Профессиональное просвещение

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение – “сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда” Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия и т.п. Работа по профпросвещению включает в себя профинформацию, профпропаганду и профагитацию
Иконка файла материала Профессиональное просвещение.doc
Профессиональное просвещение Важным   компонентом   системы   профессиональной   ориентации   учащихся является профессиональное просвещение – “сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в   кадрах,   условиях   труда,   требованиях,   предъявляемых   профессией   к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда”      Кроме   того,   учащиеся   должны   знать   основные   общетрудовые     и общепроизводственные   понятия:   что   такое   культура   труда,   трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия и т.п.       Работа   по   профпросвещению   включает   в   себя   профинформацию,   профпропаганду и профагитацию.              Знания   о   профессиях   учащиеся   получают   не   только   в   школе. Источниками знаний по этому вопросу учащиеся получают не только в школе. Источниками   знаний   по   этому   вопросу   служат   средства   массовой информации, родственники, знакомые и др. При этом сведения о содержании профессии   и   их   значимости   иногда   могут   быть   даны   весьма   искажено, вследствие   чего   возможно   создание   картины   неоправданной привлекательности одних профессий и атмосферы недоброжелательности к другим. В   связи   с   этим   перед   школой,   как   и   перед   всем   обществом,   стоит довольно   сложная   задача   –   исправить   идущие   вразрез   с   потребностями экономики   страны   и   общества   отношение   к   некоторым   профессиям   и сформировать новое. Решить эту задачу призвана та часть профпросвещения, которую   называют   профпропагандой.   Однако   всю   работу   по профпросвещению   ни   в   коем   случае   нельзя   сводить   только     к   пропаганде профессий.“Планировать работу по профессиональному просвещению в школе, в частности   по   профпропаганде   и   последующей   профагитации,   следует   в соответствии с предварительной профдиагностикой. Только на основе такого подхода   можно   проводить   соответствующую   работу   со   школьниками, направленную   на   формирование   сознательного   отношения   к   выбору профессии.        Исходя из того, что профпросвещение – процесс активный, следует   которые   требуют больше   опираться   на   такие   методы   работы, непосредственного   участия   школьников   в   самом   процессе   получения информации”                    Чтобы   работа   по   профпросвещению   имела   положительные результаты,   она   должна   проводиться   умело   и   с   большим   педагогическим тактом. Ориентируя на профессии, в которых страна и общество испытывают недостаток, нужно избегать всякого рода нажим, так как  неумелое давление на   школьников   может   привести   лишь   к   окончательной   потери   интереса   к данной   профессии.   “Главный   принцип,   которым   следует руководствоваться в работе по профпросвещению, ­ связь его с жизнью. Исходя   из   этого,   основные   направления   работы   в   этой   области   можно выразить так:  Профпросвещение   формирование предполагает     целостного, многопланового   представления   учащихся   о   народном   хозяйстве   страны, его отраслях, предприятиях, профессиях;  В   процессе   проведения   работы   по   профессиональному   просвещению необходимо   учитывать   направленность   в   развитии   отраслей   народного хозяйства   данного   экономического   района,   сложившиеся   трудовые традиции,   наличие   общеобразовательных   и   профессиональных   учебных заведений; Профессиональное   просвещение   молодежи   должно   основываться   на реальной потребности в конкретных профессиях;  Ознакомление   с   миром   профессий   следует   тесно   увязывать   с   склонностями   и   способностями профессиональными   интересами, молодежи   и   динамикой   развития   этих   особенностей   молодых   людей. Содержание   работы   по   профессиональному   просвещению   должно учитывать состав учащихся по возрасту, полу”                     Урок – основная организационная форма учебно­воспитательного процесса в школе. Профессиональная ориентация – составляющая часть этого процесса.   Поэтому   неотъемлемой   частью   урока   должна   стать   работа   по профпросвещению.               Составной   частью   профпросвещения   является   профпропаганда,   а основными формами ее проведения – встречи с представителями различных профессий, лекции о различных отраслях народного хозяйства, производствах и профессиях и т.д.                Значительное место в работе по профпросвещению занимают беседы, которые   проводят   классные   руководители,   учителя­предметники   или представители   различных   профессий.   Такие   беседы   можно   посвящать ознакомлению   с   какой­то   одной   профессией,   с   группой   родственных профессий, вопросам значимости их правильного выбора для человека. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся.           “Ознакомление   учащихся   с   профессиями   в   процессе   беседы   можно проводить по такому плану:  1. Общие сведения о профессии: Краткая   характеристика   отрасли   народного   хозяйства,   где   применяется профессия, краткий исторический очерк и перспективы развития профессии, основные специальности, связанные с  данной профессией.2. Производственное содержание профессии:   Место   и   роль   профессии   в   научно­техническом   прогрессе,   ее перспективность; предмет, средства и продукт (результат) труда; содержание и   характер   (функция)   трудовой   деятельности;   объем   механизации   и автоматизации   труда;   общие   и   специальные   знания   и   умения   специалиста данной   профессии,   моральные   качества;   связь   (взаимодействие)   с  другими специальностями. 3. Условия работы и требования профессии к человеку:  Санитарно­гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью; элементы   творчества,   характер   трудностей,   степень   ответственности, специальные   требования   к   физиологическим   и   психологическим особенностям человека, отличительные качества хорошего   работника;   специальные   условия:   влияние   профессии     на   образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск. 4. Система подготовки к профессии: Пути получения профессии, курсы, техникумы, вузы; связь профессиональной подготовки с учебой и трудовой деятельностью в школе; уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для получения начального квалификационного разряда по данной профессии; перспективы профессионального   роста;   где   можно   продолжить   ознакомление   с профессией; что читать о профессии”.