Проектная работа по русскому языку "Мое открытие паронимов" ученика 6 б класса Зобова Данияла
Оценка 4.9

Проектная работа по русскому языку "Мое открытие паронимов" ученика 6 б класса Зобова Данияла

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
русский язык
6 кл
22.01.2019
Проектная работа по русскому языку "Мое открытие паронимов" ученика 6 б класса Зобова Данияла
В данной работе ученик раскрывает проблему правильного употребления паронимов в речи. Учеником было проведено исследование на правильное употребление паронимов учителями и учащимися школы, разработаны задания по данной теме для одноклассников. Отражены типичные ошибки употребления паронимов: одеть-надеть, адресат-адресант, командированный-командировочный и другие.
Центрально.doc
ЦЕНТРАЛЬНО­КАЗАХСТАНСКАЯ МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ                   Секция  русский язык Мое открытие паронимов Выполнил  Зобов Даниял,    ученик 6 класса                                                  КГУ «  Общеобразовательная    средняя                                                  школа №7 города Каражал                                                  Карагандинской области»                                                   Руководитель   Кручинина Галина Леонидовна,                                                   учитель русского языка и литературы Содержание. I. II. Введение………………………………………………….стр.  3 Основная часть: II.1. Понятие «паронимы» ……………………………стр. 5 II.2. Признаки и особенности паронимов……………стр. 5 II.3. Ошибки в употреблении слов­паронимов….…..стр. 6 Вывод…………………………………………………….стр. 9 III. IV. Приложения………………………………………………стр. 10 Литература………………………………………………..стр. 14 V. 2 I. Вступление У каждого человека есть своя пора открытий. Для меня это время  наступило в тот момент, когда мы на уроке русского языка проходили  раздел «Лексика». Меня очень заинтересовали слова­паронимы, и я решил о  них узнать побольше. Актуальность моего проекта заключается в том, что я хочу быть  грамотным человеком, а   правильное употребление паронимов ­  необходимое условие грамотной, культурной речи, и, напротив, смешение их ­ признак невысокой речевой культуры.  Кроме того, я хочу выступить с  данным проектом перед одноклассниками, чтобы научить их правильному  употреблению паронимов в речи.  Цель проекта:  Выяснение специфики употребления паронимов  и типичных ошибок при  употреблении слов – паронимов.  Задачи:  изучить имеющуюся по данному вопросу литературу и другие источники  информации;   раскрыть богатство русского языка на примере паронимов;   провести  тестирование среди учащихся и учителей на правильность  употребления паронимов;    повысить языковую культуру учащихся, поупражняться в употреблении  паронимов;  составить  задания для уроков русского языка по теме «Паронимы». 3 Объект исследования – раздел «Лексика» Предмет исследования – паронимы. Методы исследования: 1. Описательный  (знакомство с различными источниками информации,  последовательное их описание, систематизация и классификация изученного  материала).  2. Лингвистические эксперименты.  3. Тестирование, опрос. 4 Основная часть. II.   2.1 Понятие   «паронимы».       Первым этапом моей работы стало выяснение значения термина  «паронимы».    Правило в учебнике русского языка под редакцией  Г.Н. Кенжебалиной и др.  издательства  « Арман­ПВ» , 2015 г.  гласит : «Паронимы – это  однокоренные слова, близкие по звучанию, но различные по значению .  Паронимы различаются приставками и суффиксами.»  В учебнике русского языка за 6 класс под редакцией М.Р. Кондубаевой и др. издательства Алматы «Атамұра»­ 2006 г. Несколько другое правило :  « Паронимы­ слова, сходные по звучанию и частично совпадающие в  морфемном составе, но не одинаковые по значению, употреблению.» «Википедия» дает более полное определение паронимов: оо παρα  — приставка со значением  ­  (от др.­греч.  μνο α — «имя») — это слова, сходные по звучанию и  Пар нимы смежности, ὄ морфемному составу, но различающиеся лексическим значением. Также  возможно ошибочное употребление одного из них вместо другого.  Например, адресат — адреса  н  т. По аналогии с ложными друзьями    переводчика паронимы иногда называются ложными братьями. 