В течении длительного времени исследовательская деятельность считалась приоритетным направлением деятельности студентов и взрослых. Сейчас ученическое исследование это часть, фрагмент учебно- воспитательной деятельности, так как перед школьным образованием стоит очень сложная задача – выработка новых подходов, новых технологий, коренного изменения образования. Сегодня процесс обучения и воспитания происходит с принципом научности, с использованием инновационных идей и направлений, способствующих росту творческого и интеллектуального потенциала у учащихся, познавательной деятельности, самостоятельности. Одним из инструментов, позволяющих решить подобную задачу, является построение образовательного процесса на основе учебно - исследовательской деятельности.
В публикации описывается опыт работы с учащимися при проведении исследований и проектов.
«Организация исследовательской деятельности учащихся
при изучении биологии»
В течении длительного времени исследовательская
деятельность считалась приоритетным направлением
деятельности студентов и взрослых. Сейчас ученическое
исследование это часть, фрагмент учебно- воспитательной
деятельности, так как перед школьным образованием стоит
очень сложная задача – выработка новых подходов, новых
технологий, коренного изменения образования. Сегодня
процесс обучения и воспитания происходит с принципом
научности, с использованием инновационных идей и
направлений, способствующих росту творческого и
интеллектуального потенциала у учащихся, познавательной
деятельности, самостоятельности. Одним из инструментов,
позволяющих решить подобную задачу, является построение
образовательного процесса на основе учебно -
исследовательской деятельности.
Осознавая значимость исследовательской деятельности в
личностном росте школьников, я работаю над темой: «
Формирование у учащихся исследовательских умений и
навыков на уроках биологии ». Основная цель –
формирование аналитического мышления, а приоритетной
задачей являются поддержание интереса к предмету,
желания и потребности решить научную проблему.
Исследовательская деятельность в преподавании биологии,
позволяет не только значительно расширить у учащихся
диапазон знаний по этому предмету ,но и ведет к
возрастанию интереса к этим предметам, способствует
профессиональной деятельности.
Из опыта работы могу сказать, что исследовательскую
деятельность можно построить в рамках обычного урока.
Важна лишь правильная постановка цели, выявление
проблемы, формулировка задач. В системе такой работы,
происходит переход трансляции непререкаемых истин к
самостоятельному поиску решения проблемы учащимися при
анализе имеющейся литературы (учебники, дополнительные
источники информации), при самостоятельном наблюденииили экспериментальной ( лабораторной) работе у ребенка
формируется понимание причин, лежащих в основе тех или
иных событий, фактов и явлений, ученик получает более
глубокие знания по теме урока. Учитель должен четко
понимать ход деятельности во время занятий, как дети будут
работать – индивидуально или в группе. Очень важно и то,
чтобы после исследования, решения конкретных задач
провели обобщение полученных результатов, провели
анализ, сделали вывод. Функции учителя заключается в
координации хода урока, поддержании непрерывной связи
ученик - учитель, в поощрении учеников. Например, при
изучении темы: «Абиотические факторы живых организмов»
в 9 классе, дети проводили исследовательскую работу на
тему « Исследование воды из крана», основной целью
которой – Изучить внешние свойства и химический состав
воды из крана которой пользуются население г. Тетюши. При
этом использовали разные методы : изучили литературу,
провели социологический опрос, провели лабораторное
исследование, используя аналитический и статистический
анализ.
Исследовательская деятельность занимает много времени,
поэтому эффективно проводить такие работы во внеурочное
время или в рамках элективных курсов. Такая работа ведется
и у нас в школе. По программе пред профильной подготовки
в 9 классе учащиеся изучают элективные курсы «Местная
экология». Курс рассчитан на 17 часов. В прошлом году в
рамках курса мы проводили исследование загрязненности
снега на тему: «Загрязненность снежного покрова г.
Тетюши». Считаю, что это прекрасная тема при изучении
атмосферы тоже, можно использовать как интегрированный
подход в обучении вместе с географией. Учащиеся брали
пробы снега из разных пунктов города и контрольную пробу
около леса. Провели визуальное исследование, определяли
реакцию среды, определяли наличие в пробах тяжелых
металлов, а также сульфатов ионов. По результатам
исследования сделали вывод, что основными загрязнителями
атмосферы являются предприятия, автотранспорт, сами
люди. Так проба взятая около РТИ ЧП Артамонова гдепроизводится резина, показала наличие тяжелых металлов, а
пробы №2 ( взятая около центрального рынка города)
оказалась наиболее загрязненной, проба №5-
комбикормового завода, показала наличие сульфатов ионов,
так как оказалась что недалеко находиться сельхоз химия,
куда в это время машины возили удобрения. Ребята сделали
вывод, что экологическая проблема нашего города не так уж
и благоприятная, и выдвинули свои предположения.
Исследовательская деятельность ведется и на кружковых
занятиях среди учащихся 5-7 классов, являясь
руководителем объединения « Юный биолог» хочу обратить
внимание на то, что здесь важно учитывать детей младшего
среднего возраста. Поэтому задача учителя - применять все
средства педагогического воздействия так, чтобы не оказать
негативного влияния на мотивы учащихся. Уже в начале
работы, определив непосильную тему, можно отбить охоту
заниматься исследованиями, поэтому очень важно
подобрать тему, учитывая возрастные особенности и
интересы детей. Также в прошлом году мы с ними
занимались исследовательской работай на тему « Экология
дождевых червей». В результате изучили не только внешнее
строение кольчатых червей, но и вели наблюдение за их
дневным и ночным образом жизни, убедились, что
дождевые черви играют большую роль в
почвообразовательном процессе.
Независимо где производится исследование, сущность
заключается в самостоятельной поисковой деятельности
учащихся ( практической и теоретической работе). А
деятельность учителя заключается в подборе заданий для
управления деятельностью учащихся. Очень важно провести
рефлексию, т.е. сделать анализ выполненной работы,
планирование на следующий год.