проектная работа "Птица жизни"

  • Исследовательские работы
  • doc
  • 16.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проектная работа выполнена с целью изучения истории возникновения одного из экспонатов школьного музея. Темой проекта является птица-символ жизни. Работа состоит из двух частей: исследование по данной теме и его практическое применение. В исследовании используются исторические материалы и документы из архива музея, письма, фотографии и иллюстрации по теме. Практическая часть состоит из презентации, анкетирования, диагностики, схемы стенда-представления.
Иконка файла материала МОУ СОШ №3 Монино проектная работа.doc
Содержание работы. Введение. Цели и задачи. Основная часть: 1. Исследовательская работа:  ­ история Монино  ­ справка о  школе  ­ история создания школьного музея  ­ Красовский Степан Акимович   ­ история концлагеря Маутхаузен ­ герои блока смерти 2. Практическая работа.  Заключение.        Список литературы.   Приложение ­ презентация ( в печатном виде и на электронном  носителе).Введение. У каждого человека или живого существа, у каждого предмета и даже самой маленькой   вещицы   есть   своя   история   происхождения.   Ты   появляешься   на свет, растёшь и узнаёшь, что у тебя большая семья, со своими традициями, с определённым   укладом   жизни.   Ты   впервые   открываешь   семейный фотоальбом, залезаешь в бабушкин сундук или оказываешься на заброшенном чердаке, где обычные вещи превращаются в настоящий раритет.  Ты   растёшь   и   поступаешь   учиться   в   школу.   Всё   для   тебя   впервые,   всё удивительно интересно и непонятно. У школы тоже есть своя история.  Где же хранятся   реликвии   школы?   На   стенах   учреждения   помещены   фотографии, стенды,   художественные   работы   ребят   –   это   тоже   история   школы.   Но наступает торжественный момент, и ты оказываешься в необычной комнате, где даже запах имеет своё значение. Ты понимаешь, что очутился в школьном музее. Рассматривая экспонаты, слушая самые первые экскурсии, прочитывая названия стендов, ты начинаешь осознавать, что история школы неразрывно связана с историей страны. Сначала ты просто слушатель или, лучше сказать, посетитель   музея,   а   потом   начинаешь   понимать,   что   можешь   сам   активно участвовать   в   работе   музея,   что   можешь   сам   стать   частицей   этой   самой истории.Цель работы: «   Изучение   материалов   школьного   музея   и   создание   стенда   по   истории концлагеря Маутхаузен». Задачи  работы: ­   знакомство   с   архивными   документами   и   библиотекой   музея   по   истории посёлка, школы и биографии С.А.Красовского; ­   изучение   трагических   событий   Великой   отечественной   войны   глазами бывших узников концлагеря; ­ анализ источников и материалов по истории концлагеря Маутхаузен; ­   отбор   фотографий   и   документов   для   оформления   стенда,   посвященного восстанию в 20­м блоке смерти; ­пропаганда знаний об истории своего края и страны; ­создание   виртуальной   экскурсии   и     презентации   «Моё   знакомство   со школьным музеем».История Монино. Наш поселок расположен к северо­ востоку от столицы нашей Родины  г. Москвы.  Находятся Военно­воздушная ордена  Кутузова академия им. Ю.А. Гагарина и  единственный в России Музей Военно­ воздушных сил. \Поселок Монино начинался с небольшого хутора, владельцем которого был некто Монин. От хутора проходила просека до Нижегородского шоссе. Эта лесосека использовалась для заготовки шпал в Богородском уезде.  В 1926 году на разъезде Монино проживало около 30 человек, в 1959 году – 10,8 тысяч человек.  В   1926   году   потребовался   аэродром   для   тяжелых   крупноразмерных самолетов ТБ. Было решено создать мощную авиабазу недалеко от Москвы, и именно в Монино был отведен лесной участок для этой цели. За три года здесь   вырубили   несколько   сотен   гектаров   леса,   выкорчевали   пни   и кустарники,   выровняли   поверхность   и   залили   бетоном   две   взлетно­ посадочные полосы длиной по 750 метров, построили рулежные дорожки из красного кирпича.  Одновременно   со   взлетно­посадочными   полосами   строились   большие ангары, служебные здания и жилой городок. Начальником ВВС РККА в 1926 году был Алкснис Я. И. Много внимания он уделял Монинскому гарнизону, помогал   в   снабжении   и   укомплектовании   здесь   первой   тяжело­ бомбардироовочной   бригады.   Здесь   был   сформирован   авиаполк   дальних разведчиков. В августе 1941 года отсюда вылетали на бомбежку Берлина.  В   поселке   Монино   находится   Военно­воздушная   ордена   Кутузова академия   имени   Ю.А.Гагарина,   приказ   о   создании   которой   был   подписан народным комиссаром 29 марта 1940 года. За 60 лет академия подготовила несколько   тысяч   командиров   и   авиационных   специалистов   для   Военно­ воздушных сил страны.В поселке Монино находится единственный в России Музей Военно­ Воздушных   Сил.   В   начале   30­х   годов   на   этом   месте   находился   комплекс сооружений для ремонта авиационной техники, в который входили аэродром и  мастерские.   Комплекс   просуществовал   до  1956  года.  В 1958  году   было принято   решение   о   создании   Музея   Военно­воздушных   Сил   страны.   23 февраля 1960 года музей принял первых посетителей, поток которых растет и составляет   в   среднем   200  тысяч   человек   в  год.  Среди   посетителей   много иностранных туристов. В мае 199з года Музей ВВС принят в Международный совет   музеев   (ИКОМ),   а   в   июне   2000   года   согласно   постановлению правительства   Российской   Федерации   он   обрел   самостоятельность.   На открытой   площадке   музея   представлены   более   170  самолетов,   вертолетов, планеров, в том числе уникальные экспонаты выпуска 1909 года, летательные аппараты   первой   мировой,   гражданской   и   Великой   Отечественной   войн, боевые   машины   послевоенного   периода,   образцы   современной   военной   и гражданской   авиационной   техники.   В   ангаре   размещены   летательные аппараты, имеющие историческое значение. Малоизвестен пока музей продовольственной службы, находящийся в поселке.   Здесь   можно   увидеть   уникальные   экспонаты   –   от   котелков   и имущества   квартирмейстеров   до   современных   походных   пищеварочных котлов, кухонь, столовых, хлебозаводов, мельниц, мясопунктов, холодильных средств, образцов пайков, включая космонавтский.  