2.2Признаки и особенности паронимов. Изучив статьи учебника и интернет­ресурсы, мы  выяснили следующее. С учетом особенностей паронимы бывают по структуре:  1. Приставочными (имеющими разные приставки) Например: надеть­одеть,  осудить­обсудить.  2.Суффиксальными (имеющими разные суффиксы) Например: лирический­ лиричный, глинистый­глиняный.  3. Финальными (отличающимися окончаниями) Например: невежа­невежда,  адресат­адресант. По значению паронимы бывают:  1. Полными, т.е. с ударением на одном и том же слоге, выражающие разные  смысловые понятия. Например: восход­всход.  5 2. Неполными, т.е. в которых наблюдается неполное разделение объема  значений, чем вызывает их сближение. Например: аристократический­ аристократичный.  3. Частичными, т.е. различающимися местом ударения. Например:  героический­геройский. Паронимы могут различаться по морфологическим признакам:  1. Паронимы, выраженные существительными.  Например: невежа – невежда,   абонент – абонемент,  орудие – оружие.  2. Паронимы, выраженные прилагательными.  Например: горячий –  горячительный, жестокий – жёсткий, скрытый – скрытный. 3. Паронимы, выраженные глаголами.  Например: проспать – переспать  4. Паронимы, выраженные наречиями.  Например:  сыто – сытно, безответно –  безответственно 2.3. Ошибки в употреблении слов­паронимов. Следующим шагом моей работы было выявление наиболее часто  допускаемых ошибок при употреблении паронимов.  Лексические нормы русского языка требуют употреблять слово только в свойственном ему значении, закреплённом в словаре.  Паронимы, как правило, относятся к одной части речи, выполняют в предложении аналогичные функции, имеют одинаковое ударение, поэтому говорящему их легко спутать, тем более что они почти всегда близки по значению и отличаются лишь тонкими смысловыми оттенками и лексической сочетаемостью. Нарушение  лексической  нормы  часто происходит при  употреблении паронимов. Ошибки заключаются в не различении в речи слов­паронимов.   Одной из самых распространённых в речи ошибок является путаница глаголов   надеть   –   одеть.   Я   предложил   учащимся   задание   следующего характера:  6 Как правильно? Соедини стрелками. Одеть         ?    ребенка                     ?  шапку Надеть      ?   шапку                   ?  ребенка Глагол   надеть   сочетается   с   неодушевлёнными   существительными, обозначающими предметы одежды (надеть шляпу, пальто, туфли), тогда как глагол одеть – с одушевлёнными существительными (одеть ребёнка). Именно поэтому некорректной будет фраза: Не забудь одеть куртку; правильно: Не забудь надеть куртку. Однако   из   20   опрошенных   учеников   7   человек   не   справились   с заданием, что составляет 35% (см. приложение №1).   Чтобы   никогда   не   путали   эти   глаголы,   предлагаю   шутливое стихотворение Новеллы Матвеевой: «Одеть», «надеть»... Два эти слова Мы путаем так бестолково! «Одеть», «надеть»... Давай глядеть: Кого одеть и что надеть. Кроме этого, я предложил выполнить  5 заданий следующего характера :  определить, какое слово необходимо вставить на место пропуска в  предложении ( см. приложение №2). Для заданий были выбраны следующие  паронимы:  духовное ­душевное;  рекомендованный ­ рекомендательный;  дареный – дарственный ­  даровой; показ­ показания­ показывание;  фактор­ 7 факт. С данным заданием справились 70%  .  Я считаю, что это неплохой, но  недостаточный показатель.  Для того, чтобы мои одноклассники ликвидировали пробелы по теме  «Паронимы», я решил составить задания. (см. приложение №3) III. Вывод . В ходе работы над проектом   мы решили поставленные перед собой  задачи и достигли цели. Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что,  анализируя сами паронимы как языковое явление, а также их применение в  речи, мы попытались упорядочить классификацию паронимов, сделать ее  доступной для усвоения учащимися 6  класса и постараться применить на  практике в качестве методических рекомендаций при работе над этой темой. Практическая значимость данной работы заключается в улучшении качества  знаний учащихся по данной теме. Паронимы сильно похожи, однако путать  их ни в коем случае нельзя, иначе люди, разбирающиеся в таком явлении как  паронимы, вас не поймут. Паронимы играют большую роль в русском языке,  их нужно знать, научиться правильно употреблять в речи. Путая паронимы,  мы не сможем грамотно выразить свои мысли. 