Cиндром эмоционального выгорания … - что это такое?
В последние 20 лет интерес исследователей привлекает специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми – врачей, педагогов, психологов, воспитателей, работников торговли, менеджеров и т. д. Выяснилось, что представители данных профессий подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения – синдрому «эмоционального выгорания». Термин был введен американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергом в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном общении с клиентами в эмоционально нагруженной атмосфере. (переводится с греческого языка как "прекращение горения").
Другой основоположник идеи выгорания - K. Маслач, определила это понятие как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, негативного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам.
В отечественной литературе понятие «профессиональное выгорание» появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже четверть века.
Рядом авторов СЭВ обозначается понятием «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации профессионала под влиянием профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.
«Синдром эмоционального выгорания» – сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки.
По данным исследования Н.А.Аминова через 20 лет работы в школе у подавляющего числа педагогов наступает « эмоциональное выгорание», а к 40 годам эмоционально сгорают все учителя, и даже у начинающих педагогов показатель степени социальной адаптации ниже, чем у больных неврозами, что характеризуется несдержанностью, грубостью, неуверенностью, тревожностью.
Профессиональное выгорание представителей помогающих профессий
Психическое выгорание в большей степени свойственно представителям помогающих профессий(от 30 до 90% работающих), чья работа связана с интенсивным, тесным общением с людьми, эмоциональным перенапряжением (врачи, педагоги, юристы, социальные работники, психологи, руководители, спасатели, священнки).
По степени напряженности нагрузка педагогов в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, т.е. профессионалов, непосредственно работающих с людьми. Учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. \
По данным многих исследований, даже у молодых учителей частыми являются обращения в медицинские учреждения в связи с развитием заболеваний сердечно-сосудистой системы, язвенных заболеваний желудочно-кишечного тракта, заболеваний неврогенного характера (нервные истощения, неврозы). Для учителей со стажем работы 15-20 лет характерны «педагогические кризисы», «истощение», «сгорание».
Что лежит в основе профессионального выгорания
В процессе выполнения любой работы людям свойственно испытывать физические и нервно-психические нагрузки. Их величина может быть различной в разных видах деятельности. При небольших нагрузках, действующих постоянно, либо значительных разовых нагрузках бессознательно включаются естественные механизмы регуляции, и организм справляется с последствиями этих нагрузок сам, без сознательного участия человека.
При достижении определенного уровня напряженности организм начинает пытаться защитить себя.
Это проявляется в неосознаваемом или осознаваемом желании как бы уменьшить или формализовать время взаимодействия с учащимися, клиентами.
Стресс
Стресс – состояние общего возбуждения, психологического напряжения или деятельности в трудных ситуациях, неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды.
Два вида стресса:
психологические и физиологические.
Психологические стрессы – это конфликты, чрезмерная ответственность за что-то, обиды, необходимость принятия решения, какие-то сильные переживания, разводы.
К физиологическим стрессам относятся чрезмерная физическая нагрузка, боль, экстремальные температуры (холод, жара).
Три фазы развития стресса:
Стадия тревоги.
Максимально эффективная адаптация
Стадия истощения.
Фазы развития стресса
Концепция биологического стресса выделяет три фазы развития стресса:
Реакция тревоги. Происходит мобилизация адаптационных ресурсов. Организм работает с большой нагрузкой. Но на первой фазе стресса он справляется с нагрузкой за счет мобилизации внутренних резервов организма. Многие люди к концу первой фазы отмечают повышение работоспособности..
Стадия сопротивления. Осуществляется сбалансированное расходование адаптационных возможностей организма. Признаки тревоги практически исчезают, уровень сопротивлении поднимается значительно выше обычного. Человек как бы «вработался», у него открылось «второе дыхание» и он готов к длительному усилию по преодолению трудностей. Но иногда все же чувствуется накопившаяся усталость.
Стадия истощения.На этой стадии постепенно истощаются запасы адаптационной энергии. Физиологические и психологические защиты разрушены. У человека больше нет сил защищаться. Снова появляются признаки реакции тревоги. На этой стадии человеку необходима помощь извне – либо в виде устранения раздражающего фактора, либо в виде поддержки.
Влияние стресса на организм человека.
