3. Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта
«Воспитатель влияет на воспитуемых не только тем, что даёт им определённые знания, но и своим поведением, образом жизни, отношением к обыденным явлениям». М.И. Калинин
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья занимает всё больше пространства в сфере социальных исследований российского общества. Что же влияет на социальное развитие детей с нарушениями слуха?
В первую очередь, глобальное влияние на социальное развитие имеет состояние слуха, уровень развития речи, индивидуальные особенности, специально организованное обучение. Особая роль принадлежит слуху как в общем речевом, так и социальном развитии, да-да, недостатки слухового развития значительно осложняют социализацию наших слабослышащих детей, поскольку это связано с резким недоразвитием речи, и следствие – нарушением социальных контактов ребёнка с окружающим миром.
Социализацию маленького члена нашего общества – особенного ребёнка начинаю с диагностического этапа:
ü изучаю ребёнка;
ü обеспечиваю психолого-педагогический комфорт в коллективе с целью благоприятного самочувствия ребёнка, принятия его детским сообществом;
ü создаю условия для его самореализации, саморазвития, самовоспитания;
ü организую активную и творческую жизнедеятельность, конечно, исходя из психофизиологических особенностей каждого ребёнка.
Программа единого непрерывного образования нашей школы-интерната имеет несколько направлений, первое из которых - это:
1. Спортивно-оздоровительное (поддержание психологического здоровья детей, формирование здорового образа жизни).
2. Нравственно-эстетическое – второе направление (формирование и развитие качеств, составляющих основу поведения, формирование опыта творческой деятельности).
3. Гражданско-патриотическое – третье направление (формирование ценности человеческого общения, коммуникативных навыков, толерантности).
4. Интеллектуально-мнестическое – четвёртое направление (активизация познавательного интереса к окружающему миру, создание условий для сознательного отношения к учебной деятельности, формирование учебной мотивации, учебных универсальных действий).
5. Пятое направление – это работа с семьей (оказание педагогической, психологической, сурдологической помощи родителям через разные виды практик).
При создании условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта, активного участия в самоуправлении класса, школы, в обязательном порядке учитываю выше обозначенные направления.
В классе 7 детей: 3 мальчика и 4 девочки, все дети имеют дефицитарное развитие. Обучаются по Программе II вида, II отделения (вариант III) – программа для детей, имеющих задержку психического здоровья. За шесть лет дети получают образование начальной общеобразовательной школы. Один ребёнок обучается на дому, но является активным участников всех внеурочных, социальных мероприятий. Возраст у ребят разный, также дети имеют различное психофизическое развитие, социальное семейное положение.
Таблица №1
Социальный паспорт класса |
|
Всего семей |
7 семей |
Полные семьи (количество человек) |
4 семьи – 18 человек |
Многодетные семьи – малообеспеченные (количество человек) |
3 семьи – 14 человек |
Неполные семьи – малообеспеченные (количество человек) |
4 семьи – 12 человек |
Многодетные семьи – группы риска (количество детей) |
1 семья – 3 ребёнка |
Всего малообеспеченных семей (количество детей) |
5 семей – 10 детей |
Не смотря на различия в развитии, показатели социального паспорта класса, в процессе работы с особенными детьми удалось сформировать дружный, слаженный детский коллектив по системе действующего, положительного социального опыта. Особо хочу отметить условия для активного участия обучающихся в самоуправлении класса, школы. На каждого ученика класса, соответственно самоуправлению, возложены определённые функции классным сообществом.
Таблица №2
Актив класса |
|
Капитан класса |
Алёна М. |
Смотровой за состоянием здоровья |
Данила И. |
Смотровой за порядком учебной зоны |
Екатерина К. |
Смотровой за порядком хозяйственной зоны |
Надежда С. |
Смотровой за дисциплиной в классе |
Ксения М. |
Смотровой по охране природы и связям с общественностью |
Дмитрий Ч. |
Исходные данные, расположены на классном уголке «Наш дружный класс», куда входит информационный материал:
правила пользования слуховым аппаратом;
твои права;
твои обязанности;
самоуправление класса;
поведение на уроках;
правила поведения в классе;
правила поведения в школе;
карман «Письма друзей».
Таблица №3
Основные постулаты |
Памятка «Я – человек» (ожидаемый результат) |
Уважай и почитай людей |
Интерес к самому себе |
Старайся делать добро |
Самопризнание себя как личности |
Бойся обидеть человека |
Управление своими поступками |
Люби и прощай людей |
Уважение чужого мнения |
Познавай мир и себя |
Эмоциональная устойчивость |
Стремись найти цель в жизни |
Желание совершать добрые поступки |
Лучше отдай своё,чем возьми чужое |
Ответственность за свои поступки |
Модель ученического самоуправления в классе.
