ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ
«Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек»
(Ронгинская Т.И.,2002).
Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Повышенная напряженность может привести как к пассивным защитным реакциям, так и к агрессивному поведению, эмоциональным срывам, несдержанности, немотивированной грубости, оскорблениям.
Свое раздражение и возбужденное состояние педагоги нередко переносят на воспитанников, хотя сами этого не замечают.
Переутомленный педагог не настроен на позитивное восприятие любых нововведений.
Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ
Начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов (функция – адаптационная);
Ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией (функция –защитная);
Проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения;
Окончание учебного года.
Проявление СЭВ у педагогов (в зависимости от стажа работы):
8% - со стажем от 1 года до 3 лет;
Более 50% - у педагогов со стажем работы от 5 до 10 лет;
22% - со стажем от 15 до 20 лет;
(у педагогов со стажем работы более 10 лет выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты);
Ощущение эмоционального и физического истощения;
Общая слабость, снижение активности и энергии;
Ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания;
чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию)
частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
резкая потеря или резкое увеличение веса;
полная или частичная бессонница;
постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
одышка или нарушения дыхания при физической или
эмоциональной нагрузке;
ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ
Безразличие, скука, пассивность и депрессия (чувство подавленности);
Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
Частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
Чувство беспокойства и повышенной
тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
Чувство гиперответственности и постоянное чувство
страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
общая негативная установка на жизненные и
профессиональные перспективы
(по типу «как ни старайся, все равно ничего
не получится»).
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ
Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
Чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям ,трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
Дистанцированность от коллег, одиночество;
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ
Стадия «приглушенности»Первая стадия
начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе;
исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
забывание каких-то моментов («провалы в памяти»).
«Деперсонализация»
Вторая стадия:
Возникновение недоразумений с коллегами;
Появление антипатии, а затем и вспышек раздражения по отношению к коллегам.
снижение потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть»;
появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, увеличение числа простудных заболеваний);
повышенная раздражительность, человек «заводится с пол-оборота»
«Мне на все наплевать»
Третья стадия:
притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
личностные изменения, человек стремится к уединению (ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми);
«Обещание самому себе»
Упражнение «Обещание самому себе»
1. Запишите три пункта, которые вы могли бы сделать в каждой из трех областей — профессиональной, организационной и личной.
2. Пометьте звездочкой те пункты в каждом разделе, которые вы можете выполнить в течение следующего месяца.
3. В каждом разделе подчеркните тот пункт, который вы можете попробовать выполнить уже на следующей неделе.
«Обещание самому себе»
Ваш лист может выглядеть примерно так:
Личная сфера
1. Взять отпуск
2. Делать зарядку
3. Встретиться с близкой подругой
Профессиональная сфера
1. Договориться о супервизии ( супервизия - универсальная система профессиональной помощи специалистов, помогающая росту в дальнейшей карьере)
2. Прогуливаться в конце рабочего дня
Организационная сфера
1. Провести дискуссию с коллегами по теме профессионального выгорания
2. Устроить вечеринку сотрудников
3. Собраться для обсуждения тематики педагогических чтений
Саморегуляция психического состояния
Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.
Способы саморегуляции
Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).
Способ . Самоприказы
Самоприказ — это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением.
«Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» — это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы с клиентами.
Сформулируйте самоприказ.
Мысленно повторите его несколько раз. Если это возможно, повторите его вслух.
Способы саморегуляции
Способ . Самоодобрение (самопоощрение)
Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок — это одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самому.
— Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями.
— Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»:
«Именно сегодня у меня все получится»;
«Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»;
«Именно сегодня я буду находчивой и уверенной»;
«Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания».
— Мысленно повторите его несколько раз.
В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря:
«Молодец! Умница! «Здорово получилось!»
Упражнение «Улыбка»
Найдите в течение дня время и посидите несколько минут с закрытыми глазами, стараясь ни о чем не думать. При этом на вашем лице обязательно должна быть улыбка. Если вам удается удержать ее 10-15 мин., вы сразу почувствуете, что успокоились, а ваше настроение улучшилось. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее все равно станет легче. Улыбаясь, мы видоизменяем тонус мышц всего лица, а это в свою очередь изменяет ход мыслей и эмоций, направляя их в нужное русло.
Рекомендации педагогамдля профилактики и устранения "выгорания"
стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
проще относиться к конфликтам на работе;
не пытаться быть лучшим всегда и во всем.
Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги.Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений.Не залезайте в "долгосрочный кредит" ваших внутренних резервов и возможностей.Не забывайте о том, что не только Ваши подопечные, но и Вы сами в не меньшей степени нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению Вашего здоровья и психоэмоционального ресурса.
Выводы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.