Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы – формула роста творческого потенциала и развития учителя и учащегося
Оценка 4.8

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы – формула роста творческого потенциала и развития учителя и учащегося

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
русский язык
10 кл—11 кл
07.06.2024
Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы – формула роста творческого потенциала и развития учителя и учащегося
Методическое сообщение на тему: Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы – формула роста творческого потенциала и развития учителя и учащегося
Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» № 6 с. Дербетовка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое сообщение на тему:

 

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы – формула роста творческого потенциала и развития учителя и учащегося

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель русского языка и литературы:

Е.В. Стрельникова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023 год

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы – формула роста творческого потенциала и развития учителя и учащегося.

 

Великим ученым ребенок может и не стать,

а вот самостоятельным человеком,

способным анализировать свои поступки,

поведение, самосовершенствоваться,

реализовывать себя в окружающем мире

 ему научиться необходимо.

 

Постепенно уходит в прошлое эпоха людей-исполнителей, которые, не раздумывая, выполняли указания начальства. Социальные проблемы, проблемы производства, науки, быта людей настолько усложнились, что решить их по чьей-то указке становится всё труднее. Человеку самому приходится думать, искать, оценивать различные варианты действий. 

Сегодня образование ориентировано на развитие личности. Со­временному обществу нужен выпускник, самостоятельно мысля­щий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы.

Современное общество, вузы в том числе, требуют умения самостоятельно ставить цели, получать информацию, критически анализировать ее, создавать собственные продукты деятельности. А у многих старшеклассников сегодня отсутствуют навыки коллективной деятельности, нацеленной на достижение высоких результатов; нет навыков целеполагания, группового взаимодействия, самооценки, рефлексии, поэтому в настоящее время   проблема творческого развития и саморазвития личности приобрела особую актуальность. 

В соответствии с последними исследованиями в области социальной и педагогической психологии, творчество выступает необходимым условием успешной социализации современного человека. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает проектно-исследовательская деятельность.

 Всё, что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где и как я могу это применить - это основной тезис современного понимания метода проектов.

Проект в переводе с латыни  – брошенный вперёд. Следовательно

·          метод ставит ученика в позицию исследователя, который делает его не потребителем готовых знаний, а участником процесса познания;

·          дает каждому ученику возможность проявить себя, потому что обучение идет предельно конкретно;

·         помогает реализовать свои возможности, потому что ставит ученика в активную позицию;

·        учит прежде других находить ответ на вопрос "как делать?".

А роль учителя – увлечь учащихся, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.

Моей  основной целью при организации  проектно-исследовательской  работы является  формирование у школьников компетенций, определяющих становление личности, отвечающей запросам современного общества.

При этом я ставлю следующие задачи:

·        образовательные: вовлечь учащихся в активную исследовательскую деятельность. В процессе создания проекта сформировать определенные знания, умения по профильному предмету;

·        развивающие: развивать информационные, коммуникативные, организаторские, лидерские навыки;

·        воспитательные: способствовать социализации личности по составляющим: адекватность самооценки, оценивание и анализ деятельности, понимание своей роли в коллективной деятельности.

Любой проект – это набор задач, которые ставит перед человеком сама жизнь, когда ему необходимо выполнить законченную работу любой степени сложности.  Проектно–исследовательская  деятельность позволяет:

-  вооружить учащегося необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нара­стающего потока информации, ориентации в нём и систематиза­ции материала;

-  научить  самостоятельно решать комплексные задачи на основе полученных в школе знаний и выработанных умений, подготовить их к самостоятельной трудовой деятельности.

Виды проектов:

1.     Творческий

2.     Ролевой

3.     Информационный

4.     Практически - ориентированный

Цель проектной деятельности заключается в последовательности основных этапов – от замысла до реализации. Разработка и реализация включает в себя следующие этапы:

1.     Поисковый (до формулировки проблемы) – актуальность, предмет исследования, цель, гипотеза, задачи, используемые методы, практическая значимость результата. Педагог выступает в роли консультанта (поиск информации, её анализ, структурирование)

2.     Аналитический этап – поиск средств самообразования (библиотека, Интернет. СМИ и т.д.)

3.     Практический этап.

4.     Презентационный этап.

5.     Контрольный этап.

Формы предъявления выполненного задания могут быть публикация, буклет, презентация, веб-сайт, альбом, газета, репортаж, программа праздника и т.д.

Проектная деятельность стимулирует истинное учение самих учеников, потому что оно:

- личностно - ориентированно;

- использует множество дидактических подходов;

- самомотивируемо, что означает возрастание интереса и

  вовлечённость в работу по мере её выполнения;

- позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в

  конкретном деле;

- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.

Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося. Реализация метода творческих проектов изменила позицию самого учителя, который из носителя готовых знаний стал организатором самостоятельной познавательной деятельности учеников. В целом в работе над проектом учитель:

- помогает ученикам в поиске нужных источников информации;

- сам является источником информации;

- координирует весь процесс;

- поощряет учеников;

- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы

  учеников над проектом.

Трудность выполнения проектов заключается в необходимости затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал учителя, но в то же время при использовании проектного метода обучения задачи, стоящие перед учителем, усложняются. Учитель должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформировать творческие навыки и развить инициативу подростка. Учитель должен постоянно пополнять свои знания по тематике проектов.

А для ребят учение обретает личностный смысл, развивается интерес, волевые качества, осознаются жизненные ценности, корректируется самооценка, улучшаются коммуникативные качества, умения сотрудничать, расширяются интересы, повышается учебная мотивация.

Результат использования метода проектов:

- участия школьников в конференциях и конкурсах различного уровня;

- развитие личностных качеств;

- профильное и профессиональное самоопределение.

(демонстрация успехов учащихся – презентация)

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленных целей.

Проектно-исследовательская деятельность имеет большие возможности для развития творческой, активной личности. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным.

Человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать, ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать своё право творить, способен на настоящее творчество, и наша с вами задача – мотивировать учащихся на это творчество, помочь им сделать свои маленькие, а может, кто знает, и большие открытия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Литература

 

1.     Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии.М.: Центр “Педагогический поиск”, 2003.-256 с.

2.     Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. -240 с

3.     Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики./ Под ред. М.Н.Скаткина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1982.- 319 с.

4.     Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2002.- 368 с.

5.     Советова Е.В. школа нового поколения. Педсовет. Ростов-на-Дону, 2012.

6.     Фундаментальное ядро содержания общего образовани я. Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011.

7.     Чернобай Е.В. Технология урока в современной информационной образовательной среде. М.: Просвещение, 2012.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» № 6 с

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» № 6 с

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы – формула роста творческого потенциала и развития учителя и учащегося

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы – формула роста творческого потенциала и развития учителя и учащегося

Всё, что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где и как я могу это применить - это основной тезис современного понимания…

Всё, что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где и как я могу это применить - это основной тезис современного понимания…

Виды проектов: 1. Творческий 2

Виды проектов: 1. Творческий 2

Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося

Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить…

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить…

Литература 1. Бершадский

Литература 1. Бершадский
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2024