Профессиональное самообразование современного педагога как актуальная задача повышения профессионализма.
Оценка 5

Профессиональное самообразование современного педагога как актуальная задача повышения профессионализма.

Оценка 5
docx
27.05.2024
Профессиональное самообразование современного педагога как актуальная задача повышения профессионализма.
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ.docx

Профессиональное самообразование современного педагога как актуальная задача повышения профессионализма.

Почтаренко Н. М.

вторая квалификационная категория

учитель географии

МОУ «Тираспольская Средняя Школа №7»

Приднестровская Молдавская Республика, Слободзейский район, село Ближний хутор

 

Настоящее образование есть только самообразование

и оно начинается, когда человек прощается со всеми школами

Д. И. Писарев

Педагог XXI века – это личность, которая постоянно стремится к творческому росту это профессионал, с неординарным типом мышления прекрасно обладающий своим предметом. Мастерство современного педагога характеризуется уровнем его профессиональных навыков и умений в процессе обучения, воспитания и духовного  обогащения физически здоровой личности.

Преподаватель — одна из основных фигур в становлении гражданина, в развитии его творческих способностей. Поэтому очень важно, чтобы  современный педагог, который работает с детьми, был человеком созидательным, был личностью неповторимой и необычной, обладал высоким профессиональным мастерством, был «на одной волне» с детьми. Учитель должен стать для своих учеников авторитетом, а это значит быть осведомленным в современных вопросах, которые интересуют в первую очередь современного школьника.

И поэтому педагог нынешнего времени – это человек, который находится в непрерывном развитии своей личности, который готов не только учить, но и учится сам. Уровень образования в современного школьника, зависит полностью от самообразования и творческого развития учителя. Ведь чем больше знает  педагог, тем больше знает ученик.

Цитируя утверждение К. Д.Ушинского: «о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение»,  можно сделать вывод, что ежедневная работа учителем над собой это в первую очередь работа над своей профессиональной и творческой личностью.

Ведь современное время постоянно предъявляет к педагогу высокие требования к его педагогической деятельности. А также к его способности «творить себя»  и быть творцом для других  учитывая социально-нравственные идеалы.

Всю свою трудовую деятельность учитель находится в  непрерывном процессе исследования, познания и постоянного творческого самообразования.

Самообразование – это целеустремленная работа педагога по расширению и углублению своих практических и теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков, и умений в свете современных запросов педагогической и психологической наук. Педагог должен идти в ногу с современными технологиями, использовать их в процессе всей своей  трудовой деятельности, и углублённо заниматься, своим профессиональным ростом при этом не забывать об интересах учащихся.

Самообразование педагога результативно только тогда, когда оно становится его духовной потребностью, стремлением к самореализации в профессии, когда оно становится постоянной и личностно – значимой частью работы.

Рассуждая над понятием самообразования, известный русский писатель высказывался следующим образом: «Человека делает образованным лишь его собственная внутренняя работа, иначе говоря, собственное, самостоятельное обдумывание, переживание, перечувствование того, что он узнает от других людей или книг». С этими словами перекликаются высказывания немецкого педагога и мыслителя А. Дистервега: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».

Основными мерами самообразования педагогов являются: результативность профессиональной педагогической деятельности, рост качества образовательного процесса, готовность учащихся к обучению в ВУЗах, творческий рост педагогов, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.

Проблема самообразования педагогов была актуальна всегда, но в условиях развития информационных технологий стала более значимой в первую очередь для педагога,  поэтому современная система образования требует постоянного и непрерывного совершенствования знаний, умений и навыков. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: заочное обучение в учебных заведениях, на курсах повышения квалификации, семинарах, методических объединениях.

Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивают свою актуальность в среднем уже через пять лет. Рассмотрев ситуацию повышения квалификации, можно прийти к вытекающему  выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства – это самообразование, причем стабильное и ежедневное.

Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению ярких папок и стендов. Правильно сформированная работа над собой  должна стать стимулом, для повышения профессионального мастерства педагога, а так же для развития его личности.

При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, применяются различные меры, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.

Начинающему педагогу самостоятельная работа по саморазвитию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, выполнить глубокий и доскональный анализ различных ситуаций при работе с детьми.

Педагог, за плечами которого колоссальный опыт имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти действенные, приоритетные для себя приемы, которые формируют  всю работу с детьми и их родителями, а также позволяют изучить простую диагностическую и исследовательскую деятельность.

Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывать творческий потенциал каждого ребёнка.

Учитель, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно – практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно–образовательного процесса и результативность педагогической деятельности. Важным условием является правильно основанная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т. п)

И так в чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

• Телевидение (научно – популярные программы)

• Газеты, журналы

•Литература (методическая, научно-исследовательская, публицистическая, художественная и др.)

