проект"Зимушка-зима"

  • doc
  • 03.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала зима.doc

 

Проект   «Зимушка-зима»
 

  

IMG_256

 

                                                                                                                                             Воспитатели: Ерыпалова О.А.

                                                                                                                         

 

 

 

 

Вид проекта: познавательный, творческий.

Тип проекта- краткосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.

Актуальность: Участие детей в проекте позволит максимально обогатить знания и сформировать у детей целостной картины мира о зимних явлениях через интегрирование образовательных областей; развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.

Цель:  расширение представлений детей о зиме как времени года.

Задачи:1.Формировать элементарные экологические представления, расширять и систематизировать знания детей о зиме.

2. Закреплять представления о зиме и ее приметах. Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Зима».

3. Систематизировать представления детей о признаках зимы, сезонных изменениях в природе, связанных с зимним периодом.

4.Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

5.Воспитывать умение любоваться зимней природой и бережно относиться к ней.

6.Укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни. Знакомить с зимними развлечениями.                               7.Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах и животных (делать кормушки, кормить птиц и зверей).                                                                8.Развивать интерес родителей к жизни детского сада и расширить формы работы с семьей.

Ожидаемые результаты:

Формирование у детей разносторонних знаний о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период.                                   Усвоение детьми знаний об образе и жизни животных и птиц зимой.      Воспитание бережного отношения к природе. Здорового образа жизни.                                                                                           Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.                                                                           Приобщение детей к здоровому образу жизни.

 

Формы реализации проекта:

Занятия.

Беседы.

Наблюдения.

Игровая деятельность.

Продуктивная деятельность детей. 

Чтение художественной литературы.

I этап – подготовительный                                        

Создание необходимых условий для реализации проекта. Разработка и накопление методических материалов.                   Создание развивающей среды.                                                       Подбор художественной литературы по теме.                                     Разработка мероприятий.

II этап – основной (практический)

Дидактические игры: «Когда это бывает»,  «Волшебница вода», «Бывает -не бывает», «Найди такую же снежинку», «Времена года».                                                                                                        Сюжетно-ролевые игры:  «У нас гости», «Завтрак для белочки», «Путешествие в зимний лес»                                                           Настольно – печатные игры: «Времена года», «Когда это бывает?», «Лото».                                                               Физкультминутки: «Я мороза не боюсь», «С неба падают снежинки», «Солнце землю греет слабо», «Новый год», «Ну, а снег летит, летит».                                                                                     Игровые упражнения: «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», «По снежному лабиринту». 

Словесные игры: «Доскажи словечко», «Из чего – какой» (горка из снега-снежная и т.д.), «Скажи наоборот».

Беседы: «Зимние игры и забавы», «Как звери в лесу зимуют», «Как зимуют домашние животные», «Как человек помогает животным в лесу», «Забота о здоровье зимой» ,«Почему скрипит снег?» ,«Помоги птицам», «Первые признаки зимы», «Зимние явления в природе».  

Пальчиковая гимнастика: «Зимние забавы», «Елка», «Птички зимой».

Артикуляционная гинастика: «Снежинка», «Замерзли ручки», «Сугроб».

Пословицы, поговорки и приметы зимы.

Загадки о зиме.

Рассматривание картин о зиме и составление по ним описательных рассказов

Просмотр мультфильмов:

Волк и лиса

Зимовье зверей

Чтение художественной  литературы:

В. Одоевский «Мороз Иванович»

С. Иванов «Каким бывает снег»

Е. Трутнева «Первый снег»

В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Синичкин календарь», «Молодая ворона»

С.Маршак «Двенадцать месяцев»

Бр.Гримм «Госпожа Метелица»

Загадки о зимних явлениях в природе

Пословицы и поговорки о зиме.

Рисование:

Ночной зимний лес

Зайчик в снегу  

Зимние забавы( раскраски)

Снегом на асфальте

Рисование по точкам

Аппликация:

Зимний город

А у нас во дворе (коллективная работа)

Лепка:

Мои любимые варежки( пластинография)

Лыжник

Конструюрование в технике оригами:

Шапка

Наблюдения:

Изменение природы в зимний период.

Наблюдение за птицами.

Наблюдение за снегопадом.

Наблюдения за деревьями зимой.

Подвижные игры:

Два Мороза.

Мороз красный нос.

Зайка беленький сидит.

Работа с родителями

Консультация на тему: «Зимние игры и забавы», «Безопасность во время зимних прогулок.

3 этап - заключительный  

Результаты реализации проекта:

Углубленные знания детей о сезонных изменениях в природе в зимнее время года.

Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности детей с педагогом.

Развитие монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение словаря.

Развитие творческих способностей детей.

- Развитие памяти детей, посредством запоминания стихотворений о зиме.

- Приобщение родителей в творческую работу с детьми, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

В ходе реализации проекта,  у детей  развились следующие положительные моменты: дети научились понимать красоту природы, благодаря стихотворениям и картинам о красоте зимы. Научились быть более чуткими и внимательными к зимующим птицам и животным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Пословицы и поговорки

Как зима не злится, а весне покорится.

Год кончается, а зима начинается.

Снегирь прилетит — о зиме известит.

Зимой морозы, а летом грозы.

Зима — не лето, в шубу одета.

Зима с заморозков начинается, а капелями кончается.

Чем крепче зима, тем скорее весна.

