Урок письма и развития речи "Сибирские первоцветы - вестники весны"(6 класс)
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
13.03.2017
Урок предназначен для проведения в 6 классе коррекционной школы. При разработке урока использовались литературные и музыкальные произведения русских поэтов и композиторов. Составлен урок в соответствии с требованиями СФГОС, с использованием современных методов и приёмов работы по развитию речи обучающихся, имеющих речевые проблемы.Разработка урока развития речи
урок на конкурс.doc
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная
(коррекционная) общеобразовательная VIII вида школа №10
города Асино Томской области
Разработка урока письма и развития речи
«Сибирские первоцветы –
вестники весны»
(урок развития речи в 6 классе)
Выполнил: Н.А.Пугачёва,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Асино, 2017 План – конспект урока
Тема урока: Сибирские первоцветы – вестники весны.
Цель: Развитие устной и письменной связной речи обучающихся.
Задачи:
обогащать словарный запас обучающихся;
обучать отбору языковых средств (прилагательные,
существительные);
глаголы,
обучать составлению рассказа в логической последовательности;
развивать коммуникативные навыки обучающихся;
развивать навыки творческой деятельности и образное мышление
обучающихся;
воспитывать у обучающихся бережное отношение к природе;
развивать личностные компетенции учащихся ( умение работать в группе,
высказывать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других).
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок развития речи.
Описание необходимых ресурсов для урока: образцы текстов, памятки с планом написания
сочиненияописания, подборка с изображением весенних первоцветов, материалы для
создания коллажа, компьютер, экран, проектор, презентация, музыкальное сопровождение
(«Вальс цветов» П.И.Чайковского).
Предварительная работа по подготовке к уроку:
1. Подбор открыток с изображением цветов ( ученики);
2. Поиск легенд о цветах ( ученики);
3. Поиск и заучивание наизусть стихотворений ( ученики).
1. Мотивация.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада приветствовать вас. Надеюсь, что
наша совместная работа сегодня доставит нам удовольствие, а её результаты порадуют
нас. Главными действующими лицами на нашем уроке, конечно же, будете вы. И мы
вместе с вами сегодня будем работать над вашей речью: постараемся сделать её более
грамотной, образной и выразительной. И в этом вам будем помогать мы: я и Весна. А
сейчас о ней. Слайд 1. Фото весеннего пейзажа.
Ученик читает стихотворение
Весна стучится в окна,
Поёт на все лады.
Горят на солнце стёкла
И лужицы воды.
Шумит ручей проказник
Проснулся ото сна.
Какое это чудо
Красавица – весна!
Слайд 2. Текст стихотворения.
Учитель: Замечательное стихотворение, не правда ли? Ребята, а по каким словам
мы могли бы догадаться, что речь идёт о весне, если бы мы убрали из текста само слово
«весна»?
(Ученики выбирают из текста слова, характеризующие признаки весны)
Учитель: Я прочту это стихотворение ещё раз, а вы подумайте и скажите, какие
действия здесь происходят ?
(Ученики называют глаголы: весна стучится, поёт; стёкла горят; ручей шумит, проснулся.
Эти слова они выделяют в тексте синим маркером).
Учитель вывешивает словосочетания на доске.
Учитель: А при помощи какой части речи это всё стало возможным: мы слышим звуки
весны?
(Ученики определяют часть речи «глагол», учитель при их затруднении помогает
наводящими вопросами).
Учитель: Да, это действительно глаголы самая распространённая часть речи в русском
языке. Но мы сегодня с вами поговорим не только о глаголе, но и о других частях речи,
которые делают любой текст более поэтичным и образным, и без которых не мог бы
обойтись ни один поэт.
Учитель: Ребята, только что мы сказали, что весна – это лужицы воды, ручьи, солнце.
А без чего не может быть весны? Без чего она была бы не такой чудесной, яркой,
неповторимой?
(Ученики предлагают варианты ответов, среди которых ответ «без цветов»).
