ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Оценка 5
Научно-исследовательская работа
doc
физическая культура
Взрослым
18.09.2018
исследовательская работа. Объект исследования – личные качества учителя.
Предмет исследования - профессионально важные качества личности учителя физкультуры.
Цель исследования - изучить профессионально важные качества личности учите-ля физкультуры и выявить путь пути их формирования.
В процессе изучения поставленной цели решались следующие задачи:
- проанализировать литературу по данной проблематике;
- изучить психологические особенности личности учителя физкультуры;
- выделить профессионально важные качества личности учителя физкультуры;
- выделить пути формирования профессионально важных качеств личности учи-теля физкультуры.
Методы исследования - теоретико-библиографический анализ.
КАЧЕСТВА УЧ. ФИЗ-РЫ.doc
« ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................................2
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ В
ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ..................................4
1.1. Формирование у студентов профессиональных качеств учителя
физической культуры.................................................................................................4
1.2. Качества, необходимые для профессиональной деятельности
начинающих учителей физической культуры.......................................................8
ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ
ФИЗКУЛЬТУРЫ.........................................................................................................11
2.1.Требования к личности учителя физкультуры.............................................11
2.2. Профессионально важные качества учителя физкультуры......................14
ГЛАВА 3. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ
КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ......................................21
3.1. Типичные затруднения учителя физической культуры в педагогической
деятельности...............................................................................................................21
3.2. Способы повышения профессионального мастерства учителя
физической культуры...............................................................................................22
3.3. Факторы, влияющие на удовлетворенность учителя физической
культуры своей работой...........................................................................................25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................................27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ...................................................28
.........................................................................................................................................31 2
ВВЕДЕНИЕ
«Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам,
он совершенный учитель» Л.Н.Толстой
Качество подготовки будущих учителей физической культуры во многом зависит
от эффективности использования всех форм обучения, предусмотренных программой
(гимнастика, спортивные игры, легкая атлетика, плавание и т.д.). С этой точки зрения
значительный интерес представляет развитие в будущих учителях физкультуры личных
качеств, необходимых в профессиональной деятельности1.
Мастерство учителя физкультуры во многом определяется имеющимися у него
качествами, которые придают своеобразие его общению с учащимися, определяют
быстроту и степень овладения им различными умениями. Все сказанное приобретает
особую остроту в спорте высших достижений. В этой сфере деятельности наиболее важно
знать, как сформировать позитивные межличностные отношения в коллективе, как
избежать конфликта или выйти из него, как создать такой социальнопсихологический
климат, который способствовал бы успешному формированию мотивации будущего
спортсмена, его готовности переносить предельные нагрузки и стремлению к достижению
высоких результатов. Профессионально важные качества личности учителя физкультуры
и пути формирования этих качеств представляются мне особенно интересными для
изучения.
Степень научной разработки проблемы. Изучение личности учителя
физкультуры началось в середине 20 века. Ряд ученыхпсихологов внесли огромный вклад
в изучение этого вопроса. В конце 60х годов в Англии англичанин Хендри пытался
выявить личностные особенности, необходимые идеальному учителя физкультуры, и
опросил для этого спортсменов и самих учителей физкультуры. Огилви и Татко изучали
особенности характера учителя физкультуры. Большой вклад в изучение личности
учителя физкультуры внесли такие исследователи как М. Мосстон, Джон Лой, Джон
Вуден, Барри Хуссман, Нил и ряд других зарубежных ученыхпсихологов. Некоторые
1 Ильин Е. П. Урок физической культуры в представлении будущих учителей // Психофизиологические аспекты
спортивной и учебной деятельности. Л., 1987. С. 8893. 3
авторы и исследователи предприняли попытку дать ориентировочные ответы на
следующие вопросы: Существует ли идеальный тип личности учителя физкультуры? Как
воспринимают личностные особенности учителя физкультуры его ученики? Какими
важными чертами должен обладать учитель физкультуры как педагог?
Разработкой данного вопроса активно занимались также и отечественные ученые с
50х годов 20 века. Советские специалисты внесли немалый вклад в изучение личности
учителя физкультуры. Следует отметить работу таких психологов как Р.Л.Кричевский1,
А.Н.Леонтьев, Г.М.Андреева, И.П.Волков, Ю.А.Коломейцев2, И.Н.Решетень.
Объект исследования – личные качества учителя.
Предмет исследования профессионально важные качества личности учителя
физкультуры.
Цель исследования изучить профессионально важные качества личности учителя
физкультуры и выявить путь пути их формирования.
В процессе изучения поставленной цели решались следующие задачи:
проанализировать литературу по данной проблематике;
изучить психологические особенности личности учителя физкультуры;
выделить профессионально важные качества личности учителя физкультуры;
выделить пути формирования профессионально важных качеств личности
учителя физкультуры.
Методы исследования теоретикобиблиографический анализ.
1 Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. – М.: Издво
МГУ, 1985. – 224 с.
2 Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 128 с., ил. –
(Наука – спорту; Психология). 4
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ В
ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ
1.1. Формирование у студентов профессиональных качеств учителя физической
культуры
Решающую роль в формировании у студентов профессиональных качеств учителя
физической культуры играет выполнение специальных заданий, отражающих требование
модели и профессиограммы. Эти задания заранее разработаны кафедрой. При их
разработке четко определяется, на воспитание каких профессиональных качеств у
студентов должно быть направлено выполнение каждого задания. Всего разработано 6
комплексов заданий, направленных на формирование у студентов профессиональных
знаний, нравственных и личных качеств учителя физической культуры, т.е. в этих
комплексах приводятся комплексы специальных заданий, направленных на
формирование у студентов профессиональных качеств учителя физической культуры.
Кроме этого, в общий комплекс заданий входит проведение исследований по линии
УИРС и НИРС, что способствует воспитанию у студентов исследовательских умений1.
Объем умений и качеств подразделяется по группам. Соответствующим видам
деятельности. Конструктивные умения, т.е. умение разрабатывать мероприятия по
вовлечению учащихся в регулярные занятия физическими упражнениями, планировать
физкультурные мероприятия; подбирать средства физического воспитания (комплексы
гигиенической гимнастики, подвижные игры), составлять планы проведения турпоходов и
т.д.
Коммуникативные умения, т.е. умение обсуждать с учениками, развивать у них
самостоятельные занятия физическими упражнениями; применять средства
физвоспитания для создания коллектива, для изучения индивидуальных черт личности
школьника; быть наставником во всех физкультурных мероприятиях; пропагандировать
физкультурные знания, оказывать консультативную помощь.
