Проектная работа Тема: «Итоговая практико – значимая работа»
Оценка 4.9

Проектная работа Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
администрации
Взрослым
02.07.2017
Проектная  работа   Тема: «Итоговая практико – значимая работа»
I. Вступление 3- 4 стр. II. Основная часть: Глава 1. Кризис семьи: основные подходы. 5-9 стр. Глава 2. Семья как посредник между социумом и индивидом: основные ориентации. 10- 13 стр. Глава 3. В чем же состоит кризис, и что в нем должно быть преодолено. 14-15 стр . Глава 4. Психотерапевтическая помощь семье. 16-17 стр. III. Заключение. 18-19 стр. IV. Приложение 20-21 стр. V. Список литературы.
проектная работа.docx
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего  профессионального образования Московской области.  "Академия социального управления". Кафедра воспитательных систем.                                  Проектная  работа   Тема: «Итоговая практико – значимая работа»                                                                                                 Выполнила:                                                                 Голубниченко Наталья Ивановна                                                                  г.о. Королев, мкр. Юбилейный.                                                                                 МОУ « Гимназия № 3»                                                                      Проверила:                                                                 Ст. преподаватель  каф. воспитательных                                                                систем АСОУ  Яшкина  И.С Содержание I. Вступление                                                                                             3­ 4  стр.    II. Основная часть: Глава 1. Кризис семьи: основные подходы.                                          5­9    стр. Глава 2. Семья как посредник между социумом и индивидом:            основные ориентации.                                                                             10­ 13 стр.          Глава 3. В чем же состоит кризис, и что в нем должно быть  преодолено.                                                                                             14­15  стр . Глава 4. Психотерапевтическая помощь семье.                                   16­17  стр. III. Заключение.                                                                                        18­19  стр. IV. Приложение V. Список литературы.                                                                            22       стр.         20­21 стр. I                                        Вступление                       Актуальность темы заключается в том, что семья это базовый институт воспроизводства   человеческих   поколений,   их   первичной   социализации, который оказывает огромное влияние на становление личности, обеспечивает качественное   многообразие   форм   общения,   взаимодействий   человека   в различных   сферах   жизнедеятельности   общества.   Дезорганизация   этого социального   института,   особенно   устойчивая   и   целенаправленная,   несет реальную   угрозу   будущности   того   или   иного   общества,   человеческой цивилизации в целом.  Семья  ­ особый социальный институт, регулирующий межличностные отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, связанными   общностью   быта,   взаимной   моральной   ответственностью   и взаимопомощью. Целью  работы будет служит то, чтобы   попытаться изложить важную информацию о кризисах семьи в целом, как справляться с трудностями. Современная   ситуация   в   России   (экономический   кризис,   нагнетание социальной   и   политической   напряженности,   межэтнические   конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила проблемы   семьи.   У   значительной   части   семей   резко   ухудшились   условия реализации   основных   социальных   функций.   Проблемы   российской   семьи выходят на поверхность, становятся заметными не только для специалистов, но и для широкого круга общественности.  Уникальность семьи состоит в том, что несколько людей самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающегося десятки лет, то есть на протяжении большей части человеческой жизни. В такой системе интенсивного взаимодействия  не могут не возникать  споры, конфликты и кризисы. Негативные тенденции, связанные с семьей как социальным институтом, проявляются в снижении роли репродуктивной функции семьи, уменьшении потребности в детях (это находит выражение в росте, малодетных семей ­ по данным   социологов   таких   уже   более   половины),   увеличении   числа искусственных   абортов.   