Во главе классного самоуправления стоит капитан – Алёна. Именно она представляет свой класс на школьном самоуправлении. Организует выпуск стенгазет к праздникам, предметным декадам, а также занимается оформлением и обновлением демонстрационных, наглядных материалов классного уголка. Главная её задача планировать и организовывать деятельность всего классного самоуправления.
Смотровой за порядком учебной зоны – Екатерина. Проводит рейтинг по результатам обучения, готовит викторины, разрабатывает интеллектуальные задания для классных часов. В этом с ней активно сотрудничает капитан.
Смотровой за состоянием здоровья – Данила. Организовывает динамические паузы, физкультурные минутки на уроках, самоподготовке, обеспечивает готовность и участие команды класса в общешкольных спортивно-праздничных мероприятиях и соревнованиях, имеет пять медалей за спортивные достижения.
Смотровой за дисциплиной в классе – Ксения. Отвечает за дисциплину в классе, предлагает способы её улучшения, решает с капитаном вопросы по сплочению класса, организует праздничные чаепития, дни рождения.
Смотровой за порядком хозяйственной зоны – Надежда. Осуществляет контроль за состоянием полученных в школьной библиотеке учебников, учебной мебели в нашем кабинете, в компьютерном классе, организует «генеральные» уборки, трудовую деятельность в классе, общественных местах школы.
Смотровой по охране природы, связям с общественностью – Дмитрий. Обеспечивает участие класса в проводимых школою акциях милосердия «Помоги бездомным животным», «Покормите птиц зимой», «Берегите природу», «Зелёный патруль». Классное самоуправление делает жизнь моих ребят интересной, бурной, насыщенной, содержательной – это доказано на собственной практике.
Ещё в классе есть уголок «Стенд успехов», находящийся в ведении капитана, в котором отражается вся жизнедеятельность класса. Информация на «Стенде успехов» постоянно обновляется, капитан класса Алёна вывешивает результаты новых достижений для всеобщего обозрения, а ранее заработанные награды пополняют «Портфолио» учеников.
В каждом из нас есть Божья искра – это любовь. При любом возможном случае внушаю ребятам: «Добро живёт в каждом человеке. Мы – единое целое, мы – одна семья, одна команда. Уважайте друг друга, не давайте воли собственным отрицательным эмоциям, это, прежде всего, разрушает вас». Внушение это хорошо, но оно не стоит и ломаного гроша без практического подкрепления, без моего личного примера, а мой личный пример зиждется на трёх китах: уважение, внимание и почтение ко всем окружающим – это отличный пример для подражания, это кредо моей жизненной позиции.
В школе активно функционирует детская организация соуправления «Содружество». Она состоит из нескольких секторов. Работу каждого сектора курируют педагоги-наставники, правовой сектор курирую лично я.
Деятели трудового сектора отвечают за чистоту школьных помещений и пришкольного двора. Два раза в неделю, под руководством членов сектора в школе организуются «Трудовые десанты» по уборке пришкольного двора и прилежащих к школе территорий – Ярлыковского сквера на ул. Дзержинского. Там, на месте снесённой Преображенской (Ярлыковской) церкви, была построена часовня Преображения Господня в 2003 году, в память о погибших Томичах-ликвидаторах аварии на Чернобыльской АЭС. Мы часто гуляем в этом парке, конечно, поддерживаем чистоту.
Активисты спортивного сектора организуют различные турниры, состязания и соревнования: по теннису, пионерболу, волейболу. Результаты соревнований вывешиваются на школьном стенде «Содружество». Футбол – любимое занятие всех мальчишек и наши ученики Данила и Дмитрий – не исключение. После обеда они выходят погонять мяч на школьную спортивную площадку.
Общественники учебного сектора в конце каждой четверти подводят итоги успеваемости, отмечают удачи и неудачи учеников. Анализируют причины неудач и ищут способы оказания помощи. Мои ребята откликаются на все предложения членов учебного сектора, участвуют во всех школьных мероприятиях, в том числе и в предметных «Декадах» (100%).
Руководители сектора досуга организуют школьные праздники, выставки творческих работ, курируют деятельность кружков, оказывают поддержку.
Новаторы правового сектора – являюсь руководителем, выполняют всю работу, касающуюся правопорядка в школе.
