Что приводит начинающего педагога к мастерству? Педагогическая техника, выработанные навыки. Это значит: умение понять воспитанника, а это знание психологии общения, отношений, педагогической психологии; речевые умения: знать особенности языка, знать, как воспринимается твоя речь, как раз¬вивается речь и речевой аппарат человека, знать об особенностях громкости и скорости речи; умение выразить свое отношение к по¬ступку, к делу, к человеку, свое эмоциональное отношение (мими-кой); и в то же время владение навыками самоконтроля, самоана¬лиза, самонаблюдения, уметь сдерживать себя.
Для всех этих умений необходимы знания психологии лично¬сти и психологии общения.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЗНАЧИМЫЕ УМЕНИЯ, ЗНАНИЯ,
НАВЫКИ, СПОСОБНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Что приводит начинающего педагога к мастерству? Педагогическая техника,
выработанные навыки. Это значит: умение понять воспитанника, а это знание психологии
общения, отношений, педагогической психологии; речевые умения: знать особенности
языка, знать, как воспринимается твоя речь, как развивается речь и речевой аппарат
человека, знать об особенностях громкости и скорости речи; умение выразить свое
отношение к поступку, к делу, к человеку, свое эмоциональное отношение (мимикой); и в
то же время владение навыками самоконтроля, самоанализа, самонаблюдения, уметь
сдерживать себя.
Для всех этих умений необходимы знания психологии личности и психологии
общения.
Практика показала, что никакие опросники и никакое анкетирование не заменят
общения учителя и ученика, воспитателя и воспитанника. Чаще в этом процессе
преобладает информационное общение со стороны учителя. При таком давлении учителя
теряется общение, часто возникает непонимание. Школьный педагог не учитывает свое
психологическое влияние на ученика, а это следует делать. Педагог должен уметь
подобрать «ключик» к каждому ребенку. Застенчивый он или озорной, ленивый или
безразличный. Он должен помнить, что одно оброненное слово педагога играет огромную
роль в жизни ребенка, которое он помнит всю жизнь.
Ученые сформулировали требования к процессу общения педагога и ученика. Это:
— доверительность;
— умение слушать ребенка;
— взаимопонимание как основа;
— деловой контакт;
— способность перейти от воздействия к взаимодействию.
Важным во всем этом процессе является творчество учителя в общении. Одно и то же
задание ребенку, одну и ту же беседу педагог может дать или провести в разной
тональности, с разным настроением. Учитывая важность педагогического общения, отече
ственные ученые разработали «Заповеди педагогу, входящему в класс».
/. Думайте о своих отношениях с детьми, выстраивайте их.
2. При организации педагогического общения исходите не только из педагогических
целей и задач, не исключайте интересы ребенка.3. Свою речь акцентуируйте на конкретного ребенка или группу ребят.
4. Не ограничивайтесь только собственной информацией, необходимо и
организовать отношения, изучить ребенка, оказывать и определенное воздействие.
5. Не стройте отношения «сверху вниз». Помните, что даже малыш стремится
к самостоятельности во взаимоотношениях. И что ваш статус определяется по
словам А.С. Макаренко «прекрасной личностью».
6. Постарайтесь понять психологическую атмосферу в детском коллективе, что
поможет в общении с ребенком.
7. Умейте слушать детей.
8. Стремитесь ощущать их настроение в процессе общения с вами.
9. Не забывайте, что у детей могут быть конфликты и что вы можете
спровоцировать их своей педагогической несостоятельностью.
10. Убеждая ребенка в его ошибках старайтесь быть тактичным.
11. Чтобы избежать «тупиковых» односложных ответов, вопрос начинайте с
«почему?», «как?», «для чего?».
12. Будьте инициативны в общении.
13. Обращайте внимание в общении на особенности девочек. Они более
эмоциональны, более ранимы..
14. Избегайте штампов в манере вести себя с детьми (точно по плану).
15. Преодолевайте отрицательное отношение к некоторым ребятам
16. Только критика, без конструктивного начала, бесполезна.
17. Чаще улыбайтесь детям.
18. Старайтесь, чтобы чаще звучали одобрения, похвала, поощрения.
19. Дети должны знать, как вы к ним относитесь. Ваша оценка его поведения
определяет его отношение к вам.
20. Запоминайте ваше отношение с каждым ребенком. Ваше изменение
отношения повлечет негативное поведение ребенка.
21. К каждой беседе следует готовиться, разрабатывайте стратегию разговора.
22. Помните, что дети растут и первоначальное поведение сменяется новым.
23. Возможны барьеры, возникшие между учителем и классом, воспитателем и
группой. Здесь следует учитывать социальнопсихологическую обстановку в группе,
отношения в классе, между ребятамиСоциальному педагогу следует обратить внимание на культуру и технику речи. По
С.И. Ожегову, культура речи — это не только точное, но и доходчивое и наиболее
уместное выражение мысли. Это сочетание ударений и мелодики речи, пауз, ритма и темпа
создает развитие мысли.
Техника речи есть совокупность приемов дыхания, речевого голоси и дикции,
доведенных до автоматизма. В этом нужно упражняться.
Представляет интерес для социального педагога элементы театральной
педагогики. Работа педагога близка к работе режиссера, творчеству актера. Здесь есть
взаимодействие педагога и ребенка, первый разрабатывает драматургию воздействия на
детей и единым в этом является общение. Опыт актерского влияния может пригодится
социальному педагогу.
Социальный педагог должен владеть организаторскими способностями. Уметь быстро
принять решение, быстро организовать Реабилитационную работу. Но главное — быть
добрым.
Социальный педагог сталкивается с горем ребенка, горем потери родителей.
Исследования говорят, что дети, потерявшие родителей в раннем детей в психическом
отношении могут оказаться впоследствии в группе риска. Стрессы в раннем возрасте
приводят к сердечным заболеваниям, иногда к патологиям. Горе ребенку приносят
разводы, сам процесс их и последующее положение ребенка. Поэтому, еще раз повторяю,
педагог должен быть добрым.
В одной из бесед педагог приюта, которая раньше работала в детском саду, на вопрос,
чем отличается ее современная работа от прежней, ответила: «Здесь я для ребенка все: и
мать, и отец, и врач, и учитель, и подружка и наставник. А главное —ребенок должен
поверить мне, иначе я ничего для него не смогу сделать».