ПРОЕКТНО-ТВОРЧЕСКАЯ (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ).

  • docx
  • 18.01.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 18.01.22.docx

Павлов Александр Константинович, -

генеральный директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(Российская Федерация, г. Москва – г. Санкт-Петербург –

г. Петрозаводск -  г. Мурманск), -

доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент, академик МАНЭБ,

Лауреат премии им. М.В. Ломоносова,
Заслуженный деятель науки РФ

 

ПРОЕКТНО-ТВОРЧЕСКАЯ (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

(НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ)

 

     ДЛЯ СПРАВКИ:  Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогической практике. Он был разработан и предложен в 1920 году американским философом и педагогом Дж. Дьюи.  Он предлагал строить обучение на активной основе, используя целенаправленную деятельность учеников с учетом их личной заинтересованности и получая в итоге реальный результат.

     В России в 1905 году С.Т.Шацкий пытался активно использовать проектные методы в практике образования. В настоящее время метод проектов снова востребован и популярен. Его относят к педагогическим технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.

     В настоящее время проблема творческого развития и саморазвития личности приобрела особую актуальность. В соответствии с последними исследованиями в области социальной и педагогической психологии, творчество выступает необходимым условием успешной социализации современного человека. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.

     Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает проектно-исследовательская творческая деятельность.

     Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему- все это лежит в основе проектной деятельности. Данная технология может быть использована, в первую очередь, для повышения качества обучения.

     Проектное обучение создает атмосферу творчества. В идее проектной методики привлекает то, что учащиеся сами участвуют в первоначальном выборе предмета деятельности, в обсуждении подходящих рабочих методов, в расписании работы над проектом и в выборе «конечного продукта». Проектная работа предоставляет учащимся возможность использование известных знаний, умений и навыков в реальных ситуациях и предполагает расширение активности учащихся. Она развивает способность определять ресурсы, использовать рациональные способы учебной и другой деятельности, а также дает возможность исследовательских методов в обучении.  

     В своей работе педагоги, работающие в Международном Инновационном Научно-Исследовательском Образовательном Дистанционно-Сетевом Педагогическом Комплексе – МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», под научным руководством доктора педагогических наук, профессора, член-корреспондента, академика МАНЭБ, Лауреата премии им. М.В. Ломоносова, Заслуженного деятеля науки РФ Павлова Александра Константиновича, определяют: изучать, системно разрабатывать и внедрять метод проектов как средство реализации педагогической технологии проблемно-модульного обучения. 

     Использование проектной работы, целью которой является развитие учащихся, позволяет привлекать учеников с разными учебными способностями, придаёт им уверенность, положительно влиять на их отношение к изучаемому предмету в целом, развивает их интерес.

     Проектная деятельность школьников в урочное и внеурочное время

     Проект может быть:

·         Исследовательским,  основанный на исследовательском методе, предполагающем чёткость структуры, прозрачность целей, актуальность и социальную значимость, экспериментальную часть;

·         Творческим – основывается на методах, способствующих реализации творческих способностей учащихся (рисунок, плакат, передача по радио, видеофильм и т.п.);

·         Игровым – участники берут на себя конкретные роли в соответствии с идеей и планом проекта;

·         Информационным,  основывается на методе сбора информации о каком-либо объекте, анализе и обобщение фактов, явлений и процессов с целью донесения ее до аудитории через рисунки, плакаты и др.

     План работы над проектом.                     

     Предварительная подготовка учителя.

1.Определить тему проекта.

2. Продумать ключевые понятия темы.

3. Определить график выполнения этапов и оценку каждого этапа.

4. Представить возможные итоговые работы.

5.Продумать организацию работы в группах и принципы образования групп.

     Первый этап (проектировочный)

1. Сообщается изучаемая тема, и предлагается учащимся назвать основные вопросы по этой теме.

2. Учитель уточняет или задает наводящие вопросы, обращает перечень вопросов, сформулировав несколько тем.

3. Классу предлагается объединиться в творческие группы и выбрать тему.

4.Класс знакомят с этапами проекта, оценкой каждого этапа.

5. Задание на дом: определить конечный результат работы группы. Если это сайт, презентация, публикация - обговорить структуру, если реальная модель, как она может быть представлена( рис, описание модели, макет)

6. Предлагается объединиться по творческим группам, составить перечень вопросов по теме. Определить ответственных за поиск нужной информации. 7. Обсудить итоговую работу.