1 Ильин Е. П. Урок физической культуры в представлении будущих учителей // Психофизиологические аспекты
спортивной и учебной деятельности. Л., 1987. С. 8893. 5
Гностические, или познавательные умения, т.е. умения анализировать состояние
физической подготовленности учащихся, творчески применять средства физвоспитания
для всестороннего воспитания учащихся, использовать данные науки учебно
воспитательной деятельности.
Двигательные умения, т.е. он должен обладать навыком использования средств
физического воспитания для поддержания своей физподготовки, для совершенствования
профессионально значимых качеств (уравновешенность, внимание и др.).
Работа выполняется в три этапа. На первом этапе необходимо было научить
студента четко воспринимать движение и давать ему возможно глубокую оценку с точки
зрения координации, быстроты, степени усилий, направленности движения. Достигается
это следующим образом: студентам демонстрировали различной сложности физические
упражнения, а они должны были правильно записать упражнение, указать из скольких
элементов оно состоит, указать главную фазу движения и ошибки исполнения.
Для того, чтобы правильно оценить точность записи, демонстратор в каждой
попытке умышленно допускал неточность в положении тела, рук и т.п. Преподаватель,
собирая записи у студентов, оценивал их. Затем обсуждались ошибки, допущенные в
записи.
На втором этапе студенту необходимо было выполнить ту же работу и из
замеченных ошибок исполнения выделить типичные и индивидуальные (напряженный бег,
нарушение темпа); какой темп выполнения является оптимальным для данного
упражнения в конкретных условиях его применения как средства физического
воспитания.
После того, как студенты научились достаточно оценивать педагогическую
значимость отдельных групп физических упражнений и возможные трудности при их
усвоении, мы ставим перед ними новую, более сложную задачу. Студентам нужно было
подобрать такие приемы педагогического воздействия, применение которых ускорило бы
овладение движением. В конечном итоги студенты должны были: 6
описать двигательное действие по правилам терминологии и выделить главную
фазу;
описать ошибки исполнения;
указать причины возникновения соответствующих ошибок;
установить последовательность устранения описанных ошибок,
выделив при этом типичные и индивидуальные;
указать нужные сигналы – ориентиры, которые следует применить для устранения
ошибок.
Таким образом, студенты должны были составить план педагогического воздействия
методом слова, учитывая возраст занимающихся и закономерности формирования
двигательных навыков, т.е. составлять модель процесса обучения1.
Такая работа приводилась после освоения студентами техники какоголибо
упражнения. Поэтому, кроме умения выполнять упражнение, они, составляя план
педагогического воздействия, осваивали и методику обучения.
Студенты, сделавшие грамотные записи, готовились к выполнению учебного задания,
объем информации учитывался с помощью магнитофонной записи, своевременность
указаний хронометрировалась (за отчет времени брались такты, предложения, периоды
музыкального произведения, под которое выполнялось упражнение).
Эффективность воздействия команд, указаний определялось визуально. Оценка по
учебной практике на занятиях по спортивнопедагогическим дисциплинам складывалась
из оценок за выполнение контрольных работ по записи физических упражнений и оценки,
выставленной комиссией из преподавателей факультета за выполнение учебного задания.
В результате проведенного нами исследования можно сделать заключение, что
составление и применение оптимально плана педагогического воздействия способствует
целенаправленному формированию педагогических умений.
1 Ильин Е. П. Урок физической культуры в представлении будущих учителей // Психофизиологические аспекты
спортивной и учебной деятельности. Л., 1987. С. 8893. 7
Студенты опытной группы при выполнении заданий на учебной практике стали
примен6ять речевое инструктирование, учитывая возраст занимающихся, степень их
подготовленности.
Увеличивая объем и содержание речевой информации, студенты научились давать
указания для исправления ошибок, исполнения в определенной последовательности,
причем сначала для устранения типичных ошибок, а затем индивидуальных.
Преподаватель имел возможность объективно оценивать понимание студентами
педагогической значимости физических упражнений.
Формирование профессиональных качеств у студентов в процессе учебной работы
осуществляется преподавателем спортивнопедагогических дисциплин также по ПФП
(профессиональная физкультурная подготовка), СПС (спортивнопедагогическое
совершенствование).
Так, например, на учебной практике по дополнительным видам – легкая атлетика,
кроме ОРУ и специальных упражнений, учебная практика предусматривает
самостоятельное проведение подготовительной части урока в целом с составлением
конспекта урока, участие студентов в анализе работы практиканта и в судействе зачетных
соревнований. Студенты должны так же приобрести навыки подготовки мест занятий и
ухода за инвентарем. Лыжный спорт. В учебную практику в период зимних лагерных
сборов включаются следующие разделы работы: выбор и подготовка мест занятий,
объяснение и показ ими отдельных ходов на лыжах, подъемов, спусков, торможений и
поворотов, выявление и исправление ошибок в техники упражнений. В нее входит так же
проведение студентами отдельной части урока и участие в организации и проведении
зачетных соревнований с оформлением судейских документов.
Таким образом, студенты овладевают навыками и умениями, которые используют в
практической работе по избранному виду спорта после окончания института. Например,
умения проводить упражнения со штангой успешно применяются в процессе силовой
подготовки легкоатлетов, лыжников, пловцов и спортсменов с других специализаций. Так 8
же широко используются умения проводить упражнения из спортивных игр в тренировке
занимающихся различными видами спорта.
В связи с вышеизложенным, мы считаем, что руководствуясь такой системой
организации и проведения учебной практики, кафедры факультетов физической
культуры смогут усовершенствовать методику преподавания своих предметов, улучшить
межпредметную связь, а разработанные методики использовать при составлении новых
программ по всем спортивно педагогическим дисциплинам учебного плана физической
культуры.
1.2. Качества, необходимые для профессиональной деятельности начинающих
учителей физической культуры
Самостоятельная профессиональная деятельность начинающего учителя
физической культуры требует включения его в новую систему отношений, новых форм
поведения в связи с выполнением новой социальной роли и повышением своего статуса в
обществе (вместо учащегося, которым он был месяц назад, теперь он педагог, наставник).
Начинающие учителя в зависимости от имеющихся у них психологических особенностей
поразному адаптируются к своей профессии и месту работы1.
Быстрее протекает адаптация у тех, кто общителен, уверен в себе. Они легко
устанавливают хорошие взаимоотношения с учениками и педагогическим коллективом, за
каждое дело берутся с большой энергией. В первые месяцы работы, эти учителя хорошо
справляются со всеми разделами учебновоспитательной работы, так как уже в первой
четверти ими намечаются и проводятся соревнования в школе , товарищеские встречи,
туристические походы. Это соответствует ожиданиям и требованиям администрации,
которая хочет, чтобы молодые специалисты быстро входили в ритм жизни школы. Однако
у некоторых учителей адаптация может проходить не совсем гладко. Постепенно их
энтузиазм и новаторский пыл угасают, на смену приходит разочарование, появляется
желание поискать другое дело.