Осень богата хлебом, а зима снегом.

Готовь зимой телегу, а летом сани.

Береги нос в большой мороз.

Мороз невелик, да стоять не велит.

 

Детские загадки о зиме

Опять метели, непогода, 
И снова снега кутерьма. 
Но по душе нам время года 
С морозным именем: (зима). 

С неба хлопья полетели…
Шубы белые надели
И дороги, и дома….
Начинается?  ( зима )

Дождались меня салазки!
Всё вокруг бело как в сказке.
И в лесу и на дворе
Все деревья в серебре.
Белоснежные дома
В гости к нам пришла (Зима.)  

Закрутил буран снега –
Начинается (пурга).

По ночам людей пугает,
Зверем страшным завывает,
Вихрем кружит на пути –
Ни проехать, ни пройти.
Очень путники боятся
В снежной буре оказаться:
Не увидишь в ней друг-друга.
Что же это? Это…(вьюга

В холодильнике живёт.
Превращает воду в лёд.
Щиплет пальчики и нос
Это дедушка…(мороз)!

Рисовать на окнах – мастер,
Но не требует фломастер…
Щиплет нам зимою нос
Бодрый утренний … (Мороз)

Кто все лужи застеклил,
Озеро стеклом накрыл,
Разрешает на катках
Покататься на коньках?
(Мороз.)

Одеяло белое не руками сделано. 
Не ткалось и не кроилось, 
С неба на землю свалилось.
(Снег)

Белое покрывало,
С неба упало,
Всю зиму лежало,
Землю укрывало,
Весной солнце припекло,
В реку ручейком стекло.
(Снег)     

Каменна страница.
Всяк на ней резвится.
Коньками делает следы,
А страница из воды.
(Лед)

Он прозрачный и холодный,
Он загадочный и плотный,
А в тепле вдруг оживает,
Слёзы льёт и быстро тает,
Что водою слёзы льёт?
Ну,конечно,это-…(Лёд.) 

Стихи о зиме

«Живой снежок» (Е. Тараховская)

Кто-то стукнул к нам в окно

Тихо еле, еле…

За окном темно-темно

От пурги метели.

«Кто там? – я спросить хотел

И кого вам надо?»

Вдруг снежок к нам залетел

В форточку из сада.

Оказалось, он живой,

С крыльями и головой!

Сел он к маме на плечо –

Запушённый, белый.

Догадались мы, о чём

Песенку запел он:

«Я влетел сюда не зря!

Приютите снегиря!»

*** Н. Некрасов

Не ветер бушует над бором

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит – хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идёт – по деревьям шагает,

Трещит по замёрзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде…

*** (С. Есенин)

Поёт зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробушки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с рёвом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится всё сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мёрзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

Чудо из чудес (В. Шипунова)

За окошком тёмным

Чудо из чудес –

Белые снежинки

Падают с небес!

Под луною полной

Зимний тихий лес

Запорошен снегом –

Весь под ним исчез.

Лучики и звёзды

В тонких паутинках – ночью новогодней

Падают снежинки.

Вьюга-завируха (Г. Лагздынь)

Всё белым-бело от пуха!

Нет порядка во дворе.

Крутит вьюга-завируха

Белым снегом в декабре.

Крутит, мутит, завывает,

Стонет, охает, поёт!

Снег в сугробы навивает,

Погулять нам не даёт

 

Физкультминутки

Я мороза не боюсь
Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)
Подойдет ко мне мороз, (Присели.)
Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)

С неба падают снежинки
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме. (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги. (Потягивания — руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.)
Ну а мы идём, идём (Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом. (Дети садятся.)

Солнце землю греет слабо
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками.)

 Ну, а снег летит, летит
Ели за окном стоят,
В небо синее глядят. (Потягивания — руки вверх.)
Ветки в стороны торчат, (Потягивания — руки вперёд.)
Белки на ветвях сидят. (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают.)
Белки прыгают по ёлкам,
Собирают белки шишки.
Не пугают их иголки —
Белки — ловкие малышки. (Прыжки.)
Мы под ёлками сидим
И на белочек глядим. (Присели.)
Ветер дует ледяной (Дети машут руками.)
И вздымает снега тучу.
Он суровый и могучий. (Дети крутят руками.)
Зайцы прячутся в кустах.
Даже хитрая лиса
Притаилась и сидит, (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают.)
Ну, а снег летит, летит. (Дети машут руками.)
Но утихла злая вьюга,
Белой стала вся округа. (Потягивания — руки в стороны.)
Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки вверх.)
Скачет по полю лиса. (Прыжки.)
Ну а мы чуть-чуть пройдёмся (Ходьба.)
И домой к себе вернёмся. (Дети садятся.)

 Артикуляционная гимнастика

Замерзли ручки

 Ручки замёрзли? (Подуть на руки холодным воздухом: Ф-ф-ф)

Подуем на них.

Дыханием тёплым (Подуть на руки тёплым воздухом: Х-х-х…)

Согреем мы их. (Продолжить дуть тёплым воздухом.)

 Сугроб

Все снежинки (Перед ребёнком на столе – кусочки ваты.)

Соберём в сугроб. (Подуть, собрать всю вату в кучку.)

Чтоб не разлетались,

Накроем ручкой: Хлоп! (Соответствующее движение ладошкой.


Скачано с www.znanio.ru