Работа Пресс-центра заключается в оформлении, подборе наглядно-информационного материала и представлении его на стенде «Содружество».
Наш капитан – Месхи Алёна входит в состав школьного соуправления, информирует ребят о положении дел в школе, о грядущих мероприятиях.
Анализ результатов представленной деятельности показывает, что созданные условия дают возможность младшим школьникам для самореализации и дальнейшей успешной социализации. Об этом говорится в собственной статье «Социальное воспитание в учреждении интернатного типа», включённой в сборник «Образование в условиях перехода на новые стандарты Всероссийской научно-практической конференции IV том». Стр. 51-53. Томск – 2010 г.
Всем ребятам свойственна общественная активность, инициативность. На Алёну ребята ровняются как на отличницу «умственного труда», а Данила заряжает всех энергией, силой духа и тела, он отличник «физического труда». За спортивные успехи имеет 5 медалей.
В процессе собственного педагогической труда создаю все условия для активной деятельности, направленной на формирование здорового образа жизни.
В рамках Программы президента РФ В.В. Путина, по приказу Министерства здравоохранения РФ «О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и находящихся в трудной жизненной ситуации» два раза в год наши дети проходят полное комплексное обследование, вследствие чего мы имеем возможность отслеживать положительную динамику результатов обследования.
Систематически организую мероприятия поддерживающие режим учёбы и отдыха, включающие следующие направления:
ü в классе установлено яркое освещение;
ü постоянно проветриваю классную комнату на переменах в отсутствии детей;
ü на уроках, во время бесед и во внеурочное время использую элементы методик нейропсихологического и психофизиологического подхода А.Л. Сиротюк, Л.С. Цветковой, А.В. Семенович; глазодвигательные физминутки по методике В.Ф. Базарного; растяжки по методике Б. Андерсона;
ü провожу прогулки на свежем воздухе, слежу за соблюдением гигиенического режима – закаливание и профилактика простудных заболеваний имеет большое практико-профилактическое значение;
ü даю простые советы родителям, воспитателям, организую педагогические треугольники;
ü показываю на практике элементы психорегуляции, которые ребёнок может применять в любое время самостоятельно в домашних условиях под присмотром родителей, или совместно с ними.
В работе использую коррекционные «Методики замещающего онтогенеза». Данная методическая разработка заняла почётное первое место на 1-ом Всероссийском творческом конкурсе «Талантоха – педагогам и родителям» в номинации «Творческие работы и методические разработки». Диплом Победитель (1 место) №T1RU – 2562. http://talantoha.ru/novosti.html
Систематическое использование в работе с детьми методик замещающего онтогенеза, является качественным базовым инструментом для укрепления здоровья, усвоения знаний и развития умений. Данный материал «Методики замещающего онтогенеза. Развитие коммуникативных навыков общения у младших школьников с нарушениями слуха в игровой деятельности» прошёл экспертную оценку и размещён в электронных СМИ «Педсовет/Pedsovet.orq» №1657075 от 12.07.2013 года. С целью поддержания регуляции функций в школе налажен рациональный режим жизнедеятельности, закономерно сочетающий нагрузку и отдых.
«Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен делать?». Вечером, прежде чем заснуть: «Что я сделал?». Пифагор
Также, в организацию мероприятий по формированию здорового образа жизни, созданию условий положительного социального опыта, ввожу беседы о вредных привычках, о толерантности и нравственности с использованием ИКТ: о вреде курения, алкоголя, о здоровой пище, о здоровой душе и т.д.
Таблица №4
Познай самого себя
|
Цель: закрепление эколого-нравственного, практико-деятельносного отношения к своему здоровью. Задачи: закрепить понятие «Что такое здоровье?»; закрепить назначения частей тела человека; обогащать миропонимание своего «Я» в окружающей действительности, сопричастность к миру природы. |
Закон и порядок – высшая форма воли народа
|
Цель: получение знаний по профилактике правонарушений. Задачи: посредством презентационного материала по данной теме активизировать эмоционально-положительный, нравственно-толерантный настрой детей на оказание помощи окружающим, попавшим в сложные жизненные ситуации, принятие окружающих такими, какие они есть.
|
Наркотики – хорошо это или плохо?
