Проектно-исследовательская деятельность в воспитании младших школьников
Кириллова М.А., МАОУ «Школа-гимназия № 1»
г. Краснокамск, Пермский край
Воспитание, по определению Л.И. Новиковой, - это целенаправленное управление процессом развития личности. Это чрезвычайно сложное явление. Воспитание имеет социальный, психологический, педагогический, философский, культурологический, естественнонаучный аспекты.
Особую актуальность вопросы воспитания приобретают в младшем школьном возрасте, так как именно этот период считается началом становления личности, формированием его духовности, внутреннего мира, обучения нормам общественной жизни.[1]
Ученики младших классов проводят в школе большую часть своей детской жизни. Насыщенная учебная программа, участие в олимпиадах, конкурсах, мероприятиях, дополнительных занятиях во внеурочное время. При такой интенсивности ребёнку требуется разрядка. А для этого необходима интересная и увлекательная внеклассная работа, которая обеспечит не только эту разрядку, а будет способствовать развитию личности.
Именно поэтому наша школа – это место, где до ребёнка и его проблем всегда есть дело. У нас любой ученик имеет право рассчитывать на школу в самых разных ситуациях. Здесь он может пережить неудачи и радость достижения, счастья творчества, почувствовать свою значимость и нужность.
Остановлюсь на своей давно сложившейся системе организации воспитательной работы. Для меня приоритетной является деятельность, ориентированная на конкретные дела и результаты, которые создают условия для формирования у детей необходимых эмоционально-ценностных отношений к окружающей действительности и личных качеств настоящего гражданина своей страны. В моём понимании основной функцией школы является не только формирование интеллектуальных и деловых качеств, но и эмоциональных, коммуникативных готовностей учащихся к активно-деятельному взаимодействию с окружающей действительностью.
Поэтому при планировании воспитательной работы стараюсь так организовать жизнь детского коллектива на уроках и в свободное от них время, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием, участвовали в разнообразных делах, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя.
В основу моей деятельности легли следующие принципы внеклассной работы:
· сотрудничество – учитель, выступает тьютором при реализации школьных дел;
· открытость – учитель прислушивается к мнению детей и учитывает его;
· привлекательность будущего дела – избегание однообразия видов деятельности, предоставление детям возможности видеть конечный результат;
· рефлексия – обязательно осуществляется обратная связь, идет обсуждение способов достижения результата, учитываются особенности взаимодействия и эмоционально-ценностного отношения к делу.
Все это реализуется в процессе правильно организованной исследовательской и проектной деятельности. Они относится к технологиям и практикам, развивающим личность и формирующим навыки и умения будущего. Такие как сотрудничество, управление концентрацией и вниманием, умения заботиться о своем здоровье и состоянии окружающей среды, формирование ответственности в работе, гибкости и многое другое. Эти технологии позволяют развивать творчество и креативность, совершенствовать проблемно-ориентированное, системное, кооперативно-творческое мышление. Основой воспитания личности здесь является совместно-творческая деятельность.
Поэтому проектно-исследовательская деятельность является одним из приоритетных направлений в моей педагогической практике. Полноправными участниками этого процесса являются родители. Многие из проектов реализуются совместно с социальными партнерами: клубами «Ровесник», «Эдельвейс», картинной галереей, краеведческим музеем, спортивными секциями с/к «Россия», «Центром гражданского образования», детской городской библиотекой.
В сотрудничестве с партнерами мы разрабатываем и реализуем исследовательские, творческие и социальные проекты. Многие из них значимые для города, их составляющим компонентом часто являются этно-экологические и краеведческие исследования.
При планировании деятельности особое внимание уделяю целеполаганию. Простраиваю цепочку задач к каждому путешествию и экскурсии (по городу, району, краю, стране). Начинаем работу с «заочного этапа». Почему? Зачем? Что хотим? Это воспитывает патриотизм, любовь к Малой Родине, гражданскую позицию.
Меняя целеполагания, основываясь на личностно-ценностном компоненте, изменяется результат самого рядового мероприятия. Так посещение Зоопарка, для нас стало не просто культурно-досуговым мероприятием, а позволило решить конкретные познавательные, поведенческие, исследовательские задачи с последующей самооценкой, рефлексией.