Стрессовые ситуации по-разному действуют на людей: одних сильный стресс мобилизует, других доводит до состояния, близкого к клинической смерти Если у первых во время стресса эффективность деятельности воя растает до определенного предела («стресс льва»-), то у других она сразу падает («стресс кролика»). Так, некоторое учащиеся в ситуации экзамена чувствуют приток сил, повышение тонуса, которые ведут к обостренному восприятию, позволяют вспомнить лишь мельком слышанную информацию; другие же от волнения забывают даже то, что хорошо знают, «мямлят» и могут даже упасть в обморок.
Непрерывная череда стрессов может быть опасной для здоровья. Тогда резко ломаются нормальные механизмы саморегуляции и формируются хронические, порой неизлечимые болезни. Развиваются неврозы, нарушения сна, снижается иммунитет, возникают сердечно-сосудистые за6илевания, поражения желудочно-кишечного тракта. Это цена за слишком сильные переживания. Медики все чаще говорят о том. Что многие болезни имеют так называемое психосоматическое происхождение – к ним относится язва, бронхиальная астма, гипертония и др. По свидетельству многих врачей, 70% пациентов могли бы вылечиться сами, если бы избавились от страхов и волнений.
«НУЖНО ЛИ ВАМ УЧИТЬСЯ БОРОТЬСЯ СО СТРЕССОМ ?»
Ответьте «да» или «нет» на десять вопросов.
1. Часто ли вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием на внимание со стороны окружающих?
2. Бываете ли вы вспыльчивы по пустякам?
3. Случалось ли вам чувствовать, что вы устали после отпуска (выходных, каникул) больше, чем до него?
4. Случалось ли вам испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы плеч ноют, а в спине – тупая боль?
5. Испытываете ли вы сильные головные боли от конфликтов в семье?
6. Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?
7. Бываете ли иногда слишком плаксивы или близки к слезам?
8. Предрасположены ли вы к астме или кожной сыпи и дают ли они о себе знать, когда вы эмоционально расстроены?
9. Приходилось ли вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для решающего поступка?
10. Часто ли вам кажется, что вы тратите слишком много времени на решение чужих проблем и у вас не остается времени на себя?
Если положительных ответов будет больше четырех, пора задуматься о том, что стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит – и здоровья.
Трехкомпонентная модель синдрома "выгорания" американских исследователей К. Маслоу и С. Джексон
В настоящее время хорошо известны три модели "выгорания". Согласно первой, одномерной модели, «выгорание» — это состояние физического, психического и эмоционального истощения, вызванное длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях общения.
Вторая модель рассматривает «выгорание» как двухмерный конструкт, состоящий из эмоционального истощения и деперсонализации, которая проявляется в ухудшении отношения к другим (подчиненным, коллегам), иногда и к самому себе.
Наиболее распространенной является трехкомпонентная модель синдрома "выгорания" американских исследователей К. Маслоу и С. Джексон. В соответствии с данной моделью, "выгорание" понимается как синдром эмоционального истощения, деперсонализации и редукции своих личных достижений .
Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Человек не может отдаваться работе как прежде, чувствует приглушенность, притупленность собственных эмоций, возможны эмоциональные срывы.
Деперсонализация - тенденция развития негативного, бездушного отношения к раздражителям. Возрастает обезличенность и формальность контактов. Негативные установки, имеющие скрытый характер, могут начать проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое входит со временем наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций.
Редуцирование личных (персональных) достижений - снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличие к работе.
Составляющие синдрома выгорания
Эмоциональное истощение –
чувство опустошенности и
усталости, вызванное
собственной работой.
