«Профессиональный авторитет и самоутверждение преподавателя»
Оценка 4.6

«Профессиональный авторитет и самоутверждение преподавателя»

Оценка 4.6
Педсоветы +1
doc
воспитание +1
Взрослым
03.02.2020
«Профессиональный авторитет и самоутверждение преподавателя»
Личный пример мастера производственного обучения – действенная сила воспитания учащихся. Личность мастера – гражданина, учителя, воспитателя, его педагогический такт, человеческое обаяние, культура и образованность всегда проявляются в работе, поступках, во всей жизни его воспитанников.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ АВТОРИТЕТ.doc

 

 

«Профессиональный авторитет и самоутверждение преподавателя»

 

 

Как можно больше требования к человеку

и как можно больше уважения к нему.

А.С.Макаренко

 

 

     Личность мастера – гражданина, учителя, воспитателя, его педагогический такт, человеческое обаяние, культура и образованность всегда проявляются в работе, поступках, во всей жизни его воспитанников. Вот почему нам надо быть особенно требовательными к себе, своим поступкам, поведению в быту, в отношении к труду. Личный пример мастера производственного обучения – действенная сила воспитания учащихся. Учащиеся во всем стараются подражать своему наставнику. Они перенимают его привычки, манеру профессиональных движений и приемов, отдельные выражения.

 

     Авторитет педагога зависит только от него самого. Прошли те времена, когда сама профессия преподавателя вызывала уважение окружающих. Сейчас должностной авторитет полностью заменен авторитетом личности. Любой педагог может завоевать уважение учеников, их родителей, коллег благодаря глубоким знаниям, серьезному отношению к работе, вниманию к подопечным.

 

     И мастера, и преподаватели, и родители – все взрослые люди хотят беспрекословного выполнения детьми своих требований. Но добиться всего этого значительно легче, если мысами будем примером в соблюдении этих же требований. Давайте на миг представим себе пьяного лектора, который агитирует против алкоголизма. Смешно? Конечно,  смешно! А разве не в том же положении оказываемся мы,  когда опаздываем на урок, а учащихся ругаем за то же? Велико значение хорошего примера. И если мы хотим видеть своих учащихся организованными, трудолюбивыми, принципиальными, внешне аккуратными, активно участвующими в общественной жизни, «болеющих» за честь своего коллектива, готовыми прийти на помощь товарищу – прежде всего мы сами должны быть такими.

 

     Главное слагаемое высокого авторитета – безупречное знание своего дела, высокая требовательность и уважение к учащимся, и серьезное отношение к работе. Хорошо об этом говорил А.С.Макаренко. Он считал, что можно быть сухим с учеником, даже не замечать его, хотя он рядом, под рукой. Можно игнорировать его симпатии, быть требовательным до придирчивости. Но если при этом педагог блещет делом, знанием, удачей, ученики всегда будут на его стороне. Будут его любить и уважать. Без открытого, решительного требования нельзя начинать воспитание коллектива. И тот, кто начинает с колеблющихся уговариваний, делает ошибку, при которой не будет дисциплины в коллективе, не будет авторитета у педагога.

 

     За последнее десятилетие резко вырос уровень грамотности, образованности молодых людей, неизмеримо повысилась их культура. И естественно возросли требования к педагогу. Современный педагог должен обладать не только индивидуальностью и характером, а и, прежде всего, иметь чувство высокого патриотизма. Гражданская и общественная активность педагога, его идейный облик – важнейшая составная часть его педагогического мастерства.

 

     Обязательное требование к авторитетному педагогу – моральная чистоплотность. Рассмотрим один из примеров из практики. Преподаватель спешит домой. В вестибюле его догоняет учащийся и передает просьбу директора зайти к нему. Рядом одеваются учащиеся. Небрежно отмахнувшись, преподаватель отвечает: «Скажи, что я уже ушел». Очевидный факт, как можно требовать честности от учеников, если ты сам способен солгать. Авторитетный преподаватель не обманывает и не лжет даже по мелочам. Никогда не позволяет себе невежливого отношения к любому человеку. Не ссорится при учениках с коллегами. Не вовлекает учащихся в группировки, направленные против коллег, родителей, технических работников, администрации, не подрывает авторитет коллег – преподавателей, не отзывается пренебрежительно об их предметах, об их работе.