|
Цель: формирование у учащихся стойкого непринятия наркотических веществ. Задачи: формировать представление о том, что любые наркотики вредны, губительны для человека; они отрицательно воздействуют на внешний вид, внутренние органы, психику человека. |
Основы религиозных культур и светской этики
|
Цель: ознакомление с моральными качествами, развитие основ толерантности. Задачи: учить понимать необходимость согласования личных и общественных интересов. Приучать соблюдать моральные нормы, регулировать своё поведение, принимать культуру народов. (С родителями был организован круглый стол, где прошёл диспут-размышление) |
Как результат – у всех ребят моего класса сформирована положительная мотивация на здоровье и здоровый образ жизни, стойкое отрицание вредных привычек в качестве главных элементов ЗОЖ. Помимо этого, наблюдается нравственно-толерантный настрой на оказание помощи дошкольникам и ребятам первого класса, дети регулируют своё поведение, уважительно относятся к окружающим, соблюдают культурно-гигиенические правила.
18.10.2012 года в жизни моих ребят случилось знаменательное событие. ФК «Томь» и благотворительный фонд «Обыкновенное Чудо» в рамках программы Чудо-спорт, организовали настоящий праздник для юных футболистов из школы-интерната № 15. Данила И., Дмитрий Ч. провели вместе с ребятами на базе более 4 часов и получили массу положительных эмоций, а главное смогли осуществить свою мечту и поиграть на настоящем футбольном поле. Игроки «Томи» подарили на память ребятам подарки с символикой клуба, а мои ребята в свою очередь поблагодарили кумиров за хорошую игру в турнире.
http://chudo.tomsk.ru/projects/article/80-vospitanniki-shkoli-internata-15-pobivali-v-gostyah-u-futbolnogo-kluba-tom-.html
Диаграмма №1
На диаграмме №1 указаны основные направления моей деятельности по организации здорового образа жизни (ЗОЖ) детей в общеобразовательной организации. Как результат: у детей укрепились знания о здоровом образе жизни, выросла мотивация на соблюдение санитарно-гигиенических правил, повысилась двигательная активность. Работу по формированию ЗОЖ включаю во все виды деятельности, провожу во всех направлениях.
Участие моих ребят в социально направленной деятельности в условиях образовательной организации заключается в помощи пожилым людям, инвалидам, детям-сиротам, в оформлении и представлении выставок творческих работ в рекреации второго этажа школы-интерната №15.
http://si15.tomsk.ru/ourchildren/creativity
Таблица№5
Персональная фото выставка «Подсезоны осени» Новосельцева Виктора (индивидуальное обучение на дому) 06.11.2012 |
Благодарность от мамы Виктора Новосельцева (См. приложение) |
Знакомство с творчеством С.Н. Рериха. Цель: познакомить с культурным наследием Рериха, способствовать пробуждению разумного, доброго, вечного в сердцах детей с особенностями в развитии 04.02.2013
|
|
Выставка фоторабот обучающихся 6 класса: «Сибирские мотивы». Цель: популяризация уникальных уголков природы сибирского края Томской области 05.04.2013 |
Рисунок на компьютере «Сумерки». Автор: Виктор Новосельцев |
Школа-интернат №15 единственное учреждение в Томской области, куда дети приезжают учиться из разных отдалённых уголков сибирского края Томской области, конечно, некоторые дети подолгу не видят своих родителей. Как же я поддерживаю связь с родителями? В век цифровой информатики, инновационных технологий пользуюсь факсом, если необходимо переслать родителям какой-либо документ, справку, или получаю от них копии документов, другую необходимую информацию. Весь процесс взаимодействия осуществляю через групповые тренинги, родительский клуб, семинары для родителей, круглые столы, творческие встречи. Действенную поддержку, заботу и внимание оказывают всем ученикам класса родители Дмитрия Червякова: мама – Т.В. Кубракова, папа – А.М. Червяков. По мере возможности все родители принимают активное участие в жизнедеятельности класса, посещают уроки, внеурочные мероприятия, классные часы, школьные праздники, организуют чаепитие для детей, оказывают посильную материальную поддержку (приобретают школьные принадлежности, подарки, сувениры для детей и пр.), участвуют в конкурсах.
Сумела убедить всех родителей класса (100%) принять участие в областном конкурсе «Я - мама», в номинации «Наш особенный путь», приуроченном ко Дню Матери, поделиться своим опытом.
Опыт воспитания детей с особенностями в развитии важен и принесёт помощь другим родителям, воспитывающим детей с особенностями в развитии, испытывающим трудности. 23 декабря 2013 года на общешкольной линейке Людмила Эфтимович – уполномоченный по правам ребёнка в Томской области вручила всем нам: мамам, ребятам, мне подарки и сертификаты за участие в конкурсе. http://todeti.tomsk.ru/events/news/956/
«Секрет успешного воспитания лежит в
уважении к ученику».
