Профессиональная ориентация школьников

  • docx
  • 23.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала project.docx

Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение "Гимназия №70"

 

 

 

 

 

 Итоговый Индивидуальный проект

Применение информационных технологий в области авиации

 

 

 

 

Работу выполнила:

Красильникова Полина Олеговна,

Ученица 11 «Б» класса

Руководитель:

Черемушкина Мария Михайловна, учитель информатики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новокузнецк, 2022

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1 РАЗДЕЛ

1.1

1.2

1.3

2 РАЗДЕЛ

1.1

1.2

1.3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность

Актуальность данной темы может быть отражена в информатизации и компьютеризации современного общества, в ходе которых происходит широкое внедрение достижений методов информатики, а также электронно-вычислительной техники во все сферы общества

Тип проекта: информационный

Цель проекта: исследование вопроса применения информационных технологий в авиации и создание урока по данной теме

Задачи:

·         

Объект исследования: авиация

Предмет исследования: применение информационных технологий в авиации

Методы, используемые в работе над проектом: изучение,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль информационных технологий в современном мире

В современном мире просто невозможно представить жизнь без информационных технологий, несмотря на то, что в самом недалеком прошлом человек и понятия не имел о них. В нашу жизнь они вошли прочно, применяются информационные технологии во всех сферах жизни человечества, выполняя особо значимую роль. Информационные технологии представляют весь накопленный опыт человечества в форматизированном виде, пригодном для прикладного использования. В нем сконцентрированы научные знания и материалистический опыт для осуществления общественных процессов, при этом экономятся затраты труда, времени, энергии, вещественных средств. И с каждым днем с непомерной силой роль эта увеличивается.

Информационные технологии можно рассматривать как элемент и функцию информационного общества, направленную на регулирование, сохранение, поддержание и совершенствование системы управления нового сетевого общества. Если на протяжении веков информация и знания передавались на основе правил и предписаний, традиций и обычаев, культурных образцов и стереотипов, то сегодня главная роль отводится технологиям. Кроме того, они упорядочивают потоки информации на глобальном, региональном и локальном уровнях. Они играют ключевую роль в формировании технологической структуры, в повышении роли образования и активно внедряются во все сферы социально-политической и культурной жизни, включая домашний быт, развлечения и досуг.

Для информационных технологий наших дней этапа характерны:

1.     Работа пользователя в режиме манипулирования данными (не нужно «помнить и знать», а достаточно выбрать из «предлагаемого меню»);

2.     Безбумажный процесс обработки документов (на бумагу фиксируется только окончательный вариант документа);

3.     Диалоговый режим решения задач с широкими возможностями для пользователей;

4.     Возможность коллективного использования документов на основе группы компьютеров, объединенных средствами коммуникаций;

5.     Возможность адаптивной перестройки формы и способа представления информации в процессе решения задач

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена. В информационном обществе огромную роль и значение на сегодняшний день играют системы распространения. Существуют межрегиональные и международные системы связи, позволяющие обмениваться информацией на больших расстояниях и территориях. Выросло и постоянно растет количество людей, профессионально занятых сбором информации, ее переработкой и хранением. Теоретически, любой человек или же любая фирма являются потребителями информации. И это касается как коллективов людей, так и отдельных личностей. Перед тем как что-либо предпринять, нужно провести работу по сбору, переработке, анализу информации и найти наиболее подходящее решение. Может потребоваться обработка больших объемов информации, и это порой окажется не под силу человеку без использования специальных машин. Компьютеры во всех сферах человеческой деятельности:

·        ускоряют обработку информации в производственной и социальной сфере;

·        помогают в принятии наиболее оптимальных решений;

·        избавляют человека от скучной и рутинной работы.