1 Ильин Е. П. Урок физической культуры в представлении будущих учителей // Психофизиологические аспекты
спортивной и учебной деятельности. Л., 1987. С. 8893. 9
Медленно адаптирующиеся учителя первые уроки проводят с большим
напряжением, не всегда уверены в себе, считают себя недостаточно подготовленными к
самостоятельной педагогической деятельности. Для них очень важно не просто
подготовиться к уроку, а собраться психологически на его проведение. Своими первыми
успехами в работе они не обольщаются, во всех своих начинаниях проявляют
осторожность, объясняя это недостаточным знанием, ученического коллектива, его
возможностей, отсутствием помощников и другими причинами. Поэтому с первого
месяца работы в школе эти учителя не стремятся к насыщенной, кипучей деятельности. В
то же время они очень добросовестно относятся к выполнению порученного дела. При
постоянной помощи администрации школы и одобрении их деятельности затруднения в
установлении контактов с учащимися и с педагогическим коллективом успешно
преодолеваются. Постепенно учителя все смелее принимают самостоятельные решения.
Быстрее адаптируются в школе те молодые учителя, которые за годы учебы
приобрели организаторские качества и умения, а также те, которым помогают более
опытные коллеги. Однако, принимая советы мастеров физического воспитания, молодые
учителя должны проявлять известную осторожность и избирательность, так как не всякая
манера ведения уроков подходит учителям с разным темпераментом и способностями.
Нужно перенимать приемлемые для себя способы действий, первоначально
примерившись к ним и установив их эффективность. Таким путем молодой учитель
сформирует у себя стиль деятельности, соответствующий его способностям и
склонностям. Бездумное же копирование разных педагогических систем и стилей,
которыми пользуются учителяноваторы, может принести вред. Е. Н. Литвинов отмечает
следующие недостатки в работе молодых учителей физической культуры1:
1. Слабо ориентируются в отборе учебного материала,
2. не умеют выбрать главное,
3. затрудняются в определении объема упражнений и их направленности в
зависимости от прохождения учебной программы,
1 Личность и коллектив в спортивной деятельности: лекция для студентов ГЦОЛИФКа. М.: 1975. 10
4. не всегда учитывают возможности учащихся, их физическую подготовленность.
5. часто увлекаются либо процессом обучения (таких учителей две трети), либо
тренировкой учащихся. (Первые не умеют правильно подобрать достаточное
количество подводящих упражнений, не укладываются во времени, то есть мало
успевают сделать за урок. Как правило, они больше организуют свою деятельность,
чем деятельность учащихся, так как затрудняются в определении форм и выборе
методов обучения. Критерием хорошо проведенного урока они считают моторную
плотность, равную 50—60%.
Эти недостатки приводят к тому, что учащиеся получают на уроках такую
нагрузку, которая не вызывает в их организме существенных сдвигов. 11
ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ
ФИЗКУЛЬТУРЫ
2.1.Требования к личности учителя физкультуры
Современная школа требует незаурядных способностей от учителя физкультуры.
Он должен владеть всем арсеналом современных знаний, учитывать психологические,
социальные, материальнотехнические и все другие аспекты подготовки любого
спортсмена. Успехи учеников (а возможно и будущих спортсменов) во многом зависят от
личности учителя физкультуры его знаний, педагогического таланта, авторитета, воли,
способности к творческому обобщению. По своей сути учитель физкультуры это,
прежде всего педагог, и к нему предъявляются все те же требования, как и к любому
воспитателю.
Мастерство учителя физкультуры во многом определяется имеющимися у него
качествами, которые придают своеобразие его общению с учениками, определяют
быстроту и степень овладения: им различными умениями. К профессионально важным
качествам учителя физкультуры относятся нравственные, коммуникабельные, волевые,
интеллектуальные и психомоторные.
Учитель физкультуры должен обладать полым комплексом нравственных качеств:
гуманизмом, вежливостью, честностью, требовательностью, оптимизмом и др., так как
нравственное воспитание учеников должно базироваться не только на словесной форме
воздействия на них, но, прежде всего на личном примере. Учитель физкультуры обязан
постоянно следить за собой, предъявлять к себе высокие требования.
Нельзя, воспитывая у учеников уважительное отношение к физической культуре,
самому проявлять халатное отношение к своим обязанностям: опаздывать на занятия,
приходить на него несобранным, отменять запланированные мероприятия.
Учитель физкультуры должен обладать и такими нравственными качествами, как
принципиальность, правдивость, самокритичность, трудолюбие и справедливость.
Коммуникативные качества, к которым относится общительность, вежливость,
доброжелательность и ряд других, помогают тренеру устанавливать контакт с учениками 12
в процессе общения и тем самым способствуют успеху воспитательной работы учителя
физкультуры.
Развитие волевых качеств является предпосылкой успеха в профессиональной
деятельности учителя физкультуры. Важнейшими волевыми качествами учителя
физкультуры считаются: целеустремленность, инициативность, смелость, решительность,
выдержка и самообладание. Все эти качества находятся в тесной взаимосвязи и
взаимовлиянии.
Невыдержанный учитель физкультуры (как и любой другой учитель) не может
успешно вести воспитательную работу с учениками, так как в их глазах он не обладает
авторитетом. Нетерпеливые учителя физкультуры, желая быстрее достичь результата,
своих учеников, форсируют нагрузки, нарушая тем самым принципы постепенности и
доступности и ставя под угрозу здоровье учеников. Учитель физкультуры без
самообладания будет теряться в конфликтных и неожиданно возникающих ситуациях. Не
обладая настойчивостью, учитель физкультуры не сможет неукоснительно проводить в
воспитании учеников свою линию.
Спокойствие и выдержка учителя физкультуры не должны подменяться его
безразличием, равнодушием к своей работе. Учитель физкультуры не должен выходить из
себя, терять над собой контроль, переходить на грубый и оскорбительный тон.
Интеллектуальные качества помогают учителю физкультуры находить правильные
решения в воспитательной работе, обуславливают эффективность творчества учителя
физкультуры, поиска им новых путей в обучении и воспитании. К этим качествам
относят: ясность и логичность мышления, его критичность, воображение,
изобретательность, остроумие, оперативность мышления, характеризующие способность
учителя физкультуры быстро находить оптимальные решения возникающих задач.
