Проектно-исследовательская работа: "Средства выразительности речи"
Оценка 4.7

Проектно-исследовательская работа: "Средства выразительности речи"

Оценка 4.7
docx
29.08.2022
Проектно-исследовательская работа: "Средства выразительности речи"
Проектная работа "Средства выразительности речи"
средства выразительности речи.docx

Введение

В настоящее время русский язык является одним из наиболее сложных для изучения языков мира. Этому способствует огромное количество средств выразительности, которые присутствуют в нашем языке, делают его богатым и многогранным. Средства речевой выразительности – это один из важнейших факторов, благодаря которому русский язык славится своим богатством и красотой, которая не раз была воспета в стихах и бессмертных произведениях русских классиков-литераторов. На сегодняшний день, каждый желающий успешно сдать итоговую аттестацию должен научиться использовать в своей устной и письменной речи средства художественной выразительности. Кроме того,  вопрос о них есть в тестовой части как для обучающихся 9 класса, так и для обучающихся 11 класса.

Все учащиеся 9-ых классов сдают ОГЭ, и одним из самых сложных заданий является «Анализ средств выразительности», ведь в нем нужно не только знать средства выразительности, но и уметь их определять.  И я решила создать игру, с помощью которой будет легче запомнить средства выразительности речи и научиться их различать. Эту игру мы будем использовать в ходе  подготовки к ОГЭ, а также ее будут использовать ребята других классов, не только готовясь к ОГЭ, но и при изучении произведений литературы.

Цель проекта: изучить средства выразительности речи, используемые писателями XIX века, при создании прозаических и стихотворных произведений.

Задачи проекта:

1) изучение средств художественной выразительности речи

2) создание настольной игры

3) подготовка к ОГЭ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

Приступая к реализации своего проекта, я проанализировала сборники заданий ОГЭ различных авторов:  Егораевой Г.Т., Мальцевой Л.И., Сениной Н.А., а также варианты сайта ФИПИ. Всего было изучено 106 тренировочных вариантов.

На диаграмме видно, что чаще всего в экзаменационных материалах встречаются эпитет (32), фразеологический оборот (27), метафора (20), сравнение(20), олицетворение (7).

Следующим этапом моей работы стало изучение понятий средств художественной выразительности речи.

Средства выразительности — это специальные художественно-риторические приемы, лексические и грамматические средства языка, привлекающие внимание к высказыванию. Речевые средства выразительности придают тексту эмоциональность, глубину, красочность. Они акцентируют внимание читателя/слушателя на том или ином предмете обсуждения, на явлении, человеке или событии.

Русская поэзия и проза изобилуют языковыми средствами. Они делают текст насыщенным, а также демонстрируют мастерство писателя или поэта, его умение владеть художественной речью. Даже простой предмет или событие могут быть описаны нетривиально и живописно благодаря специальным приемам. На сегодняшний день нет чёткой классификации средств выразительности, но можно выделить два условных вида:  тропы и стилистические фигуры.

Тропы — это образные обороты речи, в которых слова и выражения употреблены в переносном значении.

Рассмотрим тропы.

1. Эпитет (греч. «приложенное», «прибавленное») — это художественное, образное определение, обладающее особой художественной выразительностью, выражающее чувства автора к изображаемому предмету, создающее живое представление о предмете. Как правило, эпитет выражен именем прилагательным, употреблённым в переносном значении. С этой точки зрения, например, прилагательные голубое, серое, синее в сочетании со словом «небо» не могут быть названы эпитетами; таковыми служат прилагательные свинцовое, стальное, янтарное...

Не каждое определение можно назвать эпитетом. Сравните: железная кровать и железный характер, серебряная ложка и серебряный ключ (родник).

В народном поэтическом творчестве используются постоянные эпитеты: «дороженька столбовая», «синее море», «красна девица», «добрый молодец», «скатный жемчуг», «мать-сыра земля».

2. Оксюморон (греч. «остроумно-глупое») — сочетание противоположных по значению слов:

Порой влюбляется он страстно в свою нарядную печаль. (М. Лермонтов)

Нелогичность соединения слов приковывает внимание читателя, усиливает выразительность образа.