     Второй этап (практический)

1. Ко второму этапу должны быть подготовлены необходимые материалы для работы. Их может подготовить учитель или принести ученики.

2. Учитель работает последовательно с каждой группой, советует.

3. Каждая группа работает по своему плану. Обязательно оценивать каждый этап, заранее обговорив критерии.

     Заключительный этап (аналитический).

1. Ещё раз обговаривается критерии оценки итоговой работы.

2. Оглашается последовательность выступления групп.

3. После каждого выступления команды проводят анализ проделанной работы и высказывают свои пожелания.

     Первоначально, в процессе учебной работы перед учащимися ставится проблема, решая которую они приобретают новые знания или умения. Выбор самой проблемы и её сложность учитель согласует с возрастными особенностями учеников  и  их интересами.  

     Проектная деятельность является интересной, привлекательной, но вместе с тем и сложной для учащихся. Она способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучить задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования.

     В организации проектной деятельности очень важен первый этап- выбор будущей работы. Этот этап требует педагогического сопровождения, так как детей нужно ненавязчиво подвести к теме, которая будет им интересна и полезна, позволит обеспечить творческую деятельность. При этом на первый план выступает мотивация, в которой очень важен интерес ребёнка.

     Проектный метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся парную, групповую или индивидуальную.

     Организация работы над проектом включает выбор темы, определение состава участников, планирование работы, сбор и анализ информации, постановку целей и задач, разработку этапов, определение вида проекта и способа его защиты.

     Прежде чем приступать к проектам, учитель должен многому научить детей. Исследователь должен не только уметь наблюдать, но и четко фиксировать свои наблюдения, формировать выводы и проверять их в повседневной жизни.

     Так как выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных и внеурочных занятий, то привлекаю и родителей.  Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, а вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности – важные факторы поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности школьников.

     Педагог должен следить за процессом осмысления, приобретения и применения учащимися знаний, необходимых в том или ином проекте. Совместно корректируются недостатки, дополняется содержание. Учитель  не навязывает своё мнение, тактично направляет ребёнка на самостоятельный поиск.

     Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности – презентация проекта. Доводим каждый проект до успешного завершения, оставив у ребенка ощущение гордости за полученный результат.      

     Представление проекта для многих стало ярким, волнующим событием года. Вдруг неожиданно ярко раскрылись некоторые дети. Они смогли побороть робость, заинтересовали одноклассников, показали свою артистичность. А некоторые ребята преодолели желание бросить начатый проект, довели дело до конечного результата. Чем больше проектов осуществляли дети, тем стремительнее повышалась их самостоятельность, развивалось творчество.

     Проектная деятельность ставит каждого ребёнка в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует и развивает информационный инструментарий, учит работать в команде. Это ведёт к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков учащихся, создает обстановку общей увлеченности и творчества. Каждый выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а, значит, становится более самостоятельным и ответственным.

     Проектный метод – это путь, на котором обучающиеся сами создают действительность:

Ø    Они сами формируют и развивают обучающую ситуацию.

Ø    Они пробуют себя в различных видах деятельности и определяют свои предпочтения и интересы.

Ø    Они обретают самостоятельность, работая не под присмотром учителя.

Ø    Они сознательно выбирают и применяют различные методы обучения.

Ø    Они принимают на себя ответственность за свое обучение.

     Использование проектного метода возможно в любой области и при преподавании любого учебного предмета. Например, если учитель преподаёт несколько учебных предметов и старается интегрировать темы в проектах.  Проектный метод, наряду с другими интерактивными методами, помогает отойти от традиционного фронтального урока и открывает перспективы для формирования многих важных навыков.

     На представлении результатов проекта часто присутствуют дети из других классов, родители. Используются  различные формы презентаций: викторины, выставки рисунков и поделок, мини-проекты, сборники, рефераты, игры, проекты.

     Очень важным этапом после презентации является оценка и самооценка, рефлексия. Это ответы на вопросы слушателей, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов.

     Формы продуктов проектной деятельности:

  • мультимедийный продукт,
  • исследовательская работа,
  • реферат, альбом, плакаты, фоторепортаж, видеоматериал.