Сегодняшнее время — время огромных потоков информации, которую необходимо обрабатывать и хранить, эти вопросы решают компьютеры. Сидя за компьютером, можно получить абсолютно любую информацию. Информационные технологии на основе новейшей компьютерной техники способствуют высокоэффективной организации управления на предприятии, в учебном заведении, а также помогают снизить временные затраты на различные операции.

 

Применение информационных технологий в авиации: тренды для трех составляющих

Авиация – один из самых молодых видов транспорта, а потому и один из самых высокотехнологичных. Это в полной мере относится и к производителям техники, и к авиакомпаниям, и к аэропортам. Однако акценты информатизации для каждого направления сильно отличаются.

Если разделить авиаотрасль на три условных сектора (аэропорты, авиаперевозчики, авиаконструкторы и производители самолетов) и проследить ход информатизации по каждому из них, то бизнес-приоритеты, предопределяющие внедрение ИТ-решений, окажутся совершенно различными. Бэк-системы аэропортов организуют перераспределение пассажиропотока, потока багажа, авиатехники в онлайн режиме. При этом один из важнейших аспектов – обеспечение безопасности и непрерывности процессов. Кроме того, аэропортам необходимо оперативно обмениваться информацией с авиакомпаниями-партнерами. Пожалуй, самое инновационное направление – организация взаимодействия с пассажиром. Это и службы оповещения, и вопросы регистрации, и организация «знакомства» пассажира, даже потенциального, с аэропортом.

Для авиаперевозчиков контакт с пассажиром выходит на первое место. При этом авиакомпаниям крайне важно привязать ожидания пассажиров к расчету рентабельности рейсов. Оперативности решения подобных вопросов придается большое значение. Конструкторы и производители авиатехники работают коллегиально, поэтому на первое место выходит организация взаимодействия, соблюдения формата документации и т.п.

Аэропорты движутся к самообслуживанию

Характерной чертой информатизации авиахабов является то, что значительная часть их данных направлена вовне – в аэропорты назначения, системы продажи и бронирования билетов, авиакомпании и т.д. При этом ряд информационных потоков критически важен в процессе обеспечения безопасности и регулярности полетов. Поэтому особенностью ИТ-инфраструктуры аэропортов является их теснейшая интеграция с глобальными дистрибутивными сервисами, системами обслуживания пассажиров и багажа, службами регистрации, а также платежными и банковскими системами

Авиаперевозчики: от инфраструктуры к клиенту

Конкуренция среди аэропортов ограничена естественными причинами, поэтому их информатизация скорее носит реактивный характер. Иначе обстоит дело в авиакомпаниях, чьи пассажиры голосуют рублем.

Первоочередная задача любой компании – максимально точный прогноз рентабельности. Благодаря ИТ авиаперевозчики рассчитывают этот показатель для каждого рейса, с год от года отталкиваясь от всё большего количества составляющих.

Авиапром идет к кооперации

У производителей авиационной техники на первую роль выходят вопросы конструкторской, производственной и сервисной оптимизации. Каждый перевозчик хочет от производителя некоего эксклюзивного для себя предложения. Авиакомпании редко летают на самолетах, в точности копирующих друг друга. Кроме того, необходимо постоянно разрабатывать новые типы самолетов и вертолетов в тесной кооперации со значительным количеством партнеров. Вариативность моделей и необходимость многостороннего взаимодействия определяют сложность информатизации этого отраслевого сектора.

 

Роль цифровых технологий в проектировании лайнеров

Роль цифровых технологий приобретает всё более фундаментальный характер. Цифровые технологии не просто меняют способ эксплуатации самолётов, они влияют на каждый аспект проектирования современных лайнеров: оптимизация компонентов для снижения веса ВС, повышение экономической эффективности за счёт создания таких аэродинамических форм, которые невозможно было бы изготовить без использования технологий цифрового проектирования; аддитивное производство, а также интеграция различных элементов процесса сборки, чтобы конструкторы могли наблюдать физический продукт в виртуальной реальности.

