Проект
«Зимушка-зима»
Воспитатели: Ерыпалова О.А.
Вид проекта: познавательный, творческий.
Тип проекта- краткосрочный.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Актуальность: Участие детей в проекте позволит максимально обогатить знания и сформировать у детей целостной картины мира о зимних явлениях через интегрирование образовательных областей; развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.
Цель: расширение представлений детей о зиме как времени года.
Задачи:1.Формировать элементарные экологические представления, расширять и систематизировать знания детей о зиме.
2. Закреплять представления о зиме и ее приметах. Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Зима».
3. Систематизировать представления детей о признаках зимы, сезонных изменениях в природе, связанных с зимним периодом.
4.Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
5.Воспитывать умение любоваться зимней природой и бережно относиться к ней.
6.Укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни. Знакомить с зимними развлечениями. 7.Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах и животных (делать кормушки, кормить птиц и зверей). 8.Развивать интерес родителей к жизни детского сада и расширить формы работы с семьей.
Ожидаемые результаты:
Формирование у детей разносторонних знаний о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период. Усвоение детьми знаний об образе и жизни животных и птиц зимой. Воспитание бережного отношения к природе. Здорового образа жизни. Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию. Приобщение детей к здоровому образу жизни.
Формы реализации проекта:
Занятия.
Беседы.
Наблюдения.
Игровая деятельность.
Продуктивная деятельность детей.
Чтение художественной литературы.
I этап – подготовительный
Создание необходимых условий для реализации проекта. Разработка и накопление методических материалов. Создание развивающей среды. Подбор художественной литературы по теме. Разработка мероприятий.
II этап – основной (практический)
Дидактические игры: «Когда это бывает», «Волшебница вода», «Бывает -не бывает», «Найди такую же снежинку», «Времена года». Сюжетно-ролевые игры: «У нас гости», «Завтрак для белочки», «Путешествие в зимний лес» Настольно – печатные игры: «Времена года», «Когда это бывает?», «Лото». Физкультминутки: «Я мороза не боюсь», «С неба падают снежинки», «Солнце землю греет слабо», «Новый год», «Ну, а снег летит, летит». Игровые упражнения: «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», «По снежному лабиринту».
Словесные игры: «Доскажи словечко», «Из чего – какой» (горка из снега-снежная и т.д.), «Скажи наоборот».
Беседы: «Зимние игры и забавы», «Как звери в лесу зимуют», «Как зимуют домашние животные», «Как человек помогает животным в лесу», «Забота о здоровье зимой» ,«Почему скрипит снег?» ,«Помоги птицам», «Первые признаки зимы», «Зимние явления в природе».
Пальчиковая гимнастика: «Зимние забавы», «Елка», «Птички зимой».
Артикуляционная гинастика: «Снежинка», «Замерзли ручки», «Сугроб».
Пословицы, поговорки и приметы зимы.
Загадки о зиме.
Рассматривание картин о зиме и составление по ним описательных рассказов
Просмотр мультфильмов:
Волк и лиса
Зимовье зверей
Чтение художественной литературы:
В. Одоевский «Мороз Иванович»
С. Иванов «Каким бывает снег»
Е. Трутнева «Первый снег»
В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Синичкин календарь», «Молодая ворона»
С.Маршак «Двенадцать месяцев»
Бр.Гримм «Госпожа Метелица»
Загадки о зимних явлениях в природе
Пословицы и поговорки о зиме.
Рисование:
Ночной зимний лес
Зайчик в снегу
Зимние забавы( раскраски)
Снегом на асфальте
Рисование по точкам
Аппликация:
Зимний город
А у нас во дворе (коллективная работа)
Лепка:
Мои любимые варежки( пластинография)
Лыжник
Конструюрование в технике оригами:
Шапка
Наблюдения:
Изменение природы в зимний период.
Наблюдение за птицами.
Наблюдение за снегопадом.
Наблюдения за деревьями зимой.
Подвижные игры:
Два Мороза.
Мороз красный нос.
Зайка беленький сидит.
Работа с родителями
Консультация на тему: «Зимние игры и забавы», «Безопасность во время зимних прогулок.
3 этап - заключительный
Результаты реализации проекта:
Углубленные знания детей о сезонных изменениях в природе в зимнее время года.
Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности детей с педагогом.
Развитие монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение словаря.
Развитие творческих способностей детей.
- Развитие памяти детей, посредством запоминания стихотворений о зиме.
- Приобщение родителей в творческую работу с детьми, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
В ходе реализации проекта, у детей развились следующие положительные моменты: дети научились понимать красоту природы, благодаря стихотворениям и картинам о красоте зимы. Научились быть более чуткими и внимательными к зимующим птицам и животным.
Приложение
Пословицы и поговорки
Как зима не злится, а весне покорится.
Год кончается, а зима начинается.
Снегирь прилетит — о зиме известит.
Зимой морозы, а летом грозы.
Зима — не лето, в шубу одета.
Зима с заморозков начинается, а капелями кончается.
Чем крепче зима, тем скорее весна.
Осень богата хлебом, а зима снегом.