Население поселка Монино в настоящее время составляет 22 тысячи человек,  из них 15 – имеют непосредственное отношение к Министерству обороны.  Поселковая администрация и администрация школы, постоянно контактирует с руководством ВУНЦ ВВС  имени профессора  Н.Е.Жуковского  и  Ю.А.Гагарина, базирующихся на территории поселка.СПРАВКА  О ШКОЛЕ. Наша школа была открыта  5 декабря 1945 года. Тогда поселок Монино   относился к Ногинскому району и школе был присвоен № 21. В здании  барачного типа / бывшей детской инфекционной больнице/ было всего 6  классных комнат и печное отопление. Занятия шли в 2 смены. В классах   занимались по 40­50 учащихся. Первым директором школы был назначен  Матицын  Василий Яковлевич.  Вместе с ним работали замечательные  педагоги: Столетняя Нина Михайловна, Фатюшенкова Анна Гавриловна,   Амосова надежда Михайловна, Пестова Нина Алексеевна, Павлова Ольга  Федоровна.  Время шло, увеличивалось количество детей, возникла  необходимость в более просторной школе.                 В 1962 году было открыто новое знание школы. Ученик Новак Семен  торжественно перерезал ленточку перед входом. В  строительстве школы  приняли участие все члены школьного коллектива: учителя, ученики,  родители.  В честь  открытия нового здания школы  была высажена аллея  кленов, которая сегодня украшает улицу Комсомольскую.              В 1963 году получила статус восьмилетней.  Поселок Монино перешел к Щелковскому району.  С 1945 по 1063 года было выпущено 838 человек. В  1968 году школа была реорганизована  в Монинскую среднюю  общеобразовательную школу № 3 с углубленным трудовым  обучением.С 1982 года школой руководила ЧУМАК Галина Васильевна – «Отличник  просвещения».           В 1995 году  коллектив школы отпраздновал ее  «золотой» юбилей.  В ходе подготовки силами учеников и учителей были созданы: ­  герб   /логотип/,  который   зарегистрирован   коллегией 5.12.1994 года под 183; ­ слова школьного гимна исполняемого на торжественных мероприятиях: ­ значок к юбилею школы.    Русской   геральдической С тех по жизни нас ведет девиз: «Не для школы – для жизни учимся». В  1997  году   за   активную   работу   в   экологическом   воспитании,   правовое просвещение, изучение культурного наследия России и мира школа  принята в ПАШ ЮНЕСКО. Наши ребята побывали в различных европейских странах.Стали   участниками     экологических   конференций,   интеллектуальных   игр, культурных программ. В   1998  году   школа   становится  победителем   Всероссийского   смотра  – конкурса работы библиотек по экологическому просвещению и становится лауреатом конкурса «Школа года – 98».                   В  2000­2006  годах   школа     является   участником   Всероссийской олимпиады   научно­исследовательских,   творческих   проектов   детей   и молодежи по проблемам защиты окружающей среды «Созвездие».                  В  2007 году  школа  стала   лауреатом  конкурса  «Лучший бренд образовательного учреждения Подмосковья».   Наша школа за эти годы выпустила   60 медалистов, является призёром и победителем Всероссийских, областных, региональных и районных конкурсов, в  2009 году   15 обучающихся  стали  победителями   районных  олимпиад, 4 дипломанта Всероссийского конкурса «Созвездие», 2 призёра регионального и областного уровня. Школа является победителем Сборов Ушакова, районной программы «Я – щелковчанин, юный гражданин».       В настоящее время школе обучается 530 обучающихся. В педагогическом коллективе   работают   47   учителей,   из   них:   45   педагогов   имеют   высшее образование; 23 педагога высшей квалификационной категории;    Педагогическую 9   педагогов   первой   квалификационной   категории.   поддержку   воспитательного   процесса   осуществляют:   педагог   –   психолог, социальный педагог, воспитатель группы продленного дня.  В 2010 году школе исполнилось 65 лет. Направления работы школы: ­ экологическое воспитание и образование; ­ основы экономических знаний; ­ культура мира и народные традиции; ­ патриотическое  воспитание;­ права человека; ­ здоровьесберегающие технологии. История создания школьного музея «Это не должно повториться». 5 мая 1964 годка открыл свои двери наш школьный музей «Это не должно повториться!».  Как всё начиналось?                    Однажды в нашу школу на заседание пионерской дружины пришел генерал­майор авиации Борис Фёдорович Свешников. Он рассказал ребятам о герое   Советского   Союза   генерале   Дмитрии   Михайловиче   Карбышеве, трагически погибшем в концлагере Маутхаузен. Его рассказ очень понравился ребятам, и они с огромным энтузиазмом стали собирать материал о Дмитрии Михайловиче и других узниках этого лагеря смерти. Было найдено более 150 адресов, завязалась переписка более чем со ста бывшими узниками Маутхаузена. Надо отметить, что в те времена о бывших узниках   концлагерей   говорили   мало,   они   считались,   чуть   ли   не   врагами народа. И это был огромный шаг к тому, что они стали по праву считаться героями. На базе материалов нашего музея был снят фильм: сюда приезжал режиссёр Лялякин, чтобы посмотреть, как выглядели узники. Итак, в 1964 году 5 мая наш музей открылся. На церемонии открытия присутствовали бывшие узники, многие из них увиделись впервые за 20 лет. Было   много   радости,   слёз,   воспоминаний...   В   музее   тогда   были   стенды: «Герой. Солдат. Учёный», посвящённый Дмитрию Михайловичу Карбышеву; «Герои   блока   смерти»,   посвященный   узникам   двадцатого   блока;   «Они строили   коммунизм»   и   другие.  Самой   ценной   реликвией   нашего   музея является земля из Освенцима, пропитанная кровью его узников, и кусочекколючей   проволоки,   огораживавшей   лагерь,  по   которой   шёл  ток   высокого напряжения. Их нашему музею подарил писатель В.Липатов, побывавший на встрече   узников   концлагерей   в   Освенциме.   А   также   «Птичка   жизни», сделанная руками узника Иваницкого и подаренная нам.  Наш музей стал выписывать газету «MAUTHAUSEN», выпускавшуюся на деньги бывших узников. В 1965 году пионерской дружине нашей школы было присвоено имя Д.М.   Карбышева.   