По мере развития технологий искусственного интеллекта, ВР, 3D-печати и других цифровых инструментов, появятся новые области для исследований и идеи, которые сегодня кажутся фантастическими, например, голографические цифровые помощники − аватары. Для пилотов будущего, уже не такого и далёкого, они будут настолько привычны и естественны, как сейчас привычны цифровые двойники и системы дополненной реальности, которые всего несколько лет назад находились на стадии научных проектов, а сегодня это передовые инструменты, помогающие пилотам управлять воздушным судном.

Цифровой двойник разрабатывается и применяется на всех стадиях жизненного цикла изделия, при этом наполнение и функциональность цифрового двойника зависит от стадии жизненного цикла. Наибольший вклад от внедрения технологии цифровых двойников возможен на стадии разработки, когда закладываются ключевые преимущества, обеспечивающие конкурентоспособность производимого изделия и повышение скорости его вывода на рынок.

На этапе проектирования цифровая копия позволяет быстро находить и исправлять ошибки в геометрии деталей, а в ходе эксплуатации виртуальная графическая среда помогает оперативно выявлять риски потенциальных неисправностей и аварий, а также сокращать затраты на обслуживание. Что бы ни произошло с любой из систем самолета, все это заранее отразит цифровой двойник.

 

Поддержка деятельности пилотов

Информационные технологии также применимы в управлении воздушным транспортом. Деятельность человека частично заменяет автопилот - программно-аппаратная система, которая имеет возможность вести транспортное средство по заданному маршруту.

Автопилот самолета создан для стабилизации всех параметров полета судна и ведения по заданному курсу. При этом соблюдается установленная пилотом скорость и высота полета. Перед тем как переводить летательный аппарат на режим автопилота, необходимо создать четкий полет без скольжения или завала машины. После стабилизации самолета по всем плоскостям можно производить включение системы автоматического управления, но при этом необходимо проводить регулярный контроль показателей. Стоит отметить, что и военные самолеты имеют такие системы.

Автопилот использует комплексную информацию навигационных приборов собственных и наземных датчиков, которые проводят анализ полета. Данная система проводит управление всеми агрегатами летательного судна. Также работают траекторные системы, которые проводят заход на посадку с высокими показателями точности без каких-либо действий пилотов.

Управляющие устройства в стандартном их виде (рычаги, педали) практически не используются. Высокая степень автоматизации довела управление до подачи электрических импульсов ко всем частям самолетов без применения гидравлики в системе управления. Электромеханические приборы управления позволяют воссоздать более привычные условия пилотам. В кабинах пилотов все чаще устанавливаются боковые рычаги управления по типу «сайдстик».

Кроме того, последнее десятилетие пилоты пользуются технологией Electronic Flight Bag (EFB). Это планшет, на который загружаются навигационные карты, РЛЭ (руководство по летной эксплуатации), РПП (руководство по производству полетов), MEL (Minimum Equipment List - Перечень Минимального Оборудования), сборник действий экипажа в нештатных ситуациях и другие документы.

EFB делится на три класса. EFB первого класса — это автономные ноутбуки, на которые устанавливается программное обеспечение, предоставляющее аэронавигационную и другую необходимую для подготовки к полетам информацию с возможностью обновления из любого места при наличии выхода в интернет или доступа к внутренней сети (интранет). Второй класс EFВ представляет собой портативные планшеты. Они привносят дополнительные возможности видеонаблюдения как в салоне самолета и в кабине. EFB третьего класса интегрируется с другими системами самолета и предназначена для сбора и отображения информации о топливе, высоте, местоположении судна, а также для осуществления расчетов.

