Проетная работа о пословицах "Пословица недаром молвится"
Оценка 4.8

Проетная работа о пословицах "Пословица недаром молвится"

Оценка 4.8
doc
01.02.2020
Проетная работа о пословицах "Пословица недаром молвится"
Пословица всем делам помощница.doc

Проектная работа

 

«Пословица –
всем делам помощница»

Учитель Кашина Р.В.

 

Современные дети плохо знают пословицы и поговорки русского народа, не всегда понимают их значение. А ведь в них заключена народная мудрость. Поэтому мы в классе решили провести проект «Пословицы и поговорки русского народа».

 

Цели. Выявление и развитие доминантных способностей каждого ребенка, рефлексивных, самооценочных, исследовательских умений и навыков; активизация познавательной деятельности и создание мотивационной среды; формирование навыков самообразования, поиска информации.

Задачи. Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами; уточнить смысл и значение пословиц, учить применять их в речи; создать сборник любимых пословиц учащихся; воспитывать любовь к родному языку; объединить педагога, родителей и детей в общей творческой работе.

 

Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения

 

Этап 1 – погружение в проект

Тема проекта

«Пословицы и поговорки русского народа».

Возрастная категория учащихся: 7–8 лет).

Основополагающие проблемы и вопросы учебной темы:

– Современные дети знают мало пословиц и поговорок.

– Зачем нам нужны пословицы?

– Обо всем ли есть пословицы?

Дидактические цели проекта:

– формирование компетентности учеников в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации;

– помощь в осознании значения пословицы, формирование умения применять ее в речевой ситуации;

– обучение краткому изложению своих мыслей устно и письменно.

Методические задачи:

– найти пословицы и поговорки на определенные темы;

– создать сборник любимых пословиц и поговорок русского народа.

Выбор тем индивидуальных исследований учащихся:

· Пословицы и поговорки о дружбе.

· Пословицы и поговорки об учении.

· Пословицы и поговорки о труде.

· Пословицы и поговорки о семье.

· Пословицы и поговорки о здоровье.

· Пословицы и поговорки о природе.

· Пословицы и поговорки о пословицах.

· Пословицы и поговорки о правилах поведения.

Выдвижение гипотез решения проблем

Мы провели диагностику, выяснили, что учащиеся мало знают пословицы и поговорки русского народа и) предположили, что после изучения данной темы дети будут знать пословицы, активно использовать их в речи.

Творческое название проекта: «Пословицы и поговорки русского народа».

 

Этап 2 – организация деятельности

1. Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов.

2. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе:

– спросить дома;

– сходить в библиотеку;

– поискать самим;

– воспользоваться энциклопедиями;

– хорошо подумать самому.

3. Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав.

4. Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого члена группы:

– прочитать материал по теме в учебнике;

– воспользоваться научно-популярной литературой;

– провести опрос;

– провести выборочное исследование;

– сделать вывод.

 

Этап 3 – осуществление деятельности

Самостоятельная работа групп.

Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе в виде сообщения на листе формата А4 для дальнейшего сшивания в общую книгу.

 

Этап 4 – презентация

Защита полученных результатов и выводов на специальном занятии.

Оценивание результатов проекта школьниками и учителем. Заполнение оценочного листа по критериям, выбранным детьми (полнота материала, интересная подача, красочное оформление).

 

Этап 5 – проведение внеклассного мероприятия «Пословица – всем делам помощница». Награждение наиболее удачных исследовательских и творческих работ.

 

В ходе работы над проектом ребята узнали:

1) что такое пословица;

2) на какие темы бывают пословицы;

3) как использовать в речи пословицу.

 

В ходе проведения проекта ребята научились понимать богатство, глубину и мудрость народа. В результате проведения проекта нами была создана книга «Пословица – душа народа».

Итоги проекта были подведены на внеклассном мероприятии «Пословица – всем делам помощница», где дети показали высокий уровень знания пословиц и поговорок.

 

Внеклассное мероприятие «Пословица – всем делам помощница»

 

Цель. Закрепление детьми знания пословиц и поговорок русского народа.

Задачи. Способствовать использованию русских пословиц и поговорок в речи, уточнить знания о пословицах и поговорках; развивать речь, мышление, умение рассуждать, анализировать; воспитывать умение работать в группе, выполнять задания сообща.

