ПРОФЕССИОГРАММА ЗВУКООПЕРАТОРА
1.Предмет труда:
представители культурных и музыкальных организаций, а также представители
организационно досуговой деятельности разновозрастных категорий (от юных
музыкантов детских школ искусств, до профессиональных актёров драматических
театров.
2.Цель труда:
Создание условий для духовного и творческого развития личности, его
оздоровления и отдыха. Техническое оформление созданных условий, и
осуществление работоспособности системы этих условий.
3.Преимущества профессии: Преимуществами данной профессии являются востребованность на рынке
труда в связи с нехваткой специалистов в данной области в Ростовской области, а также с развитием информационно-коммуникационных
технологий и звуко-усилительных аппаратур. Область применения профессии:
-театр
-киностудия
-телевидение и телестудии
-цирк
-концертные и зрителные залы,
-танцзалы
-консерватории
-радио
-центры творческого досуга
-коммерческие организации
-участие в шоу программах
-образовательные учреждения (школы, ВУЗы и т.д)
-студии звукозаписи
-аппаратные
4.Ограничения профессии: Требуется:
· музыкальный слух
· базовое знание физики
· чувство ритма
· игра на любом музыкальном инструменте.
5.Содержание деятельности:
· Звукооператорская технологическая деятельность (подготовка, хранение и воспроизведение фонограмм, озвучивание музыкальных программ и концертных номеров, театрально-зрелищных мероприятий; контроль и анализ функционирования систем звуковоспроизведения и звукозаписи концертного и студийного использования, вспомогательного технического оборудования; выбор необходимого набора, размещение, монтаж, наладка и настройка звукотехнического оборудования).
· Музыкально-творческая деятельность
(изучение музыкального
произведения, включая анализ и разработку его интерпретации совместно с исполнителем или руководителем творческого коллектива; запись и создание звучащего художественного произведения).
· Организационно-управленческая деятельность (организация и творческое руководство процессом записи на звуконоситель музыкального произведения, монтажа фонограмм; управление средствами озвучивания студий звукозаписи, концертных залов, открытых и закрытых помещений).
6.Инструмент деятельности: Звукооператорская аппаратура.
7.Содержание работы по направлению: Нравственно - духовное развитие и оздоровление, культурное воспитание линости зрителя/слушателя, выполнение рекреационной функции, культурное обогащение культуры личности.
8.Требования к знаниям и умениям:
· Использовать в практической деятельности основы знаний в области
электротехники, электронной техники, акустики, свойств слуха и звука.
· Демонстрировать навыки записи, сведения и монтажа фонограмм.
· Анализировать музыкальное произведение в единстве и
взаимообусловленности формы и содержания, историко-стилистических и жанровых предпосылок, метроритма, тембра, гармонии.
9.Профессионально
важные качества:
· Музыкальная и профессиональная эрудиция
· Стремление постоянно пополнять познания в технике и отслеживать творческие новшества
· Сохранение благоприятной эмоциональной сферы
· Неконфликтность
· Психологическая устойчивость
· Способность достигать профессионального взаимопонимания
· Обладать силой слова и голоса
· Умение слышать и слушать
· Умение найти творческий контакт
· Многозадачность и сконцентрированность;
· Иметь сильную зрительную, устную и слуховую память.
А также уметь:
· Управлять акустическими характеристиками помещения;
· Рассчитывать параметры электрических цепей и электронных приборов;
· Измерять параметры различных электронных схем;
· Озвучивать закрытые помещения и открытые площадки;
· Выполнять основные виды работ на звуковом оборудовании;
· Записывать, реставрировать и воспроизводить несложные звуковые программы;
· Создавать и обрабатывать музыкальные фонограммы;
· Самостоятельно делать записи, используя моно, стерео и многомикрофонные системы, двухканальные и многоканальные аналоговые записи;
· Использовать современную компьютерную технику и оборудование для обработки звука;
· Выбрать оптимальную схему размещения звукотехнического оборудования, производить установку, монтаж и наладку оборудования.
10.Организационно-досуговая деятельность:
· Саморазвитие;
· Принимать участие в организации мероприятий, стараться вносить свои коррективы и поправки в разработку композиции с технической точки зрения;
· Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение;
· Эффективно общаться с коллегами, руководством;
· Ставить цели, мотивировать деятельность коллектива;
· Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием;
· Осознанно планировать повышение квалификации;
· Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
11.Медицинские противопоказания: нервные и психические заболевания, заболевания сердечно-сосудистой системы, снижение остроты слуха.
12.Условия труда:
Исследования НИИ труда, а также рекомендации МОТ позволяют
определить десять основных факторов производственной среды, влияющих
на работоспособность человека в процессе производства и вызывающих у
него усталость (утомление):
- физическое усилие (перемещение грузов определенного веса в рабочей
зоне, усилия, связанные с поддержанием тяжестей, нажатием на предмет
труда или рукоятки управления механизмом в течение определенного
времени). Различают четыре вида физического усилия: незначительное, среднее, тяжелое и очень тяжелое;
- нервное напряжение (сложность расчетов, особые требования к качеству
продукции, сложность управления механизмом, аппаратом, прибором,
опасность для жизни и здоровья людей при выполнении работ, особая
точность исполнения). Различают три вида нервного напряжения: незначительное, среднее, повышенное;
- темп работы (количество трудовых движений в единицу времени). Различают три уровня: умеренный, средний, высокий;
- рабочее положение (положение тела человека и его органов по отношению к средствам производства). Различают четыре вида рабочего положения: ограниченное, неудобное, неудобно-стесненное и очень
неудобное;
- монотонность работы (многократность повторения однообразных,
кратковременных операций, действий, циклов). Различают три уровня: незначительная, средняя, повышенная;
- температура, влажность, тепловое излучение в рабочей зоне (градусы по Цельсию, процент влажности, калории на 1 см2 в минуту). Различают пять
стадий воздействия указанных факторов: незначительная, повышенная или пониженная, средняя, высокая, очень высокая;
- загрязненность воздуха (содержание примесей в 1 м3 или литре воздуха и
их воздействие на организм человека). Различают пять степеней
загрязненности воздуха: незначительная, средняя, повышенная, сильная, очень сильная;
- производственный шум (частота шума в герцах, сила шума в децибелах). Различают умеренный, повышенный и сильный шум;
- вибрация, вращение, толчки (амплитуда в минуту, градусы и число вращений, количество толчков в минуту). Различают три уровня значений
указанных факторов: повышенные, сильные, очень сильные;
- освещенность в рабочей зоне (в люксах). Различают два уровня значений
этого фактора: недостаточная и плохая или ослепляющая.
Каждый из указанных десяти факторов, определяющих условия труда,
действует обособленно. Их влияние должно учитываться отдельно по
каждому рабочему месту в процессе его аттестации и паспортизации и далее отражаться в интегральной оценке условий труда. Интегральную оценку условий труда и ее составные элементы принято учитывать при организации оплаты труда (в части компенсационных выплат), проектировании форм и методов организации труда, разработке норм труда, составлении графиков труда и отдыха. Другими словами, условия труда оказывают существенное влияние на все элементы
организации труда. Все указанные факторы производственной среды имеют психологические и физиологические границы.
12.Перспективы карьерного роста:
- директор студий звукозаписи;
- начальник отдела звукозаписи и т.д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.