Т.Н. Гудожникова
учитель английского языка
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.
С развитием современного общества и модернизации российского образования важной задачей в условиях новых социальных требований является выявление и поддержка талантливых детей и молодежи, создание условий и технологий развития их потенциальных возможностей.
В связи с этим, задача учителей и преподавателей заключается в правильной организации работы с детьми, нацеленной на превращение их способностей в достижения; в помощи прохождения адаптации к социальной среде посредством развития коммуникативной компетенции.
На уроках иностранного языка учитель может оказать существенную помощь в организации работы и формировании условий развития и социализации детей, средствами своего предмета. Изучая английский язык, ребенок приобретает и развивает умение ориентироваться в ситуации общения, вступать в разговор и поддерживать его, решать конфликтные ситуации, приобщается и адаптируется к новому социальному опыту.
Современная методическая литература предлагается огромный выбор форм реализации личностно-ориентированного подхода. Задача учителя выбрать оптимальную форму работы для своих учеников, создать благоприятную атмосферу общения. На мой взгляд наиболее эффективным в рамках традиционной классно-урочной системы является метод проекта. Данный метод предполагает:
1.дифференцированный подход в обучении;
2.сочетание индивидуальных, коллективных форм работ;
3.реализация творческого потенциала учащихся;
4. возможность осуществлять исследовательскую деятельность в рамках одного и нескольких учебных предметов;
5. многообразие форм оформления конечного результата работы.
Опираясь на вышеперечисленные преимущества методики, можно с уверенно сказать, что, овладевая культурой проектирования на уроках иностранного языка, учащиеся развивают умение использовать язык, как средство межкультурного общения, совершенствуют языковую компетенцию, формируют лингвострановедческие знания и умения.
К наиболее удачным, выполненным помимо программных проектов, можно отнести следующие работы. Например, в V-VI классах на завершающем этапе изучения цикла «Британские поэты и писатели» ученики выполняют индивидуально или парно ряд мини-проектов с поэтическими текстами. Как результат, учащиеся выпускают сборник своих стихов на английском языке. Защита проводится в виде литературной гостиной, где участники знакомят с некоторыми версиями происхождения и авторства стихов, представляют свои варианты поэтического перевода.
По программе VII-VIII классов в цикле «Страны и национальности» предусматривается выполнение культуроведческих проектов по темам: «Символы Великобритании и России», «Музеи и галереи мира», «Деньги мира», «Туристический путеводитель» и т.д. Как видно из небольшого обзора тем проектов, работа построена на интеграции английского языка и нескольких учебных дисциплин, таких как история России и мира в целом, литература, мировая художественная культура. Презентация работ представляет собой разнообразнейший экскурс по культуре стран. Результаты (карты, плакаты, брошюры) используются как дополнительный учебный материал для уроков английского языка, классных часов и школьных конференций.
В IX классе выполняются проектно-исследовательские работы по темам: «Выбор профессии», «Влияние английского языка на выбор профессии» и т.д. Защита индивидуальных проектов проходит на коммуникативно-ориентированном уроке в форме круглого стола. Участники сопровождают выступление демонстрацией графиков, фотографий, таблиц. Проекты используются как альтернативная форма контроля речевых умений учащихся.
Ежегодно по результатам школьной научной конференции проводится анкетирование учащихся, учителей и родителей. Респонденты отмечают сложности, с которыми столкнулись в работе над проектом и которые они научились преодолевать. Ребята научились планировать работу, осуществлять подбор необходимой литературы, искать и сравнивать материал из разных источников, логически выстраивать собственный текст.
Учителя отмечают повышение ответственности учащихся при подготовке домашних заданий, присутствие анализа и обобщения материала при ответах, самостоятельного поиска необходимой информации, использование дополнительной литературы. В результате практической деятельности у учеников формируются личностные качества: умение работать в коллективе, находить общий язык со сверстниками, подчинять свой темперамент, характер, интересам общего дела.
По мнению родителей, их дети стали больше читать, повысился интерес к учебной деятельности, а также стремление к организации своего времени и рациональному его использованию.
В заключение хотелось бы сказать, что обучение иностранному языку с использованием метода проектов следует использовать, как эффективное дополнение к другим формам обучения, как на уроке, так и во внеурочной деятельности, которое может решить целый ряд важных дидактических задач.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.