 

Значение информационных технологий в обслуживании пассажиров

Многие тренды цифровой трансформации в остальных составляющих авиаотрасли сфокусированы на взаимодействии с клиентом. Во всяком случае, такой подход закладывается в основополагающий отраслевой документ — Транспортную стратегию Российской Федерации до 2030 года, утвержденную правительством РФ, основная идея которой, по словам первого заместителя председателя правительства Российской Федерации Андрея Белоусова, состоит в том, чтобы превратить транспорт в «единую, связанную, клиентоцентричную систему с опорой на новейшие технологии», где клиент — это «пассажир и грузоотправитель». В стратегии планируется и предусмотреть «поэтапную цифровизацию» транспортного комплекса, в том числе для:

·        создания основы беспилотного управления транспортом

·        перевода перевозочных документов в электронный вид

·        перехода к моделированию транспортных потоков в режиме реального времени

·        использования технологий Big Data и искусственного интеллекта (ИИ), в частности при расширении транспортной инфраструктуры

·        применения технологии прогнозной (предиктивной) аналитики отказных состояний.

 

Персонализация

Совсем скоро информационные системы аэропорта и самолета, а затем всех других участников авиаотрасли будут автоматически распознавать пассажира, делать персональные предложения и автоматически адаптировать, подстраивать окружающую среду под его предпочтения как в аэропорту, так и на борту. Осознанное всеми участниками отрасли "требование сегодняшнего дня" — продолжение цифровой жизни пассажира и в аэропорту, и на борту самолета. Уже появились и активно внедряются решения для обеспечения работы Wi-Fi во время полета с соответствующими развлекательными системами. Тренд только развивается из-за необходимости снижения стоимости билета под влиянием пандемии. Авиакомпании смогут это компенсировать продажей большего количества услуг в аэропорту и на борту самолета.

В 2018 году S7 внедрила систему распознавания лиц пассажиров в аэропорту Домодедово. По задумке компании, программное обеспечение на основе обучаемых нейронных сетей позволяет идентифицировать пассажиров S7 Airlines и персонализировать услуги для посетителей бизнес-залов. Проект разрабатывался совместно с VisionLabs.

Похожий проект реализовал и «Аэрофлот». Совместно с «Техносервом» в 2017 г. компания разработала систему интеллектуальной сегментации клиентов. Основанная на использовании анализа больших данных и модели машинного обучения технология позволила авиакомпании проанализировать предпочтения своей аудитории, провести сегментацию клиентов по их покупательской способности и потенциальной доходности

Безопасность здоровья

Транспорт в целом, особенно пассажирские авиаперевозки, — наиболее пострадавшая отрасль от ограничений, принятых в связи с COVID-19. Это не могло не оказать специфического воздействия на развитие технологий в ответ на кризис. В фокусе оказались технологии, обеспечивающие безопасные (в контексте пандемии) автоматизированные процессы, улучшающие качество обслуживания пассажиров, защищающие пассажиров и персонал:

·        полностью бесконтактная регистрация

·        автоматизированный доступ в зал ожидания

·        самостоятельная посадка с использованием биометрических документов и удостоверений личности

·        персонализированные сервисы для пассажира как в аэропорту, так и на борту

·        развитие мобильных приложений для обслуживания пассажиров

·        мобильные бесконтактные способы оплаты услуг

·        мобильная отчетность о задержке багажа, информация об отслеживании багажа в режиме реального времени

·        уведомления в режиме реального времени на мобильный телефон пассажира о багаже

·        использование социальных сетей в процессе оказания услуг и многие другие.

 

Техническое обслуживание и ремонт воздушных судов

Воздушное судно за время полета генерирует огромное количество информации о состоянии различных узлов самолета. Благодаря технологии Big Data авиакомпании и операторы ТОиР (технического обслуживания и ремонта) теперь начинают систематизировать такую информацию. В результате задолго до поломки эксплуатант будет знать об износе той или иной детали, необходимых сроках ее замены. Это поспособствует росту эффективности использования флота, так как сокращает время простоя воздушного судна на время вынужденного ремонта.