На   торжественной   линейке   в   честь   этого   события присутствовала Елена Дмитриевна Карбышева ­ дочь Дмитрия Михайловича. Она   подарила   нашему   музею   фотографию   с   места   открытия   временного памятника Дмитрию Михайловичу Карбышеву на территории Маутхаузена. В 1984 году Елена Дмитриевна приезжала к нам в музей второй раз, она считала наш музей одним из лучших, посвященных ее отцу. 11   апреля   1979   года   музею   «Это   не   должно   повториться!»   было официально   присвоено   звание   школьного   музея   и   выдано   свидетельство   № 2026, подтвержденное 25 ноября 1982 года. В 1984 году в день 20­летия музея вдоль кинотеатра «Огонек» была высажена березовая аллея.  Регулярно   19   февраля   в   День   памяти   Д.М.Карбышева   в   школе проводится   торжественная   линейка.   Музей   проводит   большую   работу   по   установил   тесное восстановлению   материалов,   старых   стендов, сотрудничество с комитетом узников концлагеря Маутхаузен.  В начале 90­х годов в нашем музее при помощи Музея ВВС, с которым наш музей сотрудничает с 1990 года, был создан стенд, посвящённый второй воздушной   армии.   А   в   2000   году   к   55­летию   нашей   школы   и   36­летию школьного музея были открыты стенды «Наш школьный музей», «Спасибо, родная школа за путевку в жизнь» и «Вчера школьник, сегодня педагог».В 1997 году за заслуги в военно­патриотическом воспитании молодёжи нашей школе было присвоено имя Степана Акимовича Красовского. Данные   о   школьном   музее   внесены   в   «Туристский   путеводитель   по местам   военной   истории   Подмосковья»   за   №   194.   Издание   Комитета   по туризму МО, Москва, 2005 год.История концлагеря Маутхаузен Концлагеря   –   это   страшные   фабрики   смерти.   Забывать   о   миллионах погибших там узниках мы не имеем право. Меня заинтересовала эта тема, т.к. в   нашей   школе   есть   музей,   часть   экспозиций   которого   посвящена Маутхаузену, и  я  вот  уже  в течение  двух  лет  занимаюсь  изучением  этого вопроса.   Кроме   того,   год   назад   отмечалось   65   лет   со   дня   Победы   нашей страны   над   фашистскими   захватчиками.   Моя   цель   изучить   этот   вопрос глубже, привлекая данные исторических источников и воспоминания бывших узников лагеря. Я считаю, что каждый должен знать о концлагерях, в которых умирали наши солдаты, это наш долг помнить тех героев, которых замучили фашисты!  Мы   узнали,   что   концлагерь   Маутхаузен   был   расположен   в необыкновенно   живописном   месте   австрийских   Альп.   Слева   неторопливо несет свои воды Дунай, справа – лес, весь пронизанный солнцем. Просто не верится, что такая красота и безмятежность связаны с тем страшным, что называется Маутхаузен. Лагерь начал отсчет кровавых событий еще в 1938 году,   когда   он   стал   "филиалом"   нацистского   концлагеря   Дахау, расположенного неподалеку от баварской столицы ­ Мюнхена.  Расположение   лагеря   было   выбрано   исходя   из   близости   к транспортному узлу Линца и малой заселённости места. Хотя лагерь с самого начала создавался как германский государственный объект, основан он был частной   компанией   в   виде   хозяйственного   предприятия.   Владельцем каменоломен в районе Маутхаузена была компания DEST , во главе которой находился   Освальд   Поль,   который   был   также   крупным   чином   в   СС. Компания,   выкупив   каменоломни   у   городских   властей   Вены,   начала строительство   лагеря   Маутхаузен.   Гранит,   который   добывался   в каменоломнях,   ранее   использовался   для   мощения   улиц   Вены,   однакоархитектурная концепция перестройки многих городов Германии требовала значительных количеств гранита. Изначально   лагерь   Маутхаузен   использовался   как   место   заключения уголовных преступников, считавшихся неисправимыми, но 8 мая 1939 он был преобразован в трудовой лагерь для политических заключённых. Концлагерь   расположен   рядом   с   каменоломней.   В   ней   работали заключенные. Они дробили камни, а затем по «лестнице смерти, нагруженные большими камнями, поднимались по 98 ступеням, высотой до 50 см. Нередко измученные люди падали в пропасть. Один   из   узников   П.П.   Лялякин   вспоминает:   «Режим   Маутхаузена отличался особенной жестокостью. Эсесовцы поднимали нас в 6 часов утра. Выгоняли на улицу голыми и заставляли стоять в любую погоду до 8 часов вечера. На протяжении дня нам давали немного кофейной мути, баланды на несолёной воде и граммов 140 хлеба из протухшей ржаной муки с опилками. Вечером загоняли в барак». Герои блока смерти Самым страшным местом Маутхаузена был блок смерти, построенный в 1944 году. Сотни узников несколько месяцев работали, возводя гранитную стену, отгородившую дальний угол лагерной территории. Стена была высотой в   3,5   метра   и   толщиной   в   метр.   Стена   огораживала   всего   один   барак   с порядковым номером 20, его называли изолирблоком. Узники общего лагеря наблюдали, как в эти двери эсесовцы загоняют палками, то большие партии пленников в несколько сот человек, то совсем небольшие группы, но никто некогда   не   видел,   чтобы   кого­нибудь   выводили   из   этих   дверей.   Только каждый день выезжала машина с останками людей. Их вид был ужасен. В блок №   20   попадали   те,   кого   фашисты   считали   не   исправимыми   и   особенно опасными   для   себя.   Туда   попадали   пленные,   совершившие   неоднократные побеги из лагерей, люди, уличенные в антигитлеровской агитации.Предметом   «особой   заботы»   СС   и   Вермахта   были   советские военнопленные офицеры. Они считались наиболее опасными для Рейха в силу военного   образования,   организаторских   способностей   и   волевых   качеств. Поэтому они подлежали первоочередному уничтожению. В Маутхаузене для советских офицеров с лета 1944 года был создан отдельный блок смерти 20, в целях   выполнения   тайного   приказа   начальника   штаба   Верховного Главнокомандования Германии Вильгельма Кейтеля от 2 марта 1944 года о создании   новой   категории   узников   Маутхаузена   исключительно   для «проштрафившихся» военнопленных офицеров неарийского происхождения» –   „Aktion   K“,   означавшей   «казнь   через   расстрел»   (под   буквой   К подразумевалось   немецкое   слово   „Kugel“   –   «пуля»,   помеченное   на документах   узников,   отправляемых   в   блок   смерти).   