Профессии

  • Лекции
  • doc
  • 17.09.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: углублять знания учащихся о профессиях с учетом возрастных и индивидуально- типологических особенностей. Задачи: 1.Создавать систему профессиональной ориентации в реабилитационном Центре для несовершеннолетних. 2.Воспитывать отношение к труду, как к важнейшей жизненной потребности. 3.Сориентировать воспитанников на профессиональное и личностное самоопределение, помочь смоделировать дальнейший жизненный путь.
Иконка файла материала Профессии.doc
Цель: углублять знания учащихся о профессиях с учетом возрастных и  индивидуально­ типологических особенностей. Задачи: 1.Создавать систему профессиональной ориентации в реабилитационном  Центре для несовершеннолетних. 2.Воспитывать отношение к труду, как к важнейшей жизненной потребности. 3.Сориентировать воспитанников на профессиональное и личностное  самоопределение, помочь смоделировать дальнейший жизненный путь.                            Ход занятия: Организационный момент: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о профессиях. Основная часть: Классификация профессий (по Е.А. Климову) Профессия – это определённый вид трудовой деятельности. Каждый вид  труда человека имеет компоненты: предмет труда, цель труда, средства  труда и условия деятельности. Действительно, когда человек работает, его  внимание направлено на предмет труда. С этим предметом надо что­то  сделать (цель труда). Реализуется эта цель с помощью средств труда. И  конечно, для человека важно знать условия, в которых протекает работа. В  соответствии с этими четырьмя признаками и строится классификация  профессий, удобная для профессионального самоопределения. Ниже речь пойдёт о классификации профессий по предмету труда,  предложенной известным психологом, академиком Е.А. Климовым. Итак,  согласно этой точке зрения по предмету труда все профессии можно  разделить на пять типов.   Типы профессий : 1. Предмет труда – природа (животный и растительный мир). К этому типу  оотносятся профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной  отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями,  метеорологией, геодезией и т.д. Этот тип профессий  называется «человек–природа». Пример: эколог, микробиолог, егерь и  др. 2. Предмет труда – техника. К этому типу относятся все профессии,  связанные с обслуживанием техники (ремонт, наладка, установка,  управление). Сюда же входят и профессии по производству и обработке  металлов, их механической сборке и монтажу, а также по сборке и  монтажу электрооборудования. В этот же тип включают профессии по  обработке и использованию неметаллических изделий, полуфабрикатов,  промышленных товаров, а также по переработке продуктов сельского  хозяйства. Этот тип профессий называется «человек–техника». Пример:  водитель, слесарь, инженер­электрик, строитель, тракторист и др. 3. Предмет труда – человек. К этому типу относятся профессии,  направленные на воспитание, обучение, информирование, обслуживание  (бытовое, торговое, медицинское) людей. В этих видах деятельности впроцессе труда люди взаимодействуют между собой. Этот тип профессий  называется «человек–человек». Пример: экскурсовод, учитель, продавец  и др. 4. Предмет труда – схемы, знаки, устная и письменная речь, цифры, ноты,  формулы, карты, рисунки, дорожные знаки. К этому типу профессий  относятся умственные виды деятельности. Например: экономист,  корректор, физик, кассир и др. Этот тип профессий  называется «человек–знаковая система». 5. Предмет труда – изобразительная, музыкальная, литературно­ художественная, актёрская деятельность. Такой тип профессий  называется «человек­художественный образ». Пример: дизайнер,  декоратор, журналист, вокалист и др.   Профессионально важные качества   Профессионально важные качества  – это индивидуальные особенности  человека, являющиеся условием успешности овладения профессией.  Профессионально важные качества могут быть неспецифическими и  специфическими. Неспецифические профессионально важные качества – это качества человека,  необходимые для овладения любой профессией. Например, трудолюбие,  работоспособность, активность, добросовестное отношение к работе,  ответственность. Специфические профессионально важные качества – это такие психологические качества человека, которыми он должен обладать для овладения определённой  профессией или типом профессий и которые обеспечат ему успех в этой  профессии.   