У. Эмерсон
В классе, школе созданы
комфортные психолого-педагогические условия для обучения и воспитания. Ребята с
уважением относятся к окружающим, что в целом свидетельствует об их
воспитанности. Данное направление в работе основано на «Методике изучения
социализированности» автора М.И. Рожкова (социальной
адаптированности, автономности, нравственной воспитанности) личности
обучающихся. (Из
опыта работы). - Главная
Данная диаграмма показывает достаточный рост уровня позитивного отношения ребят к человеку, окружающим людям, трудовой деятельности, знаниям, отношения к собственной личности.
Диаграмма №2
Таблица №6
Отношение к ценностям |
Уровень отношений |
||
Примитивно-поведенческий |
Эмоциональный
|
Мотивированно-поведенческий |
|
К человеку |
55% |
65% |
85% |
К труду |
70% |
85% |
100% |
К знаниям |
55% |
70% |
90% |
К себе |
55% |
75% |
97% |
К обществу |
60% |
87% |
97% |
Выводы. Отношение к ценностям у слабослышащих младших школьников выражается следующим образом: все дети усвоили элементарные нормы поведения, дисциплину, этикет. Но не все ещё выстраивают поведение на убеждении важности значения ценностей, это весьма длительный процесс, над ним предстоит работать в будущем (среднем и старшем звене).
Как результат: положительный эмоционально-нравственный уровень отношений свойственен моим ученикам. Ребята активно участвуют в общественно-полезной работе, выполняют трудовые обязанности без принуждения. Не совершают правонарушения, переживают коммуникативные, вербальные неудачи товарищей, поддерживают их словом, добрым взглядом, прикосновением.
Вместе с ребятами принимаем участие в такой социально-направленной деятельности, как помощь окружающим, людям старшего поколения, сиротам, педагогам-пенсионерам, младшим товарищам – ребятам 1-ых, 2-ых классов. Не смотря на то, что мои дети нуждаются в помощи и поддержке, которую и получают от государства, общественных организаций, сами постоянно проявляют заботу и внимательное отношение к окружающим. Забота об улучшении жизни выступает всегда на первый план. Я веду ребят от творчества в забаве до социального творчества, с пользой для окружающих. Форма и содержание коллективных творческих дел (КТД) зависят от возраста школьников. Первые шаги в этом направлении были сделаны в 2010-2011 учебном году. Мы взяли шефство над первоклассниками, стали их наставниками.
Другими словами, наладила со своими ребятами «вожатское движение». На переменах координируем игры, чтобы первоклашки не скучали (слабослышащие дети первых, вторых классов не могут самостоятельно организовать коллективную деятельность), поэтому помогаем во всех посильных делах ребятам 1 «А» класса: приготовиться к уроку, раздать материал, объяснить правила поведения в классе, школе, общественных местах. К каждому значимому мероприятию организую выставки детского творчества для родителей, гостей, товарищей, педагогов, дошкольников в рекреации на втором этаже. Все мои ребята являются активными участниками вышеозначенных внутришкольных мероприятий.
Дети – часть общества и должны соучаствовать в решении его злободневных социальных проблем, но без принуждения. В соседнем классе обучается Валя – девочка-сирота, мы проявляем заботу о ней, всегда внимательны, чутки, приглашаем на чаепитие, девочки класса готовят ей подарок ко дню рождения. Валентина отлично рисует, она помогает нашей Надежде выполнить любую творческую работу, что способствует развитию таких качеств как взаимоподдержка, взаимопомощь, сотрудничество между девочками.
Всем известно, что положение инвалидов и пожилых людей в России оставляет желать лучшего. Это наиболее социально незащищенная категория населения, нуждающаяся в особом внимании и социальной защите со стороны государства. В нашей образовательной организации традиционными стали такие движения: «Забота о ближнем», «Подарок для ветерана, «Наша помощь», «Не проходи мимо».
Ежегодно в школе проходят праздничные мероприятия, посвящённые Дню матери, Дню учителя, Дню старшего поколения, Дню Победы. На праздник приглашаем ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, воинов-афганцев, ликвидаторов-чернобыльцев, ветеранов педагогического труда. Ребята всегда с большим интересом слушают гостей, готовят для них концертные номера, подарки.