8 Чтобы избежать ошибок в употреблении слов­паронимов, необходимо:  1.Использовать в речи только те слова, значение которых мы точно знаем.  2. Запоминать значения новых слов.  3. Читать литературу и постоянно проводить языковой тренинг.  4. Обращаться к толковым словарям. Приложения. Приложение №1. Опрос  по правильному употреблению слов одеть – надеть . Количество Правильно ответили Допустили ошибку опрашиваемых 20 % 65 % 35 Приложение №2.  Опрос  учащихся и учителей. Задания для опроса. 1. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в  предложение. Став старше, мы узнали, что сказки – это ____ творчество народа, в  котором в иллюзорной форме отражались его жизнь, чаяния и  надежды. (В.Мезенцев) 1) Духовное;     2) душевное. 2. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в  предложение. 9 Преподаватели дают студентам список ____ литературы и свою  концепцию на лекциях. 1) Рекомендованной;     2) рекомендательной. 3. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в  предложение. Студент Марсов, верзила из семинаристов, не давал ему [Пирогову]  проходу, глупо и глухо острил на его счет, а другие смеялись и радовались  этому ____ представлению. (Ю.Герман) 1) Дареному;    2) дарственному;   3) даровому. 4. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в  предложение. И природа, и вечные темы – все это присутствует незримо в  произведениях Чехова, однако для _____ характера, внутреннего мира  человека автор мастерски описывает поступки героев и окружающую их  обстановку. 1) Показа;   2) показания;    3) показывания. 5. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в  предложение. Дата приезда комиссии не была известна работникам проверяемого  отделения. Этот ___ всегда держал чиновников в напряжении. 1) Фактор;                  2) факт. Результаты опроса: Класс Количество  учащихся %  учащихся, не  допустивших  ни одной  ошибки. % учащихся, допустивших  некоторые  ошибки при  употреблении  % учащихся,  не  различающих  слова­ паронимы 10 54 40 50 75 100 100 паронимов 32 30 30 25 0 0 14 30 20 0 0 0 6 б 7 б 8б 10 б 11 б Учителя в опросе   22   10  20  4  3 участвовало  12 учителей Приложение 3. Задания по теме « Паронимы» для 6 класса. Упражнение 1. С приведёнными ниже паронимами составьте  словосочетания.   диктат — диктант; запасный — запасливый; осудить — обсудить; скрытый — скрытный; злой — злостный; рыбий — рыбный; представить — предоставить; оклик — отклик; эффектный — эффективный; невежа — невежда. Упражнение 2.  Как правильно? Соедини стрелками. Одеть         ?    ребенка                     ?  шапку 11 Надеть      ?   шапку                   ?  ребенка Упражнение 3. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением  паронимов.    1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент. 2. Герой все время находится в подвесном состоянии. 3. В этот день я услышала много обидчивых слов. 4. Мой брат — человек практический, он не выбрасывает старые вещи. 5. Мальчик отвечал на вопросы с каким­то виновным видом. 6. В новых кварталах города находятся самые высотные дома. 7. Она приготовила сытый завтрак. 8. Соседний кот важно прошел на кухню. 9. Мы живем в одном доме, но на различных этажах. 10. В жаркий день приятно походить по теневым аллеям. 12 Литература: 1. Кенжебалина  Г.Н., Капенова Ж.Ж. и др. Русский язык. Учебник для 6  класса общеобразовательной школы с русским языком обучения. ­ «Арман­ ПВ» , 2015.  Стр. 46 2. Кондубаева М.Р. , Джусупов М.Д. и др. Русский язык. Учебник для 6  класса общеобразовательной школы ­ Алматы «Атамұра», 2006 г. , стр. 60 3. Сабитова З.К. Русский язык. Учебник для 7 классов общеобразовательных  школ. ­ Алматы « Мектеп» , 2017  , стр. 234­236 « Словарь паронимов» Интернет­ресурсы: 1. Паронимы. [Электронный ресурс ]  https://ru.wikipedia.org/wiki   2. Паронимы в русском языке. Как правильно говорить, примеры  паронимов. [Электронный ресурс ]   Источник: https://obrazovanie.guru/russkij­yazyk/paronimy­v­russkom­ yazyke­kak­pravilno­govorit­primery­paronimov.html obrazovanie.guru ©  Главный образовательный портал 3. Каковы особенности употребления паронимов в речи?  [Электронный ресурс] http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx? qid=375f201a­8c2f­45f8­ab84­63139ecbd6f4 13