Растет   число   бесплодных   супружеских   пар   (по данным  ряда  научных исследований  их  число  достигает 15­20%  к  общему числу   супружеских   пар);   увеличивается   естественная   убыль   населения вследствие снижения рождаемости и превышения над ней смертности. II. Основная часть:                                                                      Глава 1.                                    Кризис семьи: основные подходы Семья как социальный институт имеет две особенности. Отметим, что семья   это   саморегулирующаяся   система:   микрокультура   общения вырабатывается   самими   членами   семьи;   это   неизбежно   сопровождается столкновением   разных   позиций   и   возникновением   противоречий,   которые разрешаются   путем   взаимного   соглашения   и   уступок,   что   обеспечивается внутренней культурой, моральной и социальной зрелостью членов семьи. И еще   важно   подчеркнуть   такую   особенность:   семья   существует   как санкционированный   обществом   союз,   стабильность   которого   возможна   при взаимодействии с другими социальными институтами: государством, правом, общественным   мнением,   религией,   образованием,   культурой.   Оказывая внешнее воздействие на семью, они регулируют ее создание и изменение. В рамках   этих   институтов   создаются   нормы   и   санкции,   поддерживающие семью.1 Семья   как   социальный   институт   выполняет   важнейшие   функции: биологическое   воспроизводство   общества   (репродуктивная),   воспитание   и социализация   молодого   поколения,  воспроизводство   социальной   структуры через   предоставление   социального   статуса   членам   семьи,   сексуальный контроль,   забота   о   нетрудоспособных   членах   семьи,   эмоциональное удовлетворение (гедонистическая). Как   уже   выше   отмечалось,   семья   в   социологии   рассматривается   не только как социальный институт, но и как малая социальная группа. Каковы же   отличительные   признаки   ее   в   последнем   качестве?   Во­первых,   семья представляет   собой   особого   рода   союз   между   супругами,   отличающийся 1 Дилигентский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1994., с. 73. духовной   общностью,   глубокими   доверительными   связями.   Во­вторых,   в семье складываются доверительные отношения между родителями и детьми, в силу   чего   семья   называется   типичной   первичной   группой:   эти   отношения играют фундаментальную роль в формировании природы и идеалов личности; они   формируют   чувства   целостности,   стремление   членов   семьи   полностью разделять   присущие   ей   взгляды   и   ценности.   В­третьих,   семья   образуется особым образом: на основе взаимных симпатий, духовной близости, любви. Для образования других первичных групп (они, как мы уже отмечали в теме по социальной структуре общества, разновидность малых групп) достаточно наличия общих интересов.2 Итак,   под   семьей   понимаются   межличностные   интересы   между супругами,   родителями,   детьми   и   другими   родственниками,   связанными общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Если   обратиться   к   рассмотрению   специальной   литературы   по проблематике психологии семьи, то даже самое беглое ознакомление с данной предметной   областью   позволяет   увидеть   два   эпицентра,   на   которых сосредоточено внимание как психологов­исследователей, так и психологов­ практиков:   семья   как   социальная   система   и   семья   как   образовательная институция. Иначе говоря, по крайней мере в настоящее время психологи, занимающиеся проблемами семьи, обслуживаю главным образом следующие два   запроса:   обеспечение   сохранности   семьи   как   важнейшего   базового элемента   социума   и   обеспечение   трансляции   семьей   культуры   социума   от одного поколения людей к другому. Вместе с тем акцентирование именно этих двух социальных запросов в исследованиях и практике свидетельствует о том, что современная семья, испытывающая нарастающий стресс, перестает справляться с выполнением этих двух важнейших своих функций. В России, в частности,   прямыми   и   косвенными   показателями   неблагополучия   семей 2 Дилигентский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1994., с. 89. являются: катастрофическое снижение рождаемости, самый высокий в мире показатель   числа   абортов,   рост   внебрачной   рождаемости,   очень   высокая младенческая и материнская смертность, низкая продолжительность жизни, высокий   уровень   числа   разводов,   распространение   альтернативных   типов брака   и   семьи   (материнских   семей,   сожительства,   семей   с   раздельным проживанием партнеров, гомосексуальных семей, семей с приемными детьми и т.д.), рост случаев жестокого обращения с детьми в семьях  Подавляющее   большинство   специалистов   (философов,   социологов, психологов, экономистов и т.