«Когда внуки и старики вместе, внуки добреют, взрослея телом, старики добреют, молодея духом». Гарун Агацарский
Школьная жизнь ребят окрашена такими событиями как встреча с представителями правопорядка, науки, писателями, поэтами: С. Заплавным, Т. Калёновой, М. Андреевым, Г. Скарлыгиным и др.
Познакомила детей с творчеством неслышащего поэта Ивана Исаева (1938-2005), который учился в нашей школе-интернате №15. В 1968 году Иван поступил в институт им. М. Горького на литературное отделение. Это человек-самородок, необычной и неровной судьбы, ранимая душа. Он по-настоящему жил в своих стихах. В октябре 2013 года, в День учителя, на школьной сцене выступил бывший ученик нашей школы Олег Алейников, лучший фокусник России среди глухих. Он открыл для нас микромагию, мои ребята были очарованы его выступлением.
20.03.2013 года прошла встреча с членом Союза писателей, томским поэтом Александром Ивановичем Пановым. Мои ребята стали участниками проекта, они не только познакомились со стихами автора, они их выучили и приняли участие в
мастер-классе. Александр Иванович, помимо поэзии, много говорил о здоровом образе жизни, провёл мастер-класс «Я не только поэт», на котором показал, что в любом возрасте человек должен заботиться о своём здоровье, бережно к нему относиться. Он открытый человек, крепок и телом и духом. В этом все мы убедились, когда наш Данила вступил с поэтом в борьбу по отжиманию, после крепкого рукопожатия Александр Иванович сказал: «Ты богатырь из доброй сказки!».
Все события жизни освещаются на страницах школьного сайта. http://si15.tomsk.ru/ourchildren/creativity В ТГПУ прошла обучение по программе Intel «Обучение для будущего» в России при поддержке Microsoft (60 часов), это дало возможность делиться своими знаниями с детьми, определило организацию «волонтёрского» движения в классе. Дети пробуют себя в должности редактора, корреспондента, оформителя, что даёт им возможность осуществлять свою «профессиональную пробу», а я шутливо называю их «Дистанционные дети». С моей помощью девочки выполнили поздравления в виде презентации для своих мам ко дню рождения, тем самым доставили радость и восхищение своим родителям. В рамках акции «Компьютер и родители», в каникулярное время, Саратова Надежда обучила компьютерной грамотности свою бабушку, а Месхи Алёна – маму, Анжелу Иллиановну.
Одним из условий успешной социализации слабослышащих младших школьников является организация исследовательской деятельности. В 2010-2011 учебном году педагоги и ученики школы-интерната №15 были вовлечены в работу над школьным проектом «Мы – исследователи!».
|
Путешествие Капельки Цель: формирование знаний о том, что вода в природе никуда не исчезает, она путешествует, переходя из одного состояния в другое Диплом III степени |
В рамках проекта разработала и провела урок «Путешествие Капельки». В 2012 году на Региональном этапе Всероссийского конкурса «Мой лучший урок» урок занял почётное место – Диплом III ст. Тематические классные часы: «Откуда пришла вода?», «Вода и здоровье человека», беседы: «Вода – это жизнь», «Вода для человека» подготовили детей к организации конкурса рисунков «Наш дом – чистая планета!». Мои ребята рисовали «Жизнь в капле воды», рисунки получились красочные, содержательные. Этот эпизод классной жизни носил завершённый характер общешкольного проекта «Мы – исследователи!» и, как результат, способствовал закреплению бережного отношения к воде, пополнению знаний о свойствах и круговороте воды в природе.
Диаграмма №3
Диаграмма №3 показывает достаточный рост организаторской активности, повышение к 2013 году исполнительской и продуктивной направленности.
Как результат: анализ вышеозначенной деятельности (сформированности общественной активности обучающихся) говорит о том, что созданные условия дают возможность младшим школьникам с нарушениями в развитии самореализовываться, быть активными участниками в жизнедеятельности класса, школы с целью дальнейшей успешной социализации в обществе.
В томском Информационном центре по атомной энергии стартовала акция «Дни знаний об СХК». Наши ребята одни из первых посетили центр, получили социальный опыт, приняли участие в викторине, получили Дипломы, о чём свидетельствуют СМИ.
