Проектно-исследовательская работа по литературе. Зависимость эмоциональности стихотворений А.А. Фета от стихотворного размера.
Оценка 4.7

Проектно-исследовательская работа по литературе. Зависимость эмоциональности стихотворений А.А. Фета от стихотворного размера.

Оценка 4.7
docx
13.07.2020
Проектно-исследовательская работа по литературе. Зависимость эмоциональности стихотворений А.А. Фета от стихотворного размера.
проект.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Ростовской области

«НОВОШАХТИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

(ГБОУ РО Новошахтинская школа-интернат)

 

 

 

 

 

 

 

Проектно-исследовательская работа по литературе.

Зависимость эмоциональности стихотворений А.А. Фета от стихотворного размера.

 

 

 

 

Подготовила обучающаяся 6 класса:

Гребенкина А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018-2019 учебный год

 

Актуальность темы.

      По словам С. Я. Маршака, читатель должен быть грамотным и «талантливым», чтобы понимать и осмысливать развитие творческого пути каждого писателя и литературы в целом. Проще говоря, теория помогает ученику лучше разбираться в литературе как искусстве слова. Но литературоведение — это наука, в изучении которой есть немало своих трудностей и проблем. Как преодолевать эти трудности, усваивать теорию и успешно применять ее на практике, показано в данном проекте на примере темы «Размеры стиха».

Основная часть.

     Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.

      Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. 

       Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.
      Стопа – единица измерения стихотворного размера.
      Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).
     Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
     Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.

Учимся расставлять ударения и определять размер стиха    

   Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.
      Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений. Например, в четверостишье «Мчатся тучи, вьются тучи/ Невидимкою луна/Освещает снег летучий/Мутно небо, ночь мутна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений:
«Мчатся тучи, вьются тучи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению.
«Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невидимкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.
«Освещает снег летучий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется.
«Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.

Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:

1)    расставить словесные ударения в каждой строке, то есть родные ударения во всех словах (за исключением предлогов).

2)    расставить ритмические ударения, то есть выделить те гласные, которые при прочтении акустически выделяются и тоже звучат как ударные. При расстановке ритмического ударения учитываются и предлоги.

3)    составить схему. Схема нашего четверостишься «Мчатся тучи, вьются тучи…» будет выглядеть так: _U|_U|_U|_U, так как ударный слог обозначают нижним подчеркиванием  _ , а безударный кавычкой U. Отделяют стопы друг от друга прямой вертикальной чертой |.

 Не литературоведческий метод определять размер стихотворения

1)    Пронумеровать все слоги в строке.

2)    Прочитать стихотворение на манер считалки, акустически выделяя не только слоги со словесным, но и с ритмическим ударением.

3)    Выделить, то есть подчеркнуть или любым другим способом обозначить все обнаруженные ударные слоги: и со словесным ударением, и с ритмическим.

4)    Выписать подряд номера ударных слогов.

5)    Должна получиться одна из схем, которая будет соответствовать одному из стихотворных размеров:

  • 1-3-5-7-9  — хорей
  • 2-4-6-8-10 и т.д. — ямб
  • 1-4-7-10 и т.д. — дактиль
  • 2-5-8-11 — амфибрахий
  • 3-6-9-12 — анапест


Таблица «​Двухсложные стихотворные размеры»

Названия

Хорей

Ямб

Определение

двусложный размер с ударением на первом слоге.

То есть первый слог – ударный,

второй – безударный (это одна стопа).

Далее (начинается 2 стопа) рисунок повторяется:

третий слог – ударный, четвертый – безударный (это вторая стопа).

И опять: пятый (если он есть) ударный, шестой – безударный (третья стопа) и т.д.

двусложный размер с ударением на втором слоге.

То есть в ямбе наоборот – первый слог безударный, а второй ударный.

Далее (вторая стопа) третий слог вновь безударный, а четвертый ударный и т

Номер ударных слогов

1-3-5-7-9 и т.д.

2-4-6-8-10 и т.д.

Ритмический рисунок

 - U |  -U |-  U |-  U |

U -  | U -   | U  -  | U -  |

Примеры

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет,

Ви́хри сне́жные крутя́;

То, как зве́рь, она́ заво́ет,

То запла́чет, как дитя́…

(А.С. Пушкин)

Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог.

(А.С. Пушкин)

 

То есть стихотворная стопа такого размера будет стоять из двух слогов 

Таблица «Трехсложные стихотворные размеры»

Названия

Дактиль

Амфибрахий

Анапест

Определение

трёхсложный размер с ударением на первом слоге.