За   исключением единичных случаев польских  и югославских  офицеров, также  подведенных нацистами под категорию „Aktion K“, абсолютное большинство смертников Маутхаузена   составляли   офицеров   Красной   Армии.   С   лета   1944   года   – введения   в  эксплуатацию   блока   смерти  –   по   начало   февраля  1945   года   в двадцатом бараке было уничтожено более 3,5 тысяч советских офицеров и на 1   февраля   1945   года   в   живых   оставалось   около   570   человек,   из   них приблизительно   70   тяжелобольных, передвигаться.   не   способных   самостоятельно Хотелось бы привести отрывок из работы Сергея Сергеевича Смирнова «Герои блока смерти». «…Мучения начинались, как только смертник попадал в ворота общего лагеря   Маутхаузен.   Его   тотчас   же   изолировали   от   остальных   узников   и помещали в одну из камер так называемого политабтайлунга. Там, в комнатах пыток, он и проходил первоначальную обработку — эсэсовцы избивали его до полусмерти,   кололи   иглами,   пытали   электрическим   током.   Потом   его загоняли в «баню», которая тоже была утонченной и нестерпимой пыткой. В небольшом бетонированном помещении отовсюду хлестали тугие, как плети,струи ледяной воды. Захлебывающийся, задыхающийся узник нигде не мог укрыться от этих водяных бичей, а издевательское «купание» продолжалось порой   по   нескольку   часов.   После   этого   лагерный   парикмахер   простригал смертнику машинкой широкую дорожку от лба до затылка и голого человека выбрасывали прямо на снег, швыряя ему вслед старые полосатые штаны и куртку   из   какой­то   дерюги.   Одежда   эта   заранее   подвергалась   обработке, чтобы заразить узника чесоткой, экземой или другими накожными болезнями. Ударами дубинок эсэсовцы гнали бегом смертника к железным дверям блока, заставляя его одеваться на ходу. Двери открывались, человека вталкивали туда, а там, внутри, его хватали два эсэсовца, уже поджидавшие свою жертву, и начиналось очередное, еще более жестокое, избиение. Так, пройдя через это «чистилище», человек попадал уже в самый ад — в длинный барак, стоявший в центре узкого двора, огороженного стеной. Этот барак был разделен на три части:   две   комнаты   (по­немецки   «штубе»),   где   ночевали   узники,   и   одно отделение посередине, где находились служебные помещения. Одна из «штубе» предназначалась для больных — здесь помещались те, кому оставалось жить считанные дни, люди, которые уже не могли ходить, а только   ползали.   Но   и   их   заставляли   в   дневное   время   покидать   барак   и выползать   во   двор   при   любой   погоде.   Второе,   большее   по   размерам помещение,   примерно   десять   на   двенадцать   метров,   служило   жильем   всей остальной   массе   узников.   Тут   содержалось   пятьсот   —   шестьсот   человек. Помещение   выглядело   пустым,   как   сарай,   —   никакой   обстановки   не полагалось. Не было ни кроватей, ни нар, ни даже соломы на цементном полу. Никаких постельных принадлежностей, даже одеял, узникам не давали, хотя помещение зимой не отапливалось. Люди спали прямо на полу, вернее будет сказать,   что   они   спали   друг   на   друге,   потому   что   лишь   небольшая   часть узников могла разместиться на этой площади пола, а остальным оставалось ложиться на товарищей или же спать стоя. В душные летние ночи эсэсовцы плотно запирали окна барака, и в сравнительно небольшом помещении, гдебыла скучена такая масса народу, воздух постепенно становился невыносимо тяжелым и спертым, людям не хватало кислорода для дыхания, и многие, не выдержав, к утру задыхались. Зимой же по вечерам, перед тем как загнать узников в барак, помещение поливали из шлангов так, что на полу к ночи всегда стояла на несколько сантиметров вода. Людям приходилось ложиться спать   прямо   в   воду,   а   среди   ночи   являлись   эсэсовские   охранники   и распахивали   все   окна   настежь   до   утра,   устраивая   издевательское «проветривание».  И  каждое  утро   на  обледеневшем  полу   оставались   трупы окоченевших людей. В среднем, служебном помещении барака находилась так называемая умывальня.   Здесь   были   бетонные   умывальники,   души   с   холодной   водой   и ванна   с   крышкой.   В   стены   умывальни,   наверху,   были   вбиты   массивные железные крючья. Фактически эта комната тоже служила местом пыток. Здесь узников на невыносимо долгие часы ставили под ледяной душ или заставляли человека садиться в ванну, доверху наполненную ледяной водой, и топили его там,   закрывая   сверху   крышкой.   Людей   вешали   на   железных   крючьях   или просто   забавлялись,   надевая   смертнику   на   горло   петлю   и   подтягивая   его кверху, пока он не потеряет сознания. Эти крючья как бы приглашали узников повеситься. Специально для этого им оставляли поясные ремни, и многие из пленных, не выдерживая ежедневных издевательств и мучений, предпочитали ускорить свой конец и вешались там в умывальне. Через   коридор   от   умывальни,   наискосок,   находилась   небольшая комната, где жил старший по блоку — блоковой. Это был здоровенный немец с могучими руками и с тупым лицом животного — уголовник, которого за неоднократные убийства осудили на смерть, но обещали помилование, если он заслужит   его   жестоким   обращением   с   пленными   в   блоке   смерти,   И   он выслуживался   со   всем   рвением.   Этот   палач   буквально   купался   в   крови: многие   сотни   людей   погибли   от   его   резиновой,  залитой   свинцом   дубинки,были  задушены  его   руками  или  сброшены  им  в канализационный  колодец, находившийся перед бараком. В   комнате   блокового   стояли   печка   и   ящик   с   углем   —   это   было единственное   отапливаемое   помещение   в   бараке.   Здесь   же   хранился   и большой ящик с эрзац­мылом — твердыми как камень плитками какого­то неизвестного вещества. Впрочем, как оно мылится, никто из пленных не знал: эрзац­мыло только числилось выданным для узников, но никогда не попадало к ним в руки. Так же формально считалось, что для больных, находящихся в блоке,   выданы   одеяла,   —   большая   кипа   этих   одеял   лежала   в   комнате блокового. Но они никогда не выдавались даже умирающим. На стопе одеял спал блоковой. Блоковой имел свою охрану — два сильных и молчаливых голландца следовали всюду за ним по пятам. Было неизвестно, за что эти люди попали в блок смерти: они никого не понимали, а их родного языка не знал ни один из пленных. Сами они не убивали узников и не издевались над ними и только молчаливо и безропотно исполняли все приказания блокового. Кроме того, из самих узников была создана так называемая команда «штубединст» — «служба помещений». Этих людей на русский лад называли штубендистами.   