Павлов Александр Константинович, -
генеральный
директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(Российская Федерация, г. Москва – г. Санкт-Петербург –
г. Петрозаводск - г. Мурманск), -
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент, академик МАНЭБ,
Лауреат премии
им. М.В. Ломоносова,
Заслуженный деятель науки РФ
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
(ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ)
Не существует сколько-нибудь
достоверных
тестов на одаренность, кроме тех, которые
проявляются в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой поисковой
исследовательской работе.
(А.Н.Колмогоров)
ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней всё возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы педагога, которая проявляется в стопроцентной успеваемости учащихся и таком же их интересе к предмету.
Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету? Одним из методов повышения интереса является вовлечённость учащихся в исследовательскую работу.
Исследовательской деятельностью называют один из видов творческой деятельности учащихся, которая характеризуется рядом особенностей:
1. Исследовательская деятельность связана с решением учащимися творческой задачи с заранее неизвестным решением. Этим она отличается от проектной деятельности, которая предполагает четкое прогнозирование результата и ясное представление о конечном продукте деятельности.
2. Несмотря на то, что исследовательская деятельность является самостоятельным творческим процессом приобретения новых знаний, она обязательно должна проходить под руководством специалиста, т.к. её целью является уяснение сущности явления, достижение истины.
Данный вид деятельности часто называют научно-исследовательской, но она имеет ряд отличий от научных исследований. Главной целью в науке является получение объективно нового результата, который не был известен ранее. А в учебном исследовании главным является получение учащимся субъективно новых знаний, т. е. являющихся новыми и личностно значимыми для него. Учебные исследовательские задачи должны представлять собой объект для анализа, посильного учащимся.
Вовлечённость ребёнка в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворённости собой и своим результатом, обеспечивает переживание осмысленности, значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации. Одна из задач этой работы – применение на практике полученных знаний на занятиях. Для того чтобы жить, работать и соответствовать новым условиям, представляется весьма важным аспектом методической работы, - формирование и развитие исследовательской культуры каждого ребёнка.
Исследовательская деятельность учащихся имеет ряд важных особенностей:
1. Исследовательской деятельностью могут успешно заниматься все обучающиеся (ребёнок выбирает тему, вызывающую у него наибольший интерес, и с увлечением тратит на неё своё свободное время).
2. Проектно – исследовательскую деятельность можно организовать на трёх уровнях: учебном, учебно-исследовательском и научно-исследовательском.
Первый уровень позволяет привлечь достаточное количество учащихся, но тематика при этом довольно простая (отвечающая интересам автора работы), а работа представляет собой просто поиск информации по первоисточникам.
Второй уровень обязательно требует помимо умения работать с первоисточниками, также проведения экспериментов, накопления данных для построения таблиц, графиков, диаграмм.
Третий уровень требует не только практической значимости выбранной темы, но и новизны в её разработке, т.е. своих логических умозаключений, собственных предложений по проведению эксперимента, трактовке его результатов и т.п.
Как правило, педагог может подготовить с учащимися одну работу, так что вполне можно организовать ежегодные ученические чтения, и это не станет перегрузкой ни для него самого, ни для членов жюри. На таких мероприятиях дети могут (и даже чувствуют потребность) делать устные сообщения по выбранной теме, учатся отвечать на вопросы оппонентов и отстаивать свою точку зрения. Таким образом, они учатся грамотно излагать свои мысли, чётко формулировать поставленные цели и задачи, описывать ход проделанных экспериментов, характеризовать результаты своей деятельности и т.д. При этом ребёнку понадобится дома в течение нескольких месяцев работать над темой, готовить свой отчет и устный ответ, глубже осознавая материал, выбранный для рассмотрения.
В последние годы, в рамках модернизации российского образования, одной из главных задач является вооружение учащихся умениями и навыками самостоятельно добывать знания, развитие их познавательной самостоятельности и активности.
Организация научно – исследовательской деятельности детей и приобщение учащихся к научно – исследовательской деятельности является одним из наиболее важных путей решения указанной выше задачи. Обучение приёмам научно – исследовательской деятельности способствует развитию творческого склада мышления, творческого подхода к явлениям действительности, формированию, развитию умений давать объективную оценку этим явлениям и способности ориентироваться в дополнительных источниках знаний и ресурсов.
Отсюда чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые ещё предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания иногда из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
В настоящее время проектно – исследовательская деятельность становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остаётся прежней – стимулировать интерес учащихся к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний и через научно – исследовательскую деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.
Важно отметить значимость научно – исследовательской деятельности в личном самоопределении обучающегося. Ценностные основания, определяемые личностью как значимые, подвергаются проверке именно в процессе исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность позволяет скорректировать профессиональные планы и личностную позицию, повысить активность, самостоятельность и ответственность участников исследовательского проекта, сформировать навыки группового взаимодействия.
В настоящее время современное образование должно обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. В связи с этим была выдвинута цель проекта.
Цель проекта:
Развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Программа «Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на занятиях» предназначена обучающимся, интересующимся исследовательской и проектной деятельностью. Она направлена:
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в школе, вузах, колледжах.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить следующие задачи.
