Профессиональная компетентность
Оценка 4.7

Профессиональная компетентность

Оценка 4.7
docx
27.03.2024
Профессиональная компетентность
профессиональная компетентность и культура педагога.docx

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………

3

Глава 1. Профессиональная компетентность…………………………...

5

1.1 Сущность понятия «Профессиональная компетентность»……………

5

1.2 Виды профессиональной компетентности……………………………..

9

Глава 2. Содержание и компоненты профессиональной компетентности педагога…………………………………………………

 

14

2.1 Развитие профессиональной компетенции……………………………..

14

2.2 Сущность и основные компоненты профессионально-педагогической культуры………………………………………………….

 

18

Заключение…………………………………………………………………..

22

Список использованных источников……………………………………

23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. Для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации, поставленных перед ним задач, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма. Возникла необходимость в подготовке педагога, который владеет фундаментальными профессиональными базовыми  знаниями, имеет инновационное мышления и практико-ориентированный исследовательский подход к разрешению конкретных педагогических проблем.

Понятие профессиональной компетентности педагога поэтому выражает единство его теоретической и практичес­кой готовности в целостной структуре личности и характери­зует его профессионализм.

В отечественной науке проблема профессионально-педагогической компетентности обычно рассматривается в ключе формирования профессиональных требований к специалисту (А.Г. Бермус, Н.Ф. Ефремова, И.А. Зимняя), а также нового подхода к конструированию образовательных стандартов.

В обыденной речи компетентным называют знающего, осведомленного, авторитетного в каком-либо деле человека, за которым признается право выносить суждения, принимать решения, совершать действия в данной сфере.

Компетентность как единство теоретической и практической готовности педагога к выполнению профессиональных функций характеризует не только деятельность, но и самого педагога как ее субъекта в его самостоятельном, ответственном, инициативном взаимодействии с миром. Благодаря этому свойству компетентность интегрирует профессиональные и личностные качества педагога, направляет их на овладение знаниями и целенаправленное применение в прогнозировании, планировании и реализации деятельности, активизирует педагога в развитии собственных способностей, в стремлении к самореализации в социально полезной деятельности.                                                 

Л.К. Гребенкина определяет профессиональную компетентность как элемент педагогического профессионализма наряду с «профессиональной культурой» и потребностью в профессиональном росте.

Цель исследования: изучение роли, места компетентности и культуры в профессиональной деятельности педагога.

Задачи исследования:

1.                 Раскрыть сущность понятия профессиональная компетентность педагога.

2.                 Рассмотреть содержание и компоненты профессиональной компетентности педагога.

3.                 Рассмотреть понятие и сущность педагогической культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Профессиональная компетентность

1.1 Сущность понятия «Профессиональная компетентность»

Под компетенцией в общем смысле понимают личные возможности специалиста, его квалификацию (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или решать самому вопрос благодаря наличию у него определенных знаний, навыков.

Компетентность – это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

В словаре Д.Н. Ушакова «компетенция» это: 1.Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. 2.Круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений (право)

А. И. Турчинов считает, что компетентность это степень выраженности, проявленности присущего человеку профессионального опыта в рамках компетенции конкретной должности.

И. А. Зимняя под компетентностью понимает основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека.

По определению теоретика компетентностного подхода А. В. Хуторского, компетенция — это готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации.

По мнению А.Г. Бермуса: «Компетентность представляет собой системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты».

Рассмотрим понятие «компетенция» во взаимосвязи с понятием «квалификация». Быстрые изменения многих профессиональных задач, связанных, в частности, с введением новых технологий, требуют новых квалификаций. Умения, обычно характеризующие выполнение какой-либо профессии, уже недоступны. Нужно еще уметь предвидеть трудности, принимать решения, сотрудничать и координировать свою деятельность.

