ПОМОЖЕМ УБЕРЕЧ ЗЕМЛЮ ОТ МУСОРА
(проектно-исследовательская работа в окрестностях детского сада)
Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку:
сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь, –
на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы
на расстоянии вытянутой руки.
Д.С. Лихачев
В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях уделяется огромное внимание экологическому воспитанию и образованию детей. Конечно, экологическое образование – это ведь не развитие каких-то определенных способностей ребенка, это формирование основ мировоззрения будущего гражданина! И неважно, кем он станет – поэтом, программистом, политиком, художником, или просто рабочим. Человек, в любом случае, всегда взаимодействует с окружающей средой. Как подчеркивает Г.А. Ягодин, экологическое образование – это образование человека, гражданина Вселенной, который способен безопасно и счастливо жить в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений. Эколого-социальная ситуация выдвигает, на сегодняшний день, перед педагогами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Дошкольный возраст - ценный этап в развитии экологической культуры личности. Дети дошкольного возраста имеют представление о том, что мусорить плохо, но у них нет понимания того, почему и как может мусор повлиять на чистоту Земли в целом. В этом возрасте развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при целенаправленной работе по экологическому образованию и воспитанию подрастающего поколения во всех звеньях системы образования.
Жизнь наша во многом зависит от состояния окружающей среды. Мы постоянно ощущаем существующие экологические проблемы. В магазине, мы стараемся выбирать качественные, экологически чистые продукты, строим дома в чистых экологических районах, гуляем в местах, где чистый воздух. Но мы не задумываемся, что состояние окружающей среды напрямую связанно с нашим поведением в быту, в природе. Очень важно в наше время научить детей ценить окружающую природу, поступать с ней разумно. Тема экологической ситуации очень актуальна для всех регионов России. Одной из важных проблем является утилизация отходов производства и потребления. Современный человек производит такое количество отходов, что проблема их утилизации становится с каждым днем всё более масштабной во всем мире. Усиливается загрязнение природной среды твердыми промышленно-бытовыми отходами, нарушается естественный баланс среды, что в будущем может иметь катастрофические последствия для мира растений, животных и климатических условий Земли. Загрязнение окружающей среды убивает: развитие сельского хозяйства и промышленности, технический прогресс, появляются новые виды отходов, объёмы которых растут с каждым годом. Объектами разных видов загрязнения становятся реки и моря, почва, а также воздушная среда. Над этой проблемой работает большинство ученых, которые постоянно разрабатывают всё новые и новые технологии, но идеальной формы утилизации отходов ещё не найдено. Во- многих западных странах люди сами сортируют мусор по материалу изготовления. Человек, не видит и не осознаёт, что каждый день оказывает влияние на окружающую среду: используя воду, энергию, бумагу, покупая товары, отдыхая в парке, передвигаясь на автомобиле, а так же с каждым годом, ощущаем результаты глобального потепления. Для того, чтобы изменить ситуацию, нужно воспитывать у подрастающего поколения новую систему ценностей, в которой важное место отводится улучшению состояния окружающей среды и сохранению природы.
Мусорная проблема очень огромна, с ней постоянно сталкиваемся, в городе, на улице, в общественном транспорте, в лесу, на реке. Неужели через несколько лет наша планета станет одной огромной свалкой? Этот вопрос волнует всех. Всё новые мусорные полигоны и невероятно огромные свалки появляются с величайшей скоростью, несмотря на то, что многие виды отходов очень долго разлагаются или вообще не разлагаются. Проблема мусорных свалок и их утилизация известна даже детям. И, конечно, возникает противоречия – дети знают о том, что мусорить плохо, все хотят жить в чистом городе, но почему мусорить плохо и как сделать мир чище не знают. Чтобы ответить на эти волнующие вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, мы решили разработать проект “Поможем убереч землю от мусора”.
Экологический проект – это универсальное средство для экологического воспитания дошкольников, который позволяет педагогу вывести детей в окружающий мир и социальную действительность, а так же направлен на формирование у детей и родителей экологической культуры поведения. В идею проекта заложена мысль, научить детей мыслить, корректировать свое экологическое поведение и делать выводы. Суть проекта: познакомить с деятельностью, провести экологические эксперименты, научить детей делать правильные выводы, направленные на защиту природы от мусора, на чистоту окружающего мира.
Цель проекта: сформировать у детей знания о разных видах деятельности по защите природы.
Задачи проекта:
- расширять знания детей о взаимодействиях природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной;
- стимулировать интерес к исследовательской деятельности, обобщать, делать выводы;
- формировать представления о вторичном использовании бытовых и хозяйственных отходов;
- развивать воображение, уметь реализовывать свои впечатления в художественно – творческой деятельности.
