Проектная работа "Русский язык на уроках математики"

  • Занимательные материалы
  • pptx
  • 23.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

научить учащихся правильно произносить числа, сопоставлять в правильном падеже. научить учащихся склонять числа по падежам. Показать на примере нескольких чисел, просклонять самостоятельно несколько чисел по падежам. Закрепить изученный материал на практике. Дать задания на домашнюю работу (несколько примеров с числами).
Иконка файла материала Русский язык на уроках математики.pptx
РУССКИЙ ЯЗЫК НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
ИКС РАВЕН - ИКС РАВНО Зх = 120 Три икс равны ста двадцати 0,8у = -2,4 Ноль целых восемь десятых игрек равны минус двум целым четырем десятым
 В русском языке названия латинских букв x,y,z — мужского рода, остальных латинских букв — среднего рода. Надо читать: «а равно трем», «цэ равно минус пяти», но «икс равен тремстам», «игрек равен ста» и т. д.  При чтении выражений названия букв по падежам не изменяются:  Зу — «три игрек», а не «три игрека»; 5х — «пять икс», а не «пять иксов».  Если модуль коэффициента отличен от 1; 0,1; 0,01 и т. д., то выражение читают во множественном числе
 Названия всех греческих букв в математике принято читать в среднем роде, и они, как и названия латинских букв, не изменяются по падежам: «альфа равно тридцати градусам»; «два гамма равны ста восьмидесяти градусам». • Ударение в названиях всех греческих букв, кроме омега и омикрон — на первом слоге (альфа, дельта, эпсилон и т. д.)
СИММЕТРИЯ - СИММЕТРИЯ  Верная постановка ударения — довольно трудная задача, поскольку в русском языке (в отличие от многих других) ударение бывает подвижно, нет простых однозначных правил «на все случаи». Например, игрА — но Игры, русская фамилия может произноситься ИванОв и ИвАнов, в английском же — ударение всегда на первом слоге (НьЮтон, МАксвелл, НЕпер, ТЕйлор), во французских — на последнем (ДекАрт, ЛопитАль, ВиЕт, ГалуА).
позвонИ, позвонИшь, звонЯт  алфавит расположить по алфавИту, в алфавИтном по рядке • апофема апофЕма пирамиды, апофЕма многоугольника • звонить • комплексное • упростить упрощЕние, упростИте выражени • форзац таблица на фОрзаце учебника • Чебышёв ЧебышЁв ПафнУтий ЛьвОвич комплЕксное число
ОТРЕЗОЧЕК - УГОЛОЧЕК  На уроках часто можно услы шать, как и учитель, и дети небольшой отрезок называют «отрезочек», меньший из нескольких углов — «уголок» или «уголо чек», ребро многогранника — «ребрышко», масштабную линейку — «линеечка», чертежный треугольник — «треугольничек», а «под хорошее настроение» — появляются и «интегральчик», и «уравненьице». Следует помнить:  В РУССКОМ ЯЗЫКЕ У ТЕРМИНОВ НЕТ УМЕНЬШИ ТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНОЙ ФОРМЫ!  При этом надо иметь в виду, что в некоторых случаях су ществительные с суффиксами -ик-, -ек-, -очк-, -к потеряли умень шительно-ласкательное значение или имеют другой смысл. Поэтому вполне допустимо говорить: «тетрадь в клеточку», «за писать в строчку», «с новой строчки», «записать в столбик» и т. п.
ОДИН или ЕДИНИЦА? 1-0,5 от одного отнять ноль целых пять десятых от единицы отнять ноль целых пять десятых
 В различных математических предложениях чаще исполь зуется название единица. Вспомним: «тригонометрическая единица», «единичная окружность», «логарифм единицы» и т. д. Математическая энциклопедия также для первого натураль ного числа дает только название «единица».  Название «один» для первого натурального числа часто ис пользуется в начальных классах, встречается в названиях чи сел. Вспомним: «к одному прибавить три», «от пяти отнять один», «трижды один», «пятьдесят один», «одна целая две десятых» и т. д.  Таким образом, при чтении математических выражений ос новным является термин единица. Термин же один использу ется при счете и в названиях чисел. Следует говорить: «один ка рандаш», «одна целая одна десятая» но «из единицы вычесть ноль целых две десятых», «синус единицы», «единичный отре зок»
СТАМИ? СТА? СТАМЬЮ?  Просклоняйте первое количественное числительное «один» (1) • И.один • Р.одного • Д.одному • В.одного или один (т. е. как И. или Р.) • Т.одним • П.об одном
Следующие количественные числительные по типу склонения делятся на несколько групп, в каждой из которых падежные формы числительных похожи.  Первая группа — числительные 2-4: • И.три, четыре • Р.трех, четырех • Д.трем,четырем • В.(как И. или Р.) • Т.тремя, четырьмя • П.о трех, о четырех
В следующую группу входят числительные от пяти до двадцати и тридцать. 5-20, 30:  И.восемь, семнадцать, тридцать  Р.восьми, семнадцати, тридцати  Д.восьми, семнадцати, тридцати  В.как И.  Т.восемью,семнадцатью,тридцатью  П.о восьми,о семнадцати,о тридцати