 

     Подрывает авторитет преподавателя не только, и  не столько слабое знание предмета , но и не умение контактировать с людьми. Там, где можно -  улыбнуться и ответить шуткой на шалость учащихся, тем и погасить ненужную конфликтную ситуацию, а не устраивать проработки. Часто неправильная реакция, это результат отсутствия опыта, реже – не желание задуматься, и не умение верно оценить ситуацию.

 

     Очень важно для поддержания своего авторитета,  помимо знания своего предмета, умения преподнести материал, способности поддерживать дисциплину и порядок, умения интересно проводить внеучебные мероприятия; педагогу необходимо проявлять и чисто человеческие качества: доброту, душевность, отзывчивость, заботу об учащихся. Эти качества особенно ценит современная молодежь.

 

      С точки зрения самих педагогов, в своем сообществе, они высоко  ценят – авторитетность, опытность, известность в педагогических и научных кругах, количество публикаций. По мнению зарубежных специалистов, современные требования к авторитетному педагогу выглядят следующим образом:

 

- педагог должен безупречно знать свой предмет;

 

- педагог – мастер систематически ставит перед учениками новые цели, которые несколько труднее предыдущих, но они возможны для достижения;

 

- педагог всегда любопытен и стремится учиться;

 

- педагог никогда не удовлетворен достигнутым и счастлив получать знания от других, будь-то ученики, коллеги или руководители;

 

- педагог вдохновенно вовлекает учеников в работу тщательно подготовленными дискуссиями, интересными заданиями, вопросами;

 

- педагог отдает всего себя, свои способности и знания работе;

 

- педагог чувствителен к мыслям и чувствам подопечных;

 

- педагог обладает предвидением, чувствует, чего могут добиться его ученики в дальнейшем;

 

- педагог справедлив, и в трудных вопросах, при неудачах всегда берет ответственность на себя;

 

- педагог заботиться о каждом члене своей группы, как об индивидуальности.

 

Итак, современный преподаватель должен быть интересным в обществе, а значит, интересным и для учащихся, с которыми работает. Но это не возможно, если педагог замыкается в рамках своего предмета. Знание, скажем текущей периодики, позволяет в кругу учащихся не лезть за словом в карман. Всегда быть готовым поддержать разговор, рассказать что-то интересное. И, конечно, для поддержания высокого авторитета необходима высокая культура поведения преподавателя – интеллигентность, отзывчивость, умение не только пошутить, но и понять шутку в свой адрес и правильно реагировать на нее.

 

     Конечно, рецепта на все случаи нет. Но знание и умение преподавателя применять приемы воспитания позволяют ему найти выход из многих сложных ситуаций, из разных положений, в которые он попадает, и еще выше поднять свой авторитет.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1.В.С.Филиппов. Учебно-воспитательная работа в группе. – Москва, «Высшая школа», 1980 г.

 

2.Ежемесячный теоретический и научно-методический журнал «СПЕЦИАЛИСТ», № 10, 2004 г.


Профессиональный авторитет и самоутверждение преподавателя»

Профессиональный авторитет и самоутверждение преподавателя»

Современный педагог должен обладать не только индивидуальностью и характером, а и, прежде всего, иметь чувство высокого патриотизма

Современный педагог должен обладать не только индивидуальностью и характером, а и, прежде всего, иметь чувство высокого патриотизма

Итак, современный преподаватель должен быть интересным в обществе, а значит, интересным и для учащихся, с которыми работает

Итак, современный преподаватель должен быть интересным в обществе, а значит, интересным и для учащихся, с которыми работает

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1.В.С.Филиппов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1.В.С.Филиппов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2020