«Профессиональная проба» занятие по курсу "Основы выбора профиля обучения" 9 класс
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
труд
9 кл
06.11.2018
Цель: актуализировать процесс профессионального самоопределения обучающихся в современных социально-экономических условиях.
Задачи:
1. Сформировать представление учащихся об основных психологических признаках профессиональной деятельности как обобщенных качествах, характеризующих виды профессионального труда, выработать умение анализировать профессиональную деятельность на основе указанных признаков.
Цель: актуализировать процесс профессионального самоопределения обучающихся в современных социально-экономических условиях.
Задачи:
2. Сформировать представление учащихся об основных психологических признаках профессиональной деятельности как обобщенных качествах, характеризующих виды профессионального труда, выработать умение анализировать профессиональную деятельность на основе указанных признаков.
УРОК ПРОФпроба.docx
Тема урока: «Профессиональная проба»
Если человек не знает,
к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер
не будет попутным.
Сенека
Древнеримский философ
Сформировать представление учащихся об основных психологических
Цель: актуализировать процесс профессионального самоопределения
обучающихся в современных социальноэкономических условиях.
Задачи:
1.
признаках профессиональной деятельности как обобщенных качествах,
характеризующих виды профессионального труда, выработать умение
анализировать профессиональную деятельность на основе указанных
признаков.
2.
профессии.
3.
профессиональной деятельности, развитию нравственных, трудовых и
профессиональнозначимых качеств личности.
Развивать представление о саморазвитии и самореализации.
Содействовать воспитанию трудолюбия, стремления к выбору будущей
профессии.
Способствовать развитию у учащихся интереса к выбору будущей
Способствовать формированию представления о будущей
Методы обучения: объяснительноиллюстративный – объяснение,
демонстрация, работа с инструкционными картами; частичнопоисковый
Дидактические материалы: инструкционные карты, презентация
Теоретическая часть: основные характеристики профессий
Тип урока : деловая игра
Ход урока
1. Организационноподготовительная часть
Приветствие, контроль посещаемости
(Можно, чтобы каждый ученик представился ,называя свое имя , произнес
профессияю на туже букву, что и первая буква имени )
2.Повторение пройденного материала:
Сколько профессий существует в мире? (В мире более 10 тысяч профессий, а включая специальности, специализации и
квалификации – свыше 50 тысяч.)
Почему существует такое многообразие профессий?
(В современном обществе человек может найти приложение всем своим
силам, реализовать себя. Нет такого вида общественно полезной
деятельности, в которой человек был бы лишен возможности проявить свои
личностные способности, инициативу и тем самым заслужить уважение
окружающих, обеспечить себе благополучную жизнь и процветание общества.
А так как общество образуют люди, то и многообразие сфер деятельности
определяется человеческими запросами, потребностями и способностями.
Значит, многообразие мира профессий и является мерой человеческих
возможностей.)
Кто такой профессионал?
(Профессионал – это человек, выполняющий свою работу грамотно,
качественно с учетом тонкостей и «секретов» своего дела.)
Что нужно для того, чтобы стать первоклассным профессионалом?
(Для того чтобы стать первоклассным профессионалом человеку необходимо
быть разносторонне развитым, образованным, не замыкающимся в узкой
области своих интересов.)
Что значит сквозные, редкие и свободные и необычные профессии?
(Сквозные(когда профессия востребована в любой отрасли и предприятии)
бухгалтер, экономист, отдел кадров
редкие(очень единичные профессии) сурдопереводчик, дегустатор, энолог
свободные(хочет работает, хочет нет, свободный график) фрилансер,
художник, писатель
необычные нюхатель освежителей, дегустатор кошачьего корма, ловец шаров
Или ,наиболее массовые профессии принято называть сквозными, т.к. они
пригодны для многих отраслей народного хозяйства. Это практически все
рабочие специальности, а также профессии: инженер, экономист,
исследователь, конструктор, юрист.К особой группе относятся
сравнительно редкие, специфические профессии: ювелирогранщик
драгоценных камней, монтировщик, лингвист, эмбриолог и т.д. Особую часть
составляют люди, так называемых свободных профессий, которые не
числятся на какойлибо определённой должности. Это литераторы,
художники, скульпторы, композиторы. Обычно они выполняют отдельные
заказы по договорам и живут на гонорары.
Как влияет профессиональный труд на человека?
( в профессиональной деятельности, в труде происходит самовыражение
личности – проявление своего «Я», своей индивидуальности. В процессе
труда накапливаются знания, опыт, повышается квалификация,
совершенствуется сам человек, повышается уровень его благосостояния.)
3. Актуализация знаний учащихся. Выбор профессии сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека.
От продуманного выбора учебного заведения и будущей профессии во многом
зависит будущая судьба. Неправильно выбрать профессию значит расстроить
жизненные устремления, сделаться несчастным.
Записать в тетради: Отрасль знаний, которая изучает мир профессий,
называется профессиографией.
Задачей профессиографии является изучение особенностей профессий и
создание профессиограмм – одним из важнейших источников инфориации.
Профессиограмма – характеристика профессии, в которой описаны её
особенности, содержание и характер труда.
