Проектные технологии

  • Семинары
  • docx
  • 01.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. В этих, меняющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии современных технологий, методов и приемов. Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологии, применять разнообразные формы и методы, формирующие активную роль ребенка, обмениваться опытом между педагогами.
Иконка файла материала Внедрение проектной технологии в ДО.docx
Внедрение  современных образовательных технологий в ДОО Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Чарльз  Диккенс Обобщение и анализ педагогического опыта по проблеме внедрения современных образовательных технологий в ДО.           Современные   педагогические   технологии   в   дошкольном   образовании направлены   на   реализацию   федеральных   государственных   стандартов дошкольного   образования.   Основной   задачей   педагогов   дошкольной организации является выбор методов и форм организации работы с детьми, инновационных   педагогических   технологий,   которые   оптимально соответствуют поставленной цели развития личности ребенка.             В   настоящее   время   в   образовательном   процессе   на   первый   план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности.   Меняются   функции   педагога.   Теперь   он   организатор интеллектуального   поиска,   эмоционального   переживания   и   практического действия. В этих, меняющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии современных технологий, методов и приемов. Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологии,   применять   разнообразные   формы   и   методы,   формирующие активную роль ребенка, обмениваться опытом между педагогами. Возросшие   требования   к   технологичности   образовательного   процесса обусловлены острой потребностью в обязательном предвидении результатов и перспектив развития. Реализация современной цели педагогического процесса — развитие личности ребенка как субъекта собственной стратегии жизни — требует   от   воспитателя   использования   в   своей   деятельности   современных педагогических технологий.       Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция   ребенка   в   воспитательно­образовательном   процессе,   отношение   к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживаетсяположения:   «Не   рядом,  не   над   ним,  а  вместе!».  Его   цель   ­   содействовать становлению ребенка как личности.      Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком­либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).     Педагогическая   технология  ­   это   совокупность   психолого­ педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм,  методов,  способов,  приёмов   обучения,  воспитательных   средств;   она есть   организационно   ­   методический   инструментарий   педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).         Структура образовательной технологии     Структура образовательной технологии состоит: Концептуальная   часть  –   это   научная   база   технологии,   т.е.   психолого­ педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент. Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала. Процессуальная   часть  –   совокупность   форм   и   методов   учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по   управлению   процессом   усвоения   материала,   диагностика   обучающего процесса. Основные критерии педагогической технологии: Концептуальность Системность Управляемость Эффективность Воспроизводимость 1. 2. 3. 4. 5. Концептуальность  ­   опора   на   определенную   научную   концепцию, включающую   философское,   психологическое,   дидактическое   и   социально­ педагогическое   обоснование   достижения   образовательных   целей. Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:  ­ логикой процесса,  ­ взаимосвязью его частей,  ­ целостностью.–   возможность   применения   Управляемость  –   возможность   диагностического   целеполагания, планирования,  проектирования   процесса   обучения,   поэтапной   диагностики, варьирования   средств   и   методов   с   целью   коррекции   результатов. Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных   условиях,   должны   быть   эффективными   по   результатам   и оптимальными   по   затратам,   гарантировать   достижение   определенного стандарта обучения.  Воспроизводимость  (повторения,   образовательной   технологии   в   образовательных воспроизведения) организациях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно   эффективна   в   руках   любого   педагога,   использующего   ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.           Опытные   педагоги   отмечают,   что   удовлетворенность   педагогической деятельностью   заметно   снижается,   возникают   все   более   сложные воспитательные   проблемы.   Анализ   показывает,   что   неудовлетворенность работой   чаще   всего   связана   с   неадекватностью   затрат   при   подготовке   к проведению   занятий   и   общим   результатом   после   проведения.   По исследованиям   современных   ученых   основная   причина   кроется   в рассогласованности   между   требованиями,   предъявляемыми   современным обществом к образованию и ограниченными возможностями их реализации в ДО.            Академик Д. И. Фельдштейн, отмечал, что проблема детства стоит в настоящее время как никогда остро. Идет отстранение мира взрослых от мира детей. Дети находятся в потоке огромного процесса, получение знаний извне. Взрослый все реже является источником знаний.       Успешно работающая образовательная система сегодня должна создавать условия для развития детей, саморазвития, саморегуляции личности в быстро меняющихся социальных условиях. Хорошо известно, что развитие личности обеспечивается   в   процессе   ее   собственной   деятельности.   А   воспитание   и обучение   успешно   реализуется   в   процессе   совместной   деятельности.   Это объясняет   необходимость   использования   образовательных   технологий, основанных на деятельностном подходе, при котором реализуется активная самостоятельная и совместная деятельность детей по усвоению новых знаний.          К числу современных образовательных технологий, которые обогащают субъектный   опыт   детей   дошкольного   возраста,   обеспечивают самостоятельную деятельность ребенка относят: 1. здоровьесберегающие технологии;технологии проектной деятельности; технология исследовательской деятельности; информационно­коммуникационные технологии; личностно­ориентированные технологии; игровая технология; технология «ТРИЗ 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.      технология проблемного обучения и др. Технология проектной деятельности.           Практикоориентированный   характер   инновационной   проектной деятельности представлен Е. С. Полат. Ученый определяет значение метода проектов   как   способа   достижения   дидактической   цели   через   детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным, практическим результатом.  Проектная деятельность как средство развития у старших дошкольников познавательного интереса рассмотрена А. Ю.