- учить в корректной форме выражать свое отношение к поступкам других детей и взрослых и адекватно воспринимать оценку своего поведения;
С октября 2019 г. по май 2020 года воспитанники МБДОУ № 4 «Солнышко» ЗМР РТ совместно с родителями и педагогами, принимали участие в проекте «Поможем убереч землю от мусора». В ходе проекта у детей появились: интерес к проблеме загрязнения окружающей среды, узнаванию природы; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности. На первых этапах проекта мы с детьми изучали, каким бывает мусор, откуда он берется, как природа «борется» с человеческим мусором, почему в самой природе мусора не бывает. Чтение художественной литературы, разнообразие книг об охране природы, иллюстрации на экологическую тематику, исследовательская деятельность «Разный мусор» по сортировке ТБО, проведение опыта «Мусор в земле», и наблюдение за ними через 7 месяцев, всё это помогло создать ясную картину и представление о сложных процессах сортировке мусора и утилизации.
После занятий исследовательской деятельности: «Изучение упаковки», «Как сортируют и перерабатывают мусор», «Знак переработки», мы с ребятами решили более глубоко изучить тему «мусор». Во время образовательной деятельности дети выдвигали гипотезы о том, сколько времени потребуется для того, чтобы мусор разложился или исчез.
Ход эксперимента:
1. Отобрали предметы упаковки – бумага, бумага с пленкой, коробка из-под яиц, листья деревьев, пластик, картонный пакет из-под молока.
2. Закопали на определённом участке отобранные предметы, отметили их место «захоронения»
3. Оставили в покое и следили, чтобы никто не выкопал мусор.
4. Через 30 недель выкопали мусор или то, что от него осталось.
Результаты эксперимента: мусор разложился частично.
- Остались невредимыми - пластиковая деталь от кассет, пленка от пакета, произошли изменения с упаковкой из-под молока: она покрылась плесенью, стала мягкой, потеряла форму, но не разложилась.
- Пропали предметы: листочки бумаги, бумага с пакета из-под хлеба, листья деревьев.
Вывод: отходы (мусор) проходят очень долгий путь к исчезновению.
Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творчества и познавательных способностей у детей, в организации и проведении мероприятий, акций, что не мало важно сказалось по следующим направлениям:
- совместная деятельность с детьми: субботники, акция «Чистые берега»;
- сбор макулатуры (картона и бумаги), батареек;
- работа в творческой мастерской (изготовление игрушек, поделок и музыкальных инструментов из бросового материала, костюмов для театральных представлений, кормушек для птиц из пластика и пакетов);
- экологическое просвещение. Информация по темам “Зависимость здоровья детей от состояния окружающей среды”, «Как научить ребенка экологическому поведению».
Благодаря их творческому подходу, энтузиазму и умелым рукам, воплотилось то, что мы часто обсуждали с детьми, как же помочь Земле? Что можно сделать из мусорных отходов, из того, что нам больше не нужно и не пригодится в жизни?
Подводя итоги, мы отметили следующее:
- Проект помог одним детям понять, что нельзя мусорить необдуманно, а другим детям помог всё разъяснить, которые не были заинтересованы в этой проблеме;
- Батарейки необходимо сдавать в специальные приемные пункты сырья;
- Бумагу и картон нужно сдавать в приемные пункты приема макулатуры;
- Мусор необходимо сортировать дома и выбрасывать в предназначенные для него отдельные контейнеры.
Воспитанники поняли, что нужно:
- мастерить из предметов на выброс оригинальные подарки, элементы интерьера или различные пособия для познавательной, речевой, театрализованной, игровой деятельности;
- при выборе продуктов необходимо обращать внимание на упаковку товара и отдавать предпочтение той, которая сделана из вторсырья или может быть впоследствии переработана.
Этот проект – важен для каждого из нас. Говорят, что чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. Если каждый человек будет чувствовать ответственность за то, что его окружает, он будет выполнять совсем несложные правила: бросать мусор в урну, сортировать его и выбрасывать в разные контейнеры. Но такого человека нужно воспитывать.
Литература
1. Ашиков В. И. Семицветик : программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошк. возраста / Ашиков В. И., Ашикова С. Г. - М. : Рос.пед.агентство, 1997. - 132 с.
2. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников / Волосникова Т.В.// Дошкольная педагогика. - 2005. - №6. - С.16 - 20.
3. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание дошкольников / Николаева, С. Н.// Педагогика. - 2007.
4. Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 112 с.
5. Ягодин Г.А. Воспитать гражданина планеты. Обруч №2, 1997.
6.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.