Цель профессиограммы – создать целостное представление об особенностях
данного вида труда.
Все профессиограммы построены примерно по такой схеме:
Название профессии
Предмет труда
Цели труда
Условия работы
Вид труда
Знания и умения, необходимые для выполнения работы
Медицинские противопоказания
Требования к человеку
Пути получения профессии
Некоторые из вас определились с выбором профессии ,поэтому я прошу
ответить на вопросы анкеты «Что повлияло на твой выбор »
Анкета
Внимание к тому, насколько доходной является профессия.
Существенное внимание к мнению родителей, авторитет других
Значение внешней атрибутики: « Хочу носить военную форму »
« Полезность « профессии для самого человека : « Будешь
Что повлияло на твой выбор (нужное обвести):
взрослых или друзей.
поваром – голодным не останешься » . « В семье должен быть
собственный доктор.. » и т.д.
со специалистами.
здоровье.
Осознание собственных интересов.
Анализ рынка труда. Знания о востребованности профессий.
Информированность о профессиях через книги, интернет, общение
Объективные знания о своих способностях, личных качествах и
(презентация) Минута отдыха.
Какую пословицу должен знать каждый закройщик?
(«Семь раз отмерь, один раз отрежь»)
2. Какую пословицу должен знать каждый водитель?
(«Тише едешь - дальше будешь»)
3.Что должен знать каждый рыбак?
(«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда”
4.Что должен знать каждый ученик?
( «Ученье – Труд, а не ученье – Тьма»)
А теперь проверим , соответствует ли выбранная вами профессия
вашему сладу характера
Классификация профессий по предмету труда (презентация)
У библиотекарей есть такая заповедь: поставить книгу не на свое место — это
значит ее потерять. В библиотеке многие тысячи томов. Но любой из них
можно найти за считанные минуты, если все в порядке с классификацией и
описанием книжного фонда.
Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их
на разновидности по какимто важным признакам.
Педагог: в мире существует много различных профессий. И чтобы было легче
ориентироваться в мире профессий, их условно разделили на 5 групп в
зависимости от взаимоотношений человека и объекта действий (т.е. с кем или
с чем работает человек определенной профессии)
Это профессии, которые ориентированы на создание, использование и
обслуживание различных технических устройств. Техника – это все
разнообразие машин и механизмов, которые применяет человек для
облегчения и ускорения своей деятельности. Выбирая техническую
специальность, необходимо помнить о предполагаемых особенностях
характера человека, работающего с техникой, таких как развитое
пространственное и конкретное мышление, точность и аккуратность, хорошее
зрение. К этому типу относятся профессии: водитель, машинист экскаватора,
слесарь, монтажник, техник, инженерконструктор и многие рабочие
специальности.
Выбирая профессию, связанную с преобразованием, природы, её
использованием, человек берёт на себя ответственность за будущее того, что
«Человек – природа»
«Человектехника» «Человек человек»
Работа со словами, текстами, книгами, связанная с языком (корректор,
Работа с цифрами, формулами, знаками (физик, бухгалтер, фармацевт).
воспитание и обучение;
здравоохранение;
организация и управление;
правовая защита;
торговосервисное обслуживание;
культурнопросветительская работа.
нас окружает, за жизнь этого и последующих поколений. В подобных
профессиях чаще, чем в других, требуются такие качества, как предвидение и
прогнозирование результатов, готовность работать в неблагоприятных
погодных условия. К этой категории относятся профессии: физиолог,
микробиолог, садовник, цветовод, декоратор, ветеринарный врач, геолог,
эколог, технолог пищевой промышленности, фермер, зоолог, метеоролог.
Сюда входят самые гуманные профессии, основанные на общении и
взаимопонимании. Например, учитель, врач, юрист, нотариус, адвокат,
менеджер, администратор, диспетчер, продавец, официант, парикмахер,
проводник, повар, стюардесса, экскурсовод и другие.
Доброжелательность, сочувствие, сопереживание, интерес к окружающим
качества, которые должны присутствовать у этих специалистов. К тому же
они должны обладать повышенным самоконтролем, устойчивостью к
стрессам.
Все многообразие профессий типа «человекчеловек» можно разделить на
несколько направлений:
Для производства любого продукта необходимы три компонента: вещество,
энергия и информация. Знаки являются средством информации, которой
обмениваются люди в процессе жизнедеятельности. Условно тип профессий
«человек знаковая система» можно разделить на следующие направления.
лингвист). Эта работа требует усидчивости, умения чётко выражать свои
мысли.
Для них необходимы такие качества, как терпение, аккуратность,
организованность, склонность к выполнению рутинных операций и в то же
время умение принимать нестандартные решения.
Работа с изображениями, схемами, картами (диспетчер). Эта профессия
связана с составлением или использованием географических карт, графиков,
чертежей. Здесь требуется умение перевести условные знаки в образы
реальных предметов и наоборот. Для таких работников необходимы
наблюдательность, внимание к самым незначительным изменениям. Если вам
нравятся такие предметы, как география, черчение, то эта работа для вас.