Есть смысл говорить о компетенциях только тогда, когда они проявляются в какой-нибудь ситуации. Умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт и означает «быть компетентным». При обсуждении компетенции внимание фокусируется на конкретные ситуации, в которых они проявляются. Часто можно встретить людей, обладающих обширными знаниями, но не умеющих мобилизовать их соответствующим образом в нужный момент, когда представляется возможность. Быть компетентным не означает быть ученым или образованным. Компетентность человека связана с его деятельностью, а, следовательно, и с профессией. Для успешного выполнения профессиональной деятельности ее субъекту необходимо обладать совокупностью психофизиологических, психологических и личностных характеристик, которые определяются как профессионализм. Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм. Профессиональной деятельностью педагога как разновидностью его трудовой деятельности является педагогическая деятельность. Термин «педагогический» раскрывает принадлежность индивида к педагогической профессии, которая обслуживает педагогическую деятельность. Таким образом, термины «профессиональная деятельность педагога» и «педагогическая деятельность» несут на себе одну и ту же смысловую нагрузку. Исходя из этого термины «профессиональная компетентность» и «педагогическая компетентность» могут употребляться в качестве синонимов. Профессиональная компетентность - ключевое понятие для характеристики педагогической деятельности.

В. Г. Суходольский отмечает, что профессиональная компетентность педагога это – «способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическим знаниями, профессиональными умениями и навыками» .

Следовательно, компетентность – это сплав теоретической и практической готовности человека к педагогической деятельности. А профессиональная компетентность – это есть профессионализм и педагогическое мастерство учителя.

Таким образом, изучение различных мнений, представленных исследователями природы компетентности, таких как А.В. Хуторской, С.Е. Шишов, А.Г. Бермус, В.Г. Суходольский, по определению сущности понятия «профессиональная компетентность» дает возможность представить ее как интеграцию знаний, опыта и профессионально значимых личностных качеств, которые отражают способность педагога эффективно выполнять профессиональную деятельность и включают профессионализм и педагогическое мастерство учителя.

Понятие «профессиональная компетентность педагога» выражает личные возможности учителя, воспитателя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи, формулируемые им самим или администрацией образовательного учреждения. Для этого нужно знать педагогическую теорию, уметь и быть готовым применять её на практике. Таким образом, под педагогической компетентностью педагога можно понимать единство его теоретической и практической готовности к осуществлению своей профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность педагога, выступая условием становления и развития его педагогического мастерства, составляет содержание педагогической культуры.

В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:

1.                 Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.

2.                 Готовность решать профессиональные предметные задачи.

3.                 Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Виды профессиональной компетентности

Для определения содержания понятия профессиональной компетентности необходимо рассмотреть его структуру, включающую в себя различные ее виды.

Рассмотрением вопроса о видах профессиональной компетентности занималась Кузьмина Н.В., которая выделяет один из таких видов как «психологическая компетентность».

По мнению автора, психологическая компетентность представляет собой структурированную систему знаний о человеке как индивиде, индивидуальности, субъекте труда и личности, включенном в индивидуальную или совместную деятельность, осуществляющем профессиональные и иные взаимодействия.

Психологическая компетентность состоит из нескольких взаимосвязанных подсистем:

                  социально-перцептивной компетентности (знание людей, ее основу составляет наблюдательность и проницательность);

                  социально-психологической (закономерности поведения, деятельности и отношений человека, включенного в профессиональную группу);

                  аутопсихологической (самопознание, самооценка, самоконтроль, умение управлять своим состоянием и работоспособностью, самоэффективность);

                  коммуникативной (знания о различных стратегиях и методах эффективного общения);

                  психолого-педагогической (знания методов осуществления влияния).

Высокий уровень психологической компетентности обеспечивает успешное освоение психологических методов управления «человеческой составляющей». В настоящее время активно проводятся исследования структуры и содержания профессиональной компетентности различных категорий государственных служащих.