Они   выполняли   разные   работы   внутри   блока:   убирали помещения,  мыли  полы,   вытаскивали   во   двор  и  складывали   трупы,  резали эрзац­хлеб и т. д. и за все это получали порой лишнюю ложку лагерного супа — баланды — или маленькую добавку того же эрзац­хлеба. Разные люди были среди этих штубендистов — одни только делали порученную им работу, а другие старались всячески выслужиться перед эсэсовцами и блоковым. Среди этих   последних   особенно   выделялись   трое,   ставшие   непосредственными помощниками блокового, такими же убийцами, как и он сам. Двое — Адам и Володька   —   были   поляками,   а   третий   —   «Мишка­татарин»   —   жителем Крыма. Настоящие имя и фамилия его — Михаил Иханов. Рассказывают, что он   был   лейтенантом   в   одной   из   кавалерийских   частей   Красной   Армии,   апотом попал в плен или перешел на сторону гитлеровцев и стал служить в немецких войсках. Конвоируя однажды какой­то железнодорожный эшелон, он совершил кражу, и за это его отправили в один из блоков общего лагеря Маутхаузен. Здесь  он  принялся  ревностно  помогать  эсэсовцам   уничтожать узников   и   отличался   при   этом   такой   жестокостью,   что   комендант   лагеря решил   «выдвинуть»   его   и   перевел   в   блок   смерти,   где   «Мишка­татарин» сделался   правой   рукой   блокового,   с   наслаждением   мучил   и   убивал   своих бывших сограждан и товарищей по заключению. Среди всех фабрик смерти и их филиалов, в таком изобилии созданных гитлеровцами в разных странах Европы, блок смерти лагеря Маутхаузен был совершенно   особым   явлением.   В   нем   наиболее   ярко   и   полно   воплотилась бессмысленная   нечеловеческая   жестокость,  лежавшая   в   основе   философии немецкого фашизма. Люди, которых посылали сюда, должны были умереть, но их умерщвляли далеко не сразу, а с изощренной, садистской постепенностью. Вместе с тем их не посылали ни на какие работы, они никогда не покидали двора   двадцатого   блока   и,   следовательно,   не   приносили   пользы гитлеровскому рейху. Больше того, как ни скудна, как ни похожа НЕ корм скоту была пища, которую давали узникам, все же гитлеровцы вынуждены были тратить на них какое­то количество продуктов: брюквы для баланды, эрзац­хлебе   и   т.   п.   А   ведь   известно,   что   немецкие   фашисты   отличались виртуозной   экономностью,   ничего   не   тратили   зря   и   использовали   для хозяйства даже убитых ими людей: варили из мертвецов мыло и набивали волосами   своих   жертв   матрацы.   Чем   же   объяснить,  что   они   были   такими «расточительными»   в   блоке   смерти   и   тратили   продукты   на   людей, предназначенных к уничтожению? Этому   есть   только   одно   объяснение:   блок   смерти   был   еще   и «полигоном»,   где   тренировали   эсэсовских   палачей,   где   в   них   возбуждали желание   убивать,   испытывать   жажду   крови   и   наслаждение   человеческими страданиями.  Узники   двадцатого   блока  стали   тем   сырьем,  материалом,  накотором Гиммлер, Кальтенбруннер и другие руководители СС воспитывали тех,   кто   был   опорой   гитлеровского   режима   —   «юберменшей»   — «сверхчеловеков»,   утверждавших»   господство   на   земле   по   единственному праву — праву силы, убивавших людей направо и налево то с равнодушием, то с садистским наслаждением и получавших особое, высшее удовлетворение от людских мучений. Другого смысла существования у блока смерти не было, весь режим, установленный здесь, служил этой цели. С   первыми   проблесками   рассвета   в   бараке   раздавалась   команда «подъем», и плотная масса людских тел, лежащих в несколько слоев друг на друге, разом приходила в движение. Узники торопливо вскакивали на ноги и бежали в умывальню, а на полу оставались только те, кто умер за ночь. Утренний «туалет» был первым издевательством. Каждый из узников успевал только подбежать к умывальнику, плеснуть себе в лицо горсть воды и потом вытереться рукавом или полой своей куртки. Пленного, который не сделал   этого,   ожидали   жестокие   побои.   Но   тех,   кто   хоть   на   секунду задерживался в умывальне, избивали еще более жестоко блоковой и три его помощника. «Умывшись»,  пленные  бежали  во  двор  и  выстраивались  по   сотням  в тесном шестиметровом промежутке между стеной и домом, около правого угла   барака.   Перед   ними,   закрывая   небо,   высилась   гранитная   стена   и   на загнутых кронштейнах тянулись ряды колючей проволоки под током. С двух деревянных вышек по углам, наведенные прямо на этот строй, чернели дула спаренных пулеметов, настороженно смотрели из­под железных касок глаза эсэсовцев.   Продрогшие   на   морозном   ветру   в   худой   одежонке,   босые,   с почерневшими от холода ногами, узники, стоя в строю, приплясывали на снегу или   на   обледенелых   булыжниках.   Живые   скелеты,   с   острыми,   до   предела исхудавшими   лицами,   с   телами,   покрытыми   струпьями,   язвами,   синяками, незаживающими ранами, эти люди знали, что для них начинается новый день мучений, который приблизит их еще на шаг к смерти, а для многих станетпоследним   днем   их   жизни.   Притаптывая,   все   время   шевелясь,   чтобы сохранить в себе последние калории жизненного тепла, они в то же время зорко поглядывали по сторонам, стараясь не прозевать появление эсэсовцев. А   в   это   время   штубендисты   выволакивали   во   двор   трупы   и   тащили   их   к противоположному   углу   барака   под   вышкой,   складывали   там   аккуратным штабелем «для удобства подсчета». И сами узники напряженно считали эти трупы. Они знали: если мертвецов будет меньше десяти, то это означает, что «норма» не выполнена и эсэсовцы сегодня будут свирепствовать больше, чем обычно. Но, как правило, «норма» эта перевыполнялась, и каждый день из ворот   блока   смерти   к   крематорию   o   выезжала   либо   ручная   тележка, заваленная доверху трупами, либо наполненный мертвецами грузовик. Около часу проходило в ожидании. Потом из дверей, ведущих в общий лагерь,   появлялся   блокфюрер   —   двадцатипятилетний   садист­эсэсовец   в сопровождении целой свиты подручных палачей. Узники застывали в строю неподвижно с низко опущенными головами; им не разрешалось поднимать глаз на   фашистское   начальство.   