Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
математика
9 кл
31.03.2017
Метод проектов — это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Основная цель метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.
Статья проекты.docx
Проектноисследовательская деятельность учащихся на уроках математики
и во внеурочной деятельности.
Морозова Елена Вячеславовна,
учитель математики МБОУ СОШ № 2 г.Гулькевичи
В последнее десятилетие одним из наиболее популярных в практике
школьного обучения стал метод проектов, который изначально понимался как
организация специальной исследовательской деятельности учащихся в какой
либо практической области. Главная цель исследовательской деятельности:
формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и
перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой
культуры, в процессе выполнения проекта происходит естественное обучение
совместным интеллектуальным действиям.
Для учителя математики наиболее привлекательным в данном методе
является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников:
появляется возможность осуществления приблизительных, «прикидочных»
действий;
зарождаются основы системного мышления, развиваются творческие
способности, воображение, фантазия;
формируются навыки постановки задач,
выдвижения гипотез,
формирования проблем, выбора методов решения, поиска аргументов,
построения обобщений и выводов, анализа результата;
воспитываются целеустремленность, организованность, расчетливость,
предприимчивость, способность ориентироваться в нестандартных ситуации.
Минипроекты укладываются в урок или несколько уроков. Часто
задаётся нетрадиционное домашнее задание по подбору материала на
определённую тему, учащиеся изучают популярную литературу и готовят
сообщение по темам: «В мире чисел», «Из истории математики».
Монопроекты создаются в рамках одного предмета (математика). Они
могут быть как
краткосрочными, так и долгосрочными. Проекты «Обыкновенные дроби», «Десятичные дроби в жизни» создаются на
протяжении серии уроков, изучения данных тем. Проект «Укладка штучной
плитки» создавался для реконструкции площадки на входе в школу, что
сделало проект значимым, практичным, актуальным. В нём имеются расчёты по
количеству, размерам, цвету плитки и материальным затратам по настоящим
ценам.
Межпредметные проекты – проекты, которые чаще зарождаются на уроке
математики, а своё продолжение имеют во внеурочное время. Темы проектов:
«Симметрия вокруг нас», «Статистика на службе спорта». Минипроект
«Старинные русские меры длины» заинтересовал ученицу 5 класса и перерос в
исследовательский межпредметный проект (история, литература). Цель
исследования: изучить старинные русские меры длины, установить, почему они
не используются в настоящее время, сравнить их с современной измерительной
системой, найти отражение этих мер в русских пословицах и поговорках.
Проблема данной проектноисследовательской работы состоит в том, что
обучающиеся недостаточно информированы в вопросе старинных русских мер
длины. Гипотеза исследования: старинные русские меры длины, незаслуженно
забыты, ими можно пользоваться и сегодня.
Долгосрочные проекты могут выполняться в группах или индивидуально,
в урочной или во внеурочной деятельности. Например, проект «Школьный
портфель», выполнен одним учеником. Цель проекта: выяснить безопасен ли
для здоровья вес портфелей моих одноклассников. Проблема данной проектно
исследовательской работы состоит в том, что обучающиеся недостаточно
информированы по вопросу перегруженности ученического портфеля большим
количеством учебников, тетрадей для занятий и разными лишними предметами
(книга для чтения, наборы фломастеров и другое). Гипотеза исследования:
тяжелый портфель вредит здоровью школьника. Если изучить проблему
влияния школьного портфеля на здоровье учащегося и довести ее до сведения
учеников, родителей и учителей, то здоровье ребят в подростковом периоде может улучшиться. Проект «Сказочный задачник» групповой, долгосрочный
(56 класс). Цель проекта: создать сборник задач по математике со сказочным
сюжетом. Гипотеза исследования: задачи со сказочным сюжетом сделают уроки
решения задач более интересными.
Исследовательские задания это задания, содержащие проблему; её
решение требует проведения теоретического анализа применения одного или
нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся
открывают ранее известное для них задание.
Как подготовка к исследовательской деятельности на уроках математики
могут использоваться мелкие проблемные задания, типа:
выполните действия и сравните полученные результаты …;
запишите в буквенной форме замеченное вами свойство;
докажите ваши предположения, используя определение ….
Проектноисследовательская деятельность – это возможность самостоя
максимально используя
тельно создать интеллектуальный продукт,
возможности учащихся; это деятельность, позволяющая проявить себя,
попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично
знакомятся с
показать результат,
самоутвердиться.
Учащиеся
математическими программами на электронных носителях, развивают навыки
работы с ПК в редакторах Word, Paint и Power Point, получают представление
об общих требованиях к подготовке, проведению и оформлению учебной
работы, учатся представлять проекты в виде презентаций в устной форме и на
электронных носителях.
Использованная литература:
1. И. Н. Изюмова. Проектноисследовательская работа на уроках математики.
http://www.prodlenka.org/srednjajashkola/3253proektnoissledovatelskajarabota
naurokahm.html.
2. Формирование проектных умений школьников: практические занятия / авт. –
сост. С.Г.Щербакова. – Волгоград: Учитель, 2009.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.