«Человек знаковая система «Человек – художественный образ»
Работа с компьютером, информационными системами, в сети Интернет
(оператор ПК, программист). Круг профессий, для которых необходимо
знание компьютера, постоянно расширяется. Если вам интересно на уроках
математики и информатики и вы знаете, что компьютер – это не только
устройство для игр, а ещё у вас есть опыт работы в Интернете, то эти
профессии могут вас заинтересовать.
Данная группа включает в себя профессии, связанные с искусством,
творчеством, вдохновением. Предметом труда для людей этих профессий
является художественный образ, целью – достижение эстетики в окружающем
мире.
Среди этой группы можно выделить следующие направления:
композитор);
Организаторские (режиссер, балетмейстер);
Собственно творческие, созидательные (писатель, живописец, актер,
Исполнительские (кондитер, портной);
Исследовательские (искусствовед, театровед, реставратор).
Диагностические методики
1. «Определение типа будущей профессии» (методика Е.А. Климова)
Прочитайте данные высказывания. Если они вам подходят, то перед цифрой в
клетке поставьте «+», если нет поставьте «—» . Если сомневаетесь,
зачеркните цифру.
1. Легко знакомлюсь с людьми.
2. Охотно и подолгу могу чтонибудь
мастерить.
3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки.
4. Охотно и постоянно ухаживаю за
растениями, животными.
5. Охотно и подолгу могу чтонибудь
вычислять, чертить.
6. С удовольствием общаюсь со сверстниками
или малышами.
7. С удовольствием ухаживаю за растениями и
животными.
8. Обычно делаю мало ошибок в письменных
работах.
9. Мои изделия обычно вызывают интерес у
товарищей, старших.
1
1
1
1
1
1
1
2
1 10. Люди считают, что у меня есть
художественные способности.
11. Охотно читаю о растениях, животных.
12. Принимаю участие в спектаклях,
концертах.
13. Люблю читать об устройстве механизмов,
приборов, машин
14. Подолгу могу разгадывать головоломки,
задачи, ребусы.
15. Легко улаживаю разногласия между
людьми
16. Считают, что у меня есть способности к
работе с техникой.
17. Людям нравится мое художественное
творчество/
18. У меня есть способности к работе с
растениями и животными.
19. Я могу ясно излагать свои мысли в
письменной форме.
20. Я почти никогда ни с кем не ссорюсь.
21. Результаты моего технического творчества
одобряют даже незнакомые люди.
22. Без особого труда усваиваю иностранные
языки.
23. Мне часто случается помогать даже
незнакомым людям
24. Подолгу могу заниматься музыкой,
рисованием, читать книги и т. д.
25. Могу влиять на ход развития растений и
животных.
26. Люблю разбираться в устройстве
механизмов, приборов.
27. Мне обычно удается убедить людей в
своей правоте.
28. Охотно наблюдаю за растениями или
животными.
29.Охотно читаю научнопопулярную,
критическую литературу, публицистику.
30. Стараюсь понять секреты мастерства и
пробую свои силы в живописи, музыке и т. п.
1
2
2
1
1
2
1
1
2
2
1
1
2
1
2
1
1
2
1
2
1 РЕЗУЛЬТАТЫ
П Т
З Х Ч
Обработка и интерпретация результатов
По каждому столбцу подсчитайте алгебраическую, то есть с учетом знаков,
сумму. Зачеркнутые цифры не считайте. Запишите сумму в строку
«Результаты».
Наибольшая полученная сумма или суммы (по нескольким столбцам)
указывает на наиболее подходящий вам тип профессии, который обозначен
буквами:
П (природа),
Т (техника),
З (знак),
Х (художественный образ),
Ч (человек).
Максимальное число баллов в каждом столбце — 8 говорит о ярко
выраженном интересе к одному из пяти предметов труда.
Минимальное количество в колонке означает отсутствие интереса к данному
предмету труда.
Упражнение «Найди профессию для сказочного героя»
Задача обучающихся – подобрать профессию для каждого из предложенных
сказочных героев и обосновать выбор именно этой профессии.
Предлагается трудоустроить следующих героев:
Дюймовочка;
Незнайка;
Конекгорбунок;
Кощей Бессмертный;
Царевналягушка;
Змей Горыныч;
Колобок;
Чебурашка;
Бабаяга;
Василиса Прекрасная. Домашнее задание. Каждому ученику подготовить по сообщению о любой
редкой или новой профессии.
«Профессиональная проба» занятие по курсу "Основы выбора профиля обучения" 9 класс
«Профессиональная проба» занятие по курсу "Основы выбора профиля обучения" 9 класс
«Профессиональная проба» занятие по курсу "Основы выбора профиля обучения" 9 класс
«Профессиональная проба» занятие по курсу "Основы выбора профиля обучения" 9 класс
«Профессиональная проба» занятие по курсу "Основы выбора профиля обучения" 9 класс
«Профессиональная проба» занятие по курсу "Основы выбора профиля обучения" 9 класс
«Профессиональная проба» занятие по курсу "Основы выбора профиля обучения" 9 класс
«Профессиональная проба» занятие по курсу "Основы выбора профиля обучения" 9 класс
«Профессиональная проба» занятие по курсу "Основы выбора профиля обучения" 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.