Наиболее трудной для освоения детьми является группа числительных от пятидесяти до восьмидесяти. Отметим, что для числительного восемьдесят существуют две формы творительного падежа — полная и краткая: восемьюдесятью и восьмьюдесятью (второй вариант нам представляется предпочтительным). 50-80: восемьдесят семидесяти, восьмидесяти семидесяти, восьмидесяти  И. шестьдесят, семьдесят, Р. шестидесяти,   Д. шестидесяти,  В. как И.   П. о шестидесяти, о семидесяти, восьмидесяти Т. шестьюдесятью, семьюдесятью, восьмьюдесятью о
Также довольно трудна группа, состоящая из трех числительных — сорок, девяносто и сто. 40, 90,100: сто сто Т. сорока,  И. сорок, девяносто, Р. сорока,   Д. сорока,  В. сорок, девяносто,   П. о сорока, о девяноста, о ста девяноста, девяноста, девяноста, ста ста ста
Следующая группа объединяет числительные от двухсот до девятисот. 200-900:  Д. двумстам, тремстам, шестистам, восьмистам,      И. двести, триста, шестьсот, восемьсот, девятьсот Р. двухсот, трехсот, шестисот, восьмисот, девятисот девятистам В. как И. Т. двумястами, тремястами, шестьюстами, восьмьюстами, девятьюстами П. о двухстах, о трехстах, о шестистах, о восьмистах, о девятистах
Числительные тысяча, миллион и миллиард просклоняем в форме единственного и в форме множественного числа, как эти числительные входят в названия многозначных чисел.        миллион миллионы ед. число множ. число ед. числомнож. число ед. число множ. число И. тысяча тысячи миллиарды Р. тысячи тысяч миллиона Д. тысяче тысячам В. тысячу тысячи Т. тысячей тысячами миллионом миллионами миллиардами П о тысяче о тысячах о миллионе о миллионах миллиардах миллиарду миллиардам миллиард миллиардом миллиону миллион миллионы миллионов миллиарда миллиардов о миллиарде о миллиард миллионам миллиарды
Равно ШЕСТЬСОТ ПЯТИДЕСЯТИ ВОСЬМИ или ШЕСТИСТАМ ПЯТИДЕСЯТИ ВОСЬМИ ?  В составном числительном каждая часть — (напр. 16849) шестнадцать тысяч, восемьсот, сорок и девять — склоняется точно так, как эти числительные склоняются по отдельнос ти Таким образом, правило склонения составных количественных числительных довольно простое:  В СОСТАВНЫХ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СКЛОНЯЮТСЯ ВСЕ ЧАСТИ так, как если бы остальных не было.
16849  И. шестнадцать тысяч восемьсот сорок девять Р. шестнадцати тысяч восьмисот сорока девяти   Д. шестнадцати тысячам восьмистам сорока девяти  В. шестнадцать тысяч восемьсот сорок девять  Т. шестнадцатью тысячами восьмьюстами сорока девятью  П. о шестнадцати тысячах восьмистах сорока девяти
НАШ ТРЕУГОЛЬНИК... НАШИ РЕБРА...  Неверно говорить: «Все углы НАШЕГО треугольника равны 60°», «НАШ луч - биссектриса угла», «НАШИ отрезки параллельны», «Ребра НАШЕГО куба взаим но перпендикулярны», «НАШ четырехуголь ник — параллелограмм» и т.п.  Верно говорить: «Все углы равностороннего треугольника равны .60°», «ПОСТРОЕННЫЙ луч - биссектриса угла», «ДАН НЫЕ отрезки параллельны», «Ребра КУБА (а не «наши»!) взаим но перпендикулярны», «РАССМАТРИВАЕМЫЙ четырехуголь ник — параллелограмм» и т.п.
В ТЫСЯЧА ДЕВЯТЬСОТ ДЕВЯНОСТО ШЕСТОМ году или В ОДНА ТЫСЯЧА ДЕВЯТЬСОТ ДЕВЯНОСТО ШЕСТОМ году?  Произнося названия числительных, нередко опускают слова «один», «одна». Например, вместо «один миллион, одна тысяча, один миллиард» — читают «миллион, тысяча, миллиард», вместо «одна тысяча девятьсот девяносто шестой» — говорят «тысяча девятьсот девяносто шестой», вместо «один миллион одна тысяча двести пятьдесят» — «миллион тысяча двести пятьдесят».  По нормам русского языка обязательно должно быть четко обозначено начало числа. Поэтому неверно вместо «один мил лион двести тысяч» говорить «миллион двести тысяч», а в да тах вместо «одна тысяча» — только «тысяча». Однако в сере дине числа слова «один», «одна» опустить можно: допустимо число 1 001 500 тыс. прочитать «один миллиард миллион пять сот тысяч».
САМЫЙ НАИБОЛЬШИЙ...  К сожалению, отмеченная тенденция проявляется и на уро ках математики. Можно услышать выражения вроде «самое первое натуральное число», «самое максимальное значение функции», «самое крайнее (или самое последнее) число из числового промежутка», «это решение более легче», «самая грубейшая ошибка», «наиболее прескверный ученик», «самый любимейший предмет» и даже (при исследовании функций) «найдите самое наименьшее или самое наибольшее значение функции».  Понятно, что такое «наименьшее» — это самое маленькое, а что такое «самое наименьшее»?  Понятно, кто «последний» в очереди, но кто «самый послед ний» — уже непонятно (последнее последнего?)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!