Маркова А.К. различает следующие виды профессиональной компетентности:

1)    специальная компетентность – «владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие»;

2)    социальная компетентность – владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также «принятыми в данной профессии приемами профессионального общения, социальная ответственность за результаты своего профессионального труда»;

3)    личностная компетентность - «владение приемами личностного самовыражения и саморазвития средствами противостояния профессиональной деформации личности»;

4)    индивидуальная компетентность - «владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, без усталости».

Названные виды компетентности означают, по мнению автора, зрелость человека в профессиональной деятельности, в его профессиональном общении, в становлении личности профессионала, его индивидуальности. Каждый из видов компетентности включает в себя и общие межпрофессиональные компоненты.

Так, специальная компетентность характеризуется: способностью к планированию производственных процессов, умением работать с компьютером, с оргтехникой, чтением технической документации.

Личностная компетентность включает: способность планировать свою трудовую деятельность, контролировать и регулировать ее, способность самостоятельно принимать решения, способность находить нестандартные решения (креативность), гибкое теоретическое и практическое мышление, умение видеть проблему, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения.

Индивидуальная компетентность включает в себя такие межпрофессиональные компоненты как: мотивация достижения, ресурс успеха, стремление к качеству своей работы, способность к самомотивированию, уверенность в себе, оптимизм.

Маркова А.К. упоминает также такой вид компетентности как - «экстремальная профессиональная компетентность, когда человек готов к работе во внезапно усложнившихся условиях деятельности».

Деркач А.А., рассматривая структуру профессиональной деятельности профконсультантов службы занятости, выделяет следующие основные компоненты профессиональной компетентности:

                  профессионально-правовую компетентность (знание законодательства о труде и нормативных актов, распорядительных документов службы занятости на всех ее уровнях, методических материалов по профессиональному консультированию и пр.);

                  профессиологическую компетентность (система знаний о различных профессиях, требованиях, предъявляемых ими к субъекту труда, общей и специальной профессиональной подготовке, факторах профессионального развития, видах профессиональной деформации личности и пр.);

                  социально-перцептивную компетентность (так как деятельность профконсультанта относится к системе «человек-человек», то необходима система знаний о типах личности, детерминантах поведения и отношений, восприятии и понимании человека человеком и пр.);

                  коммуникативную компетентность (в виду того, что деятельность профконсультантов осуществляется в процессе общения, необходимы знания содержания различных форм межличностного общения, методов психологических воздействий, особенностей их применения).

Таким образом, структура и содержание профессиональной компетентности, с точки зрения акмеологического подхода, во многом определяется спецификой выполняемой профессиональной деятельности и ее принадлежности к определенным типам.

По мнению Деркача А.А. психологическая компетентность занимает особую роль в структуре профессиональной компетентности, если деятельность относится к классам «человек-человек», «человек-группа или коллектив» и «человек - большие социальные группы» (по классификации Е.А. Климова). Причем, психологическая компетентность позволяет эффективно взаимодействовать и управлять «человеческой составляющей» управляемых систем.

Разработкой и изучением различных видов компетентности уделялось немалое внимание и Бодалев А.А. Автор выделяет основные три группы профессиональной компетентности: «компетентность в профессиональной деятельности, компетентность в профессиональном общении и компетентность в реализации личности профессионала» и виды профессиональной компетентности внутри каждой из групп.

Компетентность в профессиональной деятельности и ее виды:

- специальная (знание своего дела);

- технологическая;

- субъектная;

- профессиологическая (осведомленность в мире профессий);

- правовая;

- экономическая и т.д.

Компетентность в профессиональном общении и ее виды:

- коммуникативная, общенческая (способность к сотрудничеству);

- социально-перцептивная (способность к восприятию другого человека);

- дифференциально-психологическая;

- диагностическая (способность к изучению другого человека);

- этическая;

- эмпатийная;

- межкультурная, социокультурная (терпимость к другим культурам);

- конфликтная и др.

Компетентность в развитии личности профессионала и ее виды:

- психологическая (умение изучать другого человека);

- индивидуальная, аутопсихологическая (умение изучать себя);

- культурная (способность к усвоению культурных норм, принятых в данном обществе как эталонов для развития своей личности);

- рефлексивная и др.