Учитель: Действительно, ребята. На дворе уже март и до первых весенних цветов всего
несколько недель. Но мы с вами сегодня немного опередим природу и поговорим об этом
чуде весны – сибирских первоцветах.
Слайд 3. «Сибирские первоцветы – вестники весны».
2. Погружение в тему. Учитель: Ребята, а какие первоцветы вы знаете?
(Ученики называют: подснежник, ландыш, матьимачеха, медуница).
Слайд 47. Фото весенних цветов.
Учитель: А как вы думаете, могут ли цветы влиять на настроение человека? И если да,
то как?
(Ученики говорят о том, что глядя на цветы, человек забывает о своих проблемах, у него
улучшается настроение, он любуется их красотой, дышит их ароматом).
Учитель: Сегодня у нас есть замечательная возможность: мы послушаем, как передает это
настроение великий русский композитор П.Чайковской. Посмотрим, изменится ли ваше
настроение.
(Звучит «Вальс цветов») В это время на слайдах – фото цветов.
Слайд 8. Фото подснежника.
Учитель: Ребята, что увидели вы в этой замечательной музыке?
(Ученики предлагают свои варианты ответов).
3.Подготовка к выполнению КТД.
1. Учитель: Да, цветы – это, прежде всего, красота. А первоцветы – это ещё и первые
вестники, которые спешат сообщить нам о том, что, наконец, пришла весна, и
просыпается природа, даря нам это чудо – цветы.
Тысячелетиями люди пытались найти объяснение этому настоящему, живому чуду. Они
слагали легенды о неземном происхождении цветов, о волшебных превращениях
сказочных существ в изящные растения.
Накануне вы получили задание: найти легенды о происхождении цветов. Эта информация
для вас, надеюсь, была очень интересной и полезной. Сейчас каждая из групп должна
будет поделиться ею с одноклассниками.
(Ученики выходят к доске и рассказывают приготовленные легенды о подснежнике и
ландыше).
Слайд 9. Фото ландыша.
Слайд 10. Фото подснежника.
Учитель: Итак, вы получили новую интересную для вас информацию, которая чуть позже
вам обязательно пригодится. А представлена эта информация, как уже было сказано
раньше, в виде легенд.
Слайд 11. «Легенда – вымышленная история о какомлибо событии, полусказка
полубыль». 2. Учитель: А теперь я положу вам на столы ещё один текст.
( Ученик читает текст о ландыше).
Слайд12. Текст.
В лесу под зелёными сводами деревьев разлит чудесный аромат – это цветёт белый
душистый ландыш. Посмотрите, вот виднеется нежная, светлая зелень и резные
белоснежные цветы – это всё ландыш! Тронешь тоненькую веточку с красивыми большими
листьями – и задрожат, качая головками, цветы – колокольчики. Как красивы эти цветы!
Как чуден этот аромат!
Учитель: Ребята, а где можно встретить такое описание цветка?
(Ученики: В рассказе, повести. В литературном тексте).
Учитель: Давайте поработаем с этим текстом и попробуем найти слова, при помощи
которых автор делает описание более поэтичным, ярким и образным? Найдите слова,
отвечающие на вопрос «какой»и выделите их зелёным маркером. Сначала работаете в
группе.
(Ученики сначала самостоятельно выделяют в тексте маркером «красивые»
прилагательные, характеризующие сам цветок, листья, стебель, а затем их озвучивают)
Учитель вывешивает эти слова по ходу работы на доску.
Учитель: А теперь скажите, какой частью речи являются все выписанные нами слова.
(Ученики делают вывод, что это имя прилагательное).
Слайд 13. Текст без прилагательных.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, если бы автор не использовал эти прилагательные,
каким бы стал этот текст?
(Ученики делают вывод о том, что без прилагательных текст не был бы таким ярким и
образным).
Учитель: Я с вами полностью согласна. Прилагательные действительно делают наш мир
ярче, красочнее и добрее, а нашу речь грамотнее и поэтичнее. Давайте сейчас послушаем
ваших одноклассников и ещё раз убедимся в этом.
3. Ученик читает стихотворение.
Слайд 14.
С.Я. Маршак.
