Профессиональная проба «Фитодизайн»
Проба рассчитана на 4 часа.
Подготовительный этап.
Во время этого этапа педагог знакомит школьников с понятием «фитодизайн». Даёт характеристику основных типов интерьера. Останавливается на понятиях «температурно-влажностный режим», «видовой состав тропических и субтропических растений», «биологическая совместимость растений». Объясняет, что такое художественно-эстетическое равновесие композиции, пропорции композиции и интерьера.
У учащихся формируется понятие о фитодизайне и его основных функциях:
изучение
взаимосвязи между здоровьем человека и растениями (например, прямое влияние на
здоровье человека летучих растительных выделений, влияние цвета растений на
эмоциональное состояние человека, обогащение воздуха кислородом и лёгкими
отрицательными ионами, нейтрализация растениями вредных выделений);
введение
растений в интерьеры, учитывающее их биологическую совместимость, выживаемость
и приспосабливаемость к различным условиям среды помещений;
объединение
растений с предметным миром, гармонизирующее искусственную среду обитания
человека и содействующее его эмоционально-эстетическому развитию.
На подготовительном этапе учащиеся получают научные знания из разных областей: ботаника, медицина, биология, архитектура и дизайн.
Особое внимание уделяется основным типам интерьеров:
лечебно-оздоровительный
(самый благоприятный для человека и оптимальный для растений) — помещения
санаториев, больниц, детских садов и яслей, комнаты психофизиологической
разгрузки, релаксации, специализированные зоны отдыха и др.;
бытовой
— жилые помещения и комнаты отдыха на предприятиях;
служебный
— самые разнообразные административные помещения, кабинеты, аудитории, классы,
вестибюли, фойе, холлы;
парадный
— различные залы заседаний, приёмов, мемориальные и некоторые зрелищные;
производственный
(условия для растений удовлетворительные, а иногда и экстремальные) — цеха
фабрик, заводов, мастерские, торговые залы и др.;
замкнутый
— замкнутые ограниченные помещения (например, подводные, подземные и
космические станции).
Характеристика основных типов интерьера
Тип интерьера |
Экологические показатели |
||
Освещённость, лк |
Температура в зимний период, С |
Относительная влажность воздуха, % |
|
Бытовой |
2500—400 |
18—24 |
55—35 |
Замкнутый |
Искусственный свет |
18—22 |
55—30 |
Лечебно- оздоровительный |
2000—800 |
18—24 |
70—35 |
Парадный |
Искусственный свет |
16—20 |
50—30 |
Производственный |
3000—250 |
14—30 |
70—15 |
Служебный |
1500—400 |
16—22 |
55—30 |
Особое внимание уделяется также и основным видам экспозиции, определяемым функциональным назначением помещения:
сменный
— когда растения в интерьере необходимы на малый отрезок времени, а затем их
заменяют другими, т. е. они являются временным акцентом. Используются главным
образом срезы растений в виде аранжировок и букетов, а также красивоцветущие и
декоративно-лиственные культуры в настольных и напольных вазах, корзинах и т.
д.;
сезонный
— растения сохраняют в интерьере наиболее декоративный вид в определённый
период (сезон) — такими являются красиво цветущие виды, декоративно-лиственные
типы пуансеттии и выгоночные растения;
постоянный
— растения могут нормально жить и развиваться и при этом сохранять высокую
декоративность всю свою жизнь. Это любые вечнозелёные виды в зимних садах, в
стационарных и передвижных контейнерах.
Краткая характеристика видового состава тропических и субтропических растений в основных типах интерьера, информация о влиянии растений на здоровье человека представлена в книге «Фитоэргономика» (Иванченко В. А., Черевченко Т. М. и др., 1989).
Практический этап.
Выполнение профессиональной пробы по трём компонентам и двум уровням сложности.
Содержание профессиональной пробы
1 уровень сложности
Технологический компонент |
Ситуативный компонент |
Функциональный компонент |
Задание: Определить, к какому типу интерьера относится помещение, где проходит занятие, его освещённость и температурно- влажностный режим |
Задание: Подобрать растения, соответствующие данному типу интерьера |
Задание: Определить, какой вид экспозиции (сменная, сезонная, постоянная) предпочтительнее для данного типа помещения |
Условия: Дана характеристика основных типов интерьеров, таблица освещённости и температурно-влажностного режима |
Условия: Задание выполняется с учётом заданного температурно-влажностного режима и краткой характеристики видового состава тропических и субтропических растений в основных типах интерьеров |
Условия: Задание выполняется самостоятельно; основные виды экспозиции даны. Помещение определяется педагогом |
Результат: Задание считается выполненным, если правильно определён тип помещения и его характеристики |
Результат: Задание считается выполненным, если отобранные растения соответствуют данному типу интерьера |
Результат: Задание считается выполненным, если экспозиция согласована с данным типом помещения |
2 уровень сложности
Технологический компонент |
Ситуативный компонент |
Функциональный компонент |
Задание: Составить схему изменения функционального пространства помещения с использованием различных растительных групп |
Задание: Подобрать растительные группы, соответствующие функциональной организации помещения |
Задание: Самостоятельно создать художественно- декоративную композицию из подобранных групп растений |
Условия: Задание выполняется самостоятельно с учётом особенностей интерьера и функционального пространства помещения |
Условия: Самостоятельно выбираются растения, ёмкости, вспомогательные элементы |
Условия: Задание выполняется самостоятельно. Сохраняется соотношение объёмных элементов фитокомпозиции |
Результат: Задание считается выполненным, если найдено гармоничное соотношение функционального пространства помещения и объёмных элементов фотокомпозиции (растений, ёмкостей) |
Результат: Задание считается выполненным, если подобранные растительные группы соответствуют функциональному назначению. Композиция декоративна. Учтены совместимость, скорость роста растений |
Результат: Задание считается выполненным, если создана эстетически комфортная обстановка, отвечающая функциональному назначению помещения. Сохранена согласованность между группами растений, учтена объёмно-пространственная структура помещения. Особое внимание обращается на оригинальность и творческий подход |
Источник: https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_kursa_vneurochnoj_deyatelnosti_Proforientaciya_osnovnoe_obschee_obrazovanie_.htm
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.