ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школы-интерната» (1 слайд, 2 слайд)
Подготовка подрастающего поколения к жизни, к труду – задача первостепенной важности. (3 слайд)
Вопрос «Кем быть?» - один из главных для каждого молодого человека. Правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной деятельности.
От этого решения зависит вся дальнейшая жизнь человека. Профессия, в сознании человека, нередко связана с судьбой, с жизненным предназначением.
В настоящее время, большое число наших выпускников окончивших то или иное профессиональное учебное заведение, не работают по своей специальности. Поэтому для нашего учреждения и для меня лично работа по профессиональному самоопределению является актуальной. Смысл профориентационной работы заключается в том, чтобы помочь нашим выпускникам правильно и своевременно сориентироваться в мире современных профессий и не ошибиться в выборе будущего. (4 слайд)
Целью работы по проориентации нашего учреждения является - ознакомить воспитанников с миром профессий, оказать помощь в выборе профессии.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
· ознакомить с видами и особенностями профессий;
· провести диагностические исследования воспитанников с целью выявления особенностей, склонностей, интересов личности;
· сформировать профессиональные и личные качества.
Для достижения поставленных задач используются следующие методы:
(5 слайд)
1.Методы ознакомительной профориентационной работы
2.Методы профессиональной ориентации, активизирующие деятельность воспитанников по подготовке к выбору профессии.
3.Методы изучения личности воспитанников в целях профориентации.
(6 слайд)1.Методы ознакомительной профориентационной работы (рассказ, объяснение, профориентационная беседа, диспуты,
(7 слайд)ярмарки профессий, (8, 9 слайд) экскурсии в профессиональные учебные заведения, (10 слайд) в службу занятости населения, (11 слайд)на предприятия (парикмахерская, почта, (12 слайд) магазин, столовая), организуются встречи со специалистами, ежегодно выпускники принимают участие в «днях открытых дверей», (13 слайд)для выпускников социальным педагогом была разработана памятка-буклет «Тебе выпускник».
Для бесед с ребятами приглашаются выпускники нашего учреждения, которые овладели профессией и добились значительных успехов в своей жизни (Пятаков Алексей – окончил ПУ № 8 г. Свободный по профессии токарь, вечернюю школу, работает в кочегаром; Вахрушева Марина – ПУ № 8 г. Свободный по профессии швея, вечернюю школу; пед. колледж № 1 Благовещенск по профессии учитель начальных классов, работает в детском садике воспитателем п. Серышево; Горлова Анна - ПУ № 8 г. Свободный по профессии швея, вечернюю школу, физкультурный техникум г. Благовещенск, институт физкультуры и спорта г. Хабаровск, работает в г. Хабаровск фитнес клубе тренером; Панов Матвей - ПУ № 8 г. Свободный по профессии обувщик, повар-кондитер, работает в школе-интернате поваром и т.д.).
(14 слайд)2 Методы профессиональной ориентации, активизирующие деятельность воспитанников по подготовке к выбору профессии.
(15 слайд)
Ø уроки: швейного, столярного, обувного дела.
Ø недели трудового обучения, предметные недели
Ø (16 слайд)
Ø оказание шефской помощи младшим воспитанникам
Ø (17, 18, 19 слайд)
Ø участие в кружках и выставках поделок по декоративно-прикладному творчеству
Ø (20 слайд)
Ø уборка закрепленной территории
Ø (21 слайд)
Ø формирование профессиональных навыков через общественно - полезный труд
Ø (22 слайд)
Ø спортивные секции.
Ø (23 слайд)
Ø оформление групп своими руками
(24, 25 слайд)
3.Методы изучения личности воспитанников в целях профориентации.
Так как Выбор профессии, прежде всего, должен опираться на интересы и способности воспитанника, поэтому эти методы важны в работе по профориентации используются следующие профдиагностики и методики: метод наблюдение, анкетирование, беседа, анализ результатов деятельности воспитанников, методика Климова Е.А. ДДО «Профессиональные склонности»; опросник «Мои личные и профессиональные планы»; методика Ю.И. Киселева «Определение самооценки» и др.
Чаще всего профориентационную диагностику в нашем учреждении проводят педагог-психолог и социальный педагог. Полученные результаты диагностик, позволяют определить профессиональные намерения воспитанников, так как зачастую у значительной части воспитанников профессиональные способности и желание приобрести ту или иную профессию не соответствуют их физиологическим возможностям так например, выпускник 2013 г. Торба Олег - ПЛ № 26 2 отделение специальность пекарь, на практических занятиях стал падать в обморок, но при прохождении медицинского осмотра в его медицинской книжке врачи поставили допуск до работы по профессии повар. (22 слайд)
По результатам анкет выпускники 2015 года выбрали следующие профессии:
Штукатур маляр – 8 человек,
Повар пекарь – 19 человек,
Однако с каждым годом выпускники реже выбирают профессию: обувщик, швея, каменщик, столяр- плотник.
Многие из выпускников выбирают профессию не потому, что им эта профессия нравиться, а по потому, что они желали бы остаться обучаться в том городе, в котором прожили большую часть своего детства (12 человек желают остаться в г. Свободном). Так же возникает сложность в профориентировании воспитанников слабо обучающихся, то есть это те ребята которым Центральная ПМПК определяет не класс, а года обучения (3, 4 класс программы 8 вида). Получается так, что выпускник признан обучаемым, но с малым багажом знаний его очень трудно устроить обучаться в училище, так как он не сможет овладеть профессиональными знаниями и в дальнейшем трудоустроиться и жить самостоятельно в современном обществе (Хрупов В. выпуск 2012 года– повар, штукатур- маляр – поданы документы в соцзащиту для определения его в дом инвалидов).
Исходя из многолетнего опыта работы в системе коррекционной профессиональной ориентации и адаптации выпускников могу выявить следующие противоречия между:
- сложившейся системой профессиональной подготовки детей с ОВЗ и современными экономическими условиями, затрудняющими их трудоустройство;
- возросшими квалификационными требованиями к подготовке специалистов, которые ограничивают доступность овладения профессиями детей с ОВЗ (сократили в профзаведениях года обучения до 10 месяцев, за такой промежуток времени не может ребенок с ОВЗ овладеть профессиональными навыками).
- ограниченным количеством профессий и профессиональных заведений, где могут получить выпускники ту или иную профессию (например, в 2004 году по Амурской области существовало 29 профучилищ, из них – 20 заведения обучали детей с ОВЗ, то в 2014 году – 7 училищ и во многих из них был определен возрастной цензор – 17- 18 лет на момент выпуска со школы-интерната).
В заключении еще раз хочется подчеркнуть, что профессиональное ориентирование детей с ОВЗ необходимо осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов, а систематически проводимая в этом направлении работа, несомненно, принесет положительные результаты.
.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.