Учебные материалы. Карточки с заданиями; детские работы на тему пословиц; белые листы для выполнения заданий; грамоты для награждения.

Подготовка

Мероприятие является итоговым при проведении учебного проекта «Пословицы и поговорки русского народа». Дети готовили сообщения о пословицах, искали в группах нужные пословицы и поговорки, рисовали иллюстрации.

 

Ход мероприятия

 

I. Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

 

II. Вводное слово учителя

Учитель. Ребята, сегодня мы подводим итог нашему проекту «Пословицы и поговорки русского народа». Но сначала вспомним, что мы знаем о пословицах.

Рассказывает подготовленный ученик:

Ученик. Пословица – это короткое изречение, заключающее в себе какое-нибудь поучение. В пословицах отражаются многовековые наблюдения, трудовой опыт народа. Свое глубокое уважение к пословицам народ выразил такими словами:

· Пословица – всем делам помощница.

· Пословица недаром молвится.

· Красна речь пословицей.

· Глупая речь не пословица.

· Без пословицы не проживешь.

 

У. Ребята, а как вы думаете, почему пословицы так важны?

Дети. Пословицы многому нас учат. Они говорят, как нужно относиться к Отечеству, как жить, как трудиться.

У. Верно. Пословицы живут долго, не стареют. Большое значение пословицам придавали наши писатели: И.А. Крылов, Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов, А.М. Горький. А Владимир Иванович Даль пятьдесят лет собирал пословицы и поговорки и создал целый сборник!

– Несколько занятий мы слушали пословицы, которые вы нашли, обсуждали их. Пришло время узнать, кто из вас лучший знаток пословиц и поговорок.

 

 

III. Конкурс «Красна птица пером, а человек – умом»

Конкурс проводится по группам из четырех человек. За каждый правильный ответ группа получает 1 балл. Побеждает тот, кто наберет больше баллов.

 

 

1.      Отгадай пословицу по названному слову

 

У. Назовите пословицу, где есть такие слова:

 

P рыбка (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда);

P труд (Труд человека кормит, а лень портит);

P друг (Нет друга – ищи, а нашел – береги! );

P ум (По одежке встречают, а по уму провожают);

P учение (Учение – путь к умению);

P шило (Шила в мешке не утаишь);

P заяц (За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь);

P поспешить (Поспешишь – людей насмешишь);

P дело (Делу время – потехе час).

 

 

 

 

 

2. Найди вторую часть пословицы

У детей на столах разрезные карточки, где пословицы разрезаны на две части.

У. Соберите пословицы. Смысл одной из них объясните.

 

 

Труд человека кормит…

 

…а лень портит

 

В зимний холод…

 

…всякий молод

 

Ученье – свет…

 

…а неученье – тьма

 

Весна красна цветами…

 

…а осень – снопами

 

Нет лучшего дружка…

 

…чем родная матушка

 

От умного научишься…

 

…от глупого разучишься

 

 

 

3. Кто больше знает пословиц и поговорок?

У. За 3 минуты каждой группе надо написать как можно больше пословиц и поговорок.

За оригинальную пословицу, которой больше ни у кого нет, можно поставить 2 балла.

 

4. Подумай и напиши

У. Определите темы пословиц. Запишите рядом в столбике. Объясните свой ответ. Допишите еще одну пословицу на эту тему.

 

Каждая группа работает над своей темой.

 

Нет друга – ищи, а нашел – береги!

 

Пословицы о дружбе

 

Птица сильна крыльями, а человек – дружбой

 

Не мил и свет, когда друга нет

 

 

 

 

 

Ученье – красота, неученье – сухота

 

Пословицы об учении

 

Красна птица пером, а человек – умом

 

Мудрым никто не родился, а научился

 

 

 

 

«Отец» и «мать» – священные слова

 

Пословицы о семье

 

Ближе матери друга нет

 

Птица рада весне, а дитя – матери

 

 

 

 

Терпенье и труд все перетрут

 

Пословицы о труде

 

Кто не работает, тот не ест

 

Труд украшает человека

 

 

 

 

Здоровье дороже богатства

 

Пословицы о здоровье

 

Ум да здоровье дороже всего

 

Здоровье сгубишь – новое не купишь

 

 

 

 

У него стыда – что волос на камне

 

Пословицы о человеке, его качествах

 

Глаза – зеркало души

 

Я – последняя буква в алфавите

 

 

 

5. Выбери пословицу

У. На карточке даны объяснения пословиц, ниже – по три пословицы. Найдите подходящую пословицу. Соедините объяснение и пословицу, которая ему соответствует, стрелочкой.