д.), изучающих семью, сходятся во мнении о том, что семья переживает сейчас подлинный кризис. Причем проявления этого кризиса обнаруживают себя тем ярче, чем выше (в среднем) общий уровень социально­экономического развития общества, чем выше (в среднем) уровень жизни и материального благополучия людей.  Здесь,   однако,   необходимо   сделать   важную   оговорку:   интенсивность процессов   социально­экономического   развития   (особенно   высокая   в   так называемых   "переходных"   обществах,   к   которым   в   частности   относится современная Россия) оказывает на все общество и, следовательно, на семью как его важнейшую подструктуру чрезвычайно дестабилизирующее влияние, которое   во   многом   маскирует   более   общую   зависимость   роста   числа семейных проблем от общего уровня социально­экономического развития.  Кризис   семьи   во   многом   обусловлен   значительными   изменениями социальной жизни в целом. Исследования, ведущиеся на стыке социологии и психологии   со   всей   убедительностью   показывают,   что:   "Радикальный переворот   в   системе   социальных   связей   человека   во   многом   обусловлен процессами, усложняющими социально­групповую структуру общества.   Большие   и   малые   группы,   основанные   на   социально­экономической дифференциации   общества,   все   более   теряют   свою   роль   пространства,   в котором   замыкаются   непосредственные   отношения   между   людьми, формируются их мотивы, представления, ценности. ... значительно ослабевают связи   между   каждой   из   такого   рода   групп,   ее   "низовыми",   первичными ячейками и личностью.  Как   правило,   причины   кризиса   семьи   усматриваются   большинством специалистов (особено психологов) во внешних (социальных, экономических, политических, идеологических, экологических и даже биолого­генетических) факторах.   Данный   подход   к   определению   причин   кризиса   семьи   можно назвать   социологическим   (в   широком   смысле)   и   адаптивным:   семья рассматривается   здесь   как   неизменная   данность,   существующая   в изменяющихся   внешних   условиях;   кризис   семьи   ­   результат   действия неблагоприятных   внешних   влияний;   преодоление   этого   кризиса   видится   в   условий   для создании   оптимальных   функционирования семьи. Подобный подход к пониманию природы, функций (наиболее   благоприятных) и   назначения   семьи   долгое   время   был   доминирующим,   и   лишь   в   самое последнее время он начинает критически переосмысляться.3 На   первый   взгляд,   рассмотрения   кризиса   семьи   представляется парадоксальным,   поскольку   оказывается,   что   оптимизация   (улучшение) социальных   условий   ведет   не   к   уменьшению,   но,   напротив,   к   увеличению числа   семейных   проблем,   не   к   ослаблению,   но,   напротив,   к   обострению кризиса современной семьи. Так, например, В. Сатир выделяет десять критических точек в развитии семьи. Первый кризис – зачатие, беременность и рождение ребенка. Второй кризис – начало освоения ребенком человеческой речи. Третий кризис – ребенок налаживает отношения с внешней средой (идет в детский сад или в школу). 3 Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. М., 1993., с. 231. Четвертый кризис – ребенок вступает в подростковый возраст. Пятый кризис – ребенок становится взрослым и покидает дом. Шестой кризис – молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья. Седьмой кризис – наступление климакса в жизни женщины. Восьмой кризис – уменьшение сексуальной активности мужчин. Девятый кризис – родители становятся бабушками и дедушками. Десятый кризис – умирает один из супругов.   Констатация   данного   парадокса   является,   одновременно, непреодолимым   тупиком   для   исследований,   реализуемых   в   логике социологического подхода.  Наряду с данным традиционным подходом к кризису семьи существует также   иное,   прямо   противоположное   видение   данной   проблематики.   Это видение   можно   назвать   экологическим:   семья   рассматривается   как достаточно   автономная   подсистема   в   системе   взаимоотношений   "социум   ­ семья   ­   индивид",   причем   сама   семья   также   является   сложной   системой интер­   и   транс­персональных   взаимоотношений,   существующих   между   ее членами.   Это   видение   можно   назвать   также   психологическим:   семья   как определенная   система   внутренних,   психологических,   интер­   и   транс­ персональных отношений существует, конечно же, в изменяющемся мире, в изменяющихся социальных (в самом широком смысле этого слова) условиях, однако сама семья тоже развивается (причем это развитие ни в коем случае нельзя определять лишь негативно, редуцировать до отклонений от некоего стандарта, образца или понимать как производное, вторичное).  