Требования, предъявленные к деятельности учителя физкультуры, обуславливают
наличие у него качеств перцептивной сферы (определяющих точность восприятия,
движений спортсмена, быстроту восприятия и оценки ситуации), психомоторной сферы
(влияющих на точность выполнения технических приемов при их показе). Многие 13
упражнения, которые должен демонстрировать учитель физкультуры, требуют большой
физической силы, гибкости, быстроты реакции. Поэтому учителю физкультуры
необходимо поддерживать эти качества на должном уровне. А это связано с соблюдением
режима питания, со слежением за своим здоровьем.
Мастерство учителя физкультуры обнаруживается в специфической интуиции
способности по невидимым для других признакам оценивать выполнение элементов,
программ, предвидеть тенденции и прогнозировать развитие спортсмена и спортивного
коллектива.
В спортивной психологии были предприняты попытки выявить модель идеального
учителя физкультуры. Так, англичанин Хендри пытался выявить личностные
особенности, необходимые идеальному учителю физкультуры, и опросил для этого
спортсменов и самих учителей физкультуры. Сравнение результатов опроса тех и других
дало сходные результаты: учитель физкультуры должен быть открытым, общительным,
эмоциональноустойчивым,
особенно в
способным управлять спортсменом,
соревновательной ситуации. У него должен быть достаточно высокий интеллект, развиты
уверенность в себе, практичность. Он должен быть новатором, предприимчивым,
решительным и самостоятельным.
Однако изучение психологических особенностей учителей физкультуры показало,
что их представление об «идеальном» учителе физкультуры значительно расходится с
тем, что они представляют из себя в действительности. Совпадение было только по двум
характеристикам склонности к доминированию (управлению другими) и готовности
принять новое. Очевидно, желаемое разошлось с действительностью.
Изучение психологических особенностей «успешных и неуспешных» учителей
физкультуры тоже не дало существенных различий. Правда, Огилви отмечает1, что
учителя физкультуры имеют твердый характер, устойчивость к психическому
напряжению, независимость, твердость и реалистичность взглядов, высокую
авторитарность, т.е. стремление управлять спортсменами, основываясь на своем личном
1 Личность и коллектив в спортивной деятельности: лекция для студентов ГЦОЛИФКа. М.: 1975. 14
мнении. Однако, очевидно, что эти особенности присущи не всем выдающимся учителям
физкультуры.
По мнению американского психолога Б.Дж. Кретти, успех в преподавательской
деятельности учителя физкультуры в значительной мере зависит от знаний, которыми он
обладает, от того, как он строит свои отношения со спортсменами1.
Дальнейшие исследования показали, что учителям физкультуры, быстро
воспринимающим все новое, характерно стремление к творчеству, и их действия не
замыкаются узкой программой. Они активно общаются, с коллегами, в курсе всех
событий, знают новости спорта в масштабах страны и на международной арене.
Более того, успешно работающие учителя физкультуры обладают определенными
педагогическими качествами, так как существует прямая зависимость между
способностями преподавателя и приобретением знаний и навыков спортсменами.
2.2. Профессионально важные качества учителя физкультуры
Мастерство учителя физкультуры во многом определяется имеющимися у него
качествами, которые придают своеобразие его общению с учащимися, определяют
быстроту и степень овладения им различными умениями.
Все профессионально важные качества учителя физкультуры можно разделить на
следующие группы2:
мировоззренческие, нравственные, коммуникативные (включая педагогический
такт),
волевые, интеллектуальные, — включая перцептивные, аттенционные (качества
внимания),
мнемические (качества памяти), — двигательные (психомоторные).
1 Кретти Брайент Дж. Психология в современном спорте. Пер. с англ. Ханина Ю.Л. – М., «Физкультура и спорт»,
1978. 224 с.
2 Ильин Е. П., Тихонов А. М. Оценка учителями физической культуры мужчинами и женщинами программы по
физическому воспитанию школьников // Психофизиологические аспекты спортивной и учебной деятельности. Л.,
1987. С. 107110. 15
Мировоззрение учителя физкультуры мотивирует всю его педагогическую
деятельность как служение своему народу, государству, дает прочную основу для
воспитания у учащихся активной жизненной позиции.
Отражением общественного мировоззрения учителя физкультуры являются такие
качества, как чувство ответственности за будущее каждого ученика как активного члена
общества, ответственность за судьбу общества в целом. Воспитывая патриотизм, учитель
физкультуры должен сам быть патриотом. Патриотизм учителя должен проявляться в
гордости как за достижения отечественных спортсменов на международной арене, так и
за достижения страны в развитии науки, литературы, искусства, массовой физической
культуры. В то же время он должен быть интернационалистом, выступать в дружбу
между народами, рассматривать спорт как средство укрепления мира и взаимопонимания
между народами всех стран.
Нравственные качества отражаются в поведении, в нравах Нравственность, или
мораль, — это форма общественного сознания, выполняющая функцию регулирования
поведения человека.
Учитель физкультуры должен обладать целым комплексом нравственных качеств
гуманизмом, вежливостью, честностью, требовательностью, оптимизмом и т. д., так как
нравственное воспитание учащихся должно базироваться не только на словесной форме
воздействия на них, но, прежде всего па личном примере1. К. Д. Ушинский писал, что
«влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу,
которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой
наказаний и поощрений»2. Поэтому оправдано бытующее среди педагогов мнение, что
личный пример — лучшая проповедь. Учитель физкультуры обязан постоянно следить за
собой, предъявлять к себе высокие требования, помня, что учитель — это человек,
специальностью которого является правильное поведение.
1 Ильин Е.Л. психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической
культуры:2е изд., испр. И доп. – СПб.: Издво РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – с. 190191
2 Ушинский К.Д. Собр. соч. — М., 1948. Т, 2. – с. 29 16
Постоянный контроль за своим поведением необходим учителю физкультуры в
связи с сильно развитой у школьников склонностью к подражанию. Причем в младших
классах оно носит неосознанный характер: школьниками копируются чисто внешние
проявления и манеры, которые не всегда являются положительными. Подростки и
старшие школьники подражают поступкам и действиям старших, в том числе и учителя
физкультуры, сознательно, однако порой не задумываются над тем, насколько
нравственно это введение, невольно копируя не только хорошие привычки тренера
пользующегося авторитетом, но и плохие. В том же случае, если школьник обладает
достаточно развитой критичностью и способен отделить в учителе плохое от хорошего,
учитель может потерять авторитет в глазах учащегося, если его слова расходятся с
поступками. Например, если учитель физкультуры курит, то ему невозможно будет
убедить ученика, что курить вредно для собственного здоровья и здоровье окружающих,
что курение снижает спортивные результаты.