• Интернет

• Видео, аудио информация на всевозможных носителях

• Платные курсы

• Семинары и конференции

• Мастер-классы

• Мероприятия по обмену опытом

• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

• Курсы повышения квалификации

• Путешествия

Всё вышеперечисленное делится  на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, содействующие профессиональному росту. Однако они могут оказать содействие и тому и другому одновременно.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список итогов, которые были достигнуты за определенный промежуток времени. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование это постоянный процесс, но планировать его нужно поэтапно)

• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество)

• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования

• разработка новых форм, методов и приемов обучения

• доклады, выступления

• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии

• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям

• создание комплектов педагогических разработок

• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

Продуктивность процесса самообразования:

Учитель готовится к уроку всю жизнь. Этот положение отражает саму суть его профессии. Невозможно отдавать то, чем не владеешь сам. А отдавать  с каждым годом нужно всё больше. Бурно растущий поток информации приводит к усложнению школьных предметов и быстрому моральному износу полученных учителем знаний. Быстро растёт кругозор учащихся, заметно повышается уровень их общего развития. На уроках всё чаще слышны каверзные вопросы. Недостаток знаний учитель начинает ощущать уже впервые годы самостоятельной работы.

 

Индивидуальная самостоятельная работа включает в себя несколько этапов:

1. Учитель определяет для себя тему самообразования и планирует работу по теме; структура, содержание и время работы зависят от уровня и характера исследования, поставленных целей и задач.

2. В плане предусматривается подбор литературы, поиск адреса ППО, затем определяется время на изучение полученного банка данных по проблеме, анализ литературы, знакомство с практическим опытом других школ, посещение уроков и т.д.

3. Далее отрабатываются технологии, и осуществляется практическая работа по теме исследования.

4.Заканчивается самообразовательный процесс анализом, оценкой и самооценкой результативности выполненной работы, в случае необходимости – корректировкой педагогической деятельности. Отводится время для обобщения и оформления материалов исследования.

5. Результатом очередного этапа работы могут быть доклады и выступления перед коллегами в рамках творческого отчета, отчета по теме самообразования, а также доклады и выступления на совещаниях, конференциях, заседаниях МО, т.д. Работа по теме самообразования оформляется документально.

 

Библиографический список:

1. Андреев. В.И. Педагогика: учеб, курс для творческого саморазвития. В.И. Андреев. – Казань, 2003. – 608с.

2.Баннов И.И. Психологическая наука и образование. учеб. курс для самообразования. Москва, 2002. №2  – стр.106

3.Блинова, В. Л. Личностно - профессиональное саморазвитие педагога, как условие повышения качества образования. [Текст]: статья, ст. преп. / В. Л. Блинова. — Казань - Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет.-6 с.
                4.
Вишневская, Л. П. Самообразование как психолого-педагогическая проблема / Л. П. Вишневская, Г. В. Вишневская / Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского.- 2009.- № 16- с.156–158 3.        

5.Демченко, Е. Д. Применение современных технологий в педагогическом самообразовании / Е. Д. Демченко, Е. В. Скачкова // Дополнит. Образование. — 2004.- № 1. — с. 27–29.
           6.
Колбаско И.И. Учащимся О; самообразовании. Мн.,‹‹Нар, асвета››,1976. -157с.

7. Кокоткина О.И. Как организовать работу по самообразованию: журнал  ‹‹Дошкольное воспитание›› № 8 2004,стр.36

8. Кульневич С.В. Педагогика личности. ‹‹От концепций до технологий ›› Учебное пособие. Ростов – н./Д: “ Учитель” 2001. стр. 127

9. Самообразование и саморазвитие личности педагога: учено – методическое пособие /Мар. гос. ун-т; сост.: О.Л. Шабалина, В.А.Светлова. – Йошкар-Ола, 2014.-104с.

 

 

 


 

Профессиональное самообразование современного педагога как актуальная задача повышения профессионализма

Профессиональное самообразование современного педагога как актуальная задача повышения профессионализма

Ведь современное время постоянно предъявляет к педагогу высокие требования к его педагогической деятельности

Ведь современное время постоянно предъявляет к педагогу высокие требования к его педагогической деятельности

Основными мерами самообразования педагогов являются : результативность профессиональной педагогической деятельности, р ост качества образовательного процесса, готовность учащихся к обучению в

Основными мерами самообразования педагогов являются : результативность профессиональной педагогической деятельности, р ост качества образовательного процесса, готовность учащихся к обучению в

Педагог, за плечами которого колоссальный опыт имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти действенные, приоритетные для себя приемы, которые формируют всю…

Педагог, за плечами которого колоссальный опыт имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти действенные, приоритетные для себя приемы, которые формируют всю…

Семинары и конференции • Мастер-классы •

Семинары и конференции • Мастер-классы •

Учитель готовится к уроку всю жизнь

Учитель готовится к уроку всю жизнь

Библиографический список: 1.

Библиографический список: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2024