Специфические профессионально важные качества профессий типа  «человек–техника» В работе представителей профессий «человек–техника» бывает необходимо  удерживать в уме сложнейшие процессы, происходящие в технических системах,  будь то компьютер, современный автомобиль, «начинённый» электроникой, или  автоматизированная линия на производстве. Необходимо не только разбираться  в том, как работает техническая система, но и представлять себе всё, что в ней  происходит, то есть иметь техническое и пространственное мышление.  Показателями хорошего уровня развития пространственного мышления могут  служить успехи в таких школьных предметах, как геометрия и черчение.  Особенность технических объектов, которыми оперируют профессионалы в этой  области, в том, что, как правило, они могут быть точно измерены, точно  определены по многим признакам. Также они имеют огромную разницу в  размерах – от колоссальной паровой турбины до видимого только под  микроскопом транзистора. В профессиях этого типа используются  разнообразные средства труда – от гигантского экскаватора до тончайшего  микроскальпеля. Значит, профессии типа  «человек–техника» требуют от  человека умения концентрировать и переключать внимание, хорошей зрительно­ моторной координации, ловкости движений, а в некоторых случаях – физической  силы и выносливости.Специфические профессионально важные качества профессий типа  «человек–природа» Представители этого типа профессий смотрят на мир как на систему живой  природы, биологических явлений. Они могут удерживать в уме большие объёмы  информации относительно обстоятельств, влияющих на жизнь биологических и  экологических систем – лесов, водоёмов, парков и т. д. Например, необходимо  предсказать, что произойдёт в какой­либо биологической системе, если  изменится то или иное условие жизни: сельскохозяйственные животные  перейдут на новый вид кормов или через лес со сложившимся в нём подвижным  равновесием сил пройдёт новая железнодорожная линия или автотрасса и т. д.  Профессионалам, работающим с живой природой, нужно иметь особый вид  мышления – естественнонаучное мышление. Развитое естественнонаучное  мышление включает в себя, прежде всего, способность учитывать воздействия  на биологическую систему сразу нескольких обстоятельств, каждое из которых  приводит к различным изменениям и с разной скоростью. Для этого надо уметь  видеть в каком­либо ряду явлений закономерность и на основании её  продолжать этот ряд.  Кроме того, нужно иметь в виду, что почти всегда достижения в работе приходят медленно, конечный результат далёк, а промежуточные цели отсрочены.  Например, биологу­селекционеру необходимы десятилетия, чтобы вывести новый сорт плодовых деревьев. Поэтому профессионально важным качеством  является терпение, а также наблюдательность – умение замечать малейшие  изменения в живых системах. Наблюдательность тесно связана  с внимательностью, сосредоточенностью,созерцательностью, направленной на  внешний мир. Кроме того, для профессий, связанных с путешествиями,  экспедициями (геолог, инспектор рыбоохраны, океанолог и т. д.),  необходимы физическая выносливость, сила, ловкость. И конечно, важно любить  всё живое и бережно к нему относиться.    Специфические профессионально важные качества профессий типа  «человек–художественный образ» Представители профессий этого типа воспринимают мир, прежде всего, как то, в чём можно найти красоту, как ту область, в которую можно привнести что­то  прекрасное. Одни профессионалы этого типа создают художественные  ценности, художественные образы, другие их воспроизводят, третьи  анализируют, описывают. Очевидно, что для создания художественных образов  необходимо развитое творческое мышление. Оно отличается оригинальностью –  способностью человека придумать что­то нестандартное, а потому и  интересное; гибкостью – умением придумывать разнообразные творческие  решения;точностью – способностью предложить то решение, которое сообразно  условиям творческой задачи. Для того чтобы замечать прекрасное, видеть  гармонию, нужно быть тонко чувствующим человеком, но при этом необходимо  иметь и душевную устойчивость, невозмутимость, которая даёт силы не  расстраиваться по любому поводу. В профессиях типа «человек–художественный образ» можно выделить  творческие (художник, музыкант, архитектор, модельер, писатель и т. д.) и  рабочие профессии (маляр, косметолог, портной, фотограф, вышивальщица и т.  д.).