Таким образом, рассмотрение системных характеристик компетентности показывает, что она содержит различные взаимосвязные компоненты. Стержневой составной частью профессиональной компетентности является психологическая компетентность, которая включает в себя: социально-перцептивную компетентность, социально-психологическую, аутопсихологическую, коммуникативную, психолого-педагогическую компетентность.

Бодалев А.А. утверждает, что каждая из данных компетентностей включает в себя ряд определенных свойств и умений личности. Так в основе социально - перцептивной компетентности лежат такие интегративные свойства и умения, как проницательность и наблюдательность.

Уровень аутопсихологической компетентности определяет развитие таких характеристик как качество самоанализа, адекватность самооценки, уровень саморегуляции, самоэффективность и другие важнейшие свойства.

Так же выделяют рефлексивную компетентность, которая «состоит в осведомленности относительно процессов актуализации личности, реализации рефлексивных способностей в осмыслении и преодолении стереотипов мышления и образования нового инновационного содержания».

Важным видом профессиональной и психологической компетентности является конфликтологическая компетентность. В основе данного вида лежит умение разрешать конфликты и управлять ими.

 

 

 

 

Глава 2. Содержание и компоненты профессиональной компетентности педагога

2.1 Развитие профессиональной компетенции

Наряду с понятием профессиональной компетентности существует такое понятие как развитие профессиональной компетентности. Главную роль в развитии компетентности педагога играют его профессионально-педагогические способности. Развитие способностей непосредственно связано с педагогическими умениями и навыками, которыми должен владеть каждый компетентный педагог.

По мнению Станкина М.И. можно выделить следующие группы профессионально-педагогических способностей:

·                   экспрессивные способности – умение педагога образно и ярко выражать мысли с помощью слова и невербальных средств;

·                   дидактические способности – умение преподнести материал так, чтобы он стал доступным и был прочно усвоен;

·                   авторитарные способности – умение быстро завоевать уважение, а в дальнейшем высокий авторитет, в волевом влиянии на воспитанников;

·                   научно-педагогические способности – умение участвовать в научно-исследовательской работе педагогического характера, постоянное стремление к новому, желание трудиться творчески, экспериментировать, систематически изучать литературу и опыт коллег;

·                   перцептивные способности – это умение воспринять внутренний мир учащегося, почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент, выявить его отношение к занятиям, к преподавателю;

·                   коммуникативные способности – это умение легко вступать в контакты с другими людьми, прежде всего с учащимися, и в дальнейшем поддерживать с ними правильные отношения;

·                   личностные умения преподавателя проявляются, прежде всего, в педагогическом такте;

·                   организаторские способности – умение четко, без потерь времени подготовить и провести любое занятие, классный час, вечер отдыха, родительское собрание, экскурсию в музей, туристический поход и т.п.;

·                   мажорные способности – это оптимизм и юмор педагога, помогающие активизировать учебный процесс, любой вид работы и отдыха, предупредить или безболезненно ликвидировать сложный конфликт, снять напряжение;

·                   прогностические способности – это умение быстро и точно распознавать предметы, явления, анализировать их и успешно оперировать отраженными образами;

·                   конструктивные способности, или педагогическое воображение – это умение проектировать будущее воспитанников, тщательнее планировать работу, предвидеть результаты своего труда, обнаруживать задатки обучаемых и строить работу по их развитию.

Профессиональную компетентность педагога правомерно рассматривать как совокупность определенных качеств личности педагога, которые обуславливаются высоким уровнем его психолого-педагогической подготовленности, способностью оптимально решать педагогические задачи (обучения, воспитания и развития ребенка). У компетентного педагога, по мнению Романовой Е.С., должны быть следующие личностные качества, интересы и склонности: склонность к работе с детьми; умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой; высокая степень личной ответственности; самоконтроль и уравновешенность; терпимость, безоценочное отношение к людям; интерес и уважение к другому человеку; стремление к познанию, саморазвитию; оригинальность, находчивость, разносторонность; тактичность; целеустремленность; артистизм; требовательность к себе и другим. Воспитатель может дать своему воспитаннику только то, что имеет сам. Профессиональная компетентность педагога охватывает широкий круг вопросов решения профессиональных и личностных задач. Это возлагает на педагога большую ответственность за обучение и воспитание подрастающего поколения. Таким образом, педагог – это не только человек, который передает знания, учит разным навыкам и умениям, но и учитель, который учит жить.