Иногда   вместо   этого   раздавалась   команда «ложись!», и одновременно с одной из пулеметных вышек на строй пленных обрушивалась тугая струя ледяной воды из брандспойта, которая сбивала на землю тех, кто не успел упасть. Люди валились ничком друг на друга, и мимо этого лежащего строя медленно проходили эсэсовцы, сыпя удары дубинок, а иногда на выбор пристреливая людей. Затем раздавалась команда «встать!» — и люди вскакивали на ноги, а тех, кто уже не мог подняться, оттаскивали к штабелю трупов. После   этого   начиналась   издевательская   «зарядка»,   как   называли   ее эсэсовцы. Узников заставляли ползать по грязи пли по снегу, бегать, ходить на корточках «гусиным шагом», порой по три­четыре километра вокруг барака. Того, кто не мог выдержать этого и сваливался, избивали до полусмерти или пристреливали. Штабель трупов непрерывно пополнялся, пока эсэсовцы неуставали   и   не   уходили   отдыхать.   И   тогда   заключенные   начинали   свое излюбленное занятие — игру в «печку». Кто­нибудь из узников отбегал в сторону и командовал «Ко мне!». И тотчас же отовсюду к нему бросались люди, сбиваясь в плотную толпу, тесно прижимаясь   друг  к  другу,  чтобы  согреть  товарища  жалким  теплом  своего истощенного тела. Так продолжалось несколько минут, а потом кто­то из тех, что оказались снаружи, отбегал в свою очередь в сторону и так же кричал: «Ко мне!» Прежняя «печка» рассыпалась и возникала новая. Таким образом люди, остававшиеся в прошлый раз снаружи и не успевшие получить свою порцию тепла, теперь оказывались в центре толпы и могли согреться телами товарищей. Эта игра была борьбой за остывающую в теле жизнь. А потом появлялись те же эсэсовцы, и опять начиналась «зарядка». В   этом   чередовании   мучительных   «упражнений»,   сопровождаемых избиениями   и убийствами  и  игрой  в «печку»,  проходил   весь  день.  Только поздно вечером пленным разрешали войти в барак. Кормили смертников не каждый день. Лишь раз в два­три дня в блок доставляли баланду. Как правило, ее варили из гнилой нечищеной брюквы, чтобы вызвать желудочные заболевания у пленных. Летом, в жаркие июльские и августовские дни 1944 года, эсэсовцы придумали другое мучение. Баланду, которую доставляли в блок смерти, солили так, что соль уже не могла больше растворяться в этом жидком супе. А когда узники съедали свою порцию, в блоке  перекрывали   водопровод.  Находясь   целый   день   на   палящем   солнце, смертники испытывали невыносимые муки, у них пересыхали рты, распухали языки, и многие сходили с ума, не выдержав этой пытки жаждой. Сама   раздача   баланды   обычно   тоже   сопровождалась   побоями   и издевательствами.   После   того   как   блоковой   наливал   каждому   из   узников понемногу этого мутного супа в консервную банку и люди, стоя в строю, с жадностью   съедали   свою   порцию,   все   с   нетерпением   ждали   возможной добавки. Блоковой нарочно неопределенно указывал на какую­то часть строя,и оттуда десятка два узников тотчас же бросались к нему, протягивая свои консервные   банки,   толкаясь   и   оттесняя   один   другого.   Это   и   нужно   было блоковому.   Одного   он   с   силой   ударял   черпаком   по   голове,   другому доставалось несколько ударов тяжелой дубинкой, третьего он бил ногой в живот,   а   четвертому   и   в   самом   деле   плескал   немного   супа.   А   за «представлением»   с   одной   из   пулеметных   вышек   обычно   наблюдали блокфюрер и его свита, немало потешаясь этим зрелищем. Каждый   день   не  меньше   десяти   трупов   вывозили   из   блока  смерти   в лагерный крематорий. Но эсэсовцам было мало тех, кто умирал за ночь, или тех, кого они убивали во время ежедневных «зарядок». Время от времени они уничтожали   узников   этого   блока   целыми   партиями.   Нередко   из   строя вызывали   специалистов   каких­нибудь   профессий   —   портных,   штукатуров, слесарей   —   под   предлогом   отправления   их   на   работу,   и,   как   только доверчивые выходили, их в окружении конвоя вели прямо к крематорию и там расстреливали и сжигали. Именно так погиб товарищ Виктора Украинцева, одновременно   с   ним   попавший   в   лагерь,   москвич   лейтенант   Константин Румянцев, которого старожилы блока не успели предупредить об этой уловке эсэсовцев,   —   он   вышел   вместе   с   несколькими   другими,   когда   из   строя вызывали сапожников, и в тот же день был уничтожен около крематория. А иногда эсэсовцы просто врывались в барак среди ночи, вызывали по номерам десятка   два   или   три   пленных   и   уводили   на   казнь.   По   нескольку   человек убивал   каждый   день   и   блоковой.   Он   отмечал   узников,   чем­нибудь   не угодивших ему, записывал их номера, и это означало, что в ближайшие два­ три дня он подстережет человека и либо убьет его наповал  ударом своей дубинки, либо сбросит в канализационный колодец, откуда на следующее утро штубендисты извлекут труп баграми. К этим жертвам добавлялись еще люди, которых   убивали   ежедневно   помощники   блокового  —  штубендисты   Адам, Володька и «Мишка­татарин».Блок   смерти   —   эта   человеческая   бойня   —   был   самым «высокопродуктивным»   цехом   фабрики   смерти   Маутхаузен.   За   вторую половину 1944 года здесь уничтожили, по­видимому, больше 6 тысяч человек. К новому, 1945 году в двадцатом блоке осталось всего около 800 узников. За исключением   пяти­шести   югославов   и   нескольких   поляков   —   участников Варшавского   восстания,   недавно   доставленных   в   блок,   все   узники   были советскими   людьми,   преимущественно   офицерами.   Хотя   каждый   из   них внешне лишь отдаленно походил на человека, все они оставались русскими советскими   людьми   по   своему   характеру   и   не   только   жили,   не   только героически   переносили   все   страдания,   которые   выпали   на   их   долю,   но   и мечтали о борьбе, о том, что наступит день, когда они сведут счеты со своими палачами. Некоторые из них, вероятно наиболее сильные, провели в блоке смерти уже по нескольку месяцев, и мысль о том, чтобы дать бой врагам, никогда не оставляла их…». Советским военнопленным, находившимся там, было ясно, что их всех истребят   в   ближайшие   два­три   месяца,   и   только   побег   мог   бы   стать единственным,   хотя   и   очень   малым   шансом   на   спасение.   