Кузиной. Педагогическое   проектирование   образовательной   среды   представлено   Е. Д.Висангириевой,   А.   И.Садретдиновой.   Педагогическое   проектирование формирования   коммуникативной   готовности   старших   дошкольников   к обучению в школе разработано О. В.Евдокишиной. Проблемы предшкольного образования исследованы С. Д.Сажиной.      Вышеназванными исследователями сделана попытка раскрыть современное значение проектирования, обобщить его направления и структуру. Раскрыты особенности   современного   понимания   метода   проектов   как   технологии обучения   дошкольников   и   выделению   специфики   применения   метода проектов   в   системе   дошкольного   образования.   В   основу   метода   проектов заложена   идея   о   направленности   познавательной   деятельности   ребенка   на результат   совместной   деятельности   с   педагогом.   Работа   над   проектом   в данном   случае   означает   применение   знаний   и   умений   дошкольников   из различных   разделов   образовательной   программы   для   получения определенного результата.       В воспитательно­образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит   характер   сотрудничества,   в   котором   принимают   участие   дети   и педагоги   ДОО,   а   также   вовлекаются   родители   и   другие   члены   семьи. Основной целью проектного метода  в дошкольной организации является развитие   свободной   творческой   личности,   которое   определяется   задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.Задачи   исследовательской   деятельности   специфичны   для   каждого   возраста.   Так,   в   работе   с  детьми   младшего   дошкольного   возраста   педагог может   использовать   подсказку,   наводящие   вопросы?   А   детям   старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. 1. Выбор темы – это первый шаг в работе над проектом. 2.Второй   шаг   –   это   планирование,   где   учитываются   все   виды   детской деятельности.   На   этапе   разработки   содержания   занятий,   игр,   прогулок, наблюдений   и   других   видов   деятельности,   связанных   с   темой   проекта, необходимо   уделять   внимание   организации   РППС.  Среда   должна   являться фоном   к   поисковой   деятельности,   развивать   у   дошкольника любознательность.   Когда   подготовлены   основные   условия   для   работы   над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей. Основные этапы метода проектов.  I этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель выносит проблему на   обсуждение   детям.   В   результате   совместного   обсуждения   выдвигается гипотеза,   которую   воспитатель   предлагает   детям   подтвердить   в   процессе поисковой деятельности. II этап работы  над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта). Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на   большом   листе   ватмана,   чтобы   группа   могла   их   видеть.  Для   фиксации ответов лучше использовать  условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы  снова   фиксируются, причём   независимо  от  того,  что  они могут   показаться   глупыми   или   нелогичными.   Здесь   важно,   чтобы   педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; дляпроведение   экспериментов, детей   старшего   дошкольного   возраста   необходимо   предоставлять   больше самостоятельности.   Решением   поставленного   вопроса   могут   выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам,   тематических   экскурсий. Поступившие   предложения   являются   дополнениями   и   изменениями   к   уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план. Это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя.  III этап работы над проектом  – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют,   ищут,   творят.   Для   активизации   детского   мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что­то познать самостоятельно, догадаться, попробовать,   придумать.   Среда   вокруг   ребёнка   должна   быть   как   бы незаконченной, незавершённой.  IV   этап   заключительный  ­   является   презентация   проекта.   Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры­занятия, игры­викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини­музеев, творческих газет.            Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является   то,   что   взрослым   необходимо   «наводить»   ребенка,   помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект.  Заключение.        Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность  в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть   во   внутренний   мир   ребенка.   Важность   овладения   основами применения   образовательных   технологий   объясняется   несколькими факторами.   Во­первых,   для   современного   дошкольного   образования характерна   тенденция   к   реализации   системного   подхода   в   решении педагогических  проблем,  относящихся   к  проектированию   образовательного процесса, к созданию авторской педагогической системы и конструированиюдеятельности   детей.   Во­вторых,   педагогические   технологии   существенно активизируют   образовательный   процесс,   создают   условия   для   творческой деятельности   детей.   В­третьих,   возрастает   потребность   в   компетентных педагогах, способных разрабатывать модели, проекты, авторские программы, технологии образования дошкольников.        Таким образом, основная цель образовательной деятельности сегодня не может   быть   достигнута   вне   «технологического»   поля   –   той   сферы профессиональной   педагогической   деятельности,   которая   соответствует современным научным воззрениям. Используемая литература: Поддъяков   Н.Н.   Особенности   психического   развития   детей   дошкольного возраста. М.2006. Бедерханова   В.П.   Совместная   проектировочная   деятельность   как   средство развития детей и взрослых. Развитие личности. 2000. Вазина   К.Я.   Саморазвитие   человека   и   технологическая   организация образовательного пространства. Челябинск, 2007. Метод проектов.// Российская педагогическая психология. Т.1 М., 1993. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Изд­во Сфера. М., 2011. Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность: Учеб. Пособие. М., 2011. Тимофеева   Л.Л.   Проектный   метод   в   обучении   старших   дошкольников. Дошкольная педагогика. 2010 №1. Комратова   Н.Проектный   метод   в   социо­культурном   воспитании дошкольников. Дошкольное воспитание.2010 №8.МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж». Кафедра дошкольного образования Учебная практика  «Методическое обеспечение образовательного процесса».Чаплыгина Н.В.            Специальность  44.02.01           «Дошкольное образование»            группа  42 д/з Екатеринбург, 2016 МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж». Кафедра дошкольного образования Производственная практика «Методический портфель воспитателя»            Чаплыгина Н.В.Специальность  44.02.01           «Дошкольное образование»            группа  42 д/з Екатеринбург, 2016