Деперсонализация
предполагает циничное
отношение к труду и объектам своего труда
Редукция профессиональных достижений – возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Симптомы профессионального выгорания
психофизические симптомы
• Чувство постоянной усталости, ощущение эмоционального и физического истощения;
• общая астенизация
• частые беспричинные головные боли; расстройства желудочно-кишечного тракта;
• резкая потеря или резкое увеличение веса;
• полная или частичная бессонница;
• постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
социально-психологические симптомы
• Безразличие, скука, пассивность и депрессия
• повышенная раздражительность ,частые нервные срывы
• чувство повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
• чувство гиперответственности, чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
• общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы
(по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
поведенческие симптомы
• Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее - все труднее;
• изменение рабочего режима (увеличивает или сокращает время работы);
• постоянно, без необходимости учитель берет работу домой, но дома ее не делает;
• снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
Стрессовые ситуации педагогической деятельности
ситуации взаимодействия учителя с учащимися на уроке
(нарушения дисциплины и правил поведения на уроке, конфликтные ситуации, непослушание, игнорирование требований учителя и т.д.);
ситуации, возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией школы (резкие расхождения во мнениях, перегруженность поручениями, конфликты при распределении нагрузки, чрезмерный контроль за учебно-воспитательной работой, непродуманность нововведений в школе).
ситуации взаимодействия учителя с родителями учащихся
(расхождение в оценке ученика учителем и родителями, невнимание со стороны родителей к воспитанию детей и т. д.)
Три условия (фактора) профессионального выгорания
Личностный фактор
Это -чувство собственной значимости на рабочем месте, возможность профессионального продвижения, автономия и уровень контроля со стороны руководства.
Ролевой фактор
На развитие выгорания существенно влияют конфликт ролей и ролевая неопределенность, а также профессиональные ситуации, в которых совместные действия сотрудников в значительной степени не согласованы: отсутствует интеграция усилий, но при этом присутствует конкуренция. А вот слаженная, согласованная коллективная работа в ситуации распределенной ответственности как бы предохраняет работника от развития синдрома эмоционального сгорания, несмотря на то что рабочая нагрузка может быть существенно выше.
Организационный фактор
На развитие синдрома влияет многочасовая работа, но не любая, а неопределенная (нечеткость функциональных обязанностей) либо не получающая должной оценки. При этом негативно сказывается не раз подвергавшийся критике стиль руководства, при котором шеф не позволяет сотруднику проявлять самостоятельность (по принципу «инициатива наказуема») и тем самым лишает его чувства ответственности за свое дело и осознания значимости, важности выполняемой работы.
Внешние факторы профессионального выгорания
хроническую напряженную психоэмоциональную деятельность;
нечеткую организацию и планирование деятельности;
неблагополучную психологическую атмосферу профессиональной деятельности
повышенную ответственность за исполняемые функции ( за благополучие учащихся);
немотивированность учащихся, результаты с которыми «невидимы»;
нехватка условий для самовыражения, экспериментирования и новаций;
однообразие и неумение творчески подойти к выполняемой работе;
вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании и отсутствии положительной оценки;
работа без перспективы, невозможность выстроить профессиональную карьеру;
неразрешенные личностные конфликты.
Типы личностей, склонных к синдрому профессионального выгорания (внутренние факторы)
гиперответственный тип, полностью посвятивший себя работе, который имеет тенденцию брать слишком много на себя.
однонаправленный сотрудник, который чрезмерно предан работе и чья жизнь вне работы неудовлетворительна. Он использует работу как заместитель социальной жизни.
авторитарный работник, который полагается на свои полномочия, чтобы управлять другими, и ожидает повиновения со стороны подчиненных во что бы то ни стало, несмотря на огромные эмоциональные затраты.
самоуверенный администратор, который оценивает себя как незаменимого работника.
трудоголик - профессионал, имеющий тенденцию к отождествлению с теми, с кем он работает и для кого работает. Риску выгорания подвержены:
люди, перегруженные ответственностью, длительно и интенсивно работающие;
стремящиеся к непременному успеху;
не имеющие интересов помимо работы или имеющие их слишком мало;
уверенные в том, что они являются единственными, кто способен сделать эту работу.
Три основные стадии профессионального выгорания.
Первая стадия — на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, провалы в памяти, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение трех–пяти лет.
На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (школьников и их родителей), «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с полоборота,. Время формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет.
Третья стадия — собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Наблюдаются когнитивная дисфункция (нарушение памяти и внимания), нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями, личностные изменения. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ. Соматические симптомы. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет.
Модель профилактики и коррекции синдрома профессионального выгорания
1. Смягчение действия организационных и статусно-ролевых стрессов на уровне всего образовательного учреждения
А)Эффективное руководство и администрирование (профессиональная поддержка, забота о карьерном росте сотрудников, условиях их труда и др.);
Б) Корпоративное развитие и сплочение коллектива.
