ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ ДИЗАЙНЕРА
Основные понятия:
- самоидентификация
- самопрезентация
- этимология слова «портфолио»
- история возникновения портфолио и международный опыт использования
- задачи и функции портфолио
- виды портфолио
Самоидентификация
Важнейшим аспектом в деятельности дизайнера является презентация себя как профессионала. Чтобы дизайнеру определить целевую аудиторию и правильно себя презентовать, нужно самоидентифицироваться, понять, в какой точке творческого и профессионального развития он сейчас находится. Пофантазируйте и создайте несколько проектов своей мечты «в стол» - без дальнейшей реализации. Так вы определите стили, в которых нравится работать, и сможете зацепить потенциального заказчика идеями.
Для успешного финала самопрезентации нужно пройти несколько этапов. Нет строгой последовательности. Важно обладать навыком импровизации и свободно пользоваться стратегией «действуй по ситуации».
Самопрезентация
В любой сфере нам нужно уметь грамотно и эффективно (и даже эффектно) представляться перед другими людьми.
Устраиваясь на работу, знакомясь с потенциальными партнерами и вообще с людьми, которые нам интересны, мы должны уметь создавать о себе правильное впечатление – такое, какое нужно именно нам. Оно позволяет влиять на людей, побуждать их к определенным действиям и т.д. И для создания такого впечатления, пожалуй, лучшим способом служит самопрезентация.
Самопрезентация – процесс, посредством которого индивиды представляют себя в социальном мире. Этот процесс происходит на сознательном и на бессознательном уровнях, обычно мотивируется желанием угодить другим и удовлетворить свои потребности. Самопрезентация может использоваться как средство управления впечатлениями.
Самопрезентация – любое поведение, предназначенное для создания,
модификации, сохранения впечатления о себе в умах других людей.
Самопрезентация выполняет три важные функции:
- помогает социальному взаимодействию;
- позволяет людям достичь материальных и социальных наград;
- помогает частным лицам создавать желаемые удостоверения личности.
«Естественная» и «искусственная» самопрезентация
Любопытно то, что самопрезентации мы проводим буквально каждый день своей жизни. Несмотря на то, что об этом мы можем даже не подозревать, проекты презентации себя уже заложены в нашем подсознании. Так, подбирая для себя имидж, надевая ту или иную одежду, проявляя конкретные манеры и стиль общения, мы претворяем эти проекты в жизнь.
Этот феномен называется «естественной самопрезентацией», т.к. мы реализуем ее на автомате. Однако далеко не всегда она эффективна, а потому требует коррекции с помощью наших собственных усилий. Такая самопрезентация – осознанная, спланированная, подчиненная конкретному алгоритму – это «искусственная самопрезентация». И вот как раз ей должен овладеть каждый, кто ставит перед собой задачу научиться классно преподносить себя.
Важность навыка самопрезентации
В процессе общения с другими людьми мы всегда стараемся продемонстрировать себя как можно лучше. И это не мудрено, ведь живое общение рассказывает о человеке намного больше, нежели тысячи заполненных анкет или банальное перечисление своих положительных качеств.
Когда Вы взаимодействуете с каким-то человеком, ваш образ мышления, умение рассказать о себе и манеры – это то, на что он обратит свое внимание в первую очередь. И основная задача самопрезентации состоит в том, чтобы показать себя целостной и взрослой личностью.
Конечно же, всегда нужно помнить о том, что эффективным подспорьем к самопрезентации являются адекватный ситуации внешний вид, уместное поведение, тактичность, грамотность и уверенность в себе, а также следование правилам этикета. Поэтому в любой ситуации, когда вы знаете, что вам предстоит рассказать о себе кратко, постарайтесь заблаговременно позаботиться об этих вещах, и надлежащим образом подготовиться. Остальное – дело техники.
Для дизайнеров это особенно важный пункт самопрезентации.
Портфолио (итал. Portfolio портфель, папка для документов → англ.) собрание образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых услугах организации (фирмы) или специалиста.
Идея применения портфолио возникла в 80-х годах XX века в США. Портфолио стало популярной идеей в Европе и Японии. В 90-х годах XX века о портфолио заговорили специалисты российской системы образования. Число публикаций и книг, посвященных теме применения портфолио, за короткий срок заметно возросло. Появилось большое число и российских публикаций, в том числе размещенных в Интернете.
В зарубежных странах условием, обеспечивающим эффективность портфолио, является организованный и системный характер работы с ним. В Англии работа с портфолио курируется национальным Министерством образования и занятости.
В зарубежной практике разработан целый ряд моделей портфолио. В их основе лежат общие принципы, характерные для аутентичного оценивания. Рассмотрим кратко основные из них.
1. Изменение целеполагания обучения и оценивания, ориентированных на достижение результата. Целью процесса становится умение учиться, исследовать сложные проблемы, решение которых предполагает сотрудничество, личную ответственность, толерантное отношение к ситуации определённости.
2. В соответствии с целевыми установками вторым необходимым условием становится создание особой среды, которая позволяет конструировать собственное знание, развивать способности независимого мышления действия, формировать особенности, привычки мыследеятельностной и поведенческой сфер, которые позволят стать компетентными и ответственными гражданами. Портфолио-технология позволяет реализовать целевые установки.
3. Проектная деятельность, как обязательная составляющая портфолио, предполагает исследования и планирование, от составителей требуются умения организовывать своё время и мысли; глубокое проникновение в процессы познания, критика и рефлексия относительно целого спектра тем и собственной деятельности; участие в установлении стандартов и требований к проекту; нахождение своего места в проекте.
Таблица 1. Типы портфолио
Тип портфолио |
Характеристика |
1) Портфолио документации |
Этот тип известен также как «рабочий» портфолио: показывает развитие и рост в обучении, представлен работами и идентифицированными результатами, собранными на протяжении всего периода. Портфолио документации может включать все материалы, начиная от зарождения идеи до её воплощения и конечного результата. |
2) Портфолио процесса |
При сборе документов этого типа портфолио особенно полезны при изучении документации полного процесса обучения. Портфолио показывает, как развивались навыки. |
3) Портфолио показательный |
Этот тип портфолио лучше всего использовать для суммирования мастерства, полученного по определённым направлениям. Он должен включать лучшие работы. Включаются только законченные работы. Этот тип портфолио совместим с аудиовизуальным, включающим фотографии, видеозаписи, электронные отчёты. |
4) Оценочный портфолио |
Непрерывный и продолжающийся; многомерный тип, т.е. отражает широкий спектр возможностей изучения процесса обучения. |
Основными критериями качества портфолио являются:
- развитость мышления (гибкость, рациональность, оригинальность);
- сформированность умения решать задачи;
- сформированность прикладных умений (способность решать практические проблемы, применять новые технологии для решения прикладных задач и т.п.);
- развитость коммуникативных умений (умение работать в малых группах, выступать с докладами, сформированность письменного языка, умение четко и аргументировано излагать свою мысль, грамотность в оформлении решения задач, умелое использование графиков, диаграмм, таблиц и т.д.);
- сформированность умений самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке своих способностей и другое).
Общей тенденцией стало появление новых форм портфолио, основанных на применении современных информационных технологий - электронное портфолио и ориентированных на новые образовательные цели - паспорт компетенций / квалификаций.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.