Урок русского языка в 6 классе по теме "Правописание не с именами прилагательными"
Оценка 4.8

Урок русского языка в 6 классе по теме "Правописание не с именами прилагательными"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
04.03.2020
Урок русского языка в 6 классе по теме "Правописание не с именами прилагательными"
Данный урок является первым по этой теме
Не с прил.doc

                                     

- Вы знаете кто такой Ломоносов, ребята?       (портрет)

Слово о Ломоносове.



 

 

 

Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь

.

2. Повторение пройденного материала.

 

- Теперь мы проведём интересную орфографическую пятиминутку.

- Я прочитаю слово, вы записываете, а тот, кого я назову, объяснит правописание. Пишем в строчку, через запятую.

  

    Не лениться, победа, удивительный, беречь, мудрость, философ (любить науку), кругозор, интеллект, сова, не проигрывать. любознательный, не сдаваться, доброта, ослепительный, роскошный,

 

- Если вы заметили, то эти слова имеют прямое отношение к нашему уроку: и к  школе, и к Ломоносову, и к жизни. Думаю, вам понравится моя идея сделать символом нашего сегодняшнего собрания- сову!(фото)

- Все же знают такую телепередачу «Что? Где? Когда?», где самому мудрому, интеллектуальному человеку с широким кругозором победа достаётся в виде хрустальной совы.

 

 Работа с презентацией.

Посмотрите внимательно на слова на слайде и объясните правописание слов.

  • (Не)настье;
  • (не)друг, а враг;
  • (не)друг;
  • (не)брежный;
  • (не)решительность;
  • (не)правда;
  • (не)годование;
  •  (не)веселый

 

Учитель: В каких словах вы почувствовали затруднения при выполнении данной работы?

Учащиеся: В словах (не)брежный, (не)веселый.

Учитель: А данные слова являются какой частью речи?

Учащиеся: Прилагательными

Учитель: А почему вы испытали затруднения в данных словах?

Учащиеся: Данную тему не изучали

Учитель: Тема нашего урока

 “Правописание НЕ с прилагательными”. Записываем в тетрадочки.

                        Тема записывается и на доске.

Учитель: Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске.

 

 

1) Повторить… .правила написания НЕ с другими частьями речи.

2) Познакомиться с … .с правилом правописания НЕ с именами прилагательными.

3) Научиться … .отличать частицу НЕ от приставки.

 

 Изучение нового материала

Ребята, посмотрите на таблицу. Нам нужно его заполнить с вашей помощью.

Как пишется НЕ с именем прилагательным?

 

 (Пустые строки таблицы заполняют учащиеся в процессе работы)

 

Правописание не с прилагательными

Слитно:

1.Неряшливый

Без НЕ не употребляется

 

2.Нечистая(грязная)

Можно заменить синонимом без НЕ

 

 

 

Раздельно

1.Не дорогая, а дешёвая

Есть противопоставление с союзом А

 

2.Совсем не интересная

Есть слова    далеко не, вовсе не, отнюдь не, нисколько не

 

 

Учащиеся: Слитно и раздельно.

Учитель: При каких условиях  прилагательные с НЕ пишутся слитно?

Учащиеся: Слова без НЕ не употребляются.

Учитель: Почему слова во втором столбике написаны раздельно? слитно?

Учащиеся: Можно заменить синонимом.

Учитель: Посмотрите на колонку, в которой имена прилагательные написаны раздельно. Как вы думаете, почему они пишутся раздельно?

Учащиеся выдвигают гипотезы.

-А теперь выпишите в тетрадь только примеры из таблицы.

 

- Отложите ручки, ребята. Сейчас мы выполним одно очень интересное задание. У вас на столах лежат карточки с буквой С и Р. Что они обозначают?

 

 

1. Некрасивый поступок.

2. Неряшливый вид.

3. Неглубокая речонка.

4. Неглубокий, но рыбный пруд.

5. Не широкая, а узкая канава.

6. Вовсе невысокий кустарник.

7. Небрежный почерк.

8. Недорогой, но красивый платок.

9. Необыкновенный.

10. Не сильный, а слабый.

11.не правда, а ложь.

12.совсем не весёлое настроение.

13.небольшая книга.

 

(если есть союз НО,то нет против- ления.Для противопоставления нужен союз А.

 

 

- У вас у каждого на столах лежат листочки с текстом и заданиями.

 

 

- Прочитать и озаглавить.

-Найдите прилагательные с НЕ и объясните их правописание.

-Произвести синтаксический разбор последнего предложения.