Задачи проекта:
Проектная гипотеза:
Развитие творческих способностей и повышение качества обученности учащихся в результате исследовательской деятельности возможно при соблюдении следующих условий:
Предмет исследования:
Исследовательская деятельность, творческие способности, учебная мотивация на занятиях, в результате занятий исследовательской деятельностью.
Объект проектного исследования:
Исследовательская деятельность учащихся в процессе обучения; во внеурочное время
Принципы проектного исследования:
Формы организации проектно-исследовательской деятельности:
Срок действия проектной программы: 2022-2025 гг.
Этапы реализации проекта:
1 этап: 2022-2023 учебный год – подготовительный.
Цель: создание предпосылок исследовательской деятельности и их апробация на уровне ОО.
Задачи:
1. Стартовая диагностика учащихся и родителей
2. Обучение учащихся элементам исследовательской деятельности
3. Формирование научно-практической базы
4. Создание материально – технических условий организации исследовательской деятельности учащихся
2 этап: 2023-2024учебный год – творческий
Цель: Формирование исследовательской среды в ОО; межпредметная интеграция исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Организация и проведение просветительской работы среди учащихся и родителей о целях и задачах проектно – исследовательской деятельности учащихся
2. Вовлечение в работу педагогов художественно-эстетической направленности
3. Расширение форм, уровней и методов представления детских исследовательских проектов посредством межпрежметной интеграции
3 этап: 2024-2025учебный год – развивающий
Цель: Переход системы исследовательской деятельности учащихся в режим функционирования
Задачи:
1. Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся на уровне ОО
2. Отработка системы мониторинга уровня готовности учащихся к проектно– исследовательской деятельности.
3. Мониторинг влияния исследовательской деятельности на качество обучения и развитие творческих способностейучащихся
Деятельность по реализации программы
|
|
2022-2023учебный год |
|
1. Изучение нормативно– правовой базы;
|
6. Представление работ в объединении |
2023– 2024 учебный год |
|
1. Анализ работы за прошедший учебный год;
|
|
2024– 2025учебный год |
|
1. Анализ работы за прошедший учебный год; 2. Выявление и развитие у вновь прибывших детей творческих способностей и интереса к исследовательской деятельности. 3. Совершенствование навыков исследовательской деятельности 4. Развитие и расширение познавательных интересов учащихся 5. Формирование исследовательских навыков 6. Развитие информационной культуры учащихся 7. Мониторинг влияния исследовательской деятельности учащихся на качество обучения |
|
Возможные риски при выполнении программы
При выполнении исследовательских работ, поиске информации в Интернете, оформлении работ в виде презентаций и рефератов достаточно много приходится работать за компьютером. Поэтому возникает риск ослабления зрения и нарушения осанки. В связи с этим для учащихся выработан на основе постановления от 28.11.2002г №44 «О введении в действие санитарно – эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.2.2.1178-02)» ряд рекомендаций, которые должны неукоснительно соблюдаться.
Ожидаемые результаты исследовательской деятельности:
Промежуточные результаты, полученные
в ходе реализации программы
Ребята принимают активное участие в различных научно-практических
конференциях на различных уровнях, по результатам имеют дипломы. За достаточно
короткий срок достигнуты неплохие результаты; отработана система работы с
детьми, а исследовательские работы учащихся соответствуют всем предъявляемым
требованиям. Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней
чувствуют себя на занятиях, стали активнее, научились грамотно задавать
вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативны. Они научились
достаточно грамотно создавать презентации по изученным темам. Все учащиеся,
занимающиеся исследовательской деятельностью, улучшили качество знаний по
предмету. Их достижения способствуют повышению самооценки и собственной
значимости.
Таким образом, в числе приоритетных задач, стоящих перед современной системой образования, особую значимость приобрела задача развития критического и творческого мышления ученика.
Возникла новая для образования, а значит и для педагога, проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. Решение этой проблемы вызвало необходимость применения новых подходов и технологий в дополнительном образовании.
Формула «Усвоение = Понимание + Запоминание» даёт обучение.
Если же поставить своей целью развитие ребёнка, то конечный результат деятельности педагога – психические новообразования в личности учащегося. Отсюда следует, что развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения – репродуктивной или продуктивной (творческой).
Формула «Овладение = Усвоение + Применение знаний на практике» даёт обучение и развитие.
Уместно в этой связи привести слова французского учёного М.Монтеня: «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный».
Учебно-исследовательская деятельность – это средство повышения учебной мотивации, средство творческого, личностного развития учащегося и формирование мировоззрения через сотрудничество педагога и учащегося.
Список литературы:
1. Батан Л.Ф. Развитие познавательной активности в адаптивной технологии обучения: Курс лекций. Новос. Изд-во НИПКиПРО, 2002.
2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М. Просвещение, 1991 г.
3. Границкая А.С. Научить думать и действовать. М. Просвещение, 1991 г.
4. Зильберберг Н.И. Приобщение к математическому творчеству. Уфа. Башкирское книжное издательство, 1988 г.
5. Костюкова Н.К. Научно-исследовательская работа учащихся. – М.: Математика в школе №5, 1999
6. Матюшкин А.М. Загадки одарённости. М. Школа-пресс, 1993
7. Пойа Д. Математическое открытие. М. Наука, 1976
8. Степанов В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе. М. Просвещение, 1991.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.