Содержание деятельности рабочих профессий заключается в воспроизводстве  художественного образа с помощью различных средств, орудий труда, поэтому к  профессионально важным качествам наряду с образной памятью можно отнести  и такие, каккоординация движений, пространственные представления, ловкость  движений. Для профессионалов этого типа сформулированы требования к специальным  способностям:  для хореографа – к танцевально­музыкальным;  для музыканта – к музыкальным;  для художника, скульптора, архитектора – к художественным и т. д. Любому творческому человеку хочется быть «самым­самым» в своём искусстве.  При этом легко зазнаться и начать считать себя таковым. В связи с этим важно  быть самокритичным, уметь посмотреть со стороны на результаты своего труда.  Специфические профессионально важные качества профессий типа  «человек–знаковая система» Людям, занятым в профессиях «человек–знаковая система», мир, прежде всего,  видится со стороны того, насколько он упорядочен и всё в нём изучено, учтено,  подсчитано. Представители профессий этого типа хорошо умеют  ориентироваться в знаковых системах, условных обозначениях. Поэтому для них  важно, например, чувство языка, то есть способность находить общий смысл в  тексте и улавливать всё, что не соответствует ему. Очень высоки требования к  развитию внимания. Например, необходима хорошая избирательность внимания,  чтобы замечать ошибки в тексте. Переключаемость внимания важна, например,  для того, чтобы легко переходить от клавиатуры компьютера или наборной  машины к дисплею. Представителям профессий этого типа нужна также способность быстро  приводить в систему различные данные, которые на первый взгляд кажутся  неупорядоченными. Их деятельность определена множеством норм: законами  грамматики, правилами языка программирования, нормативными документами  (постановлениями, указами и т. д.). Важнейшими качествами для профессий типа «человек–знаковая  система» являются усидчивость, аккуратность, точность, пунктуальность.   Специфические профессионально важные качества профессий типа  «человек–человек»  Люди, занятые в профессиях типа «человек–человек», видят мир, прежде всего,  как систему человеческих отношений. Системы человеческих отношений, с  которыми имеют дело профессионалы, очень сложны. Это, например, отношения  между школьниками в классе, отношения сторон в судебном разбирательстве,  отношения в трудовом коллективе. Представителям таких профессий важно  понимать, что каждый человек воспринимает мир по­своему, а многие трудности  в отношениях между людьми вызваны неумением людей принять точку зрения  другого. Для того чтобы научиться строить отношения между людьми, полезны  некоторые навыки. Например, коммуникативные. Они позволяют  профессионалам легко вступать в контакт с новыми и очень разными людьми.  Необходимо понимать переживания другого человека, уметь откликаться на его  чувства. Эта способность называется эмпатией. Представителю любойпрофессии типа «человек–человек» очень важно быть тактичным. От всех этих  способностей, умений и навыков зависит не только успех в профессиональной  работе, но и жизни и судьбы людей, с которыми работает профессионал.  Поэтому необходимы выдержка, самообладание, организационные умения. Если коммуникативные навыки проявляются в стремлении к общению,  сопереживанию, интересе к другим людям, то организаторские умения – в  самостоятельном принятии решений, в инициативности, в планировании  деятельности. Организованность заключается в способности целенаправленно  управлять своей активностью, что проявляется в умении контролировать,  рассчитывать свои действия, строго планировать время и средства, доводя  начатое дело до завершения. Некоторые профессии трудно отнести к какому­то одному типу. Например, врач­ стоматолог. Эту специальность можно отнести и к профессиям типа «человек– человек» и «человек–техника». Значит, чтобы овладеть этой специальностью, у  человека должны быть специфические профессионально важные качества,  которые важны для двух типов профессий.  