     Проектная деятельность  обеспечивает развитие следующих познавательных умений и навыков:

•      самостоятельно конструировать свои знания;

•      ориентироваться в информационном пространстве;

•      планировать свою деятельность;

•      приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач;

•      способствует практической реализации деятельности ребёнка;

•      развивает его индивидуальные интересы.

     Проектная деятельность развивает у обучающихся фантазию, коммуникабельность, речь, память, интерес к предмету.

     Схемы проектов могут варьироваться в зависимости от типа проекта, его длительности, объёма. Конечно, они будут разными для проведения проектного урока или серии уроков, проектной недели или осуществления большого проекта, но все они будут предусматривать ВКЛАД группы, ПРОЦЕСС, который она осуществляет, и ПРОДУКТ, который группа получает в результате проекта: ВКЛАД - ПРОЦЕСС – ПРОДУКТ.

     Конечно, данная работа требует от учителя больших усилий, но результаты, порой, стоят того.  Проекты разные:  выполненные как в урочное, так и во внеурочное время:

  • Исследовательская работа «Русский народный костюм»
  • «Что в имени моём таится»
  • Учебный проект по литературе, истории и ИЗО «Осень в произведениях русских художников и писателей»
  • Исследовательская работа «История открытки»
  • Исследовательская работа «Праздники на Руси»
  • Исследовательская работа «История военного плаката в годы Великой Отечественной войны».

     Представляем модель исследовательской деятельности обучающихся:

 

Модель исследовательской деятельности учащихся..jpg

 

     Исходя из формулировки термина «Педагогическая технология проблемно-модульного обучения» мы обратили внимание, что технология проблемно-модульного обучения представляет собой специально созданную систему специфических приёмов и методов, позволяющих обучающимся самостоятельно формировать свои знания и умения, навыки их применения в решении новых как познавательных, так и практических задач, не получая их в готовом виде или применяя образцы.

    Следовательно, проектно-творческая (исследовательская) деятельность обучающихся является одним из средств практической реализации педагогической технологии проблемно-модульного обучения.

 

Список литературы

1.                 Андреев В.И. Педагогика высшей школы: Инновационно- прогностический курс. – Казань: Центр инновационных технологий, 2005. 500 с.

2.                 Анохин П.К. Теория функциональной системы // Успехи физиологических наук. – 1970. - № 1. – С. 19 – 54.

3.                 Атанов Г.А. Деятельностный подход в обучении. – Донецк: ЕАИ-пресс, 2001. – 160 с.

4.                 Арстранов М.Ж. Проблемное обучение в учебном процессе вуза / М.Ж. Арстранов, М.Г. Гарунов, Ш.С. Хайдаров. – Алма-Ата: Мектеп, 1979. – 79 с.

5.                 Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М.: Высш. шк., 1980. 368 с.

6.                 Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. – М.: Знание, 1987.- 80 с.

7.                 Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. – М.: Педагогика, 1977. – 254 с.

8.                 Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М.: Педагогика, 1982. – 192 с.

9.                 Белинский В.Г. Собр. соч. в 3 т. – М., 1948. – Т.1. – С. 126.

10.            Беспалько В.П. Основы теорий педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. 204 с.

11.            Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Ин-т профессионал. образования РАО, 1995. – 336 с.

12.            Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема // Известия АПН РСФСР. – 1951. - № 36. – С. 3 – 28.

13.            Васильева Т.В. Модули самообразования //Вестн. высш. шк. – 1988. - № 6. – С. 86 – 87.

14.            Гальперин П.Я. Умственные действия как основа формирования мысли и образа // Вопр. психологии. 1957. - 6. С. 58 59.

15.            Гессен С.И. Общие основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995. – 400 с.

16.            Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций: учебное пособие. – М.: Просвещение, 1984. – 496 с.

17.            Каган В.М., Ламм В.Я. От схемы к знаниям. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1981. 102 с.

18.            Кант И. Критика чистого разума. – Петроград, 1915. – С.64 – 65.

19.            Кант И. Соч.: в 6 т. – М., 1964. – Т. 2. – С. 280 – 281.

20.            Кара-Мурза С.С. Манипуляция сознанием. – Новосибирск: Издат. дом «Историческое наследие Сибири», 2007. – 176 с.

21.            Ковалёв В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М.: Наука, 1988. – 193 с.

22.            Копнин П.В. Логические основы науки. – Киев: Наукова думка, 1988. – 283 с.

23.            Кудрюмова И.А. О математических подходах к записи учебного материала // Математика в школе. – 1983. - № 3. – С. 25 – 30.