Решающую роль в плане профилактики выгорания играет социальная поддержка от коллег и людей, стоящих выше по своему профессиональному и социальному положению, а также других лиц (семьи, друзей и т.д.).
2.Развитие рационального и позитивного оценивания стрессовых ситуаций, актуализация личностных ресурсов стрессоустойчивости и конструктивных моделей (копинга) преодоления стрессов на работе:
расширение психологической компетентности, в том числе – коммуникативной;
овладение методами позитивного и рационального мышления;
обогащение личностного поведенческого репертуара конструктивными стратегиями поведения.
3. Развитие способности управления уровнем персонального стресса
4. Освоение системы психологических тренингов личностного роста и самореализации
Направления работы по профилактике профессионального выгорания педагогов
Факторы | Направления работы |
1. Организационные факторы выгорания (рабочие перегрузки, дефицит времени, нечеткая организация и планирование труда, недостаточность необходимых средств, недостаток автономности и чрезмерный контроль, ролевая конфликтность и/или неопределенность, нечеткая или неравномерно распределенная ответственность, недостаточность признания и положительной оценки, отсутствие возможностей профессионального роста и развития и др.) | Оптимизация организации труда – разработка системы организации труда. Основные направления оптимизации организации труда – структурирование работы, четкая регламентация труда, грамотная организация рабочих мест, положительная оценка труда, справедливое материальное и нематериальное стимулирование труда, предоставление возможностей профессионального роста и развития, улучшение материально-технической базы |
2. Факторы, связанные с содержанием и спецификой труда (высокое психоэмоциональное напряжение, высокая интенсивность труда, интеллектуальные нагрузки, необходимость интенсивного восприятия, переработки и интерпретации больших объемов информации, принятия решений в неопределенных ситуациях с повышенной ответственностью) | Снижение рабочей нагрузки, переструктурирование деятельности (грамотное распределение рабочих заданий), разделение ответственности, использование различных способов компенсации затраченных усилий (отслеживание результатов, получение благодарности от клиентов, самопрезентация в среде специалистов ). |
Направления работы по профилактике профессионального выгорания педагогов (продолжение таблицы)
Факторы | Направления работы |
3. Социально-психологические факторы выгорания | Оптимизация взаимоотношений в коллективе и с руководством, улучшение социально-психологического климата, посредством проведения коммуникативных тренингов, направленных на обучение навыкам общения, стратегиям эффективного поведения в конфликте; организация корпоративного отдыха, совместных неформальных мероприятий членов коллектива; включение сотрудников в принятие управленческих решений; предоставление сотрудникам социальной поддержки: инструментальной (оказание практической помощи),эмоциональной (проявление понимания, заинтересованности, заботы), информационной (предоставление необходимой информации), оценочной (обеспечение позитивной обратной связи по работе сотрудника) |
4. Индивидуальные факторы выгорания | Коррекция личностных особенностей, мотивационной сферы. Обучение навыкам совладания со стрессом, нормализации эмоционального состояния. Применение психокоррекционных техник, направленных на повышение самооценки, уверенности в себе, уровня эмпатии и т. д. Коррекция мотивов помощи, и/или достижений нереалистических ожиданий в соответствии с реальностью |
Как предотвратить возникновение СЭВ или снизить степени его выраженности:
определение краткосрочных и долгосрочных целей
использование "тайм-аутов", что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
овладение умениями и навыками саморегуляции
профессиональное развитие и самосовершенствование
уход от ненужной конкуренции
эмоциональное общение
поддержание хорошей физической формы
В целях направленной профилактики СЭВ следует:
стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
проще относиться к конфликтам на работе;
не пытаться быть лучшим всегда и во всем.