Исходя из данного содержания профессиональной компетентности, можно предположить, что профессиональная компетентность должна иметь четкую структуру, определяющую ее содержание.

В настоящее время нет определенной структуры профессиональной компетентности. Различные авторы – исследователи профессиональной компетентности предлагают разные варианты.

Н. Н. Лобанова в структуре профессиональной компетентности выделяет профессионально-содержательный, профессионально-деятельностный и профессионально-личностный компоненты.

Профессионально-содержательный или базовый компонент предполагает наличие у педагога теоретических знаний, что обеспечивает осознанность при определении педагогом содержания его профессиональной деятельности.

Профессионально - деятельностный или практический компонент включает профессиональные знания и умения, апробированные в действии, освоенные личностью как наиболее эффективные.

Профессионально-личностный компонент включает профессионально-личностные качества, определяющие позицию и направленность педагога как личности, индивида и субъекта деятельности.

По мнению, Подласого И.П., существует несколько типов профессиональной компетентности. Это:

1.                 Специальная компетентность. Педагог владеет профессиональной компетентностью на высоком уровне и занимается саморазвитием, а также у него развита коммуникабельность.

2.                 Социальная компетентность. Педагог владеет совместной профессиональной деятельностью, сотрудничает с окружающими и ответственен за результаты своего труда.

3.                 Личностная компетентность. Педагог владеет способами личностного самовыражения и саморазвития. Это интересная яркая личность.

4.                 Методическая компетентность. Педагог знает методы и приемы обучения, имеет интуицию выбора метода.

5.                 Психолого-педагогическая компетентность. Педагог знает психику детей, умеет определять индивидуальные качества каждого ученика

Таким образом, содержание профессиональной компетентности включает:

1.                 Педагогическое мастерство - знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение (А.С. Макаренко) и профессионализм, которые включают профессионально - педагогические способности, методы обучения и воспитания учащихся, глубокое знание ученика, учет тех изменений, которые с ним происходят под влиянием воспитательной работы, организация методического обеспечения педагогической деятельности самим учителем.

2.                 Личностные качества, интересы и склонности педагога.

Подводя итог вышесказанного: компетентный педагог:

·                   знает и любит свою дисциплину, любит свою работу;

·                   владеет разнообразными методами обучения;

·                   умеет вызвать и удержать интерес обучающихся, соизмеряет темп обучения с темпом усвоения знаний, управляет их вниманием;

·                   имеет четкую, заранее оговоренную систему контроля, объективно оценивает знания;

·                   уважает обучающихся, умеет поставить себя на его место;

·                   человек разносторонний, обладает артистизмом и чувством юмора;

·                   имеет личную концепцию обучения и постоянно развивается.

 

 

 

 

 

 

2.2 Сущность и основные компоненты профессионально-педагогической культуры

Высокий уровень профессиональной культуры является важнейшей составляющей личности педагога. Понятие «профессиональная культура педагога», или «педагогическая культура», стало объектом изучения современной педагогической науки относительно недавно. В обыденном сознании под педагогической культурой понимается комплекс норм, правил поведения; проявление педагогического такта, педагогической техники и мастерства; педагогическая грамотность, образованность. Носителями педагогической культуры выступают профессионалы-педагоги и лица, занимающиеся педагогической практикой на непрофессиональном уровне, например, родители. В связи с этим педагогическая культура педагогов чаще всего носит название «профессионально-педагогическая культура».

