Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение – “сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда”
Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия и т.п.
Работа по профпросвещению включает в себя профинформацию, профпропаганду и профагитацию
Профессиональное просвещение
Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся
является профессиональное просвещение – “сообщение школьникам сведений
о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях
в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к
психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения,
оплате труда”
Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые
и
общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая
дисциплина, принципы планирования, структура предприятия и т.п.
Работа по профпросвещению включает в себя профинформацию,
профпропаганду и профагитацию.
Знания о профессиях учащиеся получают не только в школе.
Источниками знаний по этому вопросу учащиеся получают не только в школе.
Источниками знаний по этому вопросу служат средства массовой
информации, родственники, знакомые и др. При этом сведения о содержании
профессии и их значимости иногда могут быть даны весьма искажено,
вследствие чего возможно создание картины неоправданной
привлекательности одних профессий и атмосферы недоброжелательности к
другим.
В связи с этим перед школой, как и перед всем обществом, стоит
довольно сложная задача – исправить идущие вразрез с потребностями
экономики страны и общества отношение к некоторым профессиям и
сформировать новое. Решить эту задачу призвана та часть профпросвещения,
которую называют профпропагандой.
Однако всю работу по
профпросвещению ни в коем случае нельзя сводить только к пропаганде
профессий.“Планировать работу по профессиональному просвещению в школе, в
частности по профпропаганде и последующей профагитации, следует в
соответствии с предварительной профдиагностикой. Только на основе такого
подхода можно проводить соответствующую работу со школьниками,
направленную на формирование сознательного отношения к выбору
профессии.
Исходя из того, что профпросвещение – процесс активный, следует
которые требуют
больше опираться на такие методы работы,
непосредственного участия школьников в самом процессе получения
информации”
Чтобы работа по профпросвещению имела положительные
результаты, она должна проводиться умело и с большим педагогическим
тактом. Ориентируя на профессии, в которых страна и общество испытывают
недостаток, нужно избегать всякого рода нажим, так как неумелое давление
на школьников может привести лишь к окончательной потери интереса к
данной профессии.
“Главный принцип,
которым следует
руководствоваться в работе по профпросвещению, связь его с жизнью.
Исходя из этого, основные направления работы в этой области можно
выразить так:
Профпросвещение
формирование
предполагает
целостного,
многопланового представления учащихся о народном хозяйстве страны,
его отраслях, предприятиях, профессиях;
В процессе проведения работы по профессиональному просвещению
необходимо учитывать направленность в развитии отраслей народного
хозяйства данного экономического района, сложившиеся трудовые
традиции, наличие общеобразовательных и профессиональных учебных
заведений; Профессиональное просвещение молодежи должно основываться на
реальной потребности в конкретных профессиях;
Ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с
склонностями и способностями
профессиональными интересами,
молодежи и динамикой развития этих особенностей молодых людей.
Содержание работы по профессиональному просвещению должно
учитывать состав учащихся по возрасту, полу”
Урок – основная организационная форма учебновоспитательного
процесса в школе. Профессиональная ориентация – составляющая часть этого
процесса. Поэтому неотъемлемой частью урока должна стать работа по
профпросвещению.
Составной частью профпросвещения является профпропаганда, а
основными формами ее проведения – встречи с представителями различных
профессий, лекции о различных отраслях народного хозяйства, производствах
и профессиях и т.д.
Значительное место в работе по профпросвещению занимают беседы,
которые проводят классные руководители, учителяпредметники или
представители различных профессий. Такие беседы можно посвящать
ознакомлению с какойто одной профессией, с группой родственных
профессий, вопросам значимости их правильного выбора для человека. При
этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников
и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся.
“Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы можно
проводить по такому плану:
1. Общие сведения о профессии:
Краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется
профессия, краткий исторический очерк и перспективы развития профессии,
основные специальности, связанные с данной профессией.2. Производственное содержание профессии:
Место и роль профессии в научнотехническом прогрессе, ее
перспективность; предмет, средства и продукт (результат) труда; содержание
и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и
автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста
данной профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими
специальностями.
3. Условия работы и требования профессии к человеку:
Санитарногигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью;
элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности,
специальные требования к физиологическим и психологическим
особенностям человека, отличительные качества
хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ
жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия: организация труда,
система оплаты, отпуск.
4. Система подготовки к профессии:
Пути получения профессии, курсы, техникумы, вузы; связь профессиональной
подготовки с учебой и трудовой деятельностью в школе; уровень и объем
профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для получения
начального квалификационного разряда по данной профессии; перспективы
профессионального роста; где можно продолжить ознакомление с
профессией; что читать о профессии”.