    Приморская тайга – удивительный (не)рукотворный сад. Весной он поражает (не)обыкновенной красотой. Часто в нём можно увидеть (не)больших и очень задумчивых сов. Совы среди лесной пестроты ничуть (не)приметные. Одна (не)крупная сова может съесть за день пять полевых (не)шустрых мышек. Таёжные совы отличаются от своих собратьев (не)громким уханьем.

 

 

 

 

 

-Так, а сейчас закрепим всё то, о чём мы говорили на уроке. Устно повторяем правило.

-Молодцы, сейчас я буду давать словосочетания, а вы подберите к ним синонимы- прилагательные с НЕ.

 

 (Глупый пёс) - неумный   ,(злой взгляд) - добрый, (узкая речка) - неширокая, (твёрдый хлеб) - немягкий , (близкий город) - недалёкий, ( старое дерево)- немолодое, (маленькая поляна) – небольшая.

 

-Следующую работу, которую вы сейчас выполните, я могу назвать важной. Потому что его успешное выполнение обеспечит успешную сдачу экзамена- ОГЭ и ЕГЭ. Вы знаете, что это такое?

 Там как раз эти задания и есть. Попробуем выполнить их ?

 

 

Тест.

Цель : проверить знания учащихся по теме.

Отметьте номера правильных ответов.

1.Не с  прилагательными пишется слитно:

1.   если слово не употребляется без не-;

2.   если прилагательное с не может быть заменено синонимом без не-;

3.   если в предложении есть противопоставление с союзом а.

2.Слово не употребляется без не- в предложении:

1.   Его(не)ряшливый вид всегда отпугивал.

2.   В (не)настную погоду хорошо сидеть в тепле.

3.   День выдался (не)жаркий.

3.Слово с не- можно заменить синонимом в предложении:

1.   Школа располагалась в (не)большом кирпичном доме.

2.   Прохожий был одет в (не)взрачный костюм.

3.   (Не)решительным жестом девочка пригласила нас войти.

4.Слово с не пишется слитно в предложении:

1.   (Не)приятельская армия отступила.

2.   Эта книга далеко (не)простая.

3.   Нам продали (не)вкусное мороженое.

5.Слово с не- пишется раздельно:

1.   Фильм был вовсе не скучный.

2.   Мы ждали (не)большой корабль, а лишь маленькую лодку.

3.   Её (не)навистный взгляд остановил нас.

6.Допущена ошибка в написании не- в предложении:

1.   Не широкая речонка поблескивала на горизонте.

2.   Океан был совсем не спокойным.

3.   В лесу мы увидели не глубокое, но очень широкое озеро.

- Обменяйтесь работами с соседом. Побудьте минуточку учителями- надо проверить этот тест на правильность.

     Нет ошибок- пятёрка.

     1,2 ошибки – четвёрка.

     Три ошибки – тройка.

     А более трёх ошибок- то это плохо на сегодня.

- Сдайте мне работы для перепроверки.

 

 

Ключ

№задания

1

2

3

4

5

6

Ответ

1,2

1,2

1,3

1,3

1,2

1,3

 

 

 

- Гёте сказал: «Недостаточно только получить знания, надо найти им приложение. Недостаточно только желать, надо делать».

- А каков наш итог урока? Решили ли мы учебную задачу, которую ставили в начале урока?

- Научились мы различать правописание НЕ с прилагательными?

(на экране слайд с целью урока)

- Повторить…..

- Познакомиться…

- Научиться…

 


10. Оценивание.

- Мне очень понравилась работа таких учеников как…….

Я хочу вам подарить символ нашего урока. ….

Вы мне напоминаете маленьких совят, стремящихся к вершинам знаний.

 - У вас лучше всех получилось сберечь время, ведь его не вернёшь, не наверстаешь, а всё, чему вы научились сегодня, обязательно пригодится.
- Молодцы, вы все сегодня были активны. 
Некоторые из вас получили следующие оценки. 
(Сообщение результатов, мотивирование)


11. Домашнее задание.
-Выучить правило .

Предлагаю задание на выбор: 
1) Выписать из литературного произведения несколько предложений с прилагательными с НЕ. 
2) Придумать  мини- сочинение о нашем сегодняшнем уроке , используя прилагательные с НЕ.  

 

 

 

 

Пиши слитно

Пиши раздельно

1. Если слово не употребляется без не.

(неряшливый)

1. Если есть противопоставление с союзом А.

На улице дует не теплый, а холодный ветер.

2. Если слово можно заменить синонимом.

Нелживый (правдивый)

2.Если к прилагательным относятся слова: далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не.