Усердие в работе передается и ученикам. Они на примере учителя физкультуры
начинают понимать, что работа — это одна из главных ценностей в жизни человека, что
она доставляет радость не только самому работающему, но и окружающим. Только
личным примером учитель физкультуры может заразить учащихся своей профессией.
В связи с этим важным нравственным качеством учителя физкультуры является
педагогический оптимизм (по А. С. Макаренко). Он включает доброту, чуткость учителя
физкультуры, его общительность и доброжелательность, жизнерадостность, чувство
юмора, веру в учеников, в достижимость ими поставленных целей, даже если эти ученики
слабоуспевающие и с отклонениями в поведении: вера учителя физкультуры заставляет и
учеников поверить в свое исправление.
Эмоционально положительное отношение к детям, открытая доброжелательность,
стремление видеть хорошее поощряет учащихся на общение с учителем физкультуры,
делает их откровенными, инициативными, создает в группе товарищескую атмосферу.
У эмоционально неуравновешенного учителя физкультуры — то подозрительного и
отрицательно настроенного к ученикам, то сентиментального и необоснованно 17
поощряющего учеников — группа бывает нервозной, неровной в отношениях друг к
другу. Доказано, что почти все ученики улавливают настроение учителя физкультуры, и
на большинство из них это настроение влияет положительно, если настроение учителя
физкультуры хорошее, или отрицательно, если настроение плохое. Когда учитель в
настроении, учащимся легче переносить неудачи, трудное легче усваивается, урок не
кажется скучным, ученики меньше устают. Когда же учитель физкультуры в плохом
настроении, то и у учащихся все валится из рук, они теряют веру в себя, интерес к
тренировке. Недаром А. С. Макаренко придавал самое большое значение тому, чтобы в
коллективе всегда царило бодрое, жизнерадостное настроение.
Однако педагогический оптимизм не следует понимать как отсутствие огорчений
учителя при неудачах. Огорчения, временная неудовлетворенность работой естественны и
свидетельствуют об искреннем, а не формальном отношении учителя физкультуры к
делу. Но они должны всегда сопровождаться верой в конечный успех, побуждать учителя
физкультуры с новой силой искать выход из тупика.
Одним из важных качеств учителя физкультуры является правдивость. Ученики
должны быть уверены в искренности намерений и чувств общающегося с ними учителя
физкультуры. Если ученик почувствует, что учитель ведет с ним воспитательную игру,
что в его словах присутствует фальшь, наигрыш, то он логично решает, что его хотят
обмануть, и его доверие к словам и поступкам учителя исчезает. Процесс общения
приобретает формальный характер или прекращается совсем. Между учителем и
учеником возникает барьер недоверия.
Одним из ведущих нравственных качеств учителя физкультуры является гуманизм,
характеризующий отношение учителя к людям вообще и к ученикам в частности. Это
признание человека высшей ценностью на земле. Гуманизм не имеет ничего общего со
слащавым преклонением перед детьми, с всепрощением и нетребовательностью, которые,
например, в глазах некоторых родителей символизируют любовь к детям. Гуманное
отношение учителя физкультуры выражается в интересе к личности ученика, в
проявлении к нему сочувствия, в оказании ему в случае необходимости (в сложных 18
жизненных ситуациях) помощи советом и делом, в признании достоинств ученика, в
требовательности к развитию ученика и формированию его как личности. Учащиеся, видя
эти проявления гуманизма у учителя физкультуры, будут пытаться ответить ему таким
же отношением. Таким образом, гуманизм учителя физкультуры способствует
воспитанию гуманизма и у учащихся.
Учитель физкультуры должен обладать и другими нравственными качествами:
принципиальностью (не переходящей в прямолинейность действий и поступков и в
упрямство), самокритичностью, трудолюбием, справедливостью. В. А. Сухомлинский
писал, что справедливость учителя — это основа доверия ребенка к воспитателю, но
чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка.
Коммуникативные качества, к которым относятся общительность, вежливость,
доброжелательность и ряд других, помогают учителю физкультуры устанавливать
контакт с учащимися в процессе общения и тем самым способствуют успеху
воспитательной работы учителя. К этим качествам относится и педагогический такт.
Большое значение для учителя физкультуры имеет такое качество, как
находчивость. На тренировке часто возникают ситуации, требующие мгновенного
принятия решения. Бывает, что ученик задает вопрос, на который учитель физкультуры
не может быстро ответить или затрудняется продемонстрировать технику какогонибудь
упражнения. Если учитель физкультуры растеряется, покраснеет от неловкого
положения, в которое он попал, ученики расценят это как проявление им
некомпетентности. Находчивый учитель не позволяет проявиться внешним признакам его
внутреннего состояния. Он не будет лгать ученикам, придумывая ответ, не
соответствующий реальности. В зависимости от ситуации и вопроса он поступит по
разному. Если вопрос не относится к предмету, то в ряде случаев можно сказать: «Я не
знаю». В других случаях можно уйти от ответа в данный момент, сославшись на
несвоевременность заданного вопроса: «Ты мешаешь вести урок, об этом поговорим
после», или: «Как раз на следующем уроке я собирался продемонстрировать вам этот
способ выполнения упражнения». Конечно, на следующем уроке ученик должен получить
ответ на свой вопрос. Чем больше педагогический опыт учителя физкультуры, тем 19
меньше возникает неожиданных для него ситуаций, требующих находчивости,
сообразительности, быстрой ориентировки. Однако совсем избежать неожиданных
ситуаций не удается даже опытным учителям физкультуры, поэтому роль этих качеств не
снижается.
Непременным качеством учителя физкультуры должна быть его требовательность.
Учащиеся (особенно мальчики) очень уважают учителей физкультуры, которые умеют
добиваться своего без грубого принуждения и угроз. Дети единодушно отрицают
мягкотелость, вялость, наивную доверчивость учителя физкультуры, его беспринципную
снисходительность. Всякие отступления от предъявленных требований (порой учитель
предъявляет требование к ученикам, а потом забывает про него или отменяет без всяких
обоснований) учащиеся рассматривают как слабоволие тренера.