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Ещё закрыты и плотны.
На солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Учитель: Какое замечательное стихотворение! А о каком цветке идёт речь?
(Ученики: О ландыше).
Учитель: Давайте продолжим работу. Из текста стихотворения выберем яркие и
выразительные имена существительные. Попробуйте это сделать сначала самостоятельно.
(Ученики выделяют в тексте маркером красного цвета имена существительные, а затем
называют их).
Учитель вывешивает их на доске.
Учитель: А теперь ещё раз посмотрите на существительные и скажите, с чем автор
сравнивает цветы ландыша?
(Ученики находят сравнения «ниточки жемчужины», «бубенчики», «колокольчики весны»)
Учитель: Да. Именно при помощи этих сравнений автор описывает, казалось бы, совсем
простой цветок ландыша. И делает это описание таким поэтичным.
Учитель: А теперь ещё одно не менее замечательное стихотворение о подснежнике. Давайте
просто послушаем его.
4.Ученик читает стихотворение о подснежнике Е.Серовой.
Выглянул подснежник
В полутьме лесной
Маленький разведчик,
Посланный весной;
Пусть еще над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга;
Пусть на спящей речке
Неподвижен лед,
Раз пришел разведчик, И весна придет!
Учитель: Ребята, только что мы с вами послушали, как первоцветы описывают поэты, вы
услышали легенды об их происхождении. А теперь давайте попробуем сами описать
первый весенний цветок ландыш. Это будет вашим коллективным творческим делом. Вы
будете работать в малых группах. А написать творческую работу помогут вам в слова,
которые мы с вами нашли в текстах, а кроме этого тексты легенд и план сочинения, чтобы
наш рассказ был последовательным.
4.КТД. Устное сочинение – описание весеннего цветка. Групповая работа.
Слайд 15. Фото ландыша.
Ученики самостоятельно составляют текст сочиненияминиатюры. При этом учитель
акцентирует их внимание на словах, которые были выписаны из текстов и оформлены на
доске. После окончания работы один из учеников группы зачитывает сочинениеминиатюру.
Слайд 16. Картина Левитана «Март».
Учитель: Замечательно. Посмотрите, ребята, у нас получилось почти такое же описание
весны, как на этой репродукции. Только не хватает цветов.
5. Проблемный вопрос.
Учитель: Ребята, а где можно взять городским жителям первые весенние цветы, ведь не все
захотят ехать в лес, чтобы там полюбоваться этой красотой.
(Ученики предлагают варианты ответов о том, что цветы можно купить).
Учитель: Да, ребята, вы, наверное, тоже наблюдали такую картину, когда люди продают
первые весенние цветы целыми корзинами, продают букеты из подснежников, медуницы,
огоньков, ландыша и других первоцветов. Как вы думаете, они делают доброе дело,
раздавая за деньги эту красоту?
(Ученики рассуждают над этой проблемой).
Учитель в процессе диалога подводит ребят к выводу о том, что этим наносим большой
вред природе, в желании заработать мы вырываем, вытаптываем цветы. Многие занесены в
Красную книгу, потому что исчезают с лица земли.
Учитель: А что об этом говорят поэты?
Ученик:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все, и я, и ты,
Если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты! 6. Рефлексия.
Учитель: Да, здесь действительно есть над чем задуматься. Ведь это так просто понять:
чтобы сделать человеку приятное, не обязательно дарить ему охапку цветов. Можно просто
пригласить его в поле или на опушку леса и показать эту чудную красоту, сохранив её и для
ваших детей.
А наш урок на этом заканчивается. Сегодня мы с вами сделали скромную попытку описать
настоящее чудо – первые весенние цветы. Я думаю, что у нас это получилось неплохо.
Ребята, а что вам понравилось на нашем уроке больше всего? Над чем вы задумались? Чему
научились?
(Ученики рефлексируют).
Учитель: Замечательно. Ну и раз уж мы с вами сегодня говорили о цветах, о весне и о том,
как всё таки здорово видеть всё это вокруг себя, давайте закончим наш урок на весенней
праздничной волне. Сегодня среди вас были ребята, которые в течение урока приготовили
нам замечательные открыткиколлажи с цветами. Давайте подпишем их друг другу.
