Профессиональные каникулы: через лагерь в профессию
Оценка 4.7

Профессиональные каникулы: через лагерь в профессию

Оценка 4.7
docx
12.03.2024
Профессиональные каникулы: через лагерь в профессию
Профканикулы.docx

Образовательно-просветительский проект

«Профессиональные каникулы»

 

Майорова Галина Владимировна, заведующий отделом по профориентации учащихся учреждения образования «Гомельский государственный областной Дворец творчества детей и молодежи»

 

Многие учащиеся и их родители слабо ориентируются на рынке труда. Мало информированы о требованиях, предъявляемых к той или иной профессии, о качествах, которыми надо обладать, претендуя на соискание рабочего места. Кроме того, каждый год появляются новые профессии.

Но этих знаний недостаточно, чтобы сделать правильный выбор. Учащимся необходимо знать о своих интересах, склонностях характера, особенностях личности, которые очень важны при выборе профессии.

           Здесь и возникает необходимость в специалисте, в правильно организованной, комплексной помощи.

         Такую работу можно эффективно наладить в условиях оздоровительных лагерей не только на базе учреждений общего среднего, но и дополнительного образования детей и молодежи.

«Профессиональные каникулы» – профориентационный просветительский проект для школьников и педагогов, в рамках которого в летний период в Гомельской области функционируют профориентационные лагеря.

Организаторами и инициаторами проекта выступили межведомственный координационный Совет по профессиональному самоопределению и тестированию учащихся Гомельской области и отдел по профориентации учащихся учреждения образования «Гомельский государственный областной Дворец творчества детей и молодежи».

Вот уже 6 лет координаторами проекта являются отдел профориентации учащихся учреждения образования «Гомельский областной Дворец творчества детей молодежи и региональный центр тестирования и профессиональной ориентации учащейся молодежи, которые обеспечивают организационную, методическую, информационную и рекламную поддержку проекта.

Областной профориентационный проект «Профессиональные каникулы» был инициирован с целью создания условий не только для организованного отдыха учащихся в каникулярный период, но и для реализации профориентационных, образовательных и других программ, обеспечивающих профессиональное самоопределение.

Концепция проекта основана на построении эффективной профориентационной системы по самореализации личности учащегося через включение его в различные виды деятельности с целью формирования представления о мире профессий, получения первичных практических умений, которые в будущем могут оказать влияние на профильное обучение и профессиональное самоопределение личности.

Цель проекта – создание условий для организованного отдыха учащихся в каникулярный период и реализации профориентационных, образовательных и других программ и услуг, обеспечивающих профессиональное самоопределение, творческую самореализацию, нравственное, гражданское, патриотическое, экологическое воспитание и развитие детей, подростков в этот период.

Основными задачами проекта являются:

-       содействие формированию у учащихся ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества путем раннего профориентирования;

-       обеспечение условий, способствующих профессиональному самоопределению, сохранению и укреплению здоровья, полноценному физическому и психическому развитию детей и подростков в каникулярный период;

-       выявление интересов, склонностей, способностей и восприятия себя как потенциально успешной личности через прохождение профориентационной диагностики;

-       http://qrcoder.ru/code/?www.rct.gomel.by%2Fportal&4&0организация мероприятий и программ для самореализации детей и подростков, достижения каждым участником проекта состояния успешности через включение их в различную деятельность, посредством профессиональных проб, приобщение к миру профессий через формирование профориентационного «информационного» поля.

Информация для учащихся, педагогов о проекте «Профессиональные каникулы» размещена на Гомельском областном профориентационном портале по адресу www.rct.gomel.by/portal/ .

Мероприятия проекта реализуются в различных формах: организация отдельных профориентационых лагерей, проведение профориентационных и других программ проекта в оздоровительных, трудовых, спортивных и других лагерях, а также в период вторичной занятости учащихся и при выполнении школьных бизнес-проектов.

         Основной принцип действия профориентационного лагеря – проведение тематических дней профориентации с изучением различных сфер профессий: социальной, правовой, экономической, аграрно-технической и т.д.

         Погружение в мир профессий проходит в несколько этапов и включает:

         – профориентационную диагностику учащихся с возможностью on-line тестирования в начале и конце смены с последующим предоставлением полученных результатов и рекомендаций о профессиональных предпочтениях;

         – блок мастер-классов, профессиональных проб, встреч с представителями профессий предприятий и организаций Гомельской области, деловых игр, экскурсий, выставок, презентаций, занятий с элементами тренинга, круглых столов, бизнес-игр, игровых программ, конкурсов, кинолекториев, квест-игр, направленных на изучение и понимание профессий; развитие универсальных умений и навыков: проектного мышления, системного мышления, планирования, целеполагания, умения работать в команде, публичных выступлений;

         – командная работа над профессиональным проектом и его защита.

