Проектная работа "Традиции и обряды русского народа: Начало начал"
Оценка 4.7

Проектная работа "Традиции и обряды русского народа: Начало начал"

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
doc
Междисциплинарный 4
5 кл—7 кл
20.04.2019
Проектная работа "Традиции и обряды русского народа: Начало начал"
Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Многое в обычаях, верованиях, обрядах и традициях русского народа уходит корнями в необычайно богатую, полную самых неожиданных сюжетов, мотивов, аллегорий, созвучий, метафор славянскую мифологию, в яркую и неповторимую историю славянских народов. Что мы знаем обо всем этом? К сожалению, мало. В самом начале проекта среди учащихся было проведено анкетирование «Что я знаю об истории, традициях, обычаях древних славян?» Предложенные вопросы во многом вызвали затруднение.
Проектная работа.doc
"Традиции и обряды русского народа: начало начал" Проектная работа учебный курс 5­7 класс Ход и содержание проектной работы  Актуальность темы Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ  в  ряду  других,  хранит  человека  от  обезличивания,  позволяет  ему  ощутить  связь времен  и  поколений,  получить  духовную  поддержку  и  жизненную  опору.  Многое в обычаях, верованиях, обрядах и традициях русского народа уходит корнями в необычайно богатую, полную самых неожиданных сюжетов, мотивов, аллегорий, созвучий, метафор славянскую мифологию, в яркую и неповторимую историю славянских народов. Что мы знаем обо всем этом? К сожалению, мало. В самом начале проекта среди учащихся было  проведено  анкетирование  «Что  я  знаю  об  истории,  традициях,  обычаях  древних славян?»  Предложенные вопросы во многом вызвали затруднение:  Какие факты из истории древних славян ты знаешь?  Какие верховные божества славян ты знаешь?  Что ты знаешь о своем имени?  Какие русские обряды, традиции известны тебе? Опиши один из обрядов.  Какие народные игры тебе знакомы?  С какими героями сказаний древних славян ты знаком? Оказалось, что ребята 5­7 классов владеют лишь отдельными разрозненными фактами из  истории древних славян, из многочисленного пантеона богов им известен Сварог, почти все смогли объяснить значение своего имени, но не его происхождение, из русских обрядов  известен обряд сожжения Масленицы. Известные игры — прятки. Знакомы сказочные  герои. Конечно, до обидного, мало!   Изучение  программы  курса  «Традиции  и  обряды  русского  народа:  начало  начал» дает  возможность  приоткрыть  завесу  времени  и  рассказать  об  истории  происхождения славян,  их  характере,  культуре,  обычаях,  традициях.  Пантеон  богов  славян,  славянская мифология, поверия, суеверия и предрассудки русского народа, духи и существа древних славян,  человеческая  жизнь  от  смерти  до  рождения,  быт  русского  народа,  календарь языческих праздников, ритуалы и обряды, герои сказаний древних славян — обо всем этом пойдет речь на занятиях курса. Данный  курс  направлен  на  освоение  исторического,  фольклорного,  литературного материалов  и  даёт   возможность  познакомиться  с  духовной  жизнью  и  художественной культурой  русского  народа.  Анализ  литературных  произведений  позволит  учащимся определить  причины  устойчивого  обращения  писателей  к  мифологическим  мотивам  и образам,  расширит  читательский  кругозор,  повысит  культуру  чтения,  сформирует устойчивый  интерес  к  мифологии  и  устному  народному  творчеству  как  источникам  и неотъемлемым составляющим национальной культуры.   А  практические  занятия  курса  позволят  учащимся  приобщиться  к  народной культуре,   осознать себя частью русского народа, понять значимость традиций и обычаев национальной культуры в современном обществе. Курс  «Традиции  и  обряды  русского  народа:  начало  начал»   интегрированный,  так как  тесно  связан  с  другими  школьными  предметами:  историей,  русским  языком, изобразительным искусством, музыкой, биологией, географией. Программа  данного  курса  предназначена  для  обучения  учащихся  5­7  классов; рассчитана на 35 часов. Предмет исследования Влияние  учебного  курса  «Традиции  и  обряды  русского  народа:  начало  начал»  на формирование у школьников гуманитарного мировоззрения, эстетического вкуса, интереса к русской истории и ценностям отечественной культуры. Проблема Найти  способы,  методы,  приемы,  активизирующие  познавательную  активность  учащихся, обеспечивающие углубленное изучение школьниками культурного наследия Древней Руси, ориентирующие  деятельность  