Интеллектуальные качества подкрепляют дидактические умения учителя
физкультуры, помогают ему находить правильные решения в воспитательной работе,
обусловливают эффективность творчества учителя физкультуры, поиска им новых,
неизведанных путей в воспитании и обучении учащихся. К этим качествам относят
ясность и логичность мышления, его критичность, воображение, изобретательность,
остроумие. Особую роль в деятельности учителя физкультуры играет оперативность
мышления, характеризующая способность тренера быстро находить оптимальное решение
возникающих педагогических задач, а также экстраполирование, то есть предвидение
результатов педагогического воздействия на учащихся. Особую роль играет такое
качество, как распределенность внимания. Учитель физкультуры одновременно должен
следить за многими объектами и моментами в своей деятельности: за содержанием и
формой изложения им материала, качеством показываемого упражнения и
доходчивостью даваемых пояснений, своей позой, походкой, мимикой и одновременно
постоянно держать под наблюдением всю группу. При этом он должен чутко реагировать
на состояние и настроение учащихся (возбуждение, апатию, утомление), уловить —
понимают или нет учащиеся его объяснение, замечать все нарушения дисциплины,
выявлять ошибки учащихся при выполнении ими упражнений. Неопытные учителя
физкультуры, увлекаясь изложением материала, его показом, упускают изпод контроля
учащихся, если же пытаются внимательно наблюдать за учащимися, то теряют нить 20
изложения, делают ошибки и остановки при показе упражнения. Во многих случаях,
чтобы не прерывать ход показа, объяснения, выполнения упражнения, учитель
физкультуры должен отсрочить свое воздействие на учащегося (например, он может
сделать замечание нарушителю дисциплины после окончания выполнения упражнения,
указать на допущенные конкретными учащимися ошибки). Это требует от учителя
физкультуры хорошей кратковременной памяти, чтобы не позабыть, что он должен
сказать тому или иному ученику, когда закончится выполнение упражнения или
фрагмента урока. Таким образом, успешная педагогическая деятельность учителя
физкультуры связана и с мнемическими качествами — быстротой и прочностью
запоминания.
Психомоторные качества особенно необходимы учителя физкультуры.
Психомоторные качества тесно связаны с перцептивными и аттенционными качествами:
быстротой видения, степенью концентрации внимания при реагировании на объекты или
сигналы и т. д.
Деление профессионально важных качеств учителя физкультуры на группы не
следует воспринимать как догму. Имеется много переходов одних качеств в другие, их
комплексирование, взаимообусловливание1.
1 Ильин Е.Л. психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической
культуры:2е изд., испр. И доп. – СПб.: Издво РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. –с. 196197 21
ГЛАВА 3. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ
КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ
3.1. Типичные затруднения учителя физической культуры в педагогической
деятельности
Работа учителя физкультуры многогранна, а подготовка, получаемая им в учебном
заведении, не обеспечивает одинаковую его готовность ко всем аспектам педагогической
деятельности. С приобретением опыта снижается число испытываемых учителями
затруднений. Тихонов А.М. показал1, что учителя, даже с большим стажем, испытывают
затруднения в отношениях с трудными учащимися в работе по пропаганде физической
культуры, в содержании в порядке спортивного зала и инвентаря, в организации
физкультурного актива школы2.
Молодые учителя и студентыпрактиканты испытывают затруднения в отношениях
с трудными учащимися младшего возраста, в проведении воспитательной работы на
уроке, в активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке, в поддержании
дисциплины. Молодые учителя испытывают также трудности в годовом и поурочном
планировании, в увеличении моторной плотности урока, в организации самостоятельной
работы учащихся на уроке, в организации и проведении школьных соревнований, в
судействе соревнований по гимнастике, в отстаивании своей точки зрения в разговоре с
администраторами школы.
По данным Вяткиной З.Н., учителя с сильной нервной системой затрудняются в
установлении контактов с учащимися и коллегами, а учителя со слабой нервной системой
не могут быстро освоиться с новым для себя режимом работы и привыкнуть к
профессиональной самостоятельности. Среди учителейженщин чаще, чем среди
учителеймужчин, отмечаются трудности в организации самостоятельной работы
учащихся, в судействе соревнований по спортивным играм, в отстаивании своей точки
1 Тихонов А.М. Особенности затруднений учителей физической культуры в педагогической деятельности, СПб.,
1992 с. 24.
2 Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера / Предисл. Н.В. Кузьминой, А.Ц. Пуни,
А.В.Тарасова. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – с. 91 22
зрения перед начальством. С другой стороны, они испытывают меньшие трудности в
понимании душевного состояния учащихся и в работе с родителями1.
Вяткин В.И. отмечает, что треть учителей физической культуры испытывают
большие затруднения в проведении уроков по спортивной и художественной гимнастике,
а более половины учителей — на уроках по плаванию и борьбе2.
При объяснении причин своих затруднений учителя физической культуры чаще
всего ссылаются на внешние факторы: нежелание школьников заниматься физической
культурой, недостаток спортивного инвентаря, большая наполняемость классов,
одновременность занятий мальчиков и девочек, разная физическая подготовленность
учащихся,
связанные с
недостаток методической литературы.
Причины,
профессиональной подготовкой самого учителя: незнание возрастных особенностей
детей, неумение владеть приемами активизации мыслительной деятельности учащихся,
неумение организовать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, неумение
пробуждать интерес и т. д., называются значительно реже. Между тем половина учителей
даже не знают, как преодолеть трудности в организационной работе и в работе с
трудными школьниками, практически не читают методическую литературу и не изучают
опыт передовых учителей.
3.2. Способы повышения профессионального мастерства учителя физической
культуры
Для того чтобы стать мастеромпедагогом, учителю физической культуры
требуется пятьшесть лет работы в школе. Однако и в последующие годы продолжается
его совершенствование как профессионала. В связи с возрастными изменениями уровня
физической подготовленности несколько изменяется и структура деятельности учителя
физической культуры. Все большую роль приобретает его умение руководить уроком,
использовать помощников из учащихся, которые могут выполнить для демонстрации
1 Лупандина А.А. Физическая культура в школе, М., 1976 – с. 45
2 Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера / Предисл. Н.В. Кузьминой, А.Ц. Пуни,
А.В.Тарасова. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – с. 101 23
учащимся такие упражнения, которые самому учителю по ряду причин выполнить трудно
и даже нецелесообразно (изза того, что в исполнении учителя будет утеряна эстетика
движения). Все это свидетельствует о том, что мастерство учителя — динамическая
характеристика и процесс совершенствования учителя бесконечен. Имеется несколько
способов повышения мастерства учителем физической культуры. Один из них состоит в
повышении квалификации на различных курсах, методических совещаниях и т. п. Другой
способ — самосовершенствование, которое может осуществляться несколькими путями1:
1. Посещение и анализ уроков, проводимых опытными учителями.