Профессионально-педагогическая культура – это комплексная характеристика личности педагога, включающая необходимый уровень овладения профессионально-педагогическими ценностями, личностно ориентированными технологиями и приемами творческой самореализации в профессиональной деятельности.

В.А. Сластенин и И.Ф. Исаев в структуре профессионально-педагогической культуры выделили аксиологический, технологический и личностно-творческий компоненты.

Аксиологический компонент культуры представлен комплексом педагогических ценностей. В ходе педагогической деятельности педагоги получают профессиональные знания и умения, применяют их в реальной жизни и определяют степень их значимости. Знания, идеи, концепции, имеющие в настоящее время большую референтность для социума и конкретной педагогической системы, воспринимаются как педагогические ценности. Профессиональное становление педагога связано с освоением педагогической деятельности и приобретением педагогических ценностей. Классифицируя педагогические ценности по уровню их существования, можно выделить общественно-педагогические, профессионально-групповые и индивидуально-личностные.

Технологический компонент представляет собой методы и приемы педагогического взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса в культуре общения. Эта составляющая культуры педагога определяется глубиной предупреждения предполагаемых педагогических ошибок, а также пониманием наиболее оптимальных способов развития педагогических способностей.

Личностно-творческий компонент отражает механизм овладения данным видом культуры. Педагог творчески подходит к осуществлению своей профессиональной деятельности, участвует в формировании педагогических ценностей. Осознанное усвоение педагогом существующих педагогических ценностей определяется его личностными особенностями и направленностью его педагогической деятельности.

Формирование профессиональной культуры педагога происходит в процессе непрерывного образования и включает в себя такие этапы, как получение профессионального образования, формирование культуры в профессионально-педагогической среде, получение дополнительного профессионального образования, самообразование и самовоспитание.

Профессиональная культура педагога является значимым фактором успешного осуществления педагогической деятельности. Педагог, обладающий высоким уровнем педагогической культуры, успешно реализует свои профессиональные функции и обязанности.

Рассмотрим компоненты профессиональной культуры для осуществления педагогической деятельности и их характеристику.

Ценностный компонент - это совокупность ценностей (социальных и профессиональных), которые являются важнейшими элементами человеческой культуры. Педагогические ценности можно разделить на общественно-педагогические, профессионально-групповые и индивидуально-личностные. Иерархия ценностей, обусловливающая мотивацию и выступающая в качестве регулятора поведения личности, определяется как ценностные ориентации.

Деятельностный компонент - совокупность методов, форм, средств, технологий, которые педагог использует в своей профессиональной деятельности. Уровень владения педагогическим инструментарием позволяет нам выделить следующие типы педагогов: педагог-мастер, педагог-творец, педагог-новатор.

Педагог-мастер осознанно, разнообразно и гибко применяет в собственной практике методы, приемы, формы и средства работы, давно и прочно вошедшие в педагогику и частные методики.

Педагог-творец вносит в образовательную практику существенно новые элементы педагогической технологии, т.е. применяет новые методы, приемы, формы и средств работы с учащимися.

Педагог-новатор ищет принципиально новые пути решения учебно-воспитательных задач. Педагоги-новаторы – наиболее спорный и противоречивый тип педагогов, так как результаты их труда сложно измерить количественными показателями.

Личностный компонент педагогической культуры представлен позицией педагога, направленностью его личности и профессионально значимыми качествами. Профессиональная направленность личности педагога определяется наличием у него интереса к обучающимся, увлеченностью профессией, желанием ею заниматься, выраженностью педагогического самосознания. Так же профессиональная направленность определяет успешность формирования профессионального самосознания (понимание педагогом норм, правил, поведения в профессиональной среде, принятие профессиональных эталонов, образцов и профессиональная рефлексия).

Педагогу с высоким уровнем развития педагогической культуры должна быть присуща высокая познавательная активность, творческая направленность профессиональных интересов. Наряду с профессиональной направленностью высокую эффективность педагогической деятельности обеспечивают профессионально важные качества личности педагога, которые выступают характеристиками в структуре личностного компонента педагогической культуры.