В 2017 году «Аэрофлот» проводил тендер на построение такой системы, хотя в итоге не нашлось желающих в нем участвовать, следует из опубликованного протокола закупки. В авиакомпании рассчитывали, что система позволит «Аэрофлоту» диагностировать и прогнозировать техническое состояние узлов и агрегатов своих воздушных судов с применением инструментов Big Data.

В рамках реализации ИТ-стратегии в 2016 году «Аэрофлот» внедрил систему Digital Optimization for Fleet&Maintenance. Система, разработанная совместно с Sabre, предполагает, что с борта самолета в наземные службы автоматически поступает информация о его техническом состоянии. Это позволяет оперативно формировать план по ремонту и обслуживанию судна.

Программное обеспечение для технического обслуживания, ремонта и эксплуатации авиации (MRO) управляет техническим обслуживанием, ремонтом и эксплуатацией авиационных предприятий и авиакомпаний. Авиакомпании и предприятия, занимающиеся обслуживанием авиационной техники, используют решения для ТОиР авиации для осуществления закупок, контроля за запасами запчастей, отслеживания всех операций по техническому обслуживанию и управления персоналом по ТОиР.

Программное обеспечение Aviation MRO предоставляет функции для управления заказами, контроля запасов, доставки и планирования всех видов работ по техническому обслуживанию и обслуживанию воздушных судов. Эти решения также содержат возможности управления персоналом, от обучения и адаптации персонала до отслеживания отработанного времени.

Программное обеспечение для технического обслуживания самолетов часто интегрируется с бухгалтерским программным обеспечением, но также может поставляться как отдельное решение или как часть более крупного пакета авиационной ERP-системы.

Чтобы претендовать на включение в категорию авиационного ТОиР, продукт должен:

·        Обеспечить контроль запасов авиационных запчастей

·        Отслеживание состояния всех ремонтных работ

·        Записать всю историю ремонта

Существует несколько форм технических осмотров:

− Transit check(Транзитная проверка) — самая простая форма сервисного обслуживания самолёта. Выполняется перед каждым вылетом воздушного судна;

− Daily check (ежедневный технический осмотр) — эта ежесуточная проверка технического состояния воздушного судна.

− Weekly check (еженедельный технический осмотр) — выполняется приблизительно раз в неделю.

− A- check (А-чек) — эта проверка производится примерно раз в месяц или каждые 500 часов налёта.

− B- check (Б-чек) — эта проверка осуществляется примерно каждые 3 месяца.

− C- check (Си-чек) — эта форма технического обслуживания является более сложной, чем предыдущие, и выполняется каждые 15–20 месяцев или 4000 часов налёта.

− D-check (Д-чек) — тяжёлая форма обслуживания самолёта. Эта проверка происходит примерно раз в 12 лет и длится 30–40 дней. Во время неё проверяется весь самолёт, все его узлы и детали. Узлы, выработавшие ресурс или не прошедшие проверку, подлежат замене.

− SV (Shop visit) — тяжелая форма технического обслуживания самолета. Периодичность — 12000 часов налета.

 

Ускорение бизнес-процессов

Примеров применения передовых технологий в авиации все больше и больше. К примеру, в 2017 году S7 сообщила о запуске проекта по продаже авиабилетов на основе блокчейна. 28 июля 2017 года компания объявила об оформлении первого в мире билеты при помощи подключения к банковской системе через блокчейн. Авиаперевозчик реализовывал проект совместно с «Альфа-Банком». Приватный блокчейн построен на базе протокола Ethereum, в котором посредством смарт-контрактов обеспечивается информационное взаимодействие контрагентов при проведении платежей.

«Внедрение платформы Ethereum открыло возможности существенной оптимизации бизнес-процессов как для авиакомпании, так и для ее партнеров. Скорость расчетов выросла с 14 дней до 23 секунд,» - говорится на сайте авиаперевозчика.

Тогда заместитель генерального директора по информационным технологиям S7 Group Павел Воронин заявил, что технология блокчейна позволяет существенно оптимизировать бизнес-процессы, автоматизировать любую схему взаиморасчета, даже такую сложную, как, например, складские поставки.

