Урок- игра по теме "Имя существительное"
Оценка 4.6

Урок- игра по теме "Имя существительное"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
24.03.2017
Урок- игра по теме "Имя существительное"
Тема урока: Обобщающее повторение по теме «Имя существительное» Основная задача изучения раздела – обогащение словарного запаса учащихся, формирование умений: - определять лексическое значение существительного, используя словари, а также выяснить нормы употребления слова; - производить словообразовательный, морфологический разборы, синтаксический разбор предложений с существительными, выступающими в роли: сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства; - находить в тексте, использовать и правильно употреблять в речи несклоняемые существительные и существительные общего рода. Воспитательная задача: закрепление навыков совместной работы по группам (группа – это звенья класса по системе ЧТП /чередующихся творческих поручений/), развивать чувство коллективизма, сопереживания, дружбы и ответственности за коллектив.
Урок-игра_Имя_Существительное.doc

ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы

 

 

 

                         Конспект открытого урока

                                          в 6 классе

 

 

 

                                             Урок-игра по русскому языку:

«Идем в гости в Страну имени существительного»

                                       

 

 

 

 

 

                                                                      Автор:

Сабинская Татьяна Ануприевна,

учитель русского языка и

                                                                                   литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма: коллективная и индивидуальная игра

Тема урока: Обобщающее повторение по теме «Имя существительное»

 

Основная задача изучения раздела – обогащение словарного запаса учащихся, формирование умений:

- определять лексическое значение существительного, используя словари, а также выяснить нормы употребления слова;

- производить словообразовательный, морфологический разборы, синтаксический разбор предложений с существительными, выступающими в роли: сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства;

- находить в тексте, использовать и правильно употреблять в речи несклоняемые существительные и существительные общего рода.

 

Воспитательная задача: закрепление навыков совместной работы по группам (группа – это звенья класса по системе ЧТП /чередующихся творческих поручений/), развивать чувство коллективизма, сопереживания, дружбы и ответственности за коллектив.

 

Цели урока:

1.      Прививать через игру любовь и интерес к родному языку,

2.      Показать разницу между самостоятельными и служебными частями речи,

3.      Сформировать у учащихся знания об имени существительном, как о самостоятельной части речи,

4.      Проверить приобретенные знания, умения и навыки,

5.      Научить правильному речевому этикету;

6.      Повторить некоторые виды разборов;

7.      Развивать речь учащихся, учить логически мыслить, аргументировано и лаконично доказывать свою точку зрения, идеи и мысли, отстаивать свою точку зрения;

8.      Отработать навыки доказательства при разборах;

9.      Закрепить некоторые навыки живого общения и актерского мастерства.

 

Оборудование урока: магнитная доска, игровое поле, карточки с заданиями, таблицы, тексты песен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

1.      Орг.момент. Объяснение правил игры.

 

     - Ребята, вы любите ходить в гости? Сегодня на уроке я предлагаю вам поиграть и отправиться в выдуманную мною Страну имени существительного». Вы согласны? Обычно в гости принято ходить с подарками. А у вас есть подарки? Нет? Ну, это не беда! Я хорошо знаю, что самым лучшим подарком для любого радушного хозяина будет ваше внимание и знания.

     Но вам, наверное, интересно, как мы будем двигаться до этой сказочной вымышленной страны? Очень просто. Перед вами игровое поле. На нем изображено два пункта: один – откуда вы начнете движение вы, а другой – Страна имени существительного. Четыре человечка (на магните или на булавке) – это четыре фишки, цвет которых соответствует вашей группе. Сейчас я буде предлагать вам различные задания, конкурсы, задавать дополнительные вопросы, на которые вы постараетесь ответить. Для ответа на некоторые из них потребуется время подготовки, а еще будут вопросы, на которые нужно будет дать быстрый ответ /по принципу «кто первый»/.

     Есть еще одно очень важное условие: на вопросы должны отвечать разные представители группы, а не один за всех. Желательно, чтобы все приняли посильное участие.

     За правильностью ответов будет следить жюри, которое, при желании, может тоже задавать дополнительные вопросы. Самый высокий балл за полный ответ – 6 баллов. Это 6 шагов по игровому полю к цели. Правильный ответ на дополнительный вопрос – еще 1 балл.