2. Повышение своей профессиональной и обшей эрудиции (чтение специальной
литературы, в том числе журнала «Физическая культура в школе», обобщение
новых сведений и формулирование выводов для своей педагогической работы);
чтение спортивной прессы, просмотр телепередач о спортивных соревнованиях
посещение ряда соревнований с целью быть в курсе всех спортивных важнейших
событий, обладать широкой эрудицией в области спорта (без этого трудно
эмоционально проводить уроки по физической культуре и занятия спортивных
секций, формировать у учащихся интерес к физической культуре).
3. Повседневный анализ своей педагогической деятельности (например, с помощью
дневника, в котором могут записываться особенности отдельных учащихся и
класса в целом, фиксироваться эффективность тех или иных воздействий на
учащихся в различных ситуациях, планы на будущее, мысли по поводу организации
урока и т. п.). Проведение несложной исследовательской работы, которая дала бы
ответ на интересующие учителя вопросы, связанные с его деятельностью (какова,
например, эффективность использованных им упражнений для развития силы,
каков уровень физической подготовки класса в целом и отдельных учеников, какой
из методов эффективнее в тех или иных конкретных условиях и т. д.).
Самосовершенствование должно осуществляться учителем не утилитарно, когда
усваивается лишь то, что касается методики проведения урока физической культуры.
1 Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера / Предисл. Н.В. Кузьминой, А.Ц. Пуни,
А.В.Тарасова. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – с. 124129 24
Некоторые учителя, читая, например, журнал «Физическая культура в школе», обращают
внимание только на те статьи, в которых описываются комплексы физических
упражнений и новое нестандартное оборудование. Такой выбор информации, хотя и
расширяет методическую базу учителя, не стимулирует его к переосмысливанию
имеющихся знаний с позиции общих подходов и принципов физического воспитания
учащихся. Поэтому теоретическая база такого учителя остается на прежнем уровне либо
даже ухудшается в результате забывания с годами сведений, полученных в институте.
Современный учитель не может быть лишь обладателем суммы рецептов.
Постоянное осмысливание своей педагогической деятельности требует и постоянного
обновления теоретических сведений из области педагогики, психологии, физиологии,
теории физического воспитания. Только на этой базе учитель может быть готовым к
перестройке педагогического процесса, к поиску новых путей и средств повышения
эффективности физического воспитания школьников.
Навыки самосовершенствования нужно начинать вырабатывать еще в процессе
обучения на факультете физического воспитания. При этом важно не только сознавать
необходимость получения сверх программы тех или иных знаний, развития
профессионально важных качеств, умений, но и формировать потребность в
самосовершенствовании, без которой в будущем легко утратить интерес к своей
профессии, превратиться в урокодателя. Формированию этой потребности во многом
способствует самостоятельная работа студентов, их участие в работе научных кружков,
приобретение навыков исследовательской работы. Важно, чтобы все пути и способы
самосовершенствования использовались систематически, а не от случая к случаю. Кроме
того, необходима определенная система, последовательность в устранении недостатков в
работе. Все это возможно только в том случае, если учитель физической культуры
занимается самопознанием, выявляет свои сильные и слабые стороны.
Выявление у себя слабостей, недостаточно развитых качеств не должно приводить
учителя к пессимистическому выводу о его непригодности к профессии учителя
физической культуры. Ведь трудно ожидать, чтобы человек обладал сразу всеми 25
положительными качествами. У него, как правило, уживаются как положительные, так и
отрицательные качества личности. Поэтому учитель должен научиться, максимально
использовать свои положительные качества и сдерживать проявление отрицательных
качеств. Ему важно также знать, чем может быть компенсировано недостаточно развитое
качество (например, отсутствие требовательности к учащимся — настойчивостью и
терпеливостью в работе с детьми, недостаточно быстрая сенсомоторная реакция —
опытом, умением предвидеть ситуацию). Особенно наглядно такие компенсации
проявляются при выборе стиля деятельности. Возможности учителя многообразны. Они
могут реализовываться в виде знаний, умений, качеств, усиливаться мотивами. В связи с
этим и способы достижения профессионального мастерства могут быть разными. У одних
учителей ведущим фактором становится уровень теоретических знаний, у других —
организаторские умения, у третьих — конструктивные умения или волевые качества.
Конечно, нельзя опираться только на один какойлибо компонент, даже если он очень
хорошо выражен. По возможности нужно подтягивать и остальные.
3.3. Факторы, влияющие на удовлетворенность учителя физической культуры своей
работой
Удовлетворенность характеризует отношение, притом обобщенное и устойчивое, к
чемулибо, в частности — к урокам физической культуры как учебному процессу1. В
отличие от удовлетворенности удовлетворение — это эмоциональное переживание
какогото однократного события. Можно, например, быть довольным (получить
удовлетворение) тем, как учитель физической культуры провел урок сегодня, но не
испытывать удовлетворенности от учебного процесса в целом, поскольку он не
обеспечивает удовлетворения потребностей и достижения поставленных целей. Из
сказанного становится очевидным, что удовлетворенность и удовлетворение — понятия
1 Михайлов А. Н. Различия в удовлетворенности учителей физической культуры мужчин и женщин своей
работой // Психофизиологические аспекты спортивной и учебной деятельности. Л., 1987. С. 104106. 26
разные, хотя без удовлетворения частными моментами трудно рассчитывать на общую
удовлетворенность процессом физического воспитания и своей работой.
Как показано Журиным Н.В.1, удовлетворенность учителей физической культуры
своей профессией и местом работы у одних связывается в первую очередь с имеющейся в
школе материальной базой, у других — с достигаемыми в педагогической деятельности
результатами, у третьих — взаимоотношениями с администрацией, у четвертых — с
заработной платой. С увеличением стажа работы в школе значимость различных
факторов, влияющих на удовлетворенность местом работы, меняется. Для большинства
начинающих учителей главную роль играет материальная база, позволяющая реализовать
их знания и умения. Вопрос о заработной плате остро еще не стоит, так как большинство
из них пока холосты, как специалисты они еще не сформировались, и претендовать на
многое не могут. Однако при стаже 6—10 лет место работы ценится уже в связи с
получаемой заработной платой. Возрастает и роль взаимоотношений с администрацией. У
учителей со стажем 11—15 лет место работы ценится в связи с достигаемыми
результатами, в меньшей степени — в связи с оценкой материальной базы. Очевидно,
приобретенный опыт позволяет успешно работать не только в хороших, но и плохих
условиях2.
У учителеймужчин удовлетворенность местом работы обусловлена в первую
очередь заработной платой, а у учителейженщин — взаимоотношениями с
администрацией и с достигаемыми результатами.
Среди негативных факторов учителя отмечают низкую престижность своей
профессии, нервнопсихическую напряженность труда, наличие в большинстве школ
женского учительского коллектива. Удовлетворены уровнем своего мастерства меньше
половины учителей физической культуры.