Если рассматривать семью как систему интер ­ и транс ­персональных отношений, имеющую собственную цель и логику развития, отличающуюся от логики развития общества, то уместно спросить, ­ в чем же состоит развитие семьи, каковы ее специфические (не социальные только!) предназначение и миссия? Глава 2  Семья как посредник между социумом и индивидом: основные ориентации Общепризнано,   что   семья   является   своеобразным   посредником, медиатором   между   индивидом   и   обществом.   В   точном   соответствии   с идеологиями традиционных обществ наука (в том числе и психологическая наука) акцентировала лишь один аспект посреднической функции семьи, ­ ее посредничество   воздействий   социума   на   индивида,   обеспечение   развития социума посредством адаптации (ролевой и культурной) индивида к социуму. Однако   семья,   как   такой   посредник,   может   решать   (и   всегда   решала!)   и другой класс задач: семья является также посредником между индивидом и социумом в процессе развития, самоактуализации индивида как такового. 4 Специфика   социо­центрированной   семьи   состоит   в   том,   что   она обладает   очень   четкой   избирательностью   при   осуществлении   всех   своих функций:   семья   транслирует   и   формирует   только   те   ценности,   которые являются   социально   приемлемыми   и   социально   одобряемыми   в   данном конкретном   социуме,   в   данной   конкретной   социальной   группе.   Эта избирательность,   селективность   семьи   означает   также,   что   сам   способ   ее функционирования обеспечивает принятие в ее членах только таких качеств и проявлений, которые, которые отвечают стандарту социально приемлемого и одобряемого.   Если   сформулировать   это   положение   на   психологическом языке,   то   можно   сказать,   что   социальная   ориентированность   семьи предполагает, что она изначально принимает только "персоны" (К.Юнг) своих членов,   т.е.   только   социально   приемлемые   фрагменты   опыта   человека, 4 Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии, 1995, N 2. , с. 132. являющегося   в   действительности   гораздо   более   содержательной   и многоаспектной психической тотальностью.  Иначе   говоря,   социальная   ориентация   семьи   предполагает   не   только селективность,   но   и   частичность,   фрагментарность   в   осуществлении   ее посреднических функций в триаде "социум ­ семья ­ индивид".  Следует также отметить, что данная ориентация семьи предполагает также существование особой "латентной концепции" психического развития, которое   понимается   исключительно   как   социализация,   обеспечиваемая механизмом   усвоения   (интериоризации)   социальности,   т.е.   процессом своеобразной   актуализации,   воспроизводства   социальности   во   внутреннем мире   индивида.   Основным   регулятивом   в   данном   процессе   выступают "системы ценностей" социума.  Так   можно   охарактеризовать   социальную   ориентацию   семьи   в   ее посреднических   функциях,   в   ее   роли   посредника   между   социумом   и индивидом.  Если же рассмотреть семью как систему конкретных межличностных отношений   и   общений,   то   ее   социальная   ориентация   обнаружит   себя   в следующих основных коммуникативных установках.  Первую   из   этих   установок   можно   назвать   "условным   принятием": принятие   любого   проявления   индивида   в   такой   семье   возможно   лишь   на вполне   определенных   условиях.   Коммуникации   в   социо­центрированных семьях всегда имеют следующий подтекст:"Если ты..., то я...". 5 Вторая установка характеризует систему эмоциональных связей между членами семьи. В социо­центрированных семьях эмоциональные отношения и состояния постоянно варьируют в следующем континууме:"идентификация ­ 5 Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии, 1995, N 2. , с. 163. симпатия  ­   антипатия  ­   ненависть".  Динамика   эмоциональных   состояний   в рамках данного континуума отражает динамику условного принятия членами семьи друг друга. Полное принятие означает здесь отождествление с другим человеком,   утрату   себя;   полное   непринятие,   напротив,   проявляется   как утрата партнера по общению, как превращение этого "партнера" во врага. В тех   случаях,   когда   партнер   лишь   частично   соответствует   выставляемым условиям   общения,   он   может   быть   либо   симпатичен   (как   соблюдающий большинство   условий),   либо   антипатичен   (как   игнорирующий   большинство этих условий).  Третья   коммуникативная   установка   характеризует   отношение   члена семьи   к   самому   себе,   его   аутокоммуникацию.   