Для профилактики профессионального выгорания необходимо
использование в работе «технических перерывов»,
освоения путей управления профессиональным стрессом – изменение социального, психологического и организационного окружения на рабочем месте;
построение «мостов» между работой и домом;
освоение приёмов релаксации, визуализации, ауторегуляции, самопрограммирования;
стремление профессионально развиваться и самосовершенств (обмен профессиональной информацией за пределами собственного коллективаоваться чрез общение на курсах повышения квалификации, конференциях, симпозиумах, конгрессах);
уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда её нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению профессионального выгорания);
изменение установки по отношению к жизни, к ее смыслу, восприятие ситуации выгорания как возможности пересмотреть и переоценить свою жизнь, сделать ее более продуктивной для себя;
поддержания хорошей физической формы (сбалансированное питание, ограничение употребления алкоголя, отказ от табака, коррекция массы тела).
Качества, помогающие специалисту избежать профессионального выгорания
Во-первых:
• хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни).
• высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.
Во-вторых:
• опыт успешного преодоления профессионального стресса;
• способность конструктивно меняться в напряженных условиях;
• высокая мобильность;
• открытость, общительность;
• самостоятельность, стремление опираться на собственные силы.
В-третьих:
• способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
Естественные способы регуляции организма:
приемы регуляции организма:
Длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, хобби, музыка и многое другое.
– смех, улыбка, юмор;– размышления о хорошем, приятном;– различные движения типа потягивания, расслабления мышц;– наблюдение за пейзажем за окном;– рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;– мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);– «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;– вдыхание свежего воздуха;– чтение стихов;– высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Саморегуляция
Саморегуляция - это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. В результате саморегуляции
могут возникать
три основных эффекта:– эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);– эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);– эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
БАНК СПОСОБОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ (САМОВОЗДЕЙСТВИЯ)
Способы, связанные с управлением дыханием
Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.
II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением
Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.
III. Способы, связанные с использованием образов
Использование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Множество наших позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминания и образы, с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить. И если словом мы воздействуем в основном на сознание, то образы, воображение открывают нам доступ к мощным подсознательным резервам психики.Чтобы использовать образы для саморегуляции: Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации.
БАНК СПОСОБОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ (продолжение)
IV.Способы, связанные с воздействием слова
Известно, что «слово может убить, слово может спасти». Вторая сигнальная система есть высший регулятор человеческого поведения. Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма. Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).
Самоприказы — это короткои, отрывистоы распоряжениея сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением.«Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» — это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно. Сформулируйте самоприказ. Мысленно повторите его несколько раз. Если это возможно, повторите его вслух.
Самопрограммирование Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах.– Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями.– Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»:«Именно сегодня у меня все получится»;«Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»;«Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом».
Самоодобрение (Самопоощрение)
Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это, особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок, — одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим.– В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря:«Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!»– Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.
КАК ИЗБЕЖАТЬ ВСТРЕЧИ С СИНДРОМОМПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
1. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
2. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.
3. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
5. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
6. Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.
7. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
8. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?
АНТИСТРЕССОВЫЕ ПРИЕМЫ
1. Полдня в неделю нужно проводить так, как вам нравится: плавайте, танцуйте. Прогуливайтесь или же просто сидите на скамейке в парке.
2. Не реже одного раза в день говорите самому дорогому для вас человеку теплые слова Не сомневайтесь, что он (она) скажет вам в ответ то же самое.
3. Два или три раза в неделю давайте себе физическую нагрузку. Упражнения не должны быть изматывающими, но если после занятий вам не понадобился душ, значит, вы просто недостаточно тренировались.
4. Пейте побольше воды (не спиртных напитков!) для того чтобы поддерживать тело в хорошей форме, следует выпивать воды не менее 1–1,5 литра в день.
5. Раз в неделю занимайтесь тем, что вам вроде бы «вредно» (можно, к примеру, «чуть-чуть» нарушить диету, на которой вы сидите, побалуйте себя сладеньким или же ложитесь спать раньше либо позже, чем обычно).
6. Не позволяйте расхищать свою жизнь! Будет лучше, если некоторые письма останутся нераспечатанными, а телефонные звонки — без ответа.
7. Когда вы подавлены или рассержены, займитесь интенсивной физической работой: вскопайте огород, переставьте мебель или просто разбейте старые тарелки. Можете отправиться за город и покричать там. Подобные неадекватные поступки неплохо защищают человека от стрессов.
8. Съедайте хотя бы по одному банану в день. В них практически все витамины, много микроэлементов, к тому же они обладают высочайшей энергетической емкостью.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.