Таким образом. профессионально-педагогическая культура - это мера и способ творческой самореализации личности педагога в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленных на освоение и создание педагогических ценностей и технологий.

Профессионально-педагогическая культура относится к категориальному ряду- культура педагогической деятельности, культура педагогического общения, культура личности учителя. Профессионально-педагогическая культура предстает в качестве всеобщей характеристики разнообразных видов деятельности учителя и педагогического общения, раскрывая и обеспечивая развитие потребностей, интересов, ценностных ориентаций, способностей личности относительно педагогической деятельности и педагогического общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

1. Определена сущность понятия «профессиональная компетентность педагога». По определению сущности понятия «профессиональная компетентность» дает возможность представить ее как интеграцию знаний, опыта и профессионально значимых личностных качеств, которые отражают способность педагога эффективно выполнять профессиональную деятельность и включают профессионализм и педагогическое мастерство учителя.

2. Рассмотрены направления профессиональной компетентности педагога, которое, если обобщить мнения различных авторов, включает:

1)  Педагогическое мастерство

2) Личностные качества, интересы и склонности педагога.

3. Развитие компонентов индивидуальной педагогической культуры существенно влияет на профессиональное поведение педагога, придает ему целостность, собственный педагогический почерк, индивидуальный стиль. Самым действенным фактором и стимулом повышения уровня педагогической культуры является включенность в педагогическое творчество, инновационную деятельность, исследовательский поиск и педагогиче­ский такт. Умение в старом, давно известном, увидеть новое, по достоинству его оценить и составляет непреложный компонент педагогической культуры педагога. В связи с этим необходимо выявлять и повышать уровень педагогической культуры педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.                 Корягина, Н. А.  Психология общения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 493 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-17889-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536717 (дата обращения: 13.02.2024).

2.                 Корягина, Н. А.  Эффективные коммуникации. Социальная компетентность личности : учебное пособие для вузов / Н. А. Корягина. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 344 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18144-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/534386 (дата обращения: 13.02.2024).

3.                 Леонов, Н. И.  Психология общения : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. И. Леонов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 193 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10454-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/541184 (дата обращения: 13.02.2024).

4.                 Львова, А. С.  Культура речи и деловое общение педагога : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. С. Львова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 185 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11542-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/541783 (дата обращения: 13.02.2024).

5.                 Методика преподавания: оценка профессиональных компетенций у студентов : учебное пособие для вузов / В. Н. Белкина [и др.] ; под редакцией В. Н. Белкиной. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 212 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08013-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540952 (дата обращения: 13.02.2024).

6.                 Панфилова, А. П.  Культура речи и деловое общение : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. П. Панфилова, А. В. Долматов. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 488 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16686-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544944 (дата обращения: 13.02.2024).

7.                 Сережко, Т. А.  Психология социально-правовой деятельности : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. А. Сережко, Т. З. Васильченко, Н. М. Волобуева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 271 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16009-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/538203 (дата обращения: 13.02.2024).

8.                 Формирование профессиональной компетентности педагога. Поликультурная и информационная компетентность : учебное пособие для вузов / Н. Р. Азизова, Н. А. Савотина, М. И. Бочаров, С. В. Зенкина. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 162 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06234-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540720 (дата обращения: 13.02.2024).


 

9.                 Скачано с www.znanio.ru

СОДЕРЖАНИЕ Введение ……………………………………………………………………… 3

СОДЕРЖАНИЕ Введение ……………………………………………………………………… 3

ВВЕДЕНИЕ Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития

ВВЕДЕНИЕ Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития

Л.К. Гребенкина определяет профессиональную компетентность как элемент педагогического профессионализма наряду с «профессиональной культурой» и потребностью в профессиональном росте

Л.К. Гребенкина определяет профессиональную компетентность как элемент педагогического профессионализма наряду с «профессиональной культурой» и потребностью в профессиональном росте