Доминирование   социальной ориентации в семье неизбежно связано с вытеснением индивидом из своего самосознания   (Я­концепции)   всего,   что   так   или   иначе   расходится   с содержанием   его   персоны.   Иначе   говоря,   самопринятие   человека   также оказывается   условным:   чем   более   частично   заданной   оказывается   персона человека, тем больше своих качеств ему приходится вытеснять из сознания и тем больше становится его "тень». 6 Все эти три коммуникативные установки можно суммировать в одной характеристике   общения   в   рамках   социо­центрированной   семьи   ­   это интерперсональное   общение,   т.е.   общение,   осуществляющееся   между персонами, принадлежащими разным членам социо­центрированной семьи.  Доминирование   социальной   ориентации   характерно   для   т.н. традиционной   семьи   или   для   семьи,   по   преимуществу   являющейся структурным элементом традиционного общества. Такая семья представляет собой закрытую и статичную систему фиксированных и взаимодействующих 6 Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. М., 1993. , с. 91. по особым правилам персон (масок и ролей). Развитие такой семьи выступает как усложнение комплекса взаимодействующих персон, как персонализация ее членов и как комплексирование разыгрываемых ими ролей. Иерархия в такой семье определяется и задается ролями, а границы семьи определяются как внепсихологические (правовые).  Таким   образом,   социо­центрированную   семью   можно   определить   как семью   личностно­центрированную.   Такая   семья   является   эффективным посредником   в   процессах   формирования   социумом   личности   человека, складывающейся   из   его   персоны   и   тени   (или,   точнее,   ­   из   мозаики   его субперсон и субтеней).  Итак,   основная   функция   социо­центрированной   или   традиционной семьи состоит в формировании личности (внешнего Я) человека. Глава 3  В чем же состоит кризис, и что в нем должно быть преодолено. Во­первых, как уже отмечалось, кризис семьи ­ это проявление смены ее социальной   ориентации   на   ориентацию   гуманную,   переход   от   социо­   к человеко­центрированной семье. Если рассматривать кризис семьи в данном аспекте, то в этом кризисе должна быть преодолена социальная ориентация семьи как ее доминирующая ориентация.  Во­вторых,   этот   кризис   есть   проявление   кризиса   идентичности современного   человека,   основной   характеристикой   которого   является   его ложное самоотождествление со своей персоной, с "позитивным" компонентом своей   личности,   а   не   со   своей   подлинной   сущностью,   имеющей   транс­ персональную   природу.   Подобное   рассмотрение   кризиса   семьи   дает возможность говорить о преодолении этого ложного самоотождествления, что неразрывно связано с процессами индивидуации и аутентификации отдельных людей.  И,   наконец,   в­третьих,   кризис   семьи   можно   рассматривать   как   ее освобождение от такой ее наиболее институциализированной формы, какой является социально санкционированный брак. Действительно, что собственно чаще   всего   преодолевается   в   каждом   конкретном   семейном   кризисе?   Как правило,   преодолевается   определение   семьи   через   систему   брачных отношений, преодолевается брак как таковой. Семья как система отношений конкретных людей может испытать при этом очень сильные напряжения и деформации, но как таковая она не преодолевается и, на наш взгляд, не может быть преодолена в принципе. 7 7 Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. М., 1993. , с. 129. Иначе говоря, маргинальная семья является такой "экспериментальной площадкой", на которой идет непрекращающийся эксперимент, во­первых, с социальной ориентацией семьи, во­вторых, ­ с личностью каждого ее члена и, в­третьих,  ­   с  браком   как   наиболее   институциализированным,  социальным, формальным и ролевым аспектом семейной жизни.  Представленный   в   данной   работе   ракурс   рассмотрения   эволюции межличностных отношений в современной семье позволяет, на наш взгляд, обозначить   в   самом   первом   приближении   ту   искомую   и   единственную траекторию развития семьи, которая выводит ее из маргинальной кризисной ситуации. Данная траектория может быть намечена тремя основными вехами: отказ семьи от служения обществу в пользу служения человеку; отказ семьи от служения личности человека в пользу служения его сущности; отказ семьи от социально санкционированного брака как интерперсонального отношения в пользу   сущностно   санкционированной   любви   как   отношения   транс­ персонального. Глава 4                    Психотерапевтическая помощь семье. Семейная   психотерапия   как   самостоятельная   научно­практическая отрасль   психотерапии   оформилась   в   середине   XX   века.   