По данным компании, контрагентами платформы являются авиакомпания S7 Airlines и агенты по продаже билетов. Платежи проводятся через «Альфа-банк», который получает информацию об операциях напрямую из узла сети, включенного в приватный блокчейн. Весь цикл операций, начиная от бронирования билета, до списания средств со счета и обновления статуса, выполняется системой автоматически.

Благодаря данной технологии авиакомпания не предоставляет агенту отсрочку платежа и получает выручку сразу после оформления билета, агенты могут работать напрямую с авиакомпанией без предоставления дополнительных финансовых гарантий. Кроме того, такая система сокращает документооборот.

Интеллектуальная голосовая платформа «Аэрофлота», разработанная Nuance в 2016 году, оптимизирует работу контактных центров авиакомпании. Клиенты могут получить справку о состоянии рейсов в автоматизированном режиме, не ожидая ответа операторов колл-центра. Ранее авиакомпания использовала распределенный контакт-центр. Точкой входа для звонков клиентов служил интерактивный голосовой автоответчик с распределением звонков путем набора в тоновом режиме. В итоге клиенты компании сталкивались с недостатком входящих линий, необходимостью долгого ожидания ответа оператора.

 

Безопасность во время полета

Рабочая группа Всемирного экономического форума (ВЭФ) при участии BI.Zone обозначила в отчете основные киберриски для авиационной отрасли. Об этом стало известно 7 февраля 2020 года.

В отчете сказано, что интеграция современных технологий, таких как технологии искусственного интеллекта и машинного обучения, биометрии, промышленного интернета вещей (Industrial Internet of Things - IIoT), делает компании более уязвимыми к различным киберугрозам.

«В 66% случаев киберинциденты в авиации, за компенсацией последствий которых клиенты обращались в страховую компанию, были вызваны невнимательностью или злонамеренной деятельностью сотрудников и лишь в 18% - внешней угрозой. Сами участники индустрии подтверждают, что чаще всего сталкиваются с инцидентами, в которых ключевую роль играют не технические недоработки, а человеческая доверчивость или неосведомленность. По данным опросов, проведенных среди игроков отрасли, основной причиной киберинцидентов в авиации стал фишинг. Верхние строчки рейтинга также заняли атаки с использованием других методов социальной инженерии, инциденты с программами-шифровальщиками, DDoS и атаки на сетевую инфраструктуру, - отмечают исследователи.»

По данным, приведенным в исследовании ВЭФ, около 96% членов правления опрошенных организаций уверены, что в кибербезопасность следует инвестировать больше. 87% руководителей крупных компаний считают, что плохо обученные сотрудники - основной фактор риска для безопасности бизнеса.

Главными условиями успешного развития авиационной отрасли и повышения ее киберустойчивости авторы отчета считают интеграцию принципов кибербезопасности во все аспекты деятельности компаний, создание общих стандартов, а также обмен информацией об угрозах, рисках и лучших практиках. Именно выработка единого подхода к защите от киберугроз станет основной целью следующей фазы работы участников проекта, которая началась в 2020 г.

«В случае с авиацией вопросам кибербезопасности стоит уделять особенное внимание, ведь здесь ценой как мощной кибератаки, так и простой человеческой ошибки могут стать десятки человеческих жизней. Мы давно говорим о том, насколько важны коллаборация и обмен информацией для построения эффективной защиты от киберугроз. На расширение подобного сотрудничества направлены многие наши проекты и инициативы», - заявил директор BI.ZONE Дмитрий Самарцев.

Цифровые технологии также помогают авиакомпаниям выявлять потенциально опасных пассажиров. Анализ информации об активности в социальных сетях тех или иных пользователей позволяет авиакомпании составить портрет клиента и предупредить службы безопасности о возможности совершения им противоправных действий. Такая технология особенно актуальна в периоды проведения массовых мероприятий.