Глава 1. Профессиональная компетентность 1

Глава 1. Профессиональная компетентность 1

Нужно еще уметь предвидеть трудности, принимать решения, сотрудничать и координировать свою деятельность

Нужно еще уметь предвидеть трудности, принимать решения, сотрудничать и координировать свою деятельность

Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическим знаниями, профессиональными умениями и навыками»

Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическим знаниями, профессиональными умениями и навыками»

Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности

Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности

Виды профессиональной компетентности

Виды профессиональной компетентности

Названные виды компетентности означают, по мнению автора, зрелость человека в профессиональной деятельности, в его профессиональном общении, в становлении личности профессионала, его индивидуальности

Названные виды компетентности означают, по мнению автора, зрелость человека в профессиональной деятельности, в его профессиональном общении, в становлении личности профессионала, его индивидуальности

Маркова А.К. упоминает также такой вид компетентности как - «экстремальная профессиональная компетентность, когда человек готов к работе во внезапно усложнившихся условиях деятельности»

Маркова А.К. упоминает также такой вид компетентности как - «экстремальная профессиональная компетентность, когда человек готов к работе во внезапно усложнившихся условиях деятельности»

Е.А. Климова). Причем, психологическая компетентность позволяет эффективно взаимодействовать и управлять «человеческой составляющей» управляемых систем

Е.А. Климова). Причем, психологическая компетентность позволяет эффективно взаимодействовать и управлять «человеческой составляющей» управляемых систем

Таким образом, рассмотрение системных характеристик компетентности показывает, что она содержит различные взаимосвязные компоненты

Таким образом, рассмотрение системных характеристик компетентности показывает, что она содержит различные взаимосвязные компоненты

Глава 2. Содержание и компоненты профессиональной компетентности педагога 2

Глава 2. Содержание и компоненты профессиональной компетентности педагога 2

Профессиональную компетентность педагога правомерно рассматривать как совокупность определенных качеств личности педагога, которые обуславливаются высоким уровнем его психолого-педагогической подготовленности, способностью оптимально решать педагогические задачи (обучения, воспитания…

Профессиональную компетентность педагога правомерно рассматривать как совокупность определенных качеств личности педагога, которые обуславливаются высоким уровнем его психолого-педагогической подготовленности, способностью оптимально решать педагогические задачи (обучения, воспитания…

Исходя из данного содержания профессиональной компетентности, можно предположить, что профессиональная компетентность должна иметь четкую структуру, определяющую ее содержание

Исходя из данного содержания профессиональной компетентности, можно предположить, что профессиональная компетентность должна иметь четкую структуру, определяющую ее содержание

Методическая компетентность. Педагог знает методы и приемы обучения, имеет интуицию выбора метода

Методическая компетентность. Педагог знает методы и приемы обучения, имеет интуицию выбора метода

Сущность и основные компоненты профессионально-педагогической культуры

Сущность и основные компоненты профессионально-педагогической культуры

Технологический компонент представляет собой методы и приемы педагогического взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса в культуре общения

Технологический компонент представляет собой методы и приемы педагогического взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса в культуре общения

Деятельностный компонент - совокупность методов, форм, средств, технологий, которые педагог использует в своей профессиональной деятельности

Деятельностный компонент - совокупность методов, форм, средств, технологий, которые педагог использует в своей профессиональной деятельности

Таким образом. профессионально-педагогическая культура - это мера и способ творческой самореализации личности педагога в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленных на освоение и создание…

Таким образом. профессионально-педагогическая культура - это мера и способ творческой самореализации личности педагога в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленных на освоение и создание…

Заключение 1. Определена сущность понятия «профессиональная компетентность педагога»

Заключение 1. Определена сущность понятия «профессиональная компетентность педагога»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1

Панфилова, А. П. Культура речи и деловое общение : учебник и практикум для среднего профессионального образования /

Панфилова, А. П. Культура речи и деловое общение : учебник и практикум для среднего профессионального образования /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2024