учащихся  на  творческое  начало,  на  приобретение собственного  опыта  творческой  деятельности,  способствующих  формированию  умения собирать,  обрабатывать,  анализировать  и  излагать  материал,  прививать  навыки библиографической работы. Гипотеза Учебный курс «Традиции и обряды русского народа: начало начал» помогает формировать гуманитарное мировоззрение, эстетический вкус учащихся, пробуждает интерес к родной культуре,  развивает  творческое  начало  учеников,  умение,  формирует  умение  ставить проблему (гипотезу) и самостоятельно искать оригинальные пути ее реализации. Методы исследования 1. Общенаучные: сравнение, обобщение, тестирование 2. Конкретно­научные   Теоретические:  построение  гипотез,  построение  мысленного  эксперимента, прогнозирование, моделирование.  Эмпирические:  наблюдения,   беседа,   изучение  и  обобщение  массового  и индивидуального педагогического опыта, диагностирующие контрольные работы.         Тип проекта: информационно­исследовательский             Участники: педагоги Калашникова О.Г., Умрилова Л.В., ученики 5­7 классов          Длительность — 2 года                                                    Этапы реализации проекта Поготовительный этап Анкетирование Отбор литературы для чтения, изучения, анализа: Н.М. Карамзин «История государства Российского» Тексты стихотворений Н. Клюева «Изба – святилище земли», «Рождество избы» Стихотворение алтайского поэта Александра Зуева «Черные доски» Баллада В.А. Жуковского «Светлана» Стихотворения Н. Клюева и  С. Есенина «О красном вечере задумалась дорога…», «Пахнет рыхлыми драченами…» А.Ремизов «Кострома» Теффи «Блин»  Сказка «Василиса Премудрая» Этимологический словарь Фасмера Выбор  различных  видов  творческих  работ:  составление  словаря  мифологических существ,   мастер­класс  по  изготовлению  оберега,   практическая  работа  по  изготовлению отвара  по  старинным  рецептам,   мастер­класс  по  изготовлению  обереговой  куклы, представление,  защита  творческих  проектов,  создание   занимательных   заметок   для школьной газеты. Основной этап                             "Традиции и обряды русского народа: начало начал"                                                       учебный курс 5­7 класс №            Название темы Колич ество  часов 3 1­3 4­5 Вводное занятие.  Н.М. Карамзин «История  государства Российского».  Комментированное чтение  рассказов о славянских племенах, о  древних русских городах, о  характере древних славян. Пантеон богов славян. Славянская  мифология. Виды учебной деятельности и формы её организации Установочная мини­лекция учителя.   Комментированное чтение отрывков  книги Н.М. Карамзина «История  государства Российского». Лекция учителя  (выделение и запись  учащимися основных положений  лекции, связанных с языческой  мифологией,  знакомством со  славянскими верховными божествами, с корнями славянских имен, мифами о  животных). Лекция учителя по русской  демонологии этнографическим и  фольклорным материалам, содержащая  описание духов – лешего, водяного,  домового, кикиморы; ученики узнают  об огненном змее и народном образе  черта. Выполнение творческих работ:  составление словаря мифологических  существ. Беседа учителя об обрядах (рождение,  взросление, свадьба, поминание  усопшего). Работа в малых группах: тайна твоего  имени, звездный мост, границы во  времени. Беседа учителя. ЭОР   Работа с текстами стихотворений Н.  Клюева «Изба – святилище земли» и  «Рождество избы» Беседа учителя. 6­8 2 Поверия, суеверия и предрассудки  русского народа.  Духи и существа  древних славян. Творческая работа. 9­11 3 Человеческая жизнь от смерти до  рождения 12 1 Быт русского народа. Жилище.  Обустройство дома. Поселение. 13­14 2 15­16 2 17 1 Быт русского народа.  Мой род ­  моя крепость. Семья. Быт русского народа.  Одежда.  Украшения и обереги. Быт русского народа. Русская баня. Беседа учителя.  Работа с текстом  Беседа учителя. Мастер­класс по  изготовлению оберега. стихотворения алтайского поэта  Александра Зуева «Черные доски» 18 19 20 21 1 1 1 1 22­23 2 24 1 25­26 2 27­28 2 29 1 30­31 2 32 2 33­34 2 35   «Раз в крещенский вечерок…»  Гадания. Русская печь Хлеб – всему голова Народная аптека: «травы – это  небесные звезды на земле». Игрушки. Русская обереговая  кукла. Русские народные игры Календарь языческих праздников.  Ритуалы и обряды славян.  А.Ремизов «Кострома», Теффи  «Блин» Герои сказаний древних славян Мифологические образы в русской  народной сказке. Сказка «Василиса  Премудрая». Мифологические образы в  живописи, театре, кино Представление, защита творческих  проектов по теме «Культура  Древней Руси» Нас Русь зовет и манит. Итоговое  занятие.  