Проектная работа
«Пословица –
всем делам помощница»
Учитель Кашина Р.В.
Современные дети плохо знают пословицы и поговорки русского народа, не всегда понимают их значение. А ведь в них заключена народная мудрость. Поэтому мы в классе решили провести проект «Пословицы и поговорки русского народа».
Цели. Выявление и развитие доминантных способностей каждого ребенка, рефлексивных, самооценочных, исследовательских умений и навыков; активизация познавательной деятельности и создание мотивационной среды; формирование навыков самообразования, поиска информации.
Задачи. Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами; уточнить смысл и значение пословиц, учить применять их в речи; создать сборник любимых пословиц учащихся; воспитывать любовь к родному языку; объединить педагога, родителей и детей в общей творческой работе.
Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения
Этап 1 – погружение в проект
Тема проекта
«Пословицы и поговорки русского народа».
Возрастная категория учащихся: 7–8 лет).
Основополагающие проблемы и вопросы учебной темы:
– Современные дети знают мало пословиц и поговорок.
– Зачем нам нужны пословицы?
– Обо всем ли есть пословицы?
Дидактические цели проекта:
– формирование компетентности учеников в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации;
– помощь в осознании значения пословицы, формирование умения применять ее в речевой ситуации;
– обучение краткому изложению своих мыслей устно и письменно.
Методические задачи:
– найти пословицы и поговорки на определенные темы;
– создать сборник любимых пословиц и поговорок русского народа.
Выбор тем индивидуальных исследований учащихся:
· Пословицы и поговорки о дружбе.
· Пословицы и поговорки об учении.
· Пословицы и поговорки о труде.
· Пословицы и поговорки о семье.
· Пословицы и поговорки о здоровье.
· Пословицы и поговорки о природе.
· Пословицы и поговорки о пословицах.
· Пословицы и поговорки о правилах поведения.
Выдвижение гипотез решения проблем
Мы провели диагностику, выяснили, что учащиеся мало знают пословицы и поговорки русского народа и) предположили, что после изучения данной темы дети будут знать пословицы, активно использовать их в речи.
Творческое название проекта: «Пословицы и поговорки русского народа».
Этап 2 – организация деятельности
1. Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов.
2. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе:
– спросить дома;
– сходить в библиотеку;
– поискать самим;
– воспользоваться энциклопедиями;
– хорошо подумать самому.
3. Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав.
4. Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого члена группы:
– прочитать материал по теме в учебнике;
– воспользоваться научно-популярной литературой;
– провести опрос;
– провести выборочное исследование;
– сделать вывод.
Этап 3 – осуществление деятельности
Самостоятельная работа групп.
Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе в виде сообщения на листе формата А4 для дальнейшего сшивания в общую книгу.
Этап 4 – презентация
Защита полученных результатов и выводов на специальном занятии.
Оценивание результатов проекта школьниками и учителем. Заполнение оценочного листа по критериям, выбранным детьми (полнота материала, интересная подача, красочное оформление).
Этап 5 – проведение внеклассного мероприятия «Пословица – всем делам помощница». Награждение наиболее удачных исследовательских и творческих работ.
В ходе работы над проектом ребята узнали:
1) что такое пословица;
2) на какие темы бывают пословицы;
3) как использовать в речи пословицу.
В ходе проведения проекта ребята научились понимать богатство, глубину и мудрость народа. В результате проведения проекта нами была создана книга «Пословица – душа народа».
Итоги проекта были подведены на внеклассном мероприятии «Пословица – всем делам помощница», где дети показали высокий уровень знания пословиц и поговорок.
Внеклассное мероприятие «Пословица – всем делам помощница»
Цель. Закрепление детьми знания пословиц и поговорок русского народа.
Задачи. Способствовать использованию русских пословиц и поговорок в речи, уточнить знания о пословицах и поговорках; развивать речь, мышление, умение рассуждать, анализировать; воспитывать умение работать в группе, выполнять задания сообща.
Учебные материалы. Карточки с заданиями; детские работы на тему пословиц; белые листы для выполнения заданий; грамоты для награждения.
Подготовка
Мероприятие является итоговым при проведении учебного проекта «Пословицы и поговорки русского народа». Дети готовили сообщения о пословицах, искали в группах нужные пословицы и поговорки, рисовали иллюстрации.
Ход мероприятия
I. Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
II. Вводное слово учителя
Учитель. Ребята, сегодня мы подводим итог нашему проекту «Пословицы и поговорки русского народа». Но сначала вспомним, что мы знаем о пословицах.
Рассказывает подготовленный ученик:
Ученик. Пословица – это короткое изречение, заключающее в себе какое-нибудь поучение. В пословицах отражаются многовековые наблюдения, трудовой опыт народа. Свое глубокое уважение к пословицам народ выразил такими словами:
· Пословица – всем делам помощница.
· Пословица недаром молвится.
· Красна речь пословицей.
· Глупая речь не пословица.
· Без пословицы не проживешь.
У. Ребята, а как вы думаете, почему пословицы так важны?
Дети. Пословицы многому нас учат. Они говорят, как нужно относиться к Отечеству, как жить, как трудиться.
У. Верно. Пословицы живут долго, не стареют. Большое значение пословицам придавали наши писатели: И.А. Крылов, Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов, А.М. Горький. А Владимир Иванович Даль пятьдесят лет собирал пословицы и поговорки и создал целый сборник!
– Несколько занятий мы слушали пословицы, которые вы нашли, обсуждали их. Пришло время узнать, кто из вас лучший знаток пословиц и поговорок.
III. Конкурс «Красна птица пером, а человек – умом»
Конкурс проводится по группам из четырех человек. За каждый правильный ответ группа получает 1 балл. Побеждает тот, кто наберет больше баллов.
