Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» № 6 с. Дербетовка
Методическое сообщение на тему:
Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы – формула роста творческого потенциала и развития учителя и учащегося
Учитель русского языка и литературы:
Е.В. Стрельникова
2023 год
Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы – формула роста творческого потенциала и развития учителя и учащегося.
Великим ученым ребенок может и не стать,
а вот самостоятельным человеком,
способным анализировать свои поступки,
поведение, самосовершенствоваться,
реализовывать себя в окружающем мире
ему научиться необходимо.
Постепенно уходит в прошлое эпоха людей-исполнителей, которые, не раздумывая, выполняли указания начальства. Социальные проблемы, проблемы производства, науки, быта людей настолько усложнились, что решить их по чьей-то указке становится всё труднее. Человеку самому приходится думать, искать, оценивать различные варианты действий.
Сегодня образование ориентировано на развитие личности. Современному обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы.
Современное общество, вузы в том числе, требуют умения самостоятельно ставить цели, получать информацию, критически анализировать ее, создавать собственные продукты деятельности. А у многих старшеклассников сегодня отсутствуют навыки коллективной деятельности, нацеленной на достижение высоких результатов; нет навыков целеполагания, группового взаимодействия, самооценки, рефлексии, поэтому в настоящее время проблема творческого развития и саморазвития личности приобрела особую актуальность.
В соответствии с последними исследованиями в области социальной и педагогической психологии, творчество выступает необходимым условием успешной социализации современного человека. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает проектно-исследовательская деятельность.
Всё, что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где и как я могу это применить - это основной тезис современного понимания метода проектов.
Проект в переводе с латыни – брошенный вперёд. Следовательно
· метод ставит ученика в позицию исследователя, который делает его не потребителем готовых знаний, а участником процесса познания;
· дает каждому ученику возможность проявить себя, потому что обучение идет предельно конкретно;
· помогает реализовать свои возможности, потому что ставит ученика в активную позицию;
· учит прежде других находить ответ на вопрос "как делать?".
А роль учителя – увлечь учащихся, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.
Моей основной целью при организации проектно-исследовательской работы является формирование у школьников компетенций, определяющих становление личности, отвечающей запросам современного общества.
При этом я ставлю следующие задачи:
· образовательные: вовлечь учащихся в активную исследовательскую деятельность. В процессе создания проекта сформировать определенные знания, умения по профильному предмету;
· развивающие: развивать информационные, коммуникативные, организаторские, лидерские навыки;
· воспитательные: способствовать социализации личности по составляющим: адекватность самооценки, оценивание и анализ деятельности, понимание своей роли в коллективной деятельности.
Любой проект – это набор задач, которые ставит перед человеком сама жизнь, когда ему необходимо выполнить законченную работу любой степени сложности. Проектно–исследовательская деятельность позволяет:
- вооружить учащегося необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нём и систематизации материала;
- научить самостоятельно решать комплексные задачи на основе полученных в школе знаний и выработанных умений, подготовить их к самостоятельной трудовой деятельности.
Виды проектов:
1. Творческий
2. Ролевой
3. Информационный
4. Практически - ориентированный
Цель проектной деятельности заключается в последовательности основных этапов – от замысла до реализации. Разработка и реализация включает в себя следующие этапы:
1. Поисковый (до формулировки проблемы) – актуальность, предмет исследования, цель, гипотеза, задачи, используемые методы, практическая значимость результата. Педагог выступает в роли консультанта (поиск информации, её анализ, структурирование)
2. Аналитический этап – поиск средств самообразования (библиотека, Интернет. СМИ и т.д.)
3. Практический этап.
4. Презентационный этап.
5. Контрольный этап.
Формы предъявления выполненного задания могут быть публикация, буклет, презентация, веб-сайт, альбом, газета, репортаж, программа праздника и т.д.
Проектная деятельность стимулирует истинное учение самих учеников, потому что оно:
- личностно - ориентированно;
- использует множество дидактических подходов;
- самомотивируемо, что означает возрастание интереса и
вовлечённость в работу по мере её выполнения;
- позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в
конкретном деле;
- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.
Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося. Реализация метода творческих проектов изменила позицию самого учителя, который из носителя готовых знаний стал организатором самостоятельной познавательной деятельности учеников. В целом в работе над проектом учитель:
- помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс;
- поощряет учеников;
- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы
учеников над проектом.
Трудность выполнения проектов заключается в необходимости затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал учителя, но в то же время при использовании проектного метода обучения задачи, стоящие перед учителем, усложняются. Учитель должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформировать творческие навыки и развить инициативу подростка. Учитель должен постоянно пополнять свои знания по тематике проектов.
А для ребят учение обретает личностный смысл, развивается интерес, волевые качества, осознаются жизненные ценности, корректируется самооценка, улучшаются коммуникативные качества, умения сотрудничать, расширяются интересы, повышается учебная мотивация.
Результат использования метода проектов:
- участия школьников в конференциях и конкурсах различного уровня;
- развитие личностных качеств;
- профильное и профессиональное самоопределение.
(демонстрация успехов учащихся – презентация)
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленных целей.
Проектно-исследовательская деятельность имеет большие возможности для развития творческой, активной личности. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным.
Человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать, ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать своё право творить, способен на настоящее творчество, и наша с вами задача – мотивировать учащихся на это творчество, помочь им сделать свои маленькие, а может, кто знает, и большие открытия.
Литература
1. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии.М.: Центр “Педагогический поиск”, 2003.-256 с.
2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. -240 с
3. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики./ Под ред. М.Н.Скаткина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1982.- 319 с.
4. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2002.- 368 с.
5. Советова Е.В. школа нового поколения. Педсовет. Ростов-на-Дону, 2012.
6. Фундаментальное ядро содержания общего образовани я. Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011.
7. Чернобай Е.В. Технология урока в современной информационной образовательной среде. М.: Просвещение, 2012.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.