Например: седая юность (А. Герцен), радостная печаль (Короленко), сладкая грусть (А. Куприн), ненавидящая любовь (М. Шолохов), грустная радость (С. Есенин), милый грех, враг мой милый…

3. Сравнения — это сопоставление одного предмета с другим при помощи сравнительного союза: как, словно, будто, точно, что… или существительного в творительном падеже.

«Анчар, как грозный часовой, стоит — один во всей вселенной». А. С. Пушкин

как кладбище усеян сад

камнем упал на землю

Луна хохотала, как клоун. (С. Есенин)

4. Метафора (греч. «перенесение») представляет собой перенесение значения по сходству; скрытое сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов:

сонное озеро города (А. Блок),

взлетающий бубен метели (А. Блок),

серебряная ложка луны (Ю. Мориц)

молния распорола небо.

Иногда весь текст или значительный по объёму его фрагмент строится на основе переноса значения по сходству. В этом случае говорят о развёрнутой метафоре.

Например, стихотворение М. Ю. Лермонтова «Чаша жизни», которое построено на развёртывании метафорического высказывания пить чашу жизни.

5. Олицетворение — художественный приём, заключающийся в том, что при описании животных или неодушевлённых предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями, речью:

Луна хохотала... (С. Есенин)

6. Гипербола (греч. «преувеличение») — изобразительный приём, построенный на количественном усилении признаков предмета, явления, действия; «художественное преувеличение»:

Пройдёт — словно солнцем осветит! Посмотрит — рублем подарит! (Н. Некрасов)

7. Литота – намеренное преуменьшение (Мальчик с пальчик, Крошечка-Хаврошечка, прелестный шпиц, не более наперстка…)

8. Антитеза (греч. «противоположение») — это приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Как правило, антитеза основывается на употреблении антонимов:

Смерть и бессмертье, жизнь и погибель и деве и сердцу ничто. (М. Лермонтов)

9. Лексический повтор — намеренное повторение в тексте одного и того же слова в тексте. Как правило, с помощью этого приёма в тексте выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание читателя:

Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза. (С. Есенин)

Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится река.

И в тверди пламенной и чистой лениво тают облака. (Ф. Тютчев)

10. Звукоподражание — это неизменяемые слова, которые своим звучанием воспроизводят звуки, издаваемые человеком, животными, предметами: гав-гав, кря-кря, ха-ха-ха, апчхи, топ-топ, кукареку, тик-так, бряк, щелк, бац и т.п.

11. Метонимия – перенесение значения на основе замены названия явления, понятия другим, неразрывно связанным в нашем сознании с представлением об этом явлении, понятии:

«я три тарелки съел»

Читал Пушкина

«вся Ивановская площадь шеи вытянула»

12. Синекдоха – разновидность метонимии, перенесение значения на основе количественной связи, сближение части и целого, ед. числа вместо множественного:

«И слышно было до рассвета, Как ликовал француз»

13. Перифраза – замена одного слова описательным выражением, передающим тот же смысл

«Унылая пора! Очей очарованье» - осень

Град Петров - Санкт-Петербург

14. Синонимы – слова, которые звучат и пишутся по-разному, но одинаковые по смыслу: большой – огромный, громадный, колоссальный, исполинский.

15. Антонимы – слова, противоположные по смыслу: толст – тонок, старый – молодой.

16. Омонимы – единицы языка, совпадающие в произношении (написании), но имеющие разные значения: кисть руки – кисть для рисования – кисть винограда.

Омоформы: много техник – техник из ЖЭКа.

17. Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению: одеть – надеть, командировочный – командированный, болотный – болотистый.

18. Эмоционально-оценочная и экспрессивная лексика – слова, в лексическое значение которых входит устойчивая эмоциональная окраска или оценка:

«Пролузгали, пропили, прогуляли, замызгали на грязных площадях…»

19. Фразеологизм – устойчивые меткие выражения, обладающие целостным значением. ЛЗ имеет не каждое слово в отдельности, а все словосочетание в целом:

«Один Бог разве мог сказать, какой был характер у Манилова».