(Ученики подписывают открытки, затем читают их и вручают друг другу).
7. Подведение итогов урока.
Учитель: А на прощание я хочу, чтобы вы послушали ещё одно стихотворение.
Учитель читает стихотворение:
Р. Гамзатов.
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.
Кто не верит, всех зову я в сад –
Верите, моргая елееле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели.
Учитель: Ребята, я думаю, что наш сегодняшний урок не только сделал нашу речь
грамотнее, но и наши сердца хоть чуточку добрее и по отношению к природе, цветам, и по
отношению друг к другу.
Слайд 16. Спасибо всем за урок! Литература:
1. Васильева В.В. Современные открытые уроки русского языка ( серия «Школа радости»)/
В.В.Васильева, Г.Н.Пищева – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 416 с.
2. Шер Н.С. Стихотворения русских поэтовклассиков 19 и начала 20 века/Н.С.Шер
М.:Детская литература, 1986. – 287 с.
3. Шипицина Г.М. Дидактичекие материалы по русскому языку/ Г.М.Шипицина
М.:Дрофа,2000.208 с.
Приложение
Ландыш
В русских преданиях белые цветки ландыша называются слезами морской царевны Волхвы,
которая полюбила прекрасного гусляра Садко. Однако сердце юноши принадлежало его
невесте Любаве. Узнав об этом, гордая царевна решила не открывать своей любви. Только
иногда по ночам при свете луны можно было видеть, как на берегу озера сидит красавица
Волхва и плачет. Вместо слез, девушка роняла на землю крупные белые жемчужины,
которые, коснувшись земли, прорастали очаровательными цветами – ландышами. С тех пор
на Руси ландыш символизирует скрытую любовь. Если белоснежные и ароматные цветки
ландыша олицетворялись с чемто радостным и прекрасным, то его красные ягоды во многих
культурах символизировали печаль по утраченному. Одно христианское сказание повествует
о том, что красные плоды ландыша произошли из горючих слёз Пресвятой Богородицы,
которые она проливала, стоя у тела распятого Христа.
Первая улыбка весны.
И.Северянин
Давнымдавно, когда на земле только что начиналась жизнь и всё вокруг было покрыто
снегом, одна снежинка, сказывают, будто бы рискнула превратиться в цветок, чтобы своим
теплом согреть землю. Больше некому было это сделать. Подснежник согрел землю, и на ней
появилась жизнь.
Цветыподснежники приходят к нам прямо из царства вьюг и снега.
Бывает, подснежники зацветают вдруг и по осени. Наклонят к земле свои задумчивые
головки, а изпод верхней одежки проглядывают у них нижние, с зелёной подбивкой
рубашечки.
Удивительный характер у подснежника. Зацветает ещё в холода, а в благодатную пору лета
прячется в землю. Если осторожно выкопать растение из земли, увидишь крохотную коричневую луковичку. Это его подземная кладовая, он пополняет её за весну и лето,
набирается сил, чтобы стойко перезимовать и пораньше проснуться…
Урок письма и развития речи "Сибирские первоцветы - вестники весны"(6 класс)
Урок письма и развития речи "Сибирские первоцветы - вестники весны"(6 класс)
Урок письма и развития речи "Сибирские первоцветы - вестники весны"(6 класс)
Урок письма и развития речи "Сибирские первоцветы - вестники весны"(6 класс)
Урок письма и развития речи "Сибирские первоцветы - вестники весны"(6 класс)
Урок письма и развития речи "Сибирские первоцветы - вестники весны"(6 класс)
Урок письма и развития речи "Сибирские первоцветы - вестники весны"(6 класс)
Урок письма и развития речи "Сибирские первоцветы - вестники весны"(6 класс)
Урок письма и развития речи "Сибирские первоцветы - вестники весны"(6 класс)
Урок письма и развития речи "Сибирские первоцветы - вестники весны"(6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.