Ее   возникновение есть,  одновременно,   и   проявление   кризиса   семьи,   и   попытка   найти   новые, нетрадиционные способы и методы помощи семье:"... именно в тот период, когда   распад   семьи   стал   реальной   угрозой,   получила   свежий   импульс семейная   терапия   как   своеобразный   метод   лечения   семьи.   Вместе   с психологией развития и социальной психологией она пытается создать новую психологическую основу для понимания семьи. Подобно   тому   как   традиционная   индивидуальная   психотерапия изначально   тяготела   к   "медицинской   модели"   "нормализации"   экспертом дефектного   функционирования   личности,   выпадающей   из   социального контекста, семейная терапия также проектировалась и строилась на идеях гомеостаза и адаптации. В наиболее полном отечественном руководстве по семейной   терапии   эта   научно­практическая   дисциплина   определяется следующим   образом:"Семейная   терапия   является   областью   психотерапии, охватывающей изучение семьи и воздействие на нее с целью профилактики,   а   также   последующей   социально­трудовой лечения   заболеваний, реабилитации.   Методы   семейной   психотерапии   применяются   прежде   всего   острых при   непсихотических   психогенных   нарушениях   (неврозах, аффективных   и   суицидальных   реакциях,   ситуативно   обусловленных патологических   нарушениях   поведения),   при   алкоголизме,   наркоманиях, психопатиях, психозах и психосоматических заболеваниях. 8 Будучи областью психотерапии, т.е. системы "лечебного воздействия на психику   и   через   психику   на   организм   больного",   семейная   психотерапия 8 Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л., 1989., с. 78. включает   описание   методов,   показания   и   противопоказания   к   их использованию,   изучает   условия   их   применения   при   лечении   различных заболеваний, оценку эффективности, вопросы подготовки психотерапевтов. Однако наряду с этим в семейную психотерапию входит ряд дополнительных аспектов,   не   рассматриваемых   другими   отраслями   психотерапии,   ­   это функционирование   семьи   в   норме,   виды   семейных   нарушений,   их профилактика, влияние на психическое и соматическое здоровье ее членов, диагностика нарушений жизнедеятельности семьи. В семейную психотерапию входят все разделы, которые составляют любую отрасль медицины: норма, патология, диагностика, методы лечения и т.д."  "Развитие семейной психотерапии происходит в тесном взаимодействии с   другими   отраслями   психотерапии,   прежде   всего   индивидуальной   и групповой,   что   вполне   закономерно.   Сходны   цели   указанных   отраслей психотерапии ­ лечение профилактика, реабилитация".  В  рамках  подобного "медицинского   подхода"  семья  рассматривается прежде   всего   как   группа   людей,   особым   образом   функционирующая   в социальном   контексте,   а   не   как   развивающаяся   по   своей   логике   система межличностных   отношений.   Здесь   на   первый   план   выходят   вопросы, связанные с определением "нормальных" и "нарушенных" функций, структуры и динамики семьи.9  Семейная   терапия,   призванная   "навести   порядок   в   семьях", оказывается,   в   конечном   счете,   человеко­центрированной   психологической практикой.   И   в   этом   своем   качестве   она   призвана,   на   наш   взгляд, содействовать   тем   гуманистическим   тенденциям   в   развитии   современной семьи,   которые   трансформируют   ее   традиционную   базовую   социо­ центрированную ориентацию в ориентацию человеко­центрированную.10  9 Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л., 1989., с. 82. 10 Там же., с. 83. III.                                        Заключение.             Почти   всеми   социологами   разделяется   точка   зрения   о   том,   что последняя   четверть   ХХ   в.   отмечена   кризисом   семьи   как   социального института. В своей сущности этот кризис означает, что семья утрачивает в значительной   степени   свои   традиционные   функции   (репродуктивную, воспитательную   и   гедонистическую).   Еще   один   наиболее   существенный показатель кризиса семьи ­ резко возросшее количество разводов. Изучая их с точки зрения причин и последствий, социология установила, что легкость и частота разводов стали основным фактором возникновения нетрадиционных форм   и   стилей   семейной   жизни.   Становится   обычной   монородительская семья, состоящая из детей и одного из родителей (чаще всего матери). Но, как подтверждают   исследования,   кризис   семьи   не   сопровождается   отрицанием большинством людей ее ценности, равно как и ценности брака. В современном обществе   идет   формирование   новых   ценностных   ориентаций   в   отношении форм,   стилей   и   образцов   семейно­брачного   поведения.   