Праздник «Святочные посиделки»:  шутки, игры, гадания. Баллада В.А.  Жуковского «Светлана».  Работа с текстами стихотворений Н.  Клюева и  С. Есенина «О красном  вечере задумалась дорога…», «Пахнет  рыхлыми драченами…» Работа с этимологическим словарем.  История слов – названий изделий из  теста: «калач», «коврижка», «каравай»  и др. Лекция учителя о сборе лекарственных  трав, о народных лечебниках, о  полезной и здоровой пище.  Практическая работа по изготовлению  отвара по старинным рецептам. Беседа учителя. Мастер­класс по  изготовлению обереговой куклы. Урок­игра Групповая работа уч­ся. Представление индивидуальных проектов. Беседа учителя. Анализ  художественных текстов Работа с текстами. Анализ художественного текста. Просмотр фильма «Снегурочка»  Представление, защита творческих  проектов. Индивидуальная и групповая  работа. Рефлексия. Создание занимательных  заметок для школьной газеты. Результаты проектной работы Что  такое  результат?  В  «Толковом  словаре  русского  языка»  под  результатом понимается то, что получено в завершение какой­нибудь деятельности, работы, конечный итог, ради которого осуществляется какое­либо действие; показатель мастерства.  Работа  над  данным  проектом  ведется  второй  год,  она  еще  не  окончена,  но  уже сейчас мы можем говорить о некоторых положительных результатах. Прежде  всего,  конечно,  хочется  отметить,  что  повысился  интерес  школьников  к изучению русской народной культуры. Особенно ярко это проявилось во время проведения школьной Недели Русского Языка. Одним из мероприятий стала Театрализация словарной статьи.  Ребятам  было  предложено  выбрать  слово  и  подготовить  о  нем  театрализованное представление,  используя  знания,  полученные  из  толкового,  этимологического, мифологического словаря, энциклопедии и словаря символов. Ребята подошли к заданию творчески,  и  зрелище  получилось  ярким,  красочным;  все  выступления  были оригинальными, необычными и запомнились зрителям своей креативностью.  Еще одним событием в рамках Недели стал мастер­класс по изготовлению куклы­ благополучницы. Девушки попробовали создать обереговую куклу, как сотни лет назад ее создавали русские женщины. Это занятие позволило ребятам почувствовать свою близость к своей далекой прапра…бабушке, ощутить связь с нашими далекими предками. О  своем  активном  участии  в  Неделе  Русского  Языка  ребята  подробно  написали  в школьной газете (файл прилагается). Кроме  того,  хочется  отметить  увеличение  числа  учащихся  среднего  звена, принявших  участие  в  ежегодном  краевом  конкурсе  по  русской  традиционной  культуре «Живая старина». По сравнению с прошлым годом их количество увеличилось на 23%, и это, без сомнения, свидетельствует о результативности проектной работы: ведь интерес к истории  культуры  родной  страны  напрямую  связан  с  воспитанием  у  учащихся  чувства любви к Родине. Нельзя не отметить активизацию научно­исследовательской деятельности учащихся: возросло  количество  исследовательских  работ,  темы  которых  соприкасаются  с  русской народной  культурой,  русской  мифологией.  На  школьной  Научно­практической конференции в секции «Филология» были представлены следующие работы:  «Образ Бабы­Яги в русских народных сказках»  «Образ волка в русской народной сказке «Иван­царевич и серый волк»  «Мифологема бани в стихотворении Александра Зуева «Черные доски»  «Мифологема  дома  в  стихотворении  Александра  Зуева  «Сказ  о  кедровом доме»  «Образ Жар­птицы в русской лирике ХХ века»  «Образ коня в русской литературе XIX века»  «Где живет конь с розовой гривой?»  «Образы животных в ранней лирике Сергея Есенина»  «Мотив странничества в лирике Сергея Есенина»  «Образ дороги в лирике А.С. Пушкина»  «Мифологема дерева в лирике Сергея Есенина»  «Мифологема круга в лирике Анны Ахматовой»  «Символика огня в повести А.И. Куприна «Олеся» и др. Некоторые  работы  впоследствии  были  успешно  представлены  на  районной  и краевой НПК. Без  сомнения,  огромным  плюсом  нашего  проекта  являются  междисциплинарные знания,  полученные  ребятами  на  занятиях  по  русской  культуре.  В  дальнейшем  это помогает  им  на  уроках  русского  языка,  литературы,  искусства,  истории…  Дети  стали более  чуткими,  внимательными  к  слову,  словообразу.  А  это,  в  свою  очередь,  становится мощным  стимулом  для  развития  творческих  способностей.  