Повышению безопасности полетов служит и система Digital Optimization for Flight Operations. Благодаря этой системе осуществляется постоянный обмен информацией между бортовым компьютером и системой Sabre Flight Explorer (система, позволяющая в режиме реального времени отслеживать положение судна, отображать маршрут самолета). На бортовой компьютер автоматически передаются сведения по загрузке и плану полета, а с бортового компьютера в течение всего полета поступает информация о местоположении.

 

Пять важнейших трендов в области технологий для авиапутешествий, возникших в результате пандемии

В 2021 году индустрия воздушного транспорта была вынуждена адаптировать практически всю свою деятельность, чтобы соответствовать быстро меняющимся правилам и требованиям к путешествиям. Изменения коснулись многих направлений, начиная с проверки состояния здоровья и заканчивая изменениями правил пограничного контроля на основе возникновения очагов вируса и появления различных штаммов COVID-19, таких как омикрон. Об этом SITA сообщила 21 января 2022 года.

Себастьян Фабр (Sebastien Fabre), генеральный директор SITA FOR AIRCRAFT, выделил пять важнейших тенденций в области технологий для авиапутешествий, возникших в результате пандемии. Они призваны изменить отрасль в будущем.

1. Автоматизация и цифровое здравоохранение - ключ к восстановлению отрасли воздушного транспорта

Несмотря на то, что пандемия привела к сокращению бюджетов на ИТ-решения для аэропортов и авиакомпаний, расходы на автоматизацию обработки данных пассажиров растут. Отрасль продолжает бороться с проблемами, связанными с появлением штаммов COVID-19, и хотя существует множество препятствий, которые необходимо преодолеть для стимулирования возобновления глобальных авиаперелетов, потребность в бесконтактных и эффективных инструментах возрастает. Автоматизация и цифровизация имеют решающее значение для того, чтобы вернуть пассажирам комфорт во время перелетов и сократить время оформления документов до приемлемого уровня. Биометрические технологии предлагают подходящее решение проблемы долгой обработки данных, поэтому аэропорты по всему миру инвестируют средства в развитие и внедрение перспективных технологий.

В дополнение к автоматизированной обработке данных пассажиров необходимо стандартизировать и цифровизовать проверку здоровья, чтобы обеспечить более простые, безопасные и беспрепятственные путешествия.

2. Операционная эффективность аэропортов и устойчивое развитие будут гармонично сосуществовать.

Гибкость, масштабируемость и операционная эффективность стали важнейшими критериями для бизнес-моделей аэропортов в условиях быстро меняющейся обстановки, вызванной пандемией. Аэропорты должны будут вести свою деятельность более экономно, получая дополнительный доход и адаптируясь к постоянному изменению пассажиропотока. По этой причине облачные технологии остаются одним из ключевых направлений инвестиций. В то же время почти все аэропорты планируют внедрить инструменты бизнес-аналитики, чтобы получить более четкое представление о своей деятельности, уделяя особое внимание таким ключевым областям, как воздушные полеты и управление активами.

Благодаря высокой операционной эффективности аэропорты также могут добиться значительных успехов в области устойчивого развития. По данным ACI, 235 аэропортов в Европе взяли на себя обязательства по достижению нулевого уровня выбросов СО2 к 2050 году, а более 90 аэропортов намерены достичь нулевого выброса к 2030 году.

Помимо этого, аэропорты демонстрируют активный интерес к решениям ИТ-сферы, которые поддерживают более экологичные методы печати, а также утилизацию ИТ-оборудования по окончанию срока службы и способствуют снижению потребляемой энергии. Помимо экономии средств, согласно последним данным индустрии, улучшение авиационных операций и инфраструктуры может сократить выбросы до 10%.