Личностные черты людей, говорящие о  склонности к тому или иному типу профессий   Для людей, которым подходят профессии типа «человек–природа»,  характерны следующие черты: ­ Интерес к познанию мира природы: живым организмам, растениям, животным,  птицам, насекомым, микроорганизмам, а также к биологическим, атмосферным,  геологическим и космическим процессам и явлениям. ­ Охотное участие в опытах и наблюдениях на уроках биологии, экологии,  астрономии, химии. ­ Готовность ежедневно выполнять работу по уходу за животными, растениями,  терпеть дискомфорт (холод, грязь, неудобства, запахи). ­ Интерес к исследовательской и аналитической работе, связанной с  наблюдениями за животными и растениями, окружающей средой (проведение  проб, замеров, экспертизы качества воды, почвы и т. п.). ­ Умение лучше других выполнять практические и лабораторные работы по  биологии, экологии, географии, астрономии, участие в природоохранной  деятельности (акциях «зелёных» и др.).    Для людей, склонных к профессиям типа «человек–техника», характерны  следующие черты: ­ Способность к овладению различной техникой (умение разбираться в  устройствах механизмов, машин, приборов) и успешное усвоение точных наук  (физики, химии, математики). ­ Интерес к технике, умение охотно и подолгу что­нибудь мастерить, разбирать  или чинить (например, ремонт электропроводки, бытовых приборов,  радиоаппаратуры). ­ Способность легко разбираться в технических чертежах и схемах,  ориентироваться в объектах по планам. ­ Умение по чертежам, схемам своими руками создавать реальную модель(например, собрать приёмник, велосипед или авиамодель). ­ Интерес к технической литературе, стремление к чтению литературы об  устройстве и работе машин, механизмов, приборов.   Для людей, которым подходят профессии типа «человек– человек»,  характерны следующие черты: ­ Потребность в общении. ­ Умение устанавливать взаимоотношения с одноклассниками и окружающими  людьми, замечать даже небольшие нюансы в настроении собеседников. ­ Способность свободно выражать свои мысли, без внутренней скованности  вступать в общение с новыми людьми. ­ Способность вызывать интерес и симпатию окружающих людей. ­ Способность понимать человека, его чувства, мысли, сопереживать ему. ­ Способность помогать другим людям, выручать их в трудной ситуации,  отзывчивость. ­ Умение владеть собой, не обижать собеседника во время общения. ­ Умение улаживать разногласия между людьми, находить компромиссные  решения, устраивающие ту и другую сторону. ­ Умение убедить в чём­то важном сверстников и организовать их для  выполнения какого­либо дела.  Для людей, склонных к профессиям типа «человек–знаковая система»,  характерны следующие черты: ­ Умение работать с числами. ­ Умение подолгу и охотно что­нибудь подсчитывать, вычислять, чертить,  анализировать информацию. ­ Соблюдение точности при составлении таблиц, чертежей, графиков, схем,  карт. ­ Занятие исследовательской работой (анализ информации и оформление  результатов в письменном виде). ­ Быстрое усвоение иностранных слов, знаков, символов, умение делать  переводы с одного языка на другой. ­ Чтение научно­популярной и другой литературы. ­ Разгадывание головоломок или решение сложных задач и схем. ­ Умение точно выполнять мелкие операции, подсчёты, составлять схемы и  программы. ­ Умение упорядоченно накапливать и хранить информацию. ­ Умение логически мыслить, анализировать и обобщать различную информацию  в виде цифр, знаков, текстов. ­ Умение подробно и ясно излагать свои мысли в письменной форме (написание  сочинений, длинных писем, ведение дневника и ежедневника).       Для людей, которым подходят профессии типа «человек– художественный образ», характерны следующие черты: ­ Осознание своей неповторимости, оригинальности в оценке окружающего мира, людей, событий, вещей. ­ Способность увидеть, заметить в обычном необычное, представлять,  воображать ситуации, картины, новые модели чего­либо (машины, одежды и т.  д.).­ Готовность с удовольствием и подолгу заниматься любимой работой  (рисованием, музыкой, пением, игрой на музыкальном инструменте). ­ Умение нестандартно мыслить, подход к решению проблемы под неожиданным  углом зрения. ­ Способность лучше других справляться с заданиями на уроках рисования,  музыки, литературы, мировой художественной культуры. ­ Участие в различных кружках творческой самодеятельности (ИЗО, музыки,  актёрского мастерства, лепки и т. п.).  Государственное казенное учреждение Самарской области « Чапаевский  социально­ реабилитационный центр для несовершеннолетних» Конспект занятия по направлению « Выбор профессии» на тему:  «Что такое профессия? Классификация профессий. Анализ профессий»Воспитатель: Бачинина Н.И.                                             Чапаевск                                                 2017г.

Посмотрите также