Я читаю нисколько не интересную книгу.

 

 Актуализация опорных знаний. (Слайд №5,6) Работа в группах.

- Давайте вспомним все, что знаем о прилагательном. Поиграем в «Снежный ком». Глядя на вопросы-подсказки, составьте лингвистический рассказ об имени прилагательном.

1.    Что такое прилагательное? (Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы, какой? чей? и т.д.)

2.    Как оно изменяется в полной и краткой форме? Какую роль в предложении выполняет прилагательное? (В предложении бывает определением и сказуемым. Склоняется по числам, падежам и родам в ед. числе в полной форме, в краткой – по числам и родам)

3.    Какие степени сравнения прилагательных вы знаете? Как они образуются? (Имеет превосходную и сравнительную степень сравнения.)

4.    Разряды прилагательных.(Качественные, относительные, притяжательные)

4.Физминутка. Немного отдохнём.

Учитель читает словосочетания. Если НЕ с прилагательным пишется слитно, учащиеся садятся, если раздельно – остаются стоять.

нечаянная встреча

не мягкий, а твёрдый хлеб

нестрогий человек

далеко не удачный ответ

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

неожиданное известие

не скучная, а интересная книга

неглубокий овраг

небрежный почерк

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Предлагаю вам выполнить тест:

1. В каком слове прилагательное с НЕ пишется раздельно?

а) (не)добрый человек

б) (не)дорогая ткань

в) (не)высокий, а низкий стул

2. В каком слове прилагательное с НЕ пишется слитно?

а) вовсе (не)красивый поступок

б) путь (не)долог, а близок

в) дорога (не)ровная, но короткая

3. В каком слове прилагательное с НЕ пишется раздельно?

а) далеко (не)большое расстояние

б) нехороший запах

в) неуклюжий щенок

4. Слово нелепый пишется

а) слитно, так как можно заменить синонимом без НЕ

б) раздельно

в) слитно, так как не употребляется без НЕ

- Оцените себя по критериям:

«5» -4 верных ответа

«4» - 3 верных ответа

«3» - 2 верных ответа

- У кого всё получилось – поднимите руки.

 

7.Творческое задание (по группам, см. Приложение 2)

Составить предложения о животных, используя те слова, которые вы выберете сами:

Медведь: недюжинная сила, неуклюжий, небольшие глаза.

Кот: нетрусливый, независимый, неглупый.

Змея: неядовитая, небезопасная, незаметная в траве.

Крокодил: непредсказуемый, недружелюбный, немалые размеры.

 

Изучение нового материала.

Ребята, посмотрите на таблицу.

Как пишется НЕ с именем прилагательным? (Пустые строки таблицы заполняют учащиеся в процессе работы)

Правописание не с прилагательными

Не весёлый, а грустный;

Не широкий, а узкий;

Недобрый- (злой), нехороший- (плохой)

Далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не: вовсе не глубокая река;

Сказка ничуть не страшная.

Слитно

Раздельно

1.                    Когда можно подобрать синоним без НЕ

1.                    Если в предложении есть противопоставление союзом а

2.                    Если слово не употребляется без НЕ

2.Если к прилагательным относятся слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не, отнюдь не.

 

 

Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.

                                                                      А.де Сент-Экзюпери

 

 

Один из неизвестных датских моряков стал служить в русском флоте. Не поверхностной, а глубокой любовью полюбил страну и русских людей.

Служил нелицемерно, храбро и дослужился до капитана корабля с шестьюдесятью пушками. Непривычное слуху имя сменили ему и прозвали Иваном Ивановичем. А фамилия осталась прежняя — Беринг.

В это отнюдь не спокойное время доверил царь Петр Берингу великое дело — плыть к неведомым берегам Камчатки. Не отказался капитан. Целый год готовились. Поход был неблизок. 


Скачано с www.znanio.ru

Вы знаете кто такой Ломоносов, ребята? (портрет)

Вы знаете кто такой Ломоносов, ребята? (портрет)

Учитель: Тема нашего урока “Правописание

Учитель: Тема нашего урока “Правописание

Не широкая, а узкая канава. 6

Не широкая, а узкая канава. 6

Цель : проверить знания учащихся по теме

Цель : проверить знания учащихся по теме

Ключ №задания 1 2 3 4 5 6

Ключ №задания 1 2 3 4 5 6

Если слово можно заменить синонимом

Если слово можно заменить синонимом

Змея: неядовитая, небезопасная, незаметная в траве

Змея: неядовитая, небезопасная, незаметная в траве
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2020