Проектная работа по русскому языку "Мое открытие паронимов" ученика 6 б класса Зобова Данияла

Проектная работа по русскому языку "Мое открытие паронимов" ученика 6 б класса Зобова Данияла

Проектная работа по русскому языку "Мое открытие паронимов" ученика 6 б класса Зобова Данияла

Проектная работа по русскому языку "Мое открытие паронимов" ученика 6 б класса Зобова Данияла

Проектная работа по русскому языку "Мое открытие паронимов" ученика 6 б класса Зобова Данияла

Проектная работа по русскому языку "Мое открытие паронимов" ученика 6 б класса Зобова Данияла

Проектная работа по русскому языку "Мое открытие паронимов" ученика 6 б класса Зобова Данияла

Проектная работа по русскому языку "Мое открытие паронимов" ученика 6 б класса Зобова Данияла

Проектная работа по русскому языку "Мое открытие паронимов" ученика 6 б класса Зобова Данияла

Проектная работа по русскому языку "Мое открытие паронимов" ученика 6 б класса Зобова Данияла

Проектная работа по русскому языку "Мое открытие паронимов" ученика 6 б класса Зобова Данияла

Проектная работа по русскому языку "Мое открытие паронимов" ученика 6 б класса Зобова Данияла

Проектная работа по русскому языку "Мое открытие паронимов" ученика 6 б класса Зобова Данияла

Проектная работа по русскому языку "Мое открытие паронимов" ученика 6 б класса Зобова Данияла

Проектная работа по русскому языку "Мое открытие паронимов" ученика 6 б класса Зобова Данияла

Проектная работа по русскому языку "Мое открытие паронимов" ученика 6 б класса Зобова Данияла

Проектная работа по русскому языку "Мое открытие паронимов" ученика 6 б класса Зобова Данияла

Проектная работа по русскому языку "Мое открытие паронимов" ученика 6 б класса Зобова Данияла

Проектная работа по русскому языку "Мое открытие паронимов" ученика 6 б класса Зобова Данияла

Проектная работа по русскому языку "Мое открытие паронимов" ученика 6 б класса Зобова Данияла

Проектная работа по русскому языку "Мое открытие паронимов" ученика 6 б класса Зобова Данияла

Проектная работа по русскому языку "Мое открытие паронимов" ученика 6 б класса Зобова Данияла

Проектная работа по русскому языку "Мое открытие паронимов" ученика 6 б класса Зобова Данияла

Проектная работа по русскому языку "Мое открытие паронимов" ученика 6 б класса Зобова Данияла

Проектная работа по русскому языку "Мое открытие паронимов" ученика 6 б класса Зобова Данияла

Проектная работа по русскому языку "Мое открытие паронимов" ученика 6 б класса Зобова Данияла
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2019