ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ УМЕНИЯ, ЗНАНИЯ, НАВЫКИ, СПОСОБНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Что приводит начинающего педагога к мастерству? Педагогическая техника, выработанные навыки. Это значит: умение понять воспитанника, а это знание психологии общения, отношений, педагогической психологии; речевые умения: знать особенности языка, знать, как воспринимается твоя речь, как раз¬вивается речь и речевой аппарат человека, знать об особенностях громкости и скорости речи; умение выразить свое отношение к по¬ступку, к делу, к человеку, свое эмоциональное отношение (мими-кой); и в то же время владение навыками самоконтроля, самоана¬лиза, самонаблюдения, уметь сдерживать себя. Для всех этих умений необходимы знания психологии лично¬сти и психологии общения.
Иконка файла материала ПРОФЕССИОНАЛЬНО.doc
ПРОФЕССИОНАЛЬНО­ЗНАЧИМЫЕ УМЕНИЯ, ЗНАНИЯ, НАВЫКИ, СПОСОБНОСТИ  СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА Что   приводит   начинающего   педагога   к   мастерству?   Педагогическая   техника, выработанные навыки. Это значит: умение понять воспитанника, а это знание психологии общения,   отношений,   педагогической   психологии;   речевые   умения:   знать   особенности языка,   знать,   как   воспринимается   твоя   речь,   как   развивается   речь   и   речевой   аппарат человека,   знать   об   особенностях   громкости   и   скорости   речи;   умение   выразить   свое отношение к поступку, к делу, к человеку, свое эмоциональное отношение (мимикой); и в то   же   время   владение   навыками   самоконтроля,   самоанализа,   самонаблюдения,   уметь сдерживать себя. Для   всех   этих   умений   необходимы   знания   психологии   личности   и   психологии общения. Практика   показала,   что   никакие   опросники   и   никакое   анкетирование   не   заменят общения   учителя   и   ученика,   воспитателя   и   воспитанника.   Чаще   в   этом   процессе преобладает информационное общение со стороны учителя. При таком давлении учителя теряется общение, часто возникает  непонимание. Школьный педагог не учитывает  свое психологическое   влияние   на   ученика,   а   это   следует   делать.   Педагог   должен   уметь подобрать   «ключик»   к   каждому   ребенку.   Застенчивый   он   или   озорной,   ленивый   или безразличный. Он должен помнить, что одно оброненное слово педагога играет огромную роль в жизни ребенка, которое он помнит всю жизнь. Ученые сформулировали требования к процессу общения педагога и ученика. Это: — доверительность; — умение слушать ребенка; — взаимопонимание как основа; — деловой контакт; — способность перейти от воздействия к взаимодействию. Важным во всем этом процессе является творчество учителя в общении. Одно и то же задание   ребенку,   одну   и   ту   же   беседу   педагог   может   дать   или   провести   в   разной тональности, с разным настроением. Учитывая важность педагогического общения, отече­ ственные ученые разработали «Заповеди педагогу, входящему в класс».  /. Думайте о своих отношениях с детьми, выстраивайте их. 2. При организации педагогического общения исходите не только из педагогических целей и задач, не исключайте интересы ребенка.3. Свою речь акцентуируйте на конкретного ребенка или группу ребят. 4.  Не   ограничивайтесь   только   собственной   информацией,   необходимо   и организовать отношения, изучить ребенка, оказывать и определенное воздействие. 5. Не стройте отношения «сверху вниз». Помните, что даже малыш стремится к   самостоятельности   во   взаимоотношениях.   И   что   ваш   статус   определяется   по словам А.С. Макаренко «прекрасной личностью». 6. Постарайтесь понять психологическую атмосферу в детском коллективе, что поможет в общении с ребенком. 7. Умейте слушать детей. 8. Стремитесь ощущать их настроение в процессе общения с вами. 9.  Не   забывайте,   что   у   детей   могут   быть   конфликты   и   что   вы   можете спровоцировать их своей педагогической несостоятельностью. 10. Убеждая ребенка в его ошибках старайтесь быть тактичным. 11.  Чтобы избежать «тупиковых» односложных ответов, вопрос начинайте с «почему?», «как?», «для чего?». 12. Будьте инициативны в общении. 13.  Обращайте   внимание   в   общении   на   особенности   девочек.   Они   более эмоциональны, более ранимы.. 14. Избегайте штампов в манере вести себя с детьми (точно по плану). 15. Преодолевайте отрицательное отношение к некоторым ребятам­ 16. Только критика, без конструктивного начала, бесполезна. 17. Чаще улыбайтесь детям. 18. Старайтесь, чтобы чаще звучали одобрения, похвала, поощрения. 19.  Дети должны знать, как вы к ним относитесь. Ваша оценка его поведения определяет его отношение к вам. 20.  Запоминайте   ваше   отношение   с   каждым   ребенком.   Ваше   изменение отношения повлечет негативное поведение ребенка. 21. К каждой беседе следует готовиться, разрабатывайте стратегию разговора. 22. Помните, что дети растут и первоначальное поведение сменяется новым. 23. Возможны барьеры, возникшие между учителем и классом, воспитателем и группой.   Здесь   следует   учитывать   социально­психологическую   обстановку   в   группе, отношения в классе, между ребятами­Социальному педагогу следует обратить внимание на культуру и технику речи. По С.И.   Ожегову,   культура   речи  —  это   не   только   точное,   но   и   доходчивое   и   наиболее уместное выражение мысли. Это сочетание ударений и мелодики речи, пауз, ритма и темпа создает развитие мысли. Техника   речи  есть   совокупность   приемов   дыхания,   речевого   голоси   и   дикции, доведенных до автоматизма. В этом нужно упражняться. Представляет   интерес   для   социального   педагога  элементы   театральной педагогики.  Работа педагога близка к работе режиссера, творчеству актера. Здесь есть взаимодействие педагога и ребенка, первый разрабатывает драматургию воздействия на детей и единым в этом является общение. Опыт актерского влияния может пригодится социальному педагогу. Социальный педагог должен владеть организаторскими способностями. Уметь быстро принять   решение,   быстро   организовать   Реабилитационную   работу.   Но   главное  —  быть добрым. Социальный   педагог   сталкивается   с   горем   ребенка,   горем   потери   родителей. Исследования говорят, что дети, потерявшие родителей в раннем детей в психическом отношении   могут   оказаться   впоследствии   в   группе   риска.   Стрессы   в   раннем   возрасте приводят   к   сердечным   заболеваниям,   иногда   к   патологиям.   Горе   ребенку   приносят разводы, сам процесс их и последующее положение ребенка. Поэтому, еще раз повторяю, педагог должен быть добрым. В одной из бесед педагог приюта, которая раньше работала в детском саду, на вопрос, чем отличается ее современная работа от прежней, ответила: «Здесь я для ребенка все: и мать, и отец, и врач, и учитель, и подружка и наставник. А главное —ребенок должен поверить мне, иначе я ничего для него не смогу сделать».