     Как вы, наверное, уже догадались, победит тот, кто первым придет в гости в дом Имени существительного. Система штрафов отсутствует. Неправильный ответ – значит, топчитесь на месте, отдыхаете. Всё ли вам понятно? Итак, в путь…

 

2.      Игра «Путешествие в Страну имени существительного»

 

Конкурс 1. «Знайка»

Оценивается в 6 баллов.

1 участник от каждой команды должен правильно и быстро разложить в две стопки карточки с  самостоятельными и служебными частями речи. Остальные записывают известные им части речи в два столбика в тетрадь.

/Если ученик у доски не справился с заданием, ему на выручку приходит команда, но количество баллов уменьшается вдвое/.

Дополнительные вопросы /1 балл/:

*     Что такое морфология?

*     Сколько в русском языке частей речи? Назовите те, которые знаете. Приведите примеры.

*     Назовите основные различия между самостоятельными и служебными частями речи.

   Жюри подводит итоги первого конкурса. Человечек-фишка команд продвигается на соответствующее количество клеток по игровому полю.

 

Конкурс 2. «Радушный хозяин»

6 баллов.

Команда за 20-30 секунд должна подготовить выступающего с самой точной формулировкой правила «Что такое имя существительное»?

Дополнительные вопросы /1 балл/:

*     Сколько постоянных и непостоянных признаков у имени существительного?

*     Назовите их. Приведите примеры.

Жюри подводит итоги данного конкурса.

 

 

 

 

Привал. Отдых. Музыкальная пауза.

Дети исполняют песню-шутку. «Крокодил Гена». После каждой строчки песни ученики дважды хлопают в ладоши.

 

В Африке зеленой и обширной (два хлопка),

Где берет своё начало Нил. (хлопки и т.д.)

Проживал у мамы и у папы

Маленький зеленый крокодил.

 

Припев: Крокодил Гена, крокодил Гена – (нет хлопков)

                  Маленький зеленый крокодил. (два хлопка)

                  повторяется два раза

 

Но однажды дядя в черной шляпе

Заманил лягушками его

И увез его в страну чужую

Очень, даже очень далеко.

 

Припев: тот же

 

Он увез его в страну чужую,

Где бывают часто холода,

Посадил в огромный тёмный ящик,

Где всё время грязная вода.

 

Припев:

 

В Африке зеленой и обширной,
Где берет свое начало Нил,

Не живет у мамы и у папы

Маленький зеленый крокодил.

 

Припев:

 

(Песня разучивается заранее и используется как физкультминутка)

 

Конкурс 3. «Крокодил Гена»

6 баллов.

1 представитель каждой из групп производит морфологический разбор любого существительного из определенного куплета. (У нас четыре группы и четыре куплета песни).

Дополнительные вопросы /1 балл/:

Остальные участники игры готовят устные ответы о существительном (согласно выбранным карточкам) по следующим категориям:

1 группа – одушевленности-неодушевленности

2 группа – собственности-нарицательности

3 группа – склонение существительного

4 группа – род существительного

 

(для выполнения это задания командам выдается текст песни «Крокодил Гена»)

Можно также при желании (или наличии времени) попросить ребят определить падежи и числа всех существительных, встретившихся в тексте. Каждой команде по одному куплету.

Жюри оценивает ответы ребят, выполнивших разбор у доски,  после их ответа. Человечки-фишки продвигаются по игровому полю.

 

 

 

Конкурс 4. «Название».

Дополнительные вопросы /1 балл/:

*     Какие существительные относятся к ОБЩЕМУ роду?

*     Как определить род таких существительных?

6 баллов.

     Сейчас все вы должны в течение одной минуты придумать название своей команды, обязательно используя существительные ОБЩЕГО рода и заполнить пустые таблицы, находящиеся у вас на столах. Желательно, чтобы вы объяснили свой выбор. А чтобы ваши названия не повторялись, можете отправить разведчиков в другие группы и обо всем заранее договориться.  (варианты: зазнайка, неряха, почемучка, обжора…)

Жюри подводит итоги данного конкурса.

 

Отдых. Музыкальная пауза.

Учителем и ребятами исполняется заранее выученная на уроке музыка песня «Пони»

(песню исполняет Катя Семенова «А пони тоже кони…»)

 

В зоопарке летом жарко,
Там подстрижен ровный луг,
Скачут пони в зоопарке
День за днем, за кругом круг.

В разукрашенной попоне
И с бесстрашием в груди
Там один печальный пони
Вечно скачет впереди.