Полковник   К.   ЧУБЧЕНКОВ   решили   организовать А.Ф.ИСУПОВ,   Н.ВЛАСОВ   и   восстание.   Они   смогли   связаться   с   Интернациональным   подпольным комитетом. До последнего времени мало кто знал, что в истории восстания блока смерти есть одно трагическое событие.  Восстание было назначено в ночь с 28­29 января. Однако в ночь с 25 на 26 января в барак неожиданно нагрянули эсесовцы. Старший из них громко выкрикнул 25 номеров, и 25 узников покинули барак. На следующий день стало   известно,  что   они   сожжены   в  печах   крематория.  Среди   них   были   и руководители   восстания.  Казалось,  что   восстание   парализовано,   но   узники решили не сдаваться. На место погибших руководителей встали другие люди, имена   которых   не   известны   истории.   Но   восстание   пришлось   отложить. Теперь   оно   было   назначено   в   час   ночи   со   2   на   3   февраля.   Специальнаякоманда   начала   рыть   в   углу   барака   подкоп   в   сторону   вышки.  Вскоре   эту работу пришлось прекратить: грунт оказался очень твердым, каменистым, и стало ясно, что без инструментов выкопать подземный ход до часу ночи будет просто невозможно. Решили   штурмовать   пулеметные   вышки   в   открытую.   Без   десяти   час штурмовые группы заняли свои места. И вот мгновенно распахнулись настежь все окна, и толпа узников хлынула во двор. Эсесовцы заметили штурмующих, и с одной из вышек торопливо стрекотнул пулемет. Узникам уже ни к чему было скрываться: для них это был последний решительный бой. Длинной шеренгой они выстроились у основания   наружной стены. На плечи к ним карабкались другие и, набросив на проволоку под током одеяла и куртки,   повисали   на   ней.   Вскоре   кронштейны   не   выдержали   тяжести   и согнулись, проволока замкнулась, блеснул яркий электрический заряд, и свет во всем лагере погас, поэтому пулеметы со всех вышек били наугад в сторону блока смерти. Двор был усеян трупами, мертвые тела весели на проволоке, лежали на гребне стены, но уже сотни узников, втягивали товарищей наверх,  взбираясь на эту стену, спрыгивали по ту ее сторону. Там оказалось новое препятствие ­ ров с ледяной водой, а за ним высокий забор из колючей проволоки. Но уже ничто   не   могло   остановить   смертников,   вырвавшихся   из   самого   ада, увидевших перед собой свободу. Некоторым удалось сбежать в лес, другие направились в сторону  Дуная. На поиски были брошены эсесовцы с собаками, была   поднята   на   ноги   местная   полиция,   цепи   солдат   с   утра   прочесывали местность, осматривая каждую ямку или куст, обыскивая каждый дом или сарай. К  населению  передавались   обращения,  в которых  говорилось, что  из концлагеря   Маутхаузен   сбежала   большая   группа   опасных   бандитов. Смертников   вылавливали   одного   за   другим.   Некоторых   убивали   прямо   на месте, других группами вели в лагерь, расстреливали около крематория.Считается,   что   спаслось   только   19   человек,   и   среди   них   Виктор Николаевич Украинцев ­ бывший лейтенант бронебойщик. Во время побега он спасся не один, а вместе с Иваном Васильевичем Битюковым ­ капитаном авиации,   летчиком   –   штурмовиком.   Они   попали   в   усадьбу   бургомистра небольшого австрийского местечка Гольцляйтен. Трое батраков, зная, что их за это убьют, спрятали их на крыше дома. Две недели их прятали,   потом беглецам дали гражданскую одежду и они двинулись на восток. Украинцева поймали,   но   он   знал   польский   язык,   а   потому   назвался   поляком   Яном Грушницким, стойко вынес избиения и снова попал в Маутхаузен, но уже в общий лагерь, в польский блок и был освобожден 5 мая 1945 года.   Иван   Битюков   шел   на   восток   и   на   земле   Чехословакии   встретил наступающие советские войска. Хочется   рассказать   еще   об   одном   героическом   человеке   Владимир Шепетя   –   летчик   –   капитан,   шесть   месяцев   провел   в   блоке   смерти.   Он несколько   дней   скрывался   в   окрестностях   лагеря,   достал   гражданскую одежду, был пойман, попал в другой лагерь.  Александр Михеенков спрятался в сарае одного из крестьян, затем залез под стог и вырыл там яму. Это спасло его – и хозяин, и эсесовцы протыкали этот стог со всех сторон железными прутьями, но не могли нащупать беглеца. Дней десять он отсиживался в этом убежище, а потом двинулся на восток, перешел   чехословацкую   границу   и   до   конца   войны   срывался   у   чешского патриота Вацлава Швеца. Вместе спаслись после побега лейтенанты Иван Башманов и Владимир Соседко. Посчастливилось уйти и юному Ивану Сердюку, который попал в блок смерти. В   архиве   музея   сохранились   фотографии   некоторых   узников Маутхаузена, которые будут помещены на стенд музея: Горецкий И.И., Киц С.П., Соколов Н.И., Мандыч В.М., Николин А.М., Розанов С., ЦарегородцевГ.П.,   Новотный   А.   (один   из   руководителей   чешских   подпольщиков   в Маутхаузене), Рау Г. (руководитель немецких подпольщиков) и др. Хочется   особо   отметить   таких   людей   как   Кононенко   Василий Антонович и Соя Анатолий Станиславович, которые неоднократно приезжали в   наш   музей,   рассказывая   ребятам   об   ужасах   концлагеря   Маутхаузен,   в который они были направлены еще детьми. Кононенко   Василий   Антонович  был   арестован   4   мая   1943   года   в   г. Нежин,   как   комсомолец,   откуда   после   допроса   отправлен   в   Австрию. Содержался в тюрьме г. Грац до апреля 1943 года, затем в Венской тюрьме и 3 декабря   1943   года,   как   политический   заключенный,   был   отправлен   на уничтожение   в   «Маутхаузен»,   лагерный   номер   40210.   В   январе   1944   года перемещен  в «Гузен­1»,  в  августе  1944  года  –  в  концлагерь  «Мельк»,  где работал на строительстве подземного завода (команда «Weiss und Freitag»). В апреле 1945 года был эвакуирован в концлагерь «Эбензее», где работал на строительстве   штольни.   В   июле   1945   года   был   призван   в   армию, демобилизован в августе 1950 года. С 1952 по 1957 год учился в Киевском политехническом   институте   по   специальности   «инженер­электрик».   