20. Крылатые слова – вошедшие в речь выражения, представляющие собой краткие цитаты из литературных произведений: «Счастливые часов не наблюдают».

21. Диалектизм – слова, используемые жителями той или иной местности и вошедшие в литературный язык: бурак – свёкла, кочет – петух.

22. Архаизм – устаревшие слова, именования которых вышли из употребления, но получили в современном языке новые названия: очи – глаза, уста – губы, чело – лоб.

23. Историзм – устаревшие слова, обозначающие вышедшие из современной жизни предметы: кафтан, прялка, князь…

24. Окказионализмы – слова, созданные автором в соответствии с законами словообразования, по тем моделям, которые существуют в языке.

Стилистические фигуры

Многие выразительные языковые средства основаны на синтаксических особенностях русского языка. Рассмотрим наиболее распространенные приемы.

1. Синтаксический параллелизм (греч. «идущий рядом», «параллельный») — приём, заключающийся в сходном построении смежных предложений прозаического текста, стихотворных строк или строф:

Я – внезапный излом

Я – играющий гром,

Я – прозрачный ручей,

Я – для всех и ничей. (В. Хлебников)

2. Анафора – («единоначатие») повторение слов в начале предложений:

Оттого что я на земле стою – лишь одной ногой,

Оттого что я о тебе спою – как никто другой.

3. Эпифора – повторение в конце предложений:

«Други его – не тревожьте его!

Слуги его – не тревожьте его!

4. Риторические («ораторское искусство») фигуры, цель которых состоит в усилении выразительности речи.

Риторический вопрос — это вопрос, не требующий ответа, но имеющий особое эмоциональное значение.

Куда ты мчишься, гордый конь,

И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин)

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!

Риторическое восклицание — восклицательное предложение, которое в тексте выполняет роль усиления эмоциональности и выразительности речи.

Какое лето, что за лето!

Да это просто колдовство. (Ф. Тютчев)

Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто караул кричи!

Риторическое обращение — высказывание, адресованное неодушевлённому предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу. Наиболее часто риторическое обращение встречается в поэзии.

Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А. Пушкин)

О небо, небо, ты мне будешь сниться!

5. Для усиления выразительности речи в художественных текстах часто используется инверсия (от лат. «перестановка», «переворачивание») — расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок.

Например, предложение с прямым порядком слов: И я долго твердил нежное имя милой Мариулы

с помощью инверсии преобразуется в выразительную и ритмически организованную фразу:

И долго милой Мариулы я имя нежное твердил. (А. Пушкин)

6. Именительный представления — конструкции, которые называют предмет, лицо или явление с целью вызвать представление о них. За именительным представления следует сообщение, характеризующее названный предмет или явление.

Москва!.. Как много в этом звуке для сердца русского слилось! (А. Пушкин)

Москва... Она нерусской быть не может, как человек не может не дышать. (В. Инбер)

Россия! Где она кончается? Найди конец, чтоб клином свет. Россия в сердце начинается, — а в нем конца и края нет. (Н. Кабушкин)

7. «Обычные» синтаксические конструкции: однородные члены предложения (нередко используются предложения с несколькими рядами однородных членов), обособленные члены, а также вводные слова.

Одно из ярких синтаксических средств — парное соединение однородных членов предложения. Этот приём используется в текстах художественного и публицистического стилей как одно из сильных выразительных языковых средств. Очень часто в роли однородных членов выступают антонимы.

Ничего не даётся само собой, без усилий и воли, без жертв и труда. (А. Герцен)

8. Градация («постепенное возвышение») — расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости:

Музыки бесполезные звуки, лишние звуки, непримеряемые тоны, болью не вызванные стоны. (Б. Слуцкий)

Я звал тебя, но ты не оглянулась, я слезы лил, но ты не снизошла. (А. Блок)

Радостное, праздничное, лучезарное настроение распирало, и мундир, казалось, становился тесен... (С. Серафимович).