1 Журин Н. В. Удовлетворенность учителей физической культуры своей профессиональной деятельностью:
Автореф. дис.... канд. наук. Л., 1991.
2 Ильин Е. П., Тихонов А. М. Оценка учителями физической культуры мужчинами и женщинами программы по
физическому воспитанию школьников // Психофизиологические аспекты спортивной и учебной деятельности. Л.,
1987. С. 107110. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
27
Человек всегда является членом того или другого общественного коллектива,
который в значительной степени определяет и формирует индивидуальные черты его
личности; успехи спортсменов во многом зависят от личности тренера его знаний,
педагогического таланта, авторитета, воли, способности к творческому обобщению; к
профессионально важным качествам личности учителя физкультуры относятся:
мировоззренческие, нравственные, коммуникативные, волевые, интеллектуальные,
двигательные; тренер сам способен построить благоприятные взаимоотношения со
своими учениками; индивидуальный стиль руководства учителя физкультуры обусловлен
личностными качествами тренера.
Мастерство учителя физкультуры базируется на четырех компонентах:
педагогической направленности, знаниях, умениях и профессионально важных качествах.
Все профессионально важные качества учителя физкультуры можно разделить на
следующие группы1: мировоззренческие, нравственные, коммуникативные (включая
педагогический такт), волевые, интеллектуальные, — включая перцептивные,
аттенционные (качества внимания), мнемические (качества памяти), — двигательные
(психомоторные).
Современная школа требует незаурядных способностей от учителя физкультуры.
Он должен владеть всем арсеналом современных знаний, учитывать психологические,
социальные, материальнотехнические и все другие аспекты подготовки любого
спортсмена. Успехи учеников (а возможно и будущих спортсменов) во многом зависят от
личности учителя физкультуры его знаний, педагогического таланта, авторитета, воли,
способности к творческому обобщению. По своей сути учитель физкультуры это,
прежде всего педагог, и к нему предъявляются все те же требования, как и к любому
воспитателю.
1 Ильин Е. П., Тихонов А. М. Оценка учителями физической культуры мужчинами и женщинами программы по
физическому воспитанию школьников // Психофизиологические аспекты спортивной и учебной деятельности. Л.,
1987. С. 107110. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Волков Н.Н., Топчиян В.С. Моделирование личности и деятельности тренера и
совершенствование высшего физкультурного образования. ANALYTIC – SERIAL
//Теория и практика физической культуры. – 1989. –№10. – С. 79.
2) Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учебное
пособие для студентов высших педагогических учеб. – М., 2004
3) Гончаров В.Д. Человек в мире спорта. – М., ФиС, 1987
4) Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера / Предисл. Н.В.
Кузьминой, А.Ц. Пуни, А.В. Тарасова. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 375 с.
5) Журавлев А.Л. Стиль руководства для управления социальнопсихологическим
климатом производственного коллектива. В сб.: Социально психологический климат
коллектива. – М., Наука, 1979
6) Журин Н. В. Удовлетворенность учителей физической культуры своей
профессиональной деятельностью: Автореф. дис.... канд. наук. Л., 1991.
7) Ильин Е. П. Урок физической культуры в представлении будущих учителей //
Психофизиологические аспекты спортивной и учебной деятельности. Л., 1987. С.
8893.
8) Ильин Е. П., Тихонов А. М. Оценка учителями физической культуры мужчинами и
женщинами программы по физическому воспитанию школьников
//
Психофизиологические аспекты спортивной и учебной деятельности. Л., 1987. С.
107110.
9) Ильин Е.Л. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и
факультетов физической культуры:2е изд., испр. И доп. – СПб.: Издво РГПУ им.
А.И. Герцена, 2000. – 486 с.: ил.
10)Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. – М.: Физкультура и
спорт, 1984. – 128 с., ил. – (Наука – спорту; Психология).
11)Кретти Брайент Дж. Психология в современном спорте. Пер. с англ. Ханина Ю.Л. –
М., «Физкультура и спорт», 1978. 224 с. с ил.
12)Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном
коллективе. – М.: Издво МГУ, 1985. – 224 с.
13)Личность и коллектив в спортивной деятельности: лекция для студентов ГЦОЛИФКа.
М.: 1975. 29
14)Макеева В.С. Профессионально личностное развитие и физическая культура учителя.
Международная научнопрактическая конференция "Ценностные приоритеты общего
и профессионального образования" МПГУ 2000. С 95101.
15)Макеева В.С. Психофизическая культура в процессе формирования личности учителя.
Современные технологии валеологии и физической ребилитации: Матер. междунар.
научн.практ. конф. Белгород, 2000. С 107110
16)Макеева В.С. Целостность формирования личности учителя и физическая культура.
Человек и общество: на рубеже тысячелетий: Международный сборник научных
трудов: Вып 4. Воронеж: ВГПУ, 2000. С 105109.
17)Михайлов А. Н. Различия в удовлетворенности учителей физической культуры
мужчин и женщин своей работой // Психофизиологические аспекты спортивной и
учебной деятельности. Л., 1987. С. 104106.
18)Пораносич В., Лазаревич Л. Психодинамика спортивной группы. М., ФиС, 1977. с.16
21
19)Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для интов физ.культ./
Под. ред Т.Т. Джамгарова, А.Ц.Пуни. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 143 с.
20)Психология. Учебник для интов физич. Культ. / Под ред. Рудика П.А. – М.:
Физкультура и спорт, 1974. – 512 с.
21)Психология: Учеб. для интов физ. Культ. / Под ред. В.М.Мельникова. – М.:
Физкультура и спорт, 1987. – 367 с.
22)Резников Ю.О. и др. Диагностика профессионально важных качеств личности
тренера /Ю.О. Резников, О.О. Барташников, Т.Ю. Горячун. ANALYTICBOOK. – 1992
// 3 Региональная научнопрактическая конференция «Роль физической культуры в
здоровом образе жизни». – Львов, 1992. – С. 123124.
23)Родионов А.В. Психология физического воспитания спорта. – М.: ФиС, 2004
24)Саная М.В. психологические особенности деятельности и личности тренера: Лекции
для студентов. – М., РГАФК/РГАФК. ВООК, 1997. – 27 с.
25)Сучилин А.А. Изучение личностных качеств тренера // Вопросы оптимизации учебно
тренировочного процесса юных футболистов: Сб. науч. тр. – Волгоград, 1988. –С. 69
78. 26)Тихонов А.М. Особенности затруднений учителей физической культуры в
педагогической деятельности, СПб., 1992
27)Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. – М.: ФиС, 1980
30 31
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.