24.            Куписевич Ч. Основы общей дидактики: пер. с польск. – М.: Высш. шк., 1986. 377 с.

25.            Ленин В.И. Два приёма споров и борьбы //Полн.собр.соч. – Т. 24. – С. 166 – 168.

26.            Ленин В.И. О государстве // Полн. собр. соч. – Т. 39.

27.            Ленин В.И. Спорные вопросы // Полн. собр. Соч. – Т. 23. – С. 65 – 90.

28.            Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981. – 181 с.

29.            Марев И. Методологические основы дидактики. – М.: Педагогика, 1987. – 224 с.

30.            Маркс К., Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Диалектика природы // Соч. – 2-е изд. – Т. 20. – С. 544; Т. 23. – С. 25.

31.            Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975, 1975. - 365 с.

32.            Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. – Казань: Татарское кн. изд-во, 1972. – 551.

33.            Минский М. Фраймы для представления знаний. – М.: Энергия, 1979. – 150 с.

34.            Павлов А.К. Краткий курс лекций по педагогике для студентов педагогических вузов и колледжей / А. К. Павлов. СПб - Петрозаводск - Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. 149 с.

35.            Павлов А.К. Место и роль самостоятельной работы обучающихся в проблемно-модульном обучении: учебное пособие. – Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 51 с.

36.            Павлов А.К. Научно-методологические и методические основы организации и осуществления учебно-познавательного процесса в педагогической (образовательной) технологии проблемно-модульного обучения: краткое практико-ориентированное учебно-методическое пособие. – Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 56 с.

37.            Павлов А.К. Научно-методические и методологические основы организации и осуществления учебно-познавательного процесса в педагогической (образовательной) технологии проблемно-модульного обучения: учебное пособие. – Санкт-Петербург: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 70 с.

38.            Павлов А.К. Научно-методологические основы проблемно-модульного обучения: учебное пособие. Петрозаводск: Изд-во НИОО ФГАНИОУ ИДСНИОА «МПА», 2021. – 154 с.

39.            Павлов А.К. Педагогическая технология проблемно-модульного обучения: учебно-методическое пособие. Петрозаводск, 2018. 68 с.

40.            Павлов А.К. Педагогическая технология проблемно-модульного обучения: учебное пособие. – Петрозаводск: Изд. центр НИО АНИУ ИДСНИА «МАПИ», 2018. 85 с.

41.            Павлов А.К. Педагогическая (образовательная) технология проблемно-модульного обучения: практико-ориентированное учебное пособие. – Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 160 с.

42.            Павлов А.К. Практикум по педагогическим технологиям: Учеб. пособие. – LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2021. – 71 с.

43.            Павлов А.К. Применение и использование педагогической технологии проблемно-модульного обучения в школьных и послевузовских образовательных системах //https://zolotojvek.ru/publikacii/na_portale/material?n=82533

44.            Павлов А.К. Теория и методика построения образовательной программы и учебного курса в проблемно-модульном обучении: учебное пособие. - Мурманск: Изд-во МИРО «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников», 2021. – 108 с.

45.            Павлов И.П. Избранные труды. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951.

46.            Павлов И.П. Полн. собр. трудов. – М.-Л., 1936. – Т. 2.

47.            Соколков Е.А. Проблемно-модульное обучение: учеб.пособие испр. и доп. М.: Вузовский учебник: ИНФРА М, 2017. – 392 с.

48.            Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1984. 344 с.

49.            Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. – М.: Просвещение, 1987. – 223 с.

50.            Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод. пособие. – М., 1996. – 158 с.

51.            Шадриков В.Д. Философия образования и образовательной политики. – М., 1993.

52.            Шаталов    В.Ф.  Точка         опоры.       Организационные основы экспериментальных исследований. М., 1990. 48 с.

53.            Шаталов В.Ф. Учиться победно // Огонёк. 1981. - 28. С. 12 14.

54.            Юцявичене П.А. Методы модульного обучения. – Вильнюс: Минвуз Лат. ССР, 1988. – 55 с.

55.            Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас: «Швиеса», 1989. 271 с.

56.            Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения //Сов. педагогика. – 1990. - № 1. – С.55 – 60.

57.            Huczynski A. Enciclopedia of Management development Methode. England; Aldersnot, Hant, Published by Gower Publishing Company, 1983 – 339 р.


 

58.