С   этим   и   связаны тенденции развития семьи в начале ХХI в. Основой   семьи   является   брак.   Под   институтом   брака,   как   правило, понимают   социально­правовые   аспекты   семейно­родственных   отношений, институционализацию   отношений   между   мужем   и   женой   как   гражданами государства. Брак имеет санкционированный характер, то есть признаваемый обществом, которое берет на себя определенные обязательства по его защите и   налагает   на   вступающих   в   брак   ответственность   за   материальное обеспечение и воспитание детей, а тем самым за будущее семьи. Общество, признавая   в   определенной   культурной   форме   законность   брака,   оказывает материально­финансовую помощь семье, особенно в тех случаях, когда семья является многодетной или в ней отсутствует один из родителей. В обществе проводится соответствующая семейно­демографическая политика. Итак, семья, основой которой является брак, представляет собой один из важнейших социальных институтов, придающих обществу стабильность и способность   восполнять   население   в   каждом   последующем   поколении. Одновременно   семья   является   малой   (первичной)   социальной   группой, сплоченной   и   устойчивой   ячейкой   общества,   фокусирующей   в   себе   все главное, что происходит с обществом. На протяжении своей жизни человек входит во множество самых разных групп, но семья остается той социальной группой, которую он никогда не покидает. IV. Приложение                        Презентация « Кризис семьи». ( Слайд 1)                         Взаимоотношения между супругами.  Любовь.Верность. Доброжелательность Взаимоподдержка. Воспитание детей.  Взаимное доверие .Нежность. Взаимопомощь. (Слайд 3) Взаимоотношения между детьми и родителями. (Слайд 4) Любовь .Взаимопомощь. Взаимоподдержка. Общие интересы.  Доброжелательное отношение друг к другу. Послушание.  Пример православной семьи. (Слайд 5,6) Примером семьи Православная церковь считает семью последнего русского  царя Николая Второго. Как рассказывает история, в этой семье была очень  сильная духовная связь как между супругами, так и между детьми и  родителями.  Царские дети: Алексей, Ольга,Татьяна,Мария,Анастасия.  Что же приводит семью к кризису? (Слайд 7) Брак по материальному расчету. Брак по социальному расчету. Половая  распущенность, внебрачные половые связи. Душевная чёрствость.  Невнимание. Небрежность в отношениях. Равнодушие к проблемам второй  половины и детей. Экономические проблемы в государстве.  Негативные последствия внебрачных половых связей. (Слайд 8) Физические: Венерические болезни, принесённые в семью со стороны.  Неоправданные аборты.  Духовные: Душевные переживания. Разлад в  отношениях супругов. Потеря доверия. Негативный пример детям.  Вопросы. (Слайд 9) Считаете ли вы внебрачную половую жизнь грехом?  Что, по­ вашему, сделала бы Татьяна Ларина в наше время? Человеку естественно стремиться к радости.  Радость разделённой любви – одна из самых больших. Так почему же Татьяна так поступила?  К чему приводит кризис семьи. (Слайд10) Отрицание брака. Пробные браки. Насилие в семье. Моральное разложение  подрастающего поколения. Увеличение количества беспризорных детей.  Увеличение абортов. Уменьшение численности населения.  Результаты переписи населения. (Слайд 11) 1897год – 129миллионов 211тыс. жителей. 1997 год – около 147 миллионов жителей. За годы рождаемость в России уменьшилась почти в 2 раза: с 17,2 младенца на 1000чел.в 1986 году до 9 в1996 году.  Основная причина семейного кризиса. (Слайд 12) Все основные трудности семейной жизни, в конце концов, приводящие к  глубокому семейному кризису, лежат не вне её, а в ней самой – в личности  людей, создавших семью. Если люди эти безнравственные, то семья неизбежно придет к разводу. А если они уважают нравственные законы и традиции, то  семья будет крепкой, в ней будут расти духовно здоровые дети, которые в  своих семьях продолжат упрочнение положения семьи в обществе.  Важна ли любовь между супругами в семейных отношениях? . (Слайд 13) В семье, где между родителями нет любви, не только царит холод, но подчас  развиваются крайне враждебные отношения, переходящие в ссоры.  ругательства и оскорбления, дети в такой семье либо душевно сжимаются,  становятся ко всему безразличными, либо впадают в цинизм, не признают  ничего святого, не верят никому и ничему.  Не надобен клад, коли у мужа с женой лад. Брак без детей как день без  солнца. (Слайд 14,15) Вывод. (Слайд 16) Зависимость жизни семейной делает человека более нравственным. ( А. С. Пушкин)  СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!