Готовь зимой телегу, а летом сани.
Береги нос в большой мороз.
Мороз невелик, да стоять не велит.
Детские загадки о зиме
Опять метели, непогода,
И снова снега кутерьма.
Но по душе нам время года
С морозным именем: (зима).
С неба хлопья полетели…
Шубы белые надели
И дороги, и дома….
Начинается? ( зима )
Дождались меня салазки!
Всё вокруг бело как в сказке.
И в лесу и на дворе
Все деревья в серебре.
Белоснежные дома
В гости к нам пришла (Зима.)
Закрутил буран снега –
Начинается (пурга).
По ночам людей пугает,
Зверем страшным завывает,
Вихрем кружит на пути –
Ни проехать, ни пройти.
Очень путники боятся
В снежной буре оказаться:
Не увидишь в ней друг-друга.
Что же это? Это…(вьюга
В холодильнике живёт.
Превращает воду в лёд.
Щиплет пальчики и нос
Это дедушка…(мороз)!
Рисовать на окнах – мастер,
Но не требует фломастер…
Щиплет нам зимою нос
Бодрый утренний … (Мороз)
Кто все лужи застеклил,
Озеро стеклом накрыл,
Разрешает на катках
Покататься на коньках? (Мороз.)
Одеяло белое не руками
сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось. (Снег)
Белое покрывало,
С неба упало,
Всю зиму лежало,
Землю укрывало,
Весной солнце припекло,
В реку ручейком стекло. (Снег)
Каменна страница.
Всяк на ней резвится.
Коньками делает следы,
А страница из воды. (Лед)
Он прозрачный и холодный,
Он загадочный и плотный,
А в тепле вдруг оживает,
Слёзы льёт и быстро тает,
Что водою слёзы льёт?
Ну,конечно,это-…(Лёд.)
Стихи о зиме
«Живой снежок» (Е. Тараховская)
Кто-то стукнул к нам в окно
Тихо еле, еле…
За окном темно-темно
От пурги метели.
«Кто там? – я спросить хотел
И кого вам надо?»
Вдруг снежок к нам залетел
В форточку из сада.
Оказалось, он живой,
С крыльями и головой!
Сел он к маме на плечо –
Запушённый, белый.
Догадались мы, о чём
Песенку запел он:
«Я влетел сюда не зря!
Приютите снегиря!»
*** Н. Некрасов
Не ветер бушует над бором
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идёт – по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде…
*** (С. Есенин)
Поёт зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробушки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Чудо из чудес (В. Шипунова)
За окошком тёмным
Чудо из чудес –
Белые снежинки
Падают с небес!
Под луною полной
Зимний тихий лес
Запорошен снегом –
Весь под ним исчез.
Лучики и звёзды
В тонких паутинках – ночью новогодней
Падают снежинки.
Вьюга-завируха (Г. Лагздынь)
Всё белым-бело от пуха!
Нет порядка во дворе.
Крутит вьюга-завируха
Белым снегом в декабре.
Крутит, мутит, завывает,
Стонет, охает, поёт!
Снег в сугробы навивает,
Погулять нам не даёт
Физкультминутки
Я мороза не боюсь
Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)
Подойдет ко мне мороз, (Присели.)
Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)
С неба падают снежинки
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме. (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные
движения, словно ловят снежинки.)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги. (Потягивания — руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.)
Ну а мы идём, идём (Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом. (Дети садятся.)
Солнце землю греет
слабо
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками.)
Ну, а снег летит, летит
Ели за окном стоят,
В небо синее глядят. (Потягивания — руки вверх.)
Ветки в стороны торчат, (Потягивания — руки вперёд.)
Белки на ветвях сидят. (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд,
потом встают.)
Белки прыгают по ёлкам,
Собирают белки шишки.
Не пугают их иголки —
Белки — ловкие малышки. (Прыжки.)
Мы под ёлками сидим
И на белочек глядим. (Присели.)
Ветер дует ледяной (Дети машут руками.)
И вздымает снега тучу.
Он суровый и могучий. (Дети крутят руками.)
Зайцы прячутся в кустах.
Даже хитрая лиса
Притаилась и сидит, (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом
встают.)
Ну, а снег летит, летит. (Дети машут руками.)
Но утихла злая вьюга,
Белой стала вся округа. (Потягивания — руки в стороны.)
Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки вверх.)
Скачет по полю лиса. (Прыжки.)
Ну а мы чуть-чуть пройдёмся (Ходьба.)
И домой к себе вернёмся. (Дети садятся.)
Артикуляционная гимнастика
Замерзли ручки
Ручки замёрзли? (Подуть на руки холодным воздухом: Ф-ф-ф)
Подуем на них.
Дыханием тёплым (Подуть на руки тёплым воздухом: Х-х-х…)
Согреем мы их. (Продолжить дуть тёплым воздухом.)
Сугроб
Все снежинки (Перед ребёнком на столе – кусочки ваты.)
Соберём в сугроб. (Подуть, собрать всю вату в кучку.)
Чтоб не разлетались,
Накроем ручкой: Хлоп! (Соответствующее движение ладошкой.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.