«Природа одарила их…превосходными качествами, которые дают им право на живейшее содействие с нашей стороны» В.И. Флери
7 сентября 2012 года мои ребята стали участниками акции «Дни знаний об СХК» томского Информационного центра по атомной энергии, были рады знакомству с крупнейшим атомным предприятием страны. В фойе Информцентра познакомились с выставкой фотографий и литературы: «СХК: Время. События. Люди». Посмотрели на плазменной панели и на большом экране видеосюжеты, приняли активное участие в занимательной викторине по атомной энергетике и получили призы и сувениры от ОАО «СХК»
Когда к нам приходят гости, они понимают, какое бесценное значение в жизни человека имеет наличие хорошего слуха. Вот что пишет журналист Сергей Макиенко, побывавший у нас в гостях на уроке: «И даже небольшое погружение в мир глухоты показывает, насколько важен и тяжёл труд учителя, позволяющего не слышащему ребёнку адаптироваться в обычной жизни. И не просто адаптироваться, а получить нормальное среднее образование». Да, жизнь не выучишь наизусть.
Любой ребёнок проходит путь духовно-нравственного и эстетического совершенствования. Моим ребятам в этом помогают сценические подмостки Гала-концерта «Мой дом. Моя страна». Они взаимодействуют со слышащими сверстниками, демонстрируют своё творчество, свои таланты, получают социальный опыт, где их принимают окружающие люди такими, какие они есть.
Таблица №7
|
||
Танец «Яблочко» |
|
Коллектив школы-интерната №15 проявил инициативу и решил взять шефство над парковой зоной в Ярлыковском сквере на ул. Дзержинского, где в 2003 году была воздвигнута часовня «В честь Преображения Господня», посвящена жертвам чернобыльской аварии.
В парке часто гуляют молодые мамы с детками, отдыхают на лавочках люди старшего поколения. Вечерами собираются подростки, которые, бывает зачастую, оставляют мусор после себя. Совместными усилиями приводим парк в достойный вид, подкармливаем голубей, сами отдыхаем в парке. В этом заложен качественный воспитательный момент – школьники не мусорят там, где наводят порядок!
|
Современная жизнь и свойственные ей буйные ритмы заставляют нас активно крутиться в карусели её событий. Разработки и реализация социально значимых проектов является важным условием для приобретения моими учениками позитивного социального опыта. В городе немало государственных и общественных организаций, занимающихся проблемами сирот, инвалидов, просто детей. Эти государственные устройства пытаются организовать социальное партнёрство, разнообразить жизнь наших детей, сделать её яркой, красочной, насыщенной и интересной, мы и сами не отстаём от жизни. Стоит отметить такой знаменательный факт, коллектив школы-интерната №15 принял участие в городском проекте «Изменим город вместе» 2010 год. Не принять участие в подобном проекте было бы большим упущением.
Организаторами проекта выступили: Благотворительный Фонд «Селена», Дума города Томска, ОАО «УРАЛСИБ», «СТС – Открытое ТВ», газета «Томские новости», ООО «Холидей ОМЕГА».
Победа в конкурсе рисунков позволила перейти во второй тур. Далее мои ребята сделали классный макет школьной спортивной площадки, о которой давно все
Макет школьной площадки |
Новая спортивная площадка |
Вручение подарков |
мечтали, и взрослые, и дети. К великой радости наша школа стала победителем проекта. Победа отмечена Дипломом I степени конкурса «Изменим город вместе». На территории школы была построена новая спортивная площадка. Ребята радовались не только классной спортивной площадке, но и другим призам, которые вручили работники банка «УРАЛСИБ». В честь открытия площадки гости вручили награды победителям, а ребята, в свою очередь, выступили перед гостями, показали концертные номера. Теперь каждый день мальчишки с удовольствием гоняют мяч по футбольной площадке, соревнуются в эстафетах, а в выходные дни на нашей площадке играют в футбол ребята с окрестных дворов, занимаются на спортивных тренажёрах. «Созерцательная жизнь очень безрадостна. Нужно больше действовать». Н. Шамфор
Мы с ребятами стараемся внести свой посильный вклад по благоустройству нашего общего дома – сделать ещё более красивой и нарядной зелёную зону пришкольной территории, улицу Дзержинского и Ярлыковский сквер.
25 мая 2011 года приняли участие во Всероссийской детской акции «С любовью к России мы делами добрыми едины», которая ежегодно проходит по инициативе Общероссийского детского экологического движения. Тем самым мы внесли свой личный вклад в празднование Дня Независимости России.
За активное участие в VII Всероссийской детской акции «С любовью к России мы делами добрыми едины» ребята получили грамоту Общероссийского общественного детского экологического движения «Зелёная планета». Результаты размещены на сайте: http://greenplaneta.ru/node/2219
В деятельности нашей образовательной организации большое практическое значение имеет взаимодействие школьного, ученического сообщества с местными властными структурами с целью решения тех или иных проблем местного социума.