После окончания   института   работал   на   проектной   работе   во   многих   проектных организациях,   в   последнее   время   –   главным   специалистом­электриком института   «ГИПРОНИИПОЛИГРАФ»   (г.   Москва).   Сегодня   Василий Антонович   является   вице­президентом   Интернационального   Маутхаузен­ Комитета в Москве. Соя   Анатолий   Станиславович  до   войны   окончил   6   классов   средней школы в г. Днепропетровске. 16 марта 1943 года был арестован Гестапо в Днепропетровске за саботаж на принудительных работах и был заключен в концлагерь «Днепропетровская яма». 27 сентября 1943 года все заключенные были вывезены в концлагерь «Маутхаузен». Содержался в карантинном блоке 19   под   лагерным   номером   36039.   29   ноября   1943   с   этапом   малолетних узников   был   вывезен   в   концлагерь   «Дахау»,   где   содержался   под   номером57611,   команда   «Бейменхейм».   Работал   на   4   блоке   филиала   фирмы «Мессершмидт». 1 мая 1945 года освобожден американцами. 25 июля 1945 года   возвратился   в   г.   Днепропетровск.   В   1946   году   поступил   в Днепропетровский строительный техникум. Как молодой специалист в 1950 году был направлен на работу в Трест № 3 Главстроя г. Москвы (с 1954 ­ Мосфундаментстрой №1). Работал мастером, прорабом, главным инженером, начальником   управления   треста   Мосфундаментстрой   №1.   В   1957   году окончил   Московский   Строительный   институт.   В   1966   году   окончил Московский   инженерно­экономический   институт.   С   1972   года   работал заместителем   начальника   Главмосстроя   №   1,   а   с   1981   по   1987   год   – заместителем   начальника   по   экономике   объединения   Союзэлектрострой Минэлектротехпрома. С 1987 года – персональный пенсионер.  С помощью этих людей перед нами все шире и полнее раскрывается картина событий, происходивших в таинственном блоке смерти концлагеря Маутхаузен.   Картина   эта   настолько   трагична   и   вместе   с   тем   проникнута высоким   героизмом,   что   представляется   сейчас   нам,   как   один   из   ярких, великих   подвигов   сопротивления   фашистскому   режиму   во   время   Второй мировой войны. В   общей   сложности   узниками   Маутхаузена   было   около   335   тысяч человек; казнено свыше 122 тысяч человек (больше всех — свыше 32 тысяч — советских граждан; среди них генерал Д. М. Карбышев, которого зимой в числе других заключённых облили водой на морозе). После Второй мировой войны на месте Маутхаузена создан музей. Тема распространения фашизма по миру очень актуальна в настоящее время. Проводя экскурсии в музее, мы объясняем ребятам, как опасно, когда фашисты   приходят   к   власти,   о   том,   что   недопустимо   повторение   ужасов нацизма.Заключение. Проектная   работа   содержит   две   составные     части,   позволяющие обобщить знания посетителя музея и участника музейного объединения.  В работе раскрыты документы, справки и представлены фотоматериалы исторического   прошлого,   показана   не   только   исследовательская деятельность,   но   и   огромная   работа   по   созданию   нового   экспозиционного стенда.   Стенд   продолжает   рассказ   об   истории   концлагеря   Маутхаузена, узниках   лагеря,   с   которыми   наша   школа   вела     переписку   и   продолжает сотрудничество.   Для   его   оформления   был   проанализирован   комплекс архивных документов, фотографий, мемуарной литературы узников лагеря, ряда монографий.Проектная  работа   применялась   на  практике   в  виде  экскурсии   для разновозрастной группы обучающихся и имела успех.  Выводы.  Благодаря   моей   проектной   работе,   я   узнала   особенности   расположения посёлка,   познакомилась   с   историей   своей   школы   и   расширила     знания   о Великой   Отечественной   войне.     Я   смогла   поучаствовать   в   создании презентации своей работы. Думаю, что мне ещё не раз пригодятся знания, полученные   в   результате   исследований.   Теперь   я   могу   сама   рассказать ребятам о некоторых экспонатах школьного музея. Таким образом, в результате исследования я знал об истории одного из самых страшных концлагерей – Маутхаузен, о людях, содержавшихся там. Кроме того,   мне   удалось   найти   в   музейном   архиве   фотографии   бывших   узников концлагеря, с которыми наш музей сотрудничал в 1960­2000­е годы. Я изучил их биографии, с некоторыми из них удалось встретиться, они приезжали в нашу школу и услышать рассказы о годах, проведенных в немецких застенках. Результатом   моей   работы   стало   оформление   стенда   в   школьном   музее, посвящённом   восстанию   в   20­м   блоке   Маутхаузена.   На   стенде   помещены фотографии узников концлагеря, а также тех, с кем сотрудничал наш музей в 1960­е­2000­е годы. Данный материал позволяет продолжить изучение этих трагических страниц нашей   истории,   рассказывать   о   них   другим   обучающимся   и   не   забывать героическое прошлое нашей страны. Мы смогли ответить на многие вопросы, которые волнуют нас. Например, откуда берётся история и что заставляет людей оглядываться назад? Есть одна из самых уникальных способностей, которыми обладает человек – этопамять!   Пока   мы   помним,   мы   живём   на   земле.     Мы   несём   эту   память, переданную   нам   по   наследству,     ворошим   её,   читая   книги,   встречаясь   с героями событий, посещая выставки и музеи. Нам повезло, что в нашей школе есть   свой   музей.  Очень   важно,  чтобы   кто­то   продолжал   музейную   работу, рассказывал ребятам о героических событиях и людях нашей страны, чтобы кто­то продолжал историю школы. Совместная работа научила нас умению слушать и слышать друг друга, работать в группе, уважать мнение другого человека. Список литературы. 1. Конопатченков А.В. Концентрационные лагеря системы Маутхаузен в   нацистской   Германии   (1938­1945   гг.):   история,   структура, сопротивление   //   Автореферат   диссертации.   —   Московский Гуманитарный Университет: 2010. 2. Розанов   С.И.   Маутхаузен   своими   глазами   //   Знак   судьбы. Воспоминания и творчество жертв нацизма. М., 2001. 3. Смирнов С.С. Герои блока смерти. М., 1963. 4. Книга памяти городского поселения Монино, 2008. 5. Городское поселение Монино, «Щёлково», 2008.