных графиков на основе свойства монотонности".
Проектная работа на тему: "Построение сложных графиков на основе свойства монотонности".
Проектная работа на тему: "Построение сложных графиков на основе свойства монотонности".
Проектная работа на тему: "Построение сложных графиков на основе свойства монотонности".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.