3. Авиационная отрасль продолжит стремиться к устойчивому развитию

Уже на январь 2022 года на 10% снизился расход топлива и количество выбросов CO2 в атмосферу во время полета. Технологии могут предоставить пилотам и диспетчерам доступ к актуальным сведениям погодных условий из нескольких источников в режиме реального времени. Решения способны помочь пилотам оптимизировать траекторию движения для достижения максимальной эффективности использования топлива, снижения выбросов углекислого газа и улучшения ситуационной осведомленности для более безопасных и комфортных полетов.

Основное внимание уделяется набору высоты - наиболее топливозатратной фазе полета - и крейсерской фазе. В сочетании с операционной эффективностью аэропорта такие решения могут оказать значительное влияние на сокращение выбросов СО2, в то время как альтернативные виды топлива будут разрабатываться и совершенствоваться в течение последующих десятилетий.

4. Региональные и внутренние аэропорты должны подготовиться к "буму" после пандемии

Поскольку внутренние авиаперевозки на таких крупных рынках, как США, Индия и Китай, первыми восстановились после пандемии COVID-19, региональные аэропорты в ближайшие годы будут играть огромную роль.

Хотя операционные проблемы международных авиационных узлов схожи, скорее всего, будет наблюдаться нехватка пропускной способности региональных аэропортов, так как внутренние путешествия возобновляются ускоренными темпами. Потенциал развития национальной экономики также будет в значительной степени зависеть от способности воздушных гаваней улучшить качество обслуживания пассажиров при одновременном сокращении расходов и управлении меняющимися требованиям в области здравоохранения с помощью технологий.

Пассажиры, которые пользуются региональными аэропортами, хотят такого же высокого уровня цифровизации и эффективности, которые они получают в международных центрах. К этому добавляются более высокие ожидания авиакомпаний, изменчивость маршрутов, нехватка мест, многозадачность персонала и множество других факторов. И, конечно, по мере того как путешествия становятся все более цифровизованными, растет потребность в бесперебойном взаимодействии систем и технологий для путешествий - не только между большими и малыми аэропортами, но и с другими видами транспорта.

Готовые к использованию облачные (SaaS) возможности управления аэропортами, позволяющие оптимизировать ресурсы, а также поддерживающие совместные процессы и принятие решений, будут иметь большое значение для этих аэропортов, чтобы они могли повышать уровень удовлетворенности пассажиров, пропускную способность и прибыльность.

Поскольку путешествия становятся более интермодальными, все большее значение приобретает наличие единых цифровых систем, упрощающих путешествие пассажиров по суше, морю и воздуху.

5. Блокчейн станет ключевой технологией и привнесет еще большую эффективность в авиаперевозки

Блокчейн может значительно расширить возможности отрасли воздушного транспорта благодаря своей способности мгновенно, безопасно и конфиденциально обмениваться информацией между десятками заинтересованных сторон - аэропортами, правительствами, авиакомпаниями и производителями комплектующих (OEMs).

Индустрия воздушного транспорта тратит 50 млрд. долларов в год на запасные детали для самолетов. Однако отслеживание и контроль этих запасных частей в процессе их перемещения между авиакомпаниями, арендодателями и производителями оригинального оборудования (OEM) по-прежнему осуществляется в основном вручную.

Не существует единого представления о том, как отслеживать сотни миллионов записей о сделках между организациями, что увеличивает потенциальные риски и объемы материальных затрат. Если между системами заинтересованных сторон существует какая-либо несогласованность, вероятность дублирования данных возрастает, как и стоимость решения этой проблемы.

Также авиакомпании сталкиваются с большими трудностями, связанными с ТОиР (техническое обслуживание и ремонт, MRO), начиная с отсутствия цифровых записей и заканчивая ошибками в цепочке поставок, несогласованностью систем и обременительными расходами. В SITA считают, что блокчейн будет жизненно необходим для решения этих сложностей.

Что касается пассажиров, то блокчейн может решить многие проблемы эффективности, с которыми сталкивается отрасль.