Мероприятия проводят педагоги, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования, мастера производственного обучения. Однако могут принимать участие и представители профессий предприятий, организаций и другие заинтересованные лица.

По своей направленности все программы летних профориентационных лагерей являются комплексными, т.е. включают в себя разноплановую деятельность, объединяют различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

По продолжительности, в основном, это 18-ти дневные лагеря, но могут быть и круглосуточные 9-ти дневные.

Основной состав лагеря – это учащиеся учреждений общего среднего или дополнительного образования детей и молодежи в возрасте 6-16 лет.

Программы лагерей разрабатывались с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

– Кодекс об образовании Республики Беларусь;

Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь (утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь            от 29 марта 2022 г. N 20/7/57);

– инструктивно-методическими письмами Министерства образования Республики Беларусь;

– Концепция детского отдыха и оздоровления в Республике Беларусь, утвержденная Министром образования Республики Беларусь М.А.Журавковым 15 февраля 2016 г.

http://qrcoder.ru/code/?http%3A%2F%2Frct.gomel.by%2Fportal%2F228-proforientacionnye-lagerya.html&4&0Организаторы каждого лагеря стремятся не только обеспечить комплекс условий, способствующих раннему профориентированию, но и способствовали формированию уважительного отношения к разным видам профессионального труда через приобщение к миру профессий, содействовали формированию у учащихся ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества.

В ходе работы профориентационных лагерей учащимся, которые еще возможно и не начали определяться со своим профессиональным будущим, была предоставлена возможность познакомиться с миром профессий и определить для себя наиболее подходящие варианты дальнейшего профессионального развития (http://rct.gomel.by/portal/228-proforientacionnye-lagerya.html ).

Учащиеся в игровой форме могут попробовать себя в разных специальностях: корреспондента, библиотекаря, медицинского работника, работника почтовой связи и др. Они «примеряют на себя» профессии, с помощью взрослого пытаются увидеть перспективы предлагаемых профессий, их возможности и востребованность. Одним словом, получают немало полезных знаний и впечатлений для будущего выбора своей перспективной профессии.

Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм дало положительный результат профориентационной работы с учащимися. Кроме того, особое внимание уделяется созданию мотивирующей среды. Мероприятия и сама обстановка организовывались таким образом, чтобы дети смогли получить максимум от этого опыта.

Как показала практика, мотивация работает – многие дети после окончания хотят продолжать погружение в профессиональную среду, начинают активно планировать собственное профессиональное будущее и работать над ним.

         Профориентационный лагерь дает ребенку очень многое. Он узнает о своих профессиональных склонностях, способностях, слабых и сильных сторонах. Новый опыт помогает ему осознать свои мотивы и профессиональные устремления.

Отличительной особенностью профориентационного лагеря является профориентационная диагностика в начале и конце смены. Напомню, что профдиагностика – это оценка и измерение индивидуально-психологических особенностей личности человека на предмет соответствия этих особенностей выполнению профессиональной деятельности. 

Профессиональная диагностика участников лагерей организуется совместно региональным центром тестирования и профессиональной ориентации учащейся молодежи в начале и в конце смены. Диагностика проводится на компьютерах по профориентационному тесту «Я предпочту» (автор Климов Е.А.). Стимульный материал, используемый в тесте отличается для учащихся по возрастам, а именно для детей 1-4 классов, 5-8 и 9-10 классов, соответственно различается интерпретация получаемых учащимися индивидуальных результатов.

Для проведения диагностики компьютерная программа должна быть предварительно скачана и установлена на компьютере.

Профориентационная диагностика проводится в автономном режиме, результаты отправляются в региональный центр тестирования для обработки по электронной почте или в онлайн-режиме (в случае наличия подсоединения к интернету).

На сегодняшний день профориентационная диагностика организуется для учащихся с 5-й по 11-й класс на основе индивидуального бланкового тестирования и анкетирования с последующей компьютерной обработкой.

После прохождения профориентационного диагностирования учащийся получает распечатку результатов на бумажном носителе, куда входят:

индивидуальный графический профиль с результатами по каждому измеряемому тестом качеству;

диаграмма, показывающая наиболее подходящие для учащегося направления профильного обучения в старшей школе;

списки профессий, максимально соответствующих личностным особенностям, интересам и способностям учащегося с коэффициентами сходства;

развернутые текстовые интерпретации результатов по всем показателям теста.

Полученный профиль является индивидуальным профориентационным портретом испытуемого, который формируется на основе анализа способностей, склонностей, черт личности, интересов, необходимых для успешного освоения того или иного вида деятельности, также учитываются результаты диагностического тестирования индивидуального учебного прогресса, так как на уровень профессионального самоопределения школьника влияют не только интересы, склонности, способности, но и успешность учебной деятельности.