1. Отгадай пословицу по названному слову
У. Назовите пословицу, где есть такие слова:
P рыбка (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда);
P труд (Труд человека кормит, а лень портит);
P друг (Нет друга – ищи, а нашел – береги! );
P ум (По одежке встречают, а по уму провожают);
P учение (Учение – путь к умению);
P шило (Шила в мешке не утаишь);
P заяц (За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь);
P поспешить (Поспешишь – людей насмешишь);
P дело (Делу время – потехе час).
2. Найди вторую часть пословицы
У детей на столах разрезные карточки, где пословицы разрезаны на две части.
У. Соберите пословицы. Смысл одной из них объясните.
Труд человека кормит…
|
…а лень портит
|
В зимний холод…
|
…всякий молод
|
Ученье – свет…
|
…а неученье – тьма
|
Весна красна цветами…
|
…а осень – снопами
|
Нет лучшего дружка…
|
…чем родная матушка
|
От умного научишься…
|
…от глупого разучишься
|
3. Кто больше знает пословиц и поговорок?
У. За 3 минуты каждой группе надо написать как можно больше пословиц и поговорок.
За оригинальную пословицу, которой больше ни у кого нет, можно поставить 2 балла.
4. Подумай и напиши
У. Определите темы пословиц. Запишите рядом в столбике. Объясните свой ответ. Допишите еще одну пословицу на эту тему.
Каждая группа работает над своей темой.
Нет друга – ищи, а нашел – береги!
|
Пословицы о дружбе
|
Птица сильна крыльями, а человек – дружбой
|
|
Не мил и свет, когда друга нет
|
|
|
Ученье – красота, неученье – сухота
|
Пословицы об учении
|
Красна птица пером, а человек – умом
|
|
Мудрым никто не родился, а научился
|
|
|
«Отец» и «мать» – священные слова
|
Пословицы о семье
|
Ближе матери друга нет
|
|
Птица рада весне, а дитя – матери
|
|
|
Терпенье и труд все перетрут
|
Пословицы о труде
|
Кто не работает, тот не ест
|
|
Труд украшает человека
|
|
|
Здоровье дороже богатства
|
Пословицы о здоровье
|
Ум да здоровье дороже всего
|
|
Здоровье сгубишь – новое не купишь
|
|
|
У него стыда – что волос на камне
|
Пословицы о человеке, его качествах
|
Глаза – зеркало души
|
|
Я – последняя буква в алфавите
|
5. Выбери пословицу
У. На карточке даны объяснения пословиц, ниже – по три пословицы. Найдите подходящую пословицу. Соедините объяснение и пословицу, которая ему соответствует, стрелочкой.
Даже если людям чего-то не хватает, они могут жить в мире и согласии
|
Дружбу помни, а зло забывай
|
В тесноте, да не в обиде
|
|
Не имей сто рублей, а имей сто друзей
|
Если договориться о чем-то, то надо честно выполнять свои обязательства, потому что честность дороже денег
|
Не красив собой, зато честен душой
|
Не в деньгах счастье
|
|
Уговор дороже денег
|
Подарок не обсуждают, а принимают, что дарят
|
Дареному коню в зубы не смотрят
|
От того, кто не мил, и подарок постыл
|
|
Не дорог подарок – дорога любовь
|
Смелые и решительные люди побеждают в любом деле
|
Счастье видишь – смелее идешь
|
Уверенность приносит победу
|
|
Смелость города берет
|
Характер человека можно узнать по его глазам
|
Глаза – зеркало души
|
Глаз – алмаз
|
|
Лучше глаза лишиться, чем доброго имени
|
Знания помогут тебе всегда
|
Сперва аз да бука, а там и наука
|
Кто грамоте горазд, тому не пропасть
|
|
Не копи деньги, а учи детей грамоте
|
6. Числа в пословицах
– Вспомните пословицы, где есть какие-либо числа.
PОдин за всех, и все за одного.
Один в поле не воин.
Одна пчела немного меду натаскает.
PОдна голова – хорошо, а две – лучше.
Двух правд не бывает.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
PБог троицу любит.
Лучше три раза спросить, чем один раз ошибиться.
Обещанного три года ждут.
PБез четырех углов изба не рубится.
Конь о четырех ногах, и тот спотыкается.
Кошка на все четыре лапы падает.
PВперед смотри один раз, назад оглянись пять раз.
Знать, как свои пять пальцев.
Один улей – улей, а пять – пасека.
IV. Итог мероприятия
У. Ребята, вы молодцы – знаете много пословиц и поговорок. Напоследок я предлагаю вам поиграть всем вместе. Я буду называть первую часть пословицы, а вы отгадывайте хором вторую часть.
· Без труда не вытащишь... (и рыбку из пруда).
· Труд человека кормит... (а лень портит).
· Кончил дело... (гуляй смело).
· Как аукнется... (так и откликнется).
· Все хорошо... (когда хорошо кончается).
· Старый друг... (лучше новых двух).
· Семь раз отмерь... (один раз отрежь).
· Ростом мал... (да удал).
· Ученье – свет... (а неученье – тьма).
· Не плюй в колодец... (пригодится воды напиться).
– Молодцы! Подведем итоги нашей игры.
Подведение итогов. Награждение победителей грамотами.
Юлия ГУБАРЕВА,
учитель МОУ СОШ № 125,
г. Волгоград
Литература
1. Введенская Л.А. Пословицы и поговорки в начальной школе. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.
2. Классные часы. 2 класс / Авт.-сост. Т.Н. Максимова. – М.: ВАКО, 2011.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.