А пони - тоже кони,
Об этом помнят пони
Ему б в лихой погоне
Кого-нибудь спасти,
Чтоб друг его счастливый
Потом погладил гриву,
Все это снится пони,
И пони грустит.

Юный друг к нему приходит
Покормить и причесать.
Но его не надо вроде
От разбойников спасать.
Он всегда приносит пончик -
Видно, любит от души.
Пони пончиков не хочет,
Хочет подвиг совершить.

А пони - тоже кони,
Об этом помнит пони
Ему б в лихой погоне
Кого-нибудь спасти,
Чтоб друг его счастливый
Потом погладил гриву,
Все это снится пони,
И пони грустит.

А под вечер затихают
в зоопарке голоса
пони спит, во сне вздыхает,
пони снятся чудеса.
Он в поля конём отважным
Вслед за ветром ускакал.
О большом мечтает каждый,
даже тот, кто ростом мал.

 

Минусовку песни можно найти через поисковое окно интернета…

 

 

 

Дополнительные вопросы /1 балл/:

*     Как вы думаете, почему сейчас мы вспомнили эту песню и какое отношение, на ваш взгляд, эта песня имеет к нашему уроку? (слово «пони» - несклоняемое)

*     Как определить род слова «пони»?

*     Приведите еще примеры названий животных или птиц, являющихся несклоняемыми существительными (колибри, какаду, шимпанзе, кенгуру, жако, марабу, …)

Жюри оценивает ответы на дополнительные вопросы

 

Конкурс 5. «Синтаксический разбор»

6 баллов.

1 участник от группы должен вспомнить или самостоятельно придумать предложение, в котором имя существительное выступает в роли: сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства. (согласно выбранному заданию).

Дополнительные вопросы  /1 балл/:

*     Каким членом предложения может быть имя существительное?

 

Остальные члены команды придумывают и записывают предложение и, на всякий случай, готовятся помочь своему товарищу, если тот не справится с заданием.

Жюри оценивает команды.

 

Конкурс 6. «Лексика»

Дополнительные вопросы /1 балл/:

*     Что такое лексика? Лексикология? Лексикон? Что значит «дать лексическое значение слова»?

6 баллов.

Выполняет вся команда.

Сейчас вы получите карточки со словами, которые имеют отношение к различным школьным дисциплинам и в которых вы, по мнению учителей, чаще всего делаете ошибки в написании. Ваша задача: определить, к какому школьному учебному предмету относится данное слово, найти его в словаре Ожегова (или Даля) /или в интернете, кто располагает такой возможностью/, дать лексическое значение, придумать и записать простое (или сложное) предложение с ним.

 

Словарные слова: НАТЮРМОРТ, МЕРИДИАН, ПЕРИМЕТР, ЧЕМПИОН

 

Жюри подводит итоги конкурса.

 

Конкурс 6. «Юный артист»

6 баллов.

За 1 минуту один из участников группы должен придумать, как он, только при помощи мимики, жестов и звуков (т.е. бессловесно) изобразит предметы. Команда должна узнать изображаемое слово.

(МЯЧ, ДЕРЕВО, МОТОЦИКЛ, ЗОНТ)

Жюри оценивает артистичность участников и ответ группы.

 

3.      Подведение итогов проведенной игры. Поздравление победителей.

 

Кто первым пришел в дом (дворец, замок) имени существительного по игровому полю, тот и победитель. Учитель может поставить им оценку «отлично» за урок.

Пока жюри подводит итоги, ребята исполняют песню «Дорога добра» (из кинофильма «Приключения маленького Мука», слова Ю.Энтина, музыка М.Минкова)

Рефлексия: Понравилась игра? Чему научились?

 

 

 

 

 

 


ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы

ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы

Форма: коллективная и индивидуальная игра

Форма: коллективная и индивидуальная игра

Ход урока. 1. Орг.момент

Ход урока. 1. Орг.момент

Дети исполняют песню-шутку. «Крокодил

Дети исполняют песню-шутку. «Крокодил

Дополнительные вопросы /1 балл/:

Дополнительные вопросы /1 балл/:

Как вы думаете, почему сейчас мы вспомнили эту песню и какое отношение, на ваш взгляд, эта песня имеет к нашему уроку? (слово «пони» - несклоняемое)

Как вы думаете, почему сейчас мы вспомнили эту песню и какое отношение, на ваш взгляд, эта песня имеет к нашему уроку? (слово «пони» - несклоняемое)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017