9. Антитеза – оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия:

Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень. Не столь различны меж собой.

10. Эллипсис – пропуск структурно-необходимого элемента высказывания, обычно легко восстанавливаемого из контекста:

Пусть у Европы есть история, – Но у России – житие.

11. Рефрен – повторение одной фразы в стихотворении (припев).

12. Многосоюзие – увеличение числа союзов между словами:

И сердце бьётся в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь.

13. Бессоюзие – построение речи, в котором опущены союзы, соединяющие слова:

Швед, русский – колет, рубит, режет,

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон… (А.С. Пушкин)

14. Гипофора (вопросно-ответный ход) – это отрезок монологической речи, объединяющий вопрос и ответ на него:

«Но русский язык сокращается, как шагреневая кожа, уходит, как вода в песок. Почему? Чтобы найти ответ, нужно вспомнить, откуда язык приходит: из общения и чтения. Но дети и родители разобщены. Что касается чтения, то тут и говорить нечего». (И. Кабыш)

15. Парцелляция – расчленение единой синтаксической структуры предложения с целью более эмоционального, яркого его восприятия. Дробление, деление фразы на небольшие фрагменты.

«Ребенка нужно учить чувствовать. Красоту. Людей. Всё живое вокруг»

Изученные мною материалы вошли в состав игровых карточек, которые помогут обучающимся изучить средства выразительности речи и подготовиться к итоговой аттестации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Изучив средства художественной выразительности, убедились в том, что ресурсы выразительных средств в языке неисчерпаемы и средства языка, такие как фигуры и тропы, делающие нашу речь красивой и выразительной необычайно разнообразны.

Проанализировав собранный материал, пришли к выводам:

- чаще всего в заданиях ОГЭ встречаются фразеологизмы и эпитеты;

- реже сравнения, метафоры и олицетворения;

- без постоянной тренировки невозможно в нужной мере подготовиться к итоговой аттестации;

- изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.

Закончить работу хочется словами А. И. Куприна «Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, послушен, ловок и вместителен… ».









 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М.: Сов. энциклопедия, 1966. - 608с.

Егораева Г.Т. Экзаменационный тренажер.Москва: Экзамен,2021.- 12 с.

Мальцева Л.И. Русский язык.9 класс. ОГЭ 2021 Ростов н/Д: Народное образование, 2021. – 400 с.

Сенина Н.А. ОГЭ-2022. Русский язык. Москва: Легион, 2021. – 464 с.

Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста.


 

Введение В настоящее время русский язык является одним из наиболее сложных для изучения языков мира

Введение В настоящее время русский язык является одним из наиболее сложных для изучения языков мира

Основная часть Приступая к реализации своего проекта, я проанализировала сборники заданий

Основная часть Приступая к реализации своего проекта, я проанализировала сборники заданий

Рассмотрим тропы. 1. Эпитет (греч

Рассмотрим тропы. 1. Эпитет (греч

Иногда весь текст или значительный по объёму его фрагмент строится на основе переноса значения по сходству

Иногда весь текст или значительный по объёму его фрагмент строится на основе переноса значения по сходству

И слышно было до рассвета, Как ликовал француз» 13

И слышно было до рассвета, Как ликовал француз» 13

Синтаксический параллелизм (греч

Синтаксический параллелизм (греч

Для усиления выразительности речи в художественных текстах часто используется инверсия (от лат

Для усиления выразительности речи в художественных текстах часто используется инверсия (от лат

Пусть у Европы есть история, –

Пусть у Европы есть история, –

Заключение Изучив средства художественной выразительности, убедились в том, что ресурсы выразительных средств в языке неисчерпаемы и средства языка, такие как фигуры и тропы, делающие нашу…

Заключение Изучив средства художественной выразительности, убедились в том, что ресурсы выразительных средств в языке неисчерпаемы и средства языка, такие как фигуры и тропы, делающие нашу…

Использованная литература: Ахманова

Использованная литература: Ахманова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.08.2022