( слайд 17) Список литературы 1. Дилигентский Г.Г. Социально­политическая психология. М., 1994.  2.   Каган   В.Е.   Психотерапия   и   реальность   (вместо   послесловия)   //   В   кн. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. М., 1993.  3. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М., 1985.  4.  Менегетти   А.  Клиническая   онтопсихология.  Пермь, 1995.  О   положении семей в Российской Федерации. Доклад Национального Совета по подготовке и проведению Международного го­ да семьи в Российской Федерации. М., 1994.  5.   Орлов   А.Б.   Фасилитатор   и   группа:   от   интерперсонального   к   транс­ персональному общению // Московский психотерапевтический журнал, 1994, N 3.  6.   Орлов   А.Б.   Личность   и   сущность:   внешнее   и   внутреннее   Я   человека   // Вопросы психологии, 1995, N 2.  7. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. М., 1993.  8. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.  9. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л., 1989.

Проектная работа Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Проектная  работа   Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Проектная работа Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Проектная  работа   Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Проектная работа Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Проектная  работа   Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Проектная работа Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Проектная  работа   Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Проектная работа Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Проектная  работа   Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Проектная работа Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Проектная  работа   Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Проектная работа Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Проектная  работа   Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Проектная работа Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Проектная  работа   Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Проектная работа Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Проектная  работа   Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Проектная работа Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Проектная  работа   Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Проектная работа Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Проектная  работа   Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Проектная работа Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Проектная  работа   Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Проектная работа Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Проектная  работа   Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Проектная работа Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Проектная  работа   Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Проектная работа Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Проектная  работа   Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Проектная работа Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Проектная  работа   Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Проектная работа Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Проектная  работа   Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Проектная работа Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Проектная  работа   Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Проектная работа Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Проектная  работа   Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Проектная работа Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Проектная  работа   Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Проектная работа Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Проектная  работа   Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Проектная работа Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Проектная  работа   Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Проектная работа Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Проектная  работа   Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Проектная работа Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Проектная  работа   Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Проектная работа Тема: «Итоговая практико – значимая работа»

Проектная  работа   Тема: «Итоговая практико – значимая работа»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.07.2017