Профессиональная проба «Экспозиционер»

  • docx
  • 14.11.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Профессиональная проба «Экспозиционер».docx

Профессиональная проба «Экспозиционер»

Проба рассчитана на 4 часа.

Подготовительный этап.

        Экспозиция — основная форма музейной коммуникации. Предметная основа экспозиции. Типы экспонируемых музейных предметов. Принципы построения экспозиции, методы построения, экспозиционные приёмы.

        На этом этапе учащиеся, используя интернет-ресурсы, журналы, энциклопедии, рекомендуемую литературу, получают информацию о музейной экспозиции, типах экспонируемых предметов, принципах построения экспозиции, экспозиционных приёмах.

         Идеальным видится вариант, при котором в образовательном учреждении есть школьный музей, где детально можно рассмотреть вопросы, касающиеся музейной экспозиции.

        На этом этапе пробы школьники получают базовые сведения о сфере профессиональной деятельности экспозиционера. По окончании этого этапа можно задать школьникам вопросы для размышления и обсуждения. Например:

v Ты, скорее всего, знаешь, что выставленное на экспозиции — лишь вершина айсберга, большая же часть музейных предметов (а в отдельных музеях это более 90%) хранится в фондохранилищах. С чем это, по твоему мнению, связано?

v Как ты считаешь, без чего не может существовать музей — без фондохранилища или без экспозиции? Аргументируй свой ответ, может быть, постановка такого вопроса неправомерна, ведь существуют же «Музеи-квартиры», в которых экспозиция и есть сам музей.

v Как ты считаешь, на стыке каких профессий работает «экспозиционер» — человек, который делает экспозиции? Нужно ли ему знать, к примеру, такие термины, как плафон, фронтон, фриз, филигрань, чернь, насечка, терракота, майолика, фаянс, гобелен, шпалера, кружево? Или для него более значимы другие термины: этикетаж, экспонат, подлинник, копия, муляж?

v В каких музеях ты был за последние три года?  К какому типу музеев они относились: естественно-научному, художественному и т. д.? Сколько всего существует типов музеев, по твоему мнению?

v Экспонатом в музее обычно становятся «музейные предметы». Могут ли быть экспонатами музея явления действительности, не являющиеся предметами (песни, фольклор, механизмы передачи традиции)?

          Все вопросы, с которыми познакомился школьник, представляют собой введение в пробу. Вопросы являются проблемными, они содержат интеллектуальные затруднения. Именно вопросы или серия вопросов, требующих размышления, знаний, опыта, являются основными элементами подготовительного этапа пробы.

         Во время проведения подготовительного этапа можно предложить школьникам и небольшую ролевую игру. «Представь себе ситуацию — тебя назначают директором создаваемого музея, и выделяют неограниченные средства на его создание. И пока ещё не готов архитектурный проект будущего музейного здания, не решено, каким же будет сам музей, тебе поступает просьба организовать выставку, посвящённую стилям искусства. Проблема заключается в том, что тебе надо представить: готику, Возрождение, барокко, рококо, классицизм, ампир, романтизм, реализм, импрессионизм, модерн, а возможности экспозиционного помещения не позволяют выставить более одного произведения искусства. Средства же позволяют получить практически любой музейный предмет.

Что же будет в твоей экспозиции?

Попытайся подобрать художественные произведения».

 

Практический этап.

       Выполнение профессиональной пробы по трём компонентам и двум уровням сложности.

       Пробу первого уровня сложности школьники выполняют при посещении постоянной экспозиции музея/школьного музея/ виртуального музея.

       Выполнение пробы второго уровня сложности может выполняться как индивидуально, так и в составе небольших групп.

 

Содержание профессиональной пробы

 

1 уровень сложности

Технологический компонент

Ситуативный компонент

Функциональный компонент

Задание:

Определить принципы построения экспозиции

Задание:

Определить методы построения экспозиции, предметную основу экспозиции

Задание:

Привнести в конкретную музейную экспозицию (виртуально) дополнительный экспонат, не нарушая принципов и методов построения данной экспозиции

Условия:

Задание выполняется во время экскурсии в музей/школьный музей/виртуальный музей на основе постоянной музейной экспозиции

Условия:

Задание выполняется во время посещения музея/школьного музея/виртуального музея на основе музейной экспозиции

Условия:

Самостоятельное выполнение работы. Дополнительный музейный экспонат выбирается из заранее подготовленных копий музейных предметов (репродукции, муляжи и т. д.)

Результат:

Задание считается выполненным, если правильно определён принцип построения экспозиции

Результат:

Задание считается выполненным, если правильно определены методы построения экспозиции и предметная основа

Результат:

Задание считается выполненным, если дополнительный экспонат выбран в соответствии с принципом и методами построения экспозиции.

Внимание обращается на обоснование выбора вводимого экспоната

 

2 уровень сложности

Технологический компонент

Ситуативный компонент

Функциональный компонент

Задание:

Подобрать экспонаты по заданной педагогом теме экспозиции

Задание:

Самостоятельно построить экспозицию по заданной теме

Задание:

Разработать путеводитель по заданной теме

Условия:

При выполнении задания используются фотографии и репродукции музейных предметов по теме, которая наиболее удобна для преподавателя

Условия:

Работа выполняется самостоятельно в соответствии с логикой заданной преподавателем темы

Условия:

Работа выполняется самостоятельно на основании созданной музейной экспозиции. Объём не должен превышать трёх страниц. В качестве примера педагогом даны музейные путеводители

Результат:

Задание считается выполненным, если материалы организованы комплексно, соответствуют теме, выразительны, целостны

Результат:

Задание считается выполненным, если экспозиция соответствует заданной теме.

Особое внимание уделяется творческому подходу, оригинальности экспозиционного решения, коммуникативности экспозиции

Результат:

Задание считается выполненным, если путеводитель соответствует теме, информационно насыщен, оригинален в изложении материала

 

Источник: https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_kursa_vneurochnoj_deyatelnosti_Proforientaciya_osnovnoe_obschee_obrazovanie_.htm


 

Скачано с www.znanio.ru