То есть в дактиле первый слог ударный, второй и третий безударный;

далее (вторая стопа) – ударный четвертый, пятый и шестой слоги – безударные

трёхсложный размер с ударением на второмслоге, первый и третий слоги в стопе – безударные.

Далее (вторая стопа): четвертый – безударный, пятый – ударный, шестой – безударный

трёхсложный размер с ударением на последнем, третьем  слоге,

а первый  и второй слоги – безударные  

Номер ударных слогов

1-4-7-10 и т.д.

2-5-8-11  и т.д.

3-6-9-12 и т.д.

Ритмический рисунок

  -UU |-   UU | 

 - U-  |-   U-   |

 - UU | -  UU|

Примеры

В рабстве спасённое

Сердце свободное —

Золото, золото

Сердце народное!

(Н.А. Некрасов)

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

(М.Ю. Лермонтов)

Есть в напевах твоих сокровенных         

Роковая о гибели весть.

Есть проклятье заветов священных,

Поругание счастия есть.

(А. Блок)

 

То есть стихотворная стопа такого размера будет состоять из трех слогов. 

Стихотворный размер «Спондей»

     Спондей — стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как правило, в таких стихах ритм несколько сбит, нарушен ритмический рисунок стиха. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд, то есть два ударных слога могут стоять рядом друг с другом.

Пример:
 Швед, русский — колет, рубит, режет – здесь ударный «Швед» соседствует с «русским», первый слог которого также стоит под ударением.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон, -
И смерть, и ад со всех сторон.

                                                                                                                                   (А.С. Пушкин)
Классический пример — начало «Евгения Онегина» А.Пушкина:
«Мой дядя самых честных правил…»
Здесь в первой ямбической стопе первый слог также кажется ударным, как в хорее. То есть соседствуют ударный «Мой» и «дядя». Это соседство двух ударных слогов и есть спондей.

Если определяя размер стихотворения, то есть расставляя словесные и ритмические ударения, вы сталкиваетесь со спондеем, но вся остальная схема говорит о том, что текст написан ямбом (как, например, в случае с «Евгением Онегиным»), значит ямб и есть размер этого фрагмента.

Сопоставляя содержание и размер стихов, мы составили таблицу особенностей стихотворных размеров:

Размер стиха

Особенности придаваемого настроения

 

Хорей

ритмичность, но мягкость и плавность, взволнованность чувств, растроганность, музыкальность, легко поется

 

Ямб

ритмичность, сильное звучание, торжественность, ясность, твердость, музыкальность, легко поется, энергичное повествование, оптимизм, мажорность

 

Дактиль

особый характер ритмичности: неспешность, обдуманность, элегантность, музыкальный красивый ритм вальса, называют «плачущим» размером

 

Амфибрахий

особый характер ритмичности: умеренность, устойчивость, ясность, надежность, твердость, жизненная мудрость, равновесие, покой, сила, элегантность, задумчивость

 

Анапест

особый характер ритмичности: напряженность, стремительность, движение, передаёт душевные искания лирического героя, призывность

 

 

Выводы: 

1) размер стиха передает настроение или поэта, или лирического героя;

2) если поэт желает сочинить что-нибудь экспрессивное, пользуется хореем и ямбом, а если эпическое, повествовательное, то дактилем, амфибрахием или анапестом;

3) таким образом, мы определили стихотворный размер каждого стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета и получили следующие результаты.

Количество стихов – 187

Хореем написано 36 стихов, ямбом – 69, дактилем – 30, анапестом – 27, амфибрахием – 25.

Мы видим, что стихотворения Фета в своем большинстве отличаются торжественностью, ясностью, твердость, напевностью повествования.

 

 

 

 

 

 


 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Актуальность темы. По словам

Актуальность темы. По словам

Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу

Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу

Определение двусложный размер с ударением на первом слоге

Определение двусложный размер с ударением на первом слоге

Стихотворный размер «Спондей»

Стихотворный размер «Спондей»

Амфибрахий особый характер ритмичности: умеренность, устойчивость, ясность, надежность, твердость, жизненная мудрость, равновесие, покой, сила, элегантность, задумчивость

Амфибрахий особый характер ритмичности: умеренность, устойчивость, ясность, надежность, твердость, жизненная мудрость, равновесие, покой, сила, элегантность, задумчивость
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.07.2020