При анализе эффективности работы профориентационного лагеря важно рассматривать результаты профориентационной диагностики.

Возрастной диапазон участников лагерей широк. Это необходимо учитывать при подготовке к мероприятиям. Так, для старших ребят более интересны тематические профильные мероприятия (у них, как правило, возникает много вопросов к приглашенным специалистам), младшие с удовольствием принимают участие в спортивных состязаниях, просмотре кино-, видеоматериалов. Опыт проведения профориентационных лагерей показывает, что отдельные предприятия и организации не имеют достаточного опыта в приеме детей с целью обзорных экскурсий по своим территориям. Поэтому необходимо проводить и работу с предприятиями по содержанию экскурсий. А информационную картину дополнять формами работы по месту дислокации лагеря: викторины, видеоматериалы, беседы, др.

         На протяжении всего летнего периода организаторов летних лагерей профориентационной направленности консультировали и оказывали информационную поддержку сотрудники отдела по профориентации областного Дворца творчества.

Профориентационный лагерь, безусловно, полезен всем, кто делает выбор между несколькими профессиональными сферами или хочет больше узнать об уже выбранном направлении. Но самое главное – профориентационный лагерь дает ребенку опыт соприкосновения с реальной профессиональной средой, практическое погружение в профессию.

По окончанию школы каждому учащемуся предстоит сделать очень важный выбор, который проложит путь к его будущей профессиональной деятельности, выбор направления профильного обучения или профессионального обучения в средних специальных учебных заведениях. Однако, чтобы осуществить этот шаг и стать успешным, необходимы специальные знания. Особенно сейчас, когда рынок диктует нам возросшие требования к уровню подготовки специалистов и абитуриентов.

Мы не должны забывать, что в центре внимания ребенок и его стремление к самореализации.

Как правило, в учреждениях образования профориентация направлена, в основном, на детей старшего возраста.

Но, чтобы выстроить систему работы, необходимо вовлечь в данную деятельность учащихся всех возрастов, в том числе младшего школьного возраста. И как не использовать при этом потенциал летнего каникулярного период, когда практически во всех учреждениях общего среднего и дополнительного образования открываются оздоровительные лагеря.

Объединив усилия, мы сможем создать условия и помочь нашим детям найти свое место в жизни.

 

Информационные источники

1Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф, Лернер П.С., Рабинович А.В. Содержание профессиональных проб и этапы их выполнения // Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф, Лернер П.С., Рабинович А.В. Профессиональные пробы: технология и методика проведения. Методическое пособие для учителей 5 – 11 классов (под ред. С.Н. Чистяковой). М.: Образовательно-издательский центр «Академия», ОАО «Московские учебники», 2011. – С. 15-24.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Образовательно-просветительский проект «Профессиональные каникулы»

Образовательно-просветительский проект «Профессиональные каникулы»

Цель проекта – создание условий для организованного отдыха учащихся в каникулярный период и реализации профориентационных, образовательных и других программ и услуг, обеспечивающих профессиональное самоопределение, творческую…

Цель проекта – создание условий для организованного отдыха учащихся в каникулярный период и реализации профориентационных, образовательных и других программ и услуг, обеспечивающих профессиональное самоопределение, творческую…

Гомельской области, деловых игр, экскурсий, выставок, презентаций, занятий с элементами тренинга, круглых столов, бизнес-игр, игровых программ, конкурсов, кинолекториев, квест-игр, направленных на изучение и понимание профессий;…

Гомельской области, деловых игр, экскурсий, выставок, презентаций, занятий с элементами тренинга, круглых столов, бизнес-игр, игровых программ, конкурсов, кинолекториев, квест-игр, направленных на изучение и понимание профессий;…

Учащиеся в игровой форме могут попробовать себя в разных специальностях: корреспондента, библиотекаря, медицинского работника, работника почтовой связи и др

Учащиеся в игровой форме могут попробовать себя в разных специальностях: корреспондента, библиотекаря, медицинского работника, работника почтовой связи и др

На сегодняшний день профориентационная диагностика организуется для учащихся с 5-й по 11-й класс на основе индивидуального бланкового тестирования и анкетирования с последующей компьютерной обработкой

На сегодняшний день профориентационная диагностика организуется для учащихся с 5-й по 11-й класс на основе индивидуального бланкового тестирования и анкетирования с последующей компьютерной обработкой

По окончанию школы каждому учащемуся предстоит сделать очень важный выбор, который проложит путь к его будущей профессиональной деятельности, выбор направления профильного обучения или профессионального обучения…

По окончанию школы каждому учащемуся предстоит сделать очень важный выбор, который проложит путь к его будущей профессиональной деятельности, выбор направления профильного обучения или профессионального обучения…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2024