С сегодняшним выпускным классом мы успешно реализовали в первый год проект «Краснокамск: вчера, сегодня, завтра», на втором году «Никто не забыт, ничто не забыто». Особенно плодотворным для нас был 3-й год обучения. Проект «Природа Краснокамского района» предполагал включение в волонтёрскую деятельность, изучение истории Соснового бора, Дикого озера, кедрового леса, подготовку и выпуск буклетов. В этом году мы реализовали проект «Путешествие по Пермскому краю», его результатом стал путеводитель по местам, где мы побывали за четыре года.
В мою систему работы прочно вошло участие в различных акциях, с последующим развитием в виде таких проектов как «Чистой воде - да!» «Больше кислорода», «Водоёмы города», «Сохраним леса России». Результаты проектов мы с удовольствием представляем на конкурсах, проводимых на базе платформы системы добровольной сертификации информационных технологий в разных номинациях. В этом учебном году это были «Воспоминание о лете-2023», «Задачи августа 2023», «Природа Земли и человек», фоторепортажи - «В объективе - животные» и «Ловлю момент! 2023».[3]
Много интересных идей и новых направлений работы мы находим на сайте общероссийской детской общественной организации «Общественная Малая академия наук «Интеллект будущего». В этом году мы стали участниками всероссийских акций «Космический марафон» и «Счастье строим вместе». В рамках этих акций подготовили исследовательские и творческие мини-проекты по истории космонавтики, реализовали долгосрочный социальный проект «Своих не бросаем» и творческий проект «Как стать счастливым человеком». Рефлексия показала высокий воспитательный потенциал этих мероприятий. [4]
Особо отмечу долгосрочный коллективный проект «Своих не
бросаем». Он был реализован в партнерстве с волонтерами родителями,
участниками СВО, общественными организациями города. Проект нацелен на
патриотическое воспитание через организацию и проведение социальных практик, культурно-образовательной
и общественно полезной деятельности учащихся. Здесь решались следующие задачи: рассказать
о героях нашего времени; формировать у школьников активную гражданскую
позицию;
показать примеры всеобщего героизма людей в современное время;
организовать посильную помощь и поддержку участникам СВО; продолжить
формирование у школьников порядочности, чести, верности гуманизма, долга. Главным
результатом этого проекта стало желание ребят быть в курсе событии СВО,
помогать нашим бойцам, знать своих героев, гордиться ими.
Наша школа сравнительно молодая и многие родители учились именно здесь. В классе всегда люди, с которыми я уже общалась как учитель. В своей работе я это учитываю и использую. Ведь именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших черт личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности.
С родителями я всегда нахожу общий язык, они живо включаются в жизнь классного коллектива. У нас быстро складывается уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу. Родители охотно включаются в проектно исследовательскую деятельность, так как им самим тематика близка и интересна. При полноправном участии родителей нами успешно реализованы проекты «Нашей школе – 35», «История школы – в школьный музей», «Дети – родителям, родители – детям». Все они обладают большим воспитательным потенциалом и способствуют становлению комфортной среды, формированию позитивного эмоционального фона.
Я считаю, что проект - это воплощение любой идеи и детской мечты в реальность, это решение тех проблем, которые касаются ученика, его сверстников, общества. Наши проекты и исследования помогли участникам приобрести социальные знания, умение видеть и решать социальные проблемы, опыт переживания и позитивного отношения к ценностям общества, умение работать в команде, научили бережно относиться к природе и сопереживать.
Как сказал один из известных педагогов Ростова-на Дону Потемкина Е. «Если мы дадим знания, но не научим действовать, граждане будут пассивны и беспомощны. Если научим действовать, но не привьем ценности знаний, мы вырастим самоуверенных карьеристов, равнодушных и безжалостных к нуждам окружающим». [2]
Практика моей работы показала, что это действительно так.
Подводя итоги, хочу отметить, что роль проектно-исследовательской деятельности в воспитании младших школьников огромна. Именно такая организация работы учит детей от слова переходить к поступкам. Делать это с душой, осознанно подходить к выполнению коллективного дела.
Литература
1. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды /Под ред. Н.Л.Селивановой, А.В.Мудрика. Сост. Е.И. Соколова. – М., 2009.
2. Потемкина Е. Ценности и принципы превыше всего. Граждановедение – курс специфический. Учительская газета 2001 г. №51
3. https://konkurs.sertification.org/new_store/index.htm Система добровольной сертификации информационных технологий, дата обращения 31.05 2023
4. new.future4you.ru Малая академия наук, дата обращения 31.05 2023
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.