Партнеры, спонсоры школы-интерната №15, Благотворительные фонды, с которыми работает учреждение:
Томское областное отделение общероссийского общественного фонда «Российский Фонд Мира»;
Томское отделение Всероссийского общества глухих;
Благотворительная организация «Диво», В.В. Солит;
Горэлектросети, В.Т. Резников; Центр «Семья»;
«Центр профилактики здоровья» и, конечно родители.
Такое взаимодействие – необходимое условие обеспечения дальнейшей социализации личности, мобилизации внутренних резервов школьного потенциала для решения проблем местного социума, а также за пределами школы.
Важным элементом воспитания детей с нарушениями слуха, по моему мнению, является привлечение школьников к решению проблем местного социума только на доступном для них уровне. Воспитанники посещают различные организации дополнительного образования:
1. Центр детского чтения: два раза в неделю дети посещают библиотеку, читают журналы, газеты, ищут необходимую информацию для выполнения домашнего задания.
2. Томская областная детско-юношеская библиотека: знакомятся с новинками детской литературы в читальном зале, участвуют в конкурсах «Цветик-семицветик», предоставляя творческие работы на выставку. Третий понедельник каждого месяца Е.М. Попадейкина – заведующая отделом работы с инвалидами проводит информационный час по коррекционной литературе для учителей, доставляет в школу-интернат №15 заказанную методическую, коррекционную литературу для детей и педагогов.
3. МАОУ ДОД Дворец творчества детей и молодёжи: посещаем праздничные мероприятия, концерты, выставки, детские спектакли, являемся участниками благотворительных Гала-концертов.
4. ОГКОУ ДОД «Областной центр дополнительного образования детей»: принимаем участие в областной выставке «Зимний букет», обмениваемся идеями и творчеством. С 2010 г. по 2012 г. все мои ребята (6 человек) прошли обучение по образовательной программе «Основы изобразительного искусства», получили сертификаты (Свидетельство государственной аккредитации Серия АБ № 0000251).
5. Центр досуга и спорта «Факел». В рамках благотворительности для детей с ОВЗ получаем Три пакета праздничных программ для детей – комплекс услуг подразделений развлекательного направления «Факел»: Боулинг, Парк игровых автоматов, 5D-зал.
6. Международный факультет управления НИ ТГУ при поддержке Центра иностранных языков «Инглишхаус» и отдела образования Посольства США организовал социальный проект «СВЕТ ДОБРА», в котором мои ребята приняли активное участие. Мы с огромным интересом «Путешествовали по городам Соединённых Штатов Америки». Данный социальный проект имел Международный уровень (дети встречались с американскими преподавателями и студентами ТГУ). Проект проходил в течение двух учебных лет 2010-2011 и 2011-2012 года, способствовал расширению кругозора, развитию познавательной активности, формированию УУД и др.
В рамках проекта было проведено более 30-ти мероприятий: Таблица №8
«Открытие Америки» |
«Путешествие по городам Америки» |
«День Святого Валентина» |
«Подарки для американских друзей» |
«Праздник сладостей» |
«Рождественская встреча» |
«День Земли» |
«День Портфолио – Наши достижения» |
Последняя встреча «Прощание с друзьями» |
Как результат - Социальный проект «СВЕТ ДОБРА» – помог выстроить партнёрские отношения, дети приобрели социальный опыт, у всех ребят пополнился словарный запас, повысилась самооценка, уверенность в себе, своих действиях, возможность демонстрировать коммуникативные и речевые функции, выполнять творческие работы. Мы безмерно благодарны Международному факультету управления НИ ТГУ при поддержке Центра иностранных языков «Инглишхаус» и отдела образования Посольства США. Проект оставил в душе ребят сердечную теплоту, безграничную любовь к товарищам по проекту, стремление к сотрудничеству, тёплые и нежные воспоминания.
Ощутимую финансовую помощь и большую поддержку школе-интернату №15 оказывает Депутат городской Думы г. Томска, попечитель детского фонда В.В. Резников, что обеспечивает открытый характер школьной среды и готовность видеть новые идеи для обучающихся с ОВЗ и их семей.
http://si15.tomsk.ru/ourchildren/creativity Вся школьная жизнедеятельность отражается на страничках школьного сайта.
Как результат, созданные условия для приобретения обучающимися позитивного социального опыта получили общественное признание.
Общественное признание приобретения детьми
позитивного социального опыта
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.