Так,  например,  работая  с образом  зимы  на  уроках  русского  языка,  мы  предложили  детям  создать  синквейны  на предложенную тему. Вот несколько примеров. Зима. Молодая, прекрасная. Хороводит, сверкает, радует. Зима принесла снежную радость. Смех. Зима. Холодная, суровая. Властвует, морозит, сковывает. Ее красота часто обманчива. Ночь. Зима. Румяная, нарядная. Украшает, танцует, сверкает. Королева снежинок кружится в вальсе. Сказка. Зима. Вредная, сварливая. Пугает, завывает, прячет. Зимние ночи ужасно длинные. Темень. Зима. Сказочная, старинная. Играет, смешит, наряжает. Святые и страшные Святочные вечера. Древность. Не  случайно  на  наших  занятиях  (и  на  уроках)  мы  говорим  о  том,  как  любили природу  наши  предки,  что  они  обожествляли  и  очеловечивали  ее,  что  не  случайно  и сегодня  в  языке  до  сих  пор  живут  олицетворения:  ведь  стоит  только  прислушаться  –  и можно  услышать  шепот  листьев,  пение  ветра,  разговор  журчащего  ручья…  Эти  факты находят живой отклик в детских душах, а любовь к родной природе напрямую связана с любовью к родной стране. Возможно, о конечном итоге говорить еще рано, но нет никаких сомнений, что этот проект нужен современному школьнику. Не только потому, что дает детям новые знания, но  и  потому,  что,  в  первую  очередь,  воспитывает  в  них  чувство  бережного  отношения  к родной  культуре,  к  ценностям,  которые  тысячелетиями  передавались  от  поколения  к поколению. Список литературы и Интернет­источников:  Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. М., Художественная литература, 1984  Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. М, Эксмо, 1996  Грушко  Е.,  Медведев  Ю.  Словарь  славянской  мифологии.  «Русский  купец»   «Братья славяне» из Нижнего Новгорода, 1995  Грушко Е., Медведев Ю. Русские легенды и предания. М., Эксмо, 2006  Даль В.И. О повериях, суевериях и предрассудках  русского народа. М., 1995  Жуковский В.А. Светлана,, Жуковский В.А. Баллады. М., Художественная литература, 1998 Зеленая аптека. Лекарственные растения// http://www.sol­sanich.ru/,   https://play.google.com/store/apps/details?id=zh.studio.green.pharmacy&hl=ru,  http://grinapteka.ru/ Зуев А.  Стихотворения. Барнаул, 2008   Есенин С. Стихотворения и поэмы. М., 2007  Есенин С.А. Ключи Марии// Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. — М.:  Наука; Голос, 1995—2002  т.5    Капица Ф.С. Тайны славянских богов.М., Рипол Классик, 2008  Карамзин Н.М. «История государства Российского» в 12 томах//  http://www.bibliotekar.ru/karamzin/  Клюев Н. Стихотворения и поэмы. Л.: Сов. писатель, 1977  Клюев Н. А. Сердце Единорога: Стихотворения и поэмы. СПб.: РХГИ, 1999  Коринфский Аполлон народная Русь. Сказания, поверия, обычаи и пословицы русского  народа. М., Белый Город, 2008  Мирошниченко О.Ф. Тайны русского алфавита. М., Епифанов, 2007   Панкеев И. от крестин до поминок. Обычаи, обряды, предания русского народа. М.,  Эксмо, 1997  Перевезенцев С.В. Россия. Великая судьба.М., Белый город, 2006  Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., Лабиринт, 2005  Ремизов А. М.  Кострома// Ремизов А.М. Посолонь. М, 1996 // http://www.vek­ serebra.ru/remizov/kostroma.htm  Семенова М. Мы – славяне. С.­П., Азбука­классика, 2007  Тэффи Н. А. Блины// "Наука и жизнь" No2 1996 г, с.146­149// http://bookz.ru/  Терещенко А.В. История культуры русского народа. М., Эксмо, 2007  Фасмер Макс. Этимологический словарь// http://fasmerbook.com/

Проектная работа "Традиции и обряды русского народа: Начало начал"

Проектная работа "Традиции и обряды русского народа: Начало начал"

Проектная работа "Традиции и обряды русского народа: Начало начал"

Проектная работа "Традиции и обряды русского народа: Начало начал"

Проектная работа "Традиции и обряды русского народа: Начало начал"

Проектная работа "Традиции и обряды русского народа: Начало начал"

Проектная работа "Традиции и обряды русского народа: Начало начал"

Проектная работа "Традиции и обряды русского народа: Начало начал"

Проектная работа "Традиции и обряды русского народа: Начало начал"

Проектная работа "Традиции и обряды русского народа: Начало начал"

Проектная работа "Традиции и обряды русского народа: Начало начал"

Проектная работа "Традиции и обряды русского народа: Начало начал"

Проектная работа "Традиции и обряды русского народа: Начало начал"

Проектная работа "Традиции и обряды русского народа: Начало начал"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2019