 

 

Даже если людям чего-то не хватает, они могут жить в мире и согласии

 

Дружбу помни, а зло забывай

 

В тесноте, да не в обиде

 

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

 

 

 

Если договориться о чем-то, то надо честно выполнять свои обязательства, потому что честность дороже денег

 

Не красив собой, зато честен душой

 

Не в деньгах счастье

 

Уговор дороже денег

 

 

 

Подарок не обсуждают, а принимают, что дарят

 

Дареному коню в зубы не смотрят

 

От того, кто не мил, и подарок постыл

 

Не дорог подарок – дорога любовь

 

 

 

Смелые и решительные люди побеждают в любом деле

 

Счастье видишь – смелее идешь

 

Уверенность приносит победу

 

Смелость города берет

 

 

 

Характер человека можно узнать по его глазам

 

Глаза – зеркало души

 

Глаз – алмаз

 

Лучше глаза лишиться, чем доброго имени

 

 

 

Знания помогут тебе всегда

 

Сперва аз да бука, а там и наука

 

Кто грамоте горазд, тому не пропасть

 

Не копи деньги, а учи детей грамоте

 

 

 

6. Числа в пословицах

– Вспомните пословицы, где есть какие-либо числа.

 

PОдин за всех, и все за одного.

Один в поле не воин.

Одна пчела немного меду натаскает.

 

PОдна голова – хорошо, а две – лучше.

Двух правд не бывает.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

 

PБог троицу любит.

Лучше три раза спросить, чем один раз ошибиться.

Обещанного три года ждут.

 

PБез четырех углов изба не рубится.

Конь о четырех ногах, и тот спотыкается.

Кошка на все четыре лапы падает.

 

PВперед смотри один раз, назад оглянись пять раз.

Знать, как свои пять пальцев.

Один улей – улей, а пять – пасека.

 

IV. Итог мероприятия

У. Ребята, вы молодцы – знаете много пословиц и поговорок. Напоследок я предлагаю вам поиграть всем вместе. Я буду называть первую часть пословицы, а вы отгадывайте хором вторую часть.

· Без труда не вытащишь... (и рыбку из пруда).

· Труд человека кормит... (а лень портит).

· Кончил дело... (гуляй смело).

· Как аукнется... (так и откликнется).

· Все хорошо... (когда хорошо кончается).

· Старый друг... (лучше новых двух).

· Семь раз отмерь... (один раз отрежь).

· Ростом мал... (да удал).

· Ученье – свет... (а неученье – тьма).

· Не плюй в колодец... (пригодится воды напиться).

– Молодцы! Подведем итоги нашей игры.

Подведение итогов. Награждение победителей грамотами.

 

Юлия ГУБАРЕВА,

учитель МОУ СОШ № 125,

г. Волгоград

 

Литература

1. Введенская Л.А. Пословицы и поговорки в начальной школе. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.

2. Классные часы. 2 класс / Авт.-сост. Т.Н. Максимова. – М.: ВАКО, 2011.


Проектная работа «Пословица – всем делам помощница»

Проектная работа «Пословица – всем делам помощница»

Выбор тем индивидуальных исследований учащихся: ·

Выбор тем индивидуальных исследований учащихся: ·

Этап 5 – проведение внеклассного мероприятия «Пословица – всем делам помощница»

Этап 5 – проведение внеклассного мероприятия «Пословица – всем делам помощница»

Ученик. Пословица – это короткое изречение, заключающее в себе какое-нибудь поучение

Ученик. Пословица – это короткое изречение, заключающее в себе какое-нибудь поучение

Найди вторую часть пословицы

Найди вторую часть пословицы

Ученье – красота, неученье – сухота

Ученье – красота, неученье – сухота

Выбери пословицу У. На карточке даны объяснения пословиц, ниже – по три пословицы

Выбери пословицу У. На карточке даны объяснения пословиц, ниже – по три пословицы

Выбери пословицу У. На карточке даны объяснения пословиц, ниже – по три пословицы

Выбери пословицу У. На карточке даны объяснения пословиц, ниже – по